Запоздавший некролог Памяти Н. Н. Богданова

Александр Плетнев-Кормушкин

16 октября 2019 г. в возрасте 57 лет умер Николай Николаевич Богданов, известный достоевсковед. Его памяти посвящается этот текст.

В июле 2019 г. в нашей переписке с Николаем Богдановым «Вконтакте» состоялся такой диалог:
«16 июля 2019
Александр 9:47
Николай, привет! Только вчера до меня дошел ролик твоего выступления в Старой Руссе! Думаю, что когда в Москве будут проходить «Богдановские чтения», тоже возникнет  дискуссия по поводу достоверности моих мемуаров о тебе! Не найдут достоверной информации о наших встречах и пересечениях по жизни! Шучу, конечно! Дай Бог тебе здоровья и творческих успехов!
Николай 18:58
Спасибо, Саша, что не забываешь! Думаю, твои мемуары обо мне будут самыми интересными. Но это дело еще далекое. А пока нам еще предстоит много новых свершений.
Я сейчас за городом. Связь ужасная. К субботе планирую возвратиться в Москву. Тогда и буду читать твои рассказы. Удачи!»

Кто бы мог подумать,  что моя идиотская шутка окажется пророческой, и, несмотря на то, что Николай был моложе меня на девять лет, мемуары о нем приходится писать мне.
Его день рождения приходился аккурат на 1 января.
«В детстве мне было обидно, что другим детям дарили два отдельных подарка – на Новый Год и на День Рождения, а мне всего один!»  К первому января 2020 года я поздравил Николая с Новым Годом, и приготовил отдельный подарок ко Дню Рождения, но ответного послания от него не получил. Списал это на новогоднюю суету, мелкие дела. Ну недосуг человеку в этой череде новогодних праздников. Мне в голову не могло прийти, что его уже нет в живых.
Можно сказать, что я  выполнял для Николая в Петербурге роль «агента по работе в библиотеках и архивах». Приведу навскидку один фрагмент его «заявки»:
«5 июня 2014
Николай 11:36
Спасибо, Саша! Жаль, что с ПД (Пушкинским домом - автор)  ты откладываешь до осени. А, может быть, удастся попасть сейчас? Хоть на один разок!
Дело в том, что открытие века может состояться! По описям я нашел письмо П.П. Аникиевой к Анне Григ. (Анне Григорьевне Достоевской - автор) аж от 18 января 1884 года. До этого сведения о ней кончались 1868 г. Каково?!
Шифр хранения этого письма РО ИРЛИ 29 987. На всякий случай напоминаю, что Аникиева - мать внебрачного сына Мих. Миха.(Михаила Михайловича Достоевского, старшего брата писателя - автор).
9 июня 2014
Николай 7:12
… А вот о чём бы я тебя попросил, так это сфотать мне обложку брошюры В.М. Владиславлева "Большевицкое движение", Н-Новгород, 1917. Ее шифры в БАНе : 3 в / 32525
