Учитель, я голову склоняю

Лето перед десятым  классом оказалось для меня стрессовым. Видимо, поэтому обучение в сентябре мне не давалось. Задания казались непонятными, сплошные тройки украсили мой дневник.

Я решила уйти из школы, поступить учиться в одно из мурманских строительных училищ, в котором почему-то занятия начинались с первого октября. Потихоньку от мамы начала собирать необходимые документы.

Но тайное всегда становится явным, доброхоты нашлись и маме сообщили. Наказание было серьезным: мама заняла у соседа ремень и отходила меня по-взрослому.

Я вырвалась и убежала в лес, благо наше селение, называемое в простонародье Совхозом, было сплошь окружено лесами. Было прохладно, но спина горела, и мне было тепло. Я ела сладкие ягоды брусники и размышляла. Раз мама так расстраивается, решила я, закончу я эту школу, получу свой троечный аттестат и отправлюсь в какое-нибудь более качественное училище.

Решив так, я пришла домой. Мама встретила хоть и с укором, но спокойно:

 - Где ты была? К тебе учительница приходила.

Вот когда я испытала жгучий стыд.  Наша  районная школа-десятилетка была в 4 км от Совхоза, в поселке Лесной, никакого транспорта тогда не было, кроме гужевого. Она пришла пешком, оставив дома двух маленьких детей.

Она прошла 8 км, чтоб сказать, что я способная ученица, и что мне не стоит бросать школу. А я-то считала, что я никому, кроме мамы, не нужна, никто  и не заметит моего отсутствия.

 - Посиди дома до понедельника, - сказала мама,- отдохни.

Я «отдохнула» к субботе. Пришла в класс, и вдруг, словно по волшебной палочке, все стало понятным, простым, доступным.

Я закончила школу, потом институт. Одно плохо: я не сказала Маргарите Афанасьевне Петровой «спасибо», не поклонилась ей в ноги. Сначала, потому что постеснялась, потом, потому что родным стал совсем другой далекий от Заполярья край, где у меня появились дети и внуки.

Но этот долг нет-нет да всплывает в моей памяти. Много людей потом помогали мне в отчаянные минуты моей жизни, чаще безымянные, случайные. Я помню их не поименно, но я помню и благодарю их. Маргарита Афанасьевна - первая из них. Первая, удивившая, что человек может помочь другому просто так,  без денег и претензий на благодарность.

На фотографии: В гостях у мамы.


Рецензии
Нина! К сожалению, мы это говорим, туда, где это не услышат. Впрочем, нашим учителям и не нужна была благодарность их успешных учеников. Вот эта вся их жизнь принесенная безвозмездно ученикам, и лежала в основе деятельности педагогов.
Так же и у меня, два случая в школе, как минимум могли изменить всю жизнь.
Я также благодарен им.
Спасибо. Вашу зачетку, ОТЛ!

Сергей Плетнев   28.01.2022 11:47     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.