Ну и, конечно, прошу переслать мне сканы писем Юрия Ал. Иванова по нумерации файлов 2,3, 4, 7, 9, 11
Просто по номеру листов в твоей папке
И сканы личного дела Добржанского (здесь уже последнии цифры в нумерации файлов) 155, 218, 224, 248, 331, 447, 515
Привет!
12 июля 2014
Николай 16:23
…Тут обозначается новый фронт работ. Может быть, глянешь?
Маркова Г. Письма из Семипалатинска//Простор. 1981. № 9. С.186-192
Достоевский А. Достоевские в Ст. Руссе // Старорусская правда. 1967. 5,6, 8 сент.
Боград Г., Мудров Ю. Брату Фед. Достоевского// Веч Ленинград. 1990. 29 окт
Неизвестные автографы Достоевского/ Шмаков А.//Южный Урал. Челябинск. 1955. 3 13-14. С.168-172
Вместо тройки в последней ссылке, разумеется, №
Дублирую: Южный Урал. Челябинск. 1955. № 13-14. С.168-172
17 июля 2014
Николай 11:55
Спасибо, Саша! Еще одна галочка поставлена в сетке моих розысканий. Увы, я знаю куда больше этих двух господ, прости Господи им!
Удачи!
18 июля 2014
Николай 14:08
Спасибо, Саша!
31 июля 2014
Николай 15:51
Саша, привет! Я до 20-го исчезаю в Абхазию. Это на случай, если ты меня будешь искать...
25 августа 2014
Николай 16:04
Привет! Куда ты пропал? Вот макет моей книжки о Достоевских. Второе издание: https://yadi.sk/d/UbqqK6rtTZ2pN
30 августа 2014
Александр 16:49
Я на Белом море, приеду 6 сентября и напишу. Спасибо за книгу. Прочитаю обязательно и напишу свое мнение!
Николай 17:11
Спасибо, Саша, за письмо! Будем на связи!
19 сентября 2014
Николай 17:45
Саша, привет! ты уже вернулся? А тут новый фронт работ:
1. Не глянешь ли список работ Юрия Алексеевича Иванова в Архиве РАН (если он есть)? Ф. 155.
2. Не глянешь ли, есть ли письма Влад Мих Владиславлева в фонде В.В. Латышева (Ф. 110)?
3. Не глянешь ли в Институте восточных рукописей Ф.100 (ОБермиллер Евг Евг) - нет ли писем или каких других бумаг Милия Достоевского?
4. Сообщил ли ты в БАНе номер моего кандидатского диплома ? - На всякий случай дублирую КД. № 018 251 от 4 июля 1990 года.
Как поживаешь? Привет!
Александр 19:09
Николай, привет! Да, я вернулся с моря, потом на 3 дня ездил в Финляндию, так что работать начну со следующей недели. По диплому еще не работал. С понедельника начну заказывать дела в архиве и книги в БАНе.
20 сентября 2014
Александр 0:08
Да, все эти планы могут осуществиться, если меня не заберут в ментовку 21 сентября на" марше мира"!
Николай 12:43
Ну, здрассте! Я же тебя просил, даже умолял во всех этих маршах не участвовать!
И чего это вы переехали на 21-е?
Кстати, не переснимешь ли для меня в БАНе обложку брошюры Вл Владиславлева "Куда идёт большевицкое движение"? Она там точно есть, я ее видел в мае».

Вот в таком примерно режиме мы работали и общались с Николаем лет десять. В основном в социальной сети «Вконтакте», но пользовались и «мылом». Я намеренно не убрал из переписки всякие ляпы и нестыковки, чтобы передать рабочий характер общения.

В октябре 2019 г. я получил от него «заявку» такого содержания:
«Николай 19:21
До 1978 г. в БАНе (Библиотека Академии Наук - автор) работала вторая жена любимого мною Юрий Алексеевича Иванова Елизавета (если не путаю) Ив. Боброва. Вот бы её расспросить о бывшем муже!»
Всем, кто знаком с розысканиями Н.Н. известно, что у него было два «любимых» родственника Достоевского – упомянутый уже Ю.А.Иванов, и, конечно – Милий Федорович. Об этом его втором увлечении (а по личной значимости, пожалуй, и первом) я еще поговорю, а сейчас остановлюсь на Бобровой.
В феврали 2020 мне удалось получить фотографию и биографические данные о ней, и я тут же переслал всё это Николаю.
Рассчитывал получить в ответ восторженное письмо, полное благодарностей и творческих перспектив. Но, получил в начале февраля только извести о его безвременной кончине.

Я не могу назвать Николая своим другом, но и просто знакомым не могу  и не хочу тоже. Слишком много он значил для меня и как ученый и как человек. У нас было две пространных сферы общения – психиатрия (если шире, то - человеческая психика) и Достоевский.
В начале двухтысячных я плотно занимался патографией и конкретно переизданием «Клинического архива гениальности и одаренности»  как в электронном, так и в бумажном виде. На почве психиатрии мы с ним и познакомились, начали общаться, вначале виртуально, а затем уже и очно, как говорится «тэт а тэт». А потом оказалось, что мы оба тяготеем к изучению личности и характера Достоевского. Помню, при первом с ним личном знакомстве он рекомендовал мне напечатать в приложении к «Архиву» статью Д. А. Аменицкого «Психопатические типы в «Братьях Карамазовых».
Разница в возрасте, и проживание в разных городах (хотя, Николай много лет жил в тогда еще Ленинграде и хорошо знал его архитектуру и топонимику) не сказывались на характере нашего общения. Не скажу, что мы с ним были во всем согласны, наоборот, все мои высказывания сразу же вызывали его возражения и наоборот, я постоянно критиковал его теории.
Николай был педантом и человеком логики, я же – легкомысленным резонером. Как-то я прислал ему портрет психиатра Суханова, редактировавшего вместе с Ганнушкиным журнал «Современная психиатрия», но, спустя несколько лет, он это «забыл» и уверенно утверждал, что этот портрет у  него давно был, а я что-то придумываю. Так же он иногда забывал ссылаться на меня, приводя в своих книгах тот или иной факт. 
Да, о ссылках. Он, как-то спросил, как на меня ссылаться? Указывать ли настоящую фамилию или литературный псевдоним? Я посоветовал указывать и то и другое. Получился такой вот забавный диалог, добавляющий «живинки», в мое сухое изложение характера Богданова:

Николай:
Номера фонда Ольденбурга я, конечно, не помню. Но ведь он найдётся по алфавитному указателю... И ещё - как теперь на тебя ссылаться? (Я ведь делаю это везде, где это возможно) Плетнёв? Или Плетнёв-Кормушкин?
Александр 18:29
Как хочешь, так и ссылайся, меня все равно никто в научном сообществе не знает!
Николай 18:29
Мы работаем на будущее, Саша!
Александр 18:30
Только через тебя и проникну, т. с. "с черного ходу"!
Николай 18:30
Почему с чёрного? Ты у меня в персональном указателе представлен, как петербургский психолог и библиограф (кажется).
Александр 18:31
Лучше, конечно, Плетнев-Кормушкин! Весомее, почти как Лебедев-Кумач или, даже, Немирович-Данченко!
Николай 18:33
А знаешь ли ты, что Булгаков не любил двойные фамилии в литературе, считая их обладателей "РОКОВЫМ ОБРАЗОМ  БЕЗДАРНЫМИ"? (случайно нажал caps look, ну да уж менять не буду)
Александр 18:33
Это его проблемы!
Николай 18:34
Выходит, что и Салтыкова-Щедрина (сатирика!) не жаловал...
Александр 18:34
Как ты знаешь, ссылка на авторитеты не самый весомый аргумент в споре! Хотя, на многих действует!
Николай 18:35
Знаю, Саша. Но ведь и правда, действует.
Александр 18:35
Сухово-Кобылина тоже не жаловал?
Николай 18:36 Вот про этого не скажу... Думаю, что у Мих. Аф. в "Зойкиной квартире" есть скрытая реминисценция из "Смерти Тарелкина"…»

Узнав о его смерти от И.Андриановой я был огорошен и задал ей вопрос, не от рака ли Николай умер. Почему меня заинтересовала причина смерти?
Объясняю. В первые свои приезды в Питер после нашего знакомства,  он ночевал у меня в коммуналке, на Мойке  40  (в  ста шагах от Невского). Кстати, в этом доме до революции была гостиница, где в  1811 г. останавливались Василий Львович Пушкин со своим племянником, приехавшим в СПб для поступления в Лицей.
На ужин я взялся жарить котлеты на коммунальной кухне,  и они у меня подгорели. Я-то не обратил бы на это особого внимания, но Коля стал тщательно соскребать подгоревшую  корку. На мой вопрос, зачем он это делает, в нем проснулся врач:
- Видишь ли, уголь может провоцировать развитие рака. Медики проводили такой эксперимент. Натирали уши кроликов углем, и у них риск заболевания раком был значимо выше, чем у кроликов контрольной группы».
Лишний раз убеждаюсь в правоте поговорки, что: "кому суждено быть повешенным, тот не утонет».
И, еще вспоминается один курьезный случай. Комната моя на Мойке имела, как у Раскольникова,  форму "шкафа", была узкая и длинная. До революции здесь были меблированные квартиры, а в советское время здесь устроили общежитие студентов пединститута и большие комнаты разделили перегородками надвое. Доходило до смешного - лепнина, розетки "половинились". От стены отходило только её половина. В очередной свой приезд Богданов  остался у меня на ночь, а положить его можно было только на полу, причем ноги уходили под стол. Мы с женой сильно храпим во сне, и бедный Николай всю ночь не мог уснуть, ворочался с одного бока на другой. Я спал у стенки, немного в дали, а жена, как оказалось, сильно его допекла. Уже утром, он деликатно изложил мне свои ночные психофизиологические наблюдения:
- Когда она (жена) переходила на «крещендо», я хотел было привстать, и пошевелить  слегка её за ногу. Только начал вставать, половица скрипнула, храп тотчас же прекратился, но, спустя время возобновился снова. И это повторялось несколько раз. Представляешь, какой парадокс - легкий звук мозг воспринимает и сразу же реагирует, а свой собственный храп нет!»
После этого случая Николай больше у меня не ночевал, предпочитая останавливаться, как он всегда говорил,  «у старика Белова»!
Самое поразительное, что, сдружившись в последние годы, они и умерли с Сергеем Владимировичем в один год, с разницей в несколько недель.
Совместных планов у нас с Николаем было "громадьё". Планировали написать большую статью о внучатом племяннике Достоевского – Андрее Рыкачеве. Снова сошлюсь на нашу переписку:
"Александр 19:23
Заведующей читальным залом СПБ ФА РАН понравилась твоя книга (я Дзевантовскому ее давал через нее). Она только жалела, что нет ничего про Любочку! Так что теперь у тебя есть почитатель в архиве. Давай, про Любочку материал включай во второе издание. У нас найдется достаточно материала неопубликованного!?
Николай 12:38
Ах, Саша, твоими устами бы да мёд пить! Второе издание уже вышло. Но про Любочку там ничего нету. Материала у нас с тобой недостаточно.
Давай, лучше, напишем про Андрея Рыкачева.
За почитательницу спасибо!
Александр 13:57
Да я бы охотно "ввязался" в работу про Рыкачева, материала у меня накопилось достаточно. Ты бы прислал свои соображения по структуре работы
Николай 14:41
Что же до Рыкачева, то мои соображение в следующем (кстати, я их тебе уже высказывал): собери все имеющиеся о нём "цитаты" в хронологическом порядке. А там посмотрим, что из этого можно выудить?
10 марта 2015
Александр 14:06
На днях вышлю некоторые материалы по Андрею Рыкачеву.
Николай 15:59
А! Замечательно! Кстати, Саша, ты не знаешь, когда точно родился Андрей Савостьянов? тут возникли разночтения...
Николай 19:20
А еще не подскажешь - по анкете ученых Милия Достоевского - сколькими и какими языками он владел?
14 марта 2015
Александр 9:44
Письмо N 3 от 2 февраля ( л. 6 об) 1879 г
"В числе наших гостей был и Федор Михайлович и Анна Григорьевна. Но, к сожалению, они уехали раньше чем мы получили радостное известие; зная не очень крепкое здоровье Федора Михайловича мы не решились их слишком упрашивать долго оставаться - Федор Михайлович младший оставался у нас до конца и очень был рад, когда узнал о благополучном исходе болезни Варвары Андреевны (6 об)
Письмо N 4 от 3 февраля ( л 8 и об) 1879 г
"... вечером (1 февраля - А.К.), как нарочно к нам собрались гости; их набралось очень много по нашей квартире; всего 26 человек (Миша пишет о 25), в числе их и Дядя Федор Михайлович с Анною Григорьевною. Он уехал раньше других, - вслед за его отъездом мы получили известие о рождении у Вари сына."
Николай, привет. Андрей (Адя) Савостьянов, как следует из вышеприведенных цитат, родился 1 февраля 1879 г.
Александр 9:52
Если нужна ссылка на источник, то это фонд 38 (Рыкачева) опись 3, ед.хр 47/6 .
Анкета Милия у меня только первая страница. Я не помню, были ли там другие страницы?
Но, я посмотрел анкету В.М.Владиславлева, в ней тоже одна страница. Я просто не помню, есть ли в этих анкетах вторая и последующие страницы. Так что вопрос о языках, коими владел Милиус остается открытым.
Николай 15:20
Понятно. Спасибо, Саша!
Кстати, Саша, тут сформировался новый фронт работ. Вот:
1. ИРЛИ. Ф.377. Письма Ан Ан Достоевского Ф.Г. Беренштаму.
Беренштам - это автор памятника Фед Мих в Лавре. О чём это мог писать Ан Ан скульптору?
2. ИРЛИ. Ф. 230. Письма того же Ан Ан к Ек П. Летковой-Султановой.
3. ИРЛИ. Ф.598. Письма Достоевских к Ал Дм. Свербееву. Каких Достоевских?

В заключение я хочу посетовать на судьбу, за то, что у меня не стало такого интересного и «въедливого» собеседника, который своей педантичностью и упорством направлял мою работу в нужное нам обоим русло, контролировал и исправлял. И еще, хочу отметить, что теперь и он стал для всех нас классиком, и ссылки на него, его работы и его переписку нужно тщательно выверять. Не буду заканчивать свои воспоминания банальными словами, что память о нем…
Мне действительно будет его не хватать, и не только мне одному!


Рецензии
Здравствуйте! Тоже только сегодня узнала эту грустную новость, выпала в ответ на совсем другой запрос... Богданова я видела один раз, но это было ярко. В 2014 или 2013 году в Музее Достоевского в Москве заседание по случаю дня рождения классика было посвящено теме "Достоевский и медицина", и там выступал доктор Недоступ и вот, Николай Богданов. Он рассказывал, что, как психиатр, пытаясь понять, был ли Достоевский болен и насколько, стал достоевистом и совершенно влюбился в этот род. Та встреча была важной для формирования моего мировоззрения. Я тогда купила два экземпляра книги "Лица необщим выраженьем" и одну подарила своему шефу, ныне покойному, тоже психиатру. Еще спросила Николая, знает ли он своего старшего коллегу, он ответил, что знаком с работами этого живого классика еще с института... Недавно побывала в той квартире по еще одному грустному поводу и, помню, обратила внимание, что его экземпляра книги на привычном месте нет, и вспомнила все обстоятельства приобретения... Очень печально. Спасибо, что написали.

Наталья Иванова Зевгма   17.11.2021 21:31     Заявить о нарушении
Ну, что я могу сказать, уважаемая Наталья Ивановна? Грустно, конечно, что такой замечательный человек так рано ушел!
А можно ли узнать поконкретнее, как Николай повлиял на ваше мировоззрение? Он же, кроме того, что был известным достоевсковедом,занимался ещё и дерматоглификой (дактилоскопией).
Я сейчас как раз читаю ваших "Царевен...", напишу о своих впечатлениях чуть позже.
Спасибо!

Александр Плетнев   17.11.2021 21:48   Заявить о нарушении
Иванова - это фамилия.... Про дактилоскопию не знаю, а вот эта его мысль, что нельзя рассуждать о психиатрической болезни, когда имеешь дело с гениальностью, и сам факт, что он начал изучать его как психиатр, а потом влюбился в тему и стал смотреть на все своеобразие семьи уже не с той узкопрофессиональной точки зрения! Ходила же по интернету точка зрения, что всю русскую литературу писали люди нездоровые, и школьникам поэтому давать нельзя. Ну вот, в частности, эта встреча помогла выработать мнение, как относиться к уклонениям от среднего: как и в популяционной экологии, неодинаковость - залог стабильности....

Наталья Иванова Зевгма   18.11.2021 06:16   Заявить о нарушении
Даже неудобно, что все тут читают мой первый в жизни рассказ... надо бы выложить что-нибудь поновее....

Наталья Иванова Зевгма   18.11.2021 06:18   Заявить о нарушении
Прошу прощения, уважаемая Наталья, что спутал фамилию с отчеством! Я же предупреждал, что слегка туповат, да вдобавок, как видно из этого казуса, ещё и невнимательный.
Вы не ответили на вопрос, как фамилия этого коллеги-психиатра, которому вы подарили книгу Богданова? Заинтриговали меня упоминанием живого в те времена классика, и терзаете. Не стыдно вам? Шучу, конечно.

Александр Плетнев   18.11.2021 09:14   Заявить о нарушении
Березин Феликс Борисович

Наталья Иванова Зевгма   18.11.2021 10:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.