А золото бывает разное...

Б.Мельник. Часть первая, раздел девятый. Перевод с польского Т.Цыркуновой.




В 1880 году вследствие страшного пожара в Телеханах сгорели почти все здания. Местечко отстроилось после этой катастрофы необычайно быстро, благодаря разным видам помощи, оказанной со стороны хозяина Телехан – графа Франциска Пусловского, внука основателя рода – Войтеха.
В 1895 году в конце улицы Костёльной, на том самом месте, где сто лет тому назад стоял стеклозавод Огинского, Франциск Пусловский построил новый стеклозавод. Был он собственностью акционерной кампании, в которой доля графа была преобладающей. В  его собственности находилась земля, на которой построили стеклозавод. Кроме графа акционерами являлись ещё шесть человек, вложивших свой капитал в это дело. Среди них были два еврея из Слонима – братья Черниховы, прекрасные специалисты стекольного производства. Кроме того, акционеры привезли в Телеханы из-за границы ещё несколько мастеров стекольного дела. До сегодняшнего дня жителями Телехан является семья Якобсонов, потомков специалиста стекольного производства, родом из Скандинавии.
Стеклозавод был оборудован по последнему слову техники тех времен. Уже после четырёх лет работы в нём были заменены печи для выплавки стекла на самые совершенные, ацетиленовые. Использование ацетилена было экономически очень выгодно, для его получения использовались отходы древесины с построенной по со- седству пилорамы. В 1911-м году там же была построена собственная электростанция.
На телеханском стеклозаводе производился широкий, абсолютно полный ассортимент стеклянных изделий, начиная от оконного стекла и до резного и позолоченного хрустального бокала, который украшал цесарские дворы Европы. Изделия, которые отправлялись с пристани канала Огинского, были очень привлекательным, имеющим высокий спрос товаром, во всей России, Германии, Австрии, Франции и Англии.
Базовым сырьём для выпуска стекла, как и сто лет тому назад,   в стеклозаводе Огинского, был золотистый песок, неисчерпаемые запасы которого находились недалеко от завода. Компоненты, необходимые для производства стеклянных «игрушек», импортировались. Между прочим, даже из Чили привозилась селитра, а разные химикаты и добавки – из Германии и Англии. После длительного путешествия попадали они на стеклозавод по каналу Огинского.
С момента начала работы стеклозавода на нём работали около ста пятидесяти человек, но через пять лет было уже триста работников. Через пятнадцать лет, в 1910 году работающих было около пятисот. Набирались они из жителей Телехан и близлежащих деревень.
Работники, занятые на производстве, из близлежащих деревень жили в заводских бараках, построенных рядом со стеклозаводом.  В этих бараках были невыносимые бытовые условия. Люди жили   в страшной тесноте. За используемые в качестве топлива отходы древесины, а также за мытьё в бане, они были вынуждены платить владельцам фабрики.
При высоких заработках люди платили огромные удержания, которые не очень отличались от общепринятых в то время в России. Заработки женщин и работающих подростков равнялись поло- вине того, что зарабатывали мужчины. Рабочий день длился двенадцать, не раз даже тринадцать часов, а некоторые работники на особых местах начинали рабочий день даже в четыре часа утра.
Условия труда на стеклозаводе были очень тяжёлыми. В слабо освещённых помещениях без вентиляции, работники были вынуждены дышать очень загрязнённым воздухом. Он был насыщен пылью, образующейся при шлифовке стекла, а также гарью от заводских печей. Не удивительно, что многие работники болели. Эти болезни возникали из-за тяжёлых условий труда и быта. Кроме того, они были лишены какой-либо медицинской помощи.
Однако же условия труда и жизни, созданные для работников стеклозавода «Телеханы» их «кормильцами» не отличались от тех, которые господствовали на других предприятиях России. Это подтверждается сохранившимися протоколами общественного контроля, проводившегося на заводе, в которых написано, что на заводе
«всё в порядке».
Не стоит удивляться тому, что когда в 1905 году в России началась революция, Телеханы тоже забурлили. Революция эта была следствием происшествий в Петербурге, где казаки разогнали рабочих, требовавших улучшения своего быта. Царские власти по- пытались снять напряжение среди людей старым, проверенным способом. Всё зло, царящее в России, следовало обрушить на «кровопийцев» евреев.
На призыв высшей власти полиция в Телеханах привлекла в этих целях местный люмпен и организовала за «защиту святой христианской веры» погром евреев. При этом погроме уничтожались еврейские магазины, грабились помещения, а несколько ев- реев были убиты. Это не принесло желаемого результата. Среди рабочих недовольство нарастало.
Это недовольство росло до марта 1907 года, когда на заводе началась забастовка. На работу не вышли большинство работающих. Руководители забастовщиков выдвинули семь пунктов. Требовали увеличения заработной платы, сокращения трудового дня, улучшения бытовых условий.
После двухнедельных переговоров работодатели признали все требования забастовщиков. Забастовка закончилась, и в последующие годы стеклозавод без каких-либо происшествий выпускал свои прекрасные изделия.
К сожалению, пришёл 1914 год, началась Первая мировая война. Это было начало конца завода по производству стекла в Телеханах. Большинство работавших на нём мужчин было мобилизовано. Вскоре после начала войны Телеханы оказались на линии фронта, и стеклозавод после двадцати лет работы перестал существовать.
Война между Россией и Германией длилась три года на полесской земле, и нанесла ей страшные раны. Тысячи её жителей были убиты, городки и деревни сожжены, властвовал голод, распространились болезни. Земля, на просторах занятых фронтом, не засевалась, а леса были беспощадно вырублены.
Позиционная война на линии канала Огинского и в Телеханах произвела страшные опустошения. Перед подходившим фронтом большинство населения местечка убежало в глубь России, испытывая там всяческие недостатки. Во время трёхлетних военных действий почти полностью сгорели деревянные постройки местечка.
После окончания войны и получения независимости благодаря Польше в 1918 году Телеханы стали быстро восстанавливаться. Новые дома вырастали как грибы после тёплого дождя. Необходимо здесь вспомнить, что телеханские евреи получили в это время большую финансовую помощь от еврейских организаций из Америки. Эта помощь значительно ускорила восстановление местечка. Годы моей разлуки с Телеханами были достаточно длительными, чтобы я смог, движимый тоской по родине, изучить разнообразные источники, касающиеся истории моего местечка. Из этих источников знаю, каким скачком в развитии местечка стало восстановление его из пепелищ после Первой мировой войны. В самом деле, эта война принесла Телеханам «контрибуцию» в виде узкоколейки, за которую Телеханы заплатили превращением их в пепелища, унич-
тожением стеклозавода и разрушением канала Огинского.
Перед началом Первой мировой войны Телеханы находились под забором царской России и были захолустным местечком, статус которого не смог повысить даже работавший в них стеклозавод. При существовании здесь пяти культовых зданий трёх вероиспове- даний, только католический костёл не имел своего пастора. Да и вообще, кроме поветового города Пинска, на всей подчинённой ему территории вместе с Телеханами, только в двух местностях были католические костёлы с должностями ксёндзов. В расположенном недалеко от Телехан Логишине с ксёндзом Шацким и в более уда- лённом Любешове с ксёндзом Козловским.
Ремесло и торговля, обслуживавшие потребности родного местечка вместе с околичными деревнями и имениями после освобождения крестьян в 1861 году, были преимущественно в руках евреев. Этой ремесленно-торговой гильдией заправлял в Телеханах богатый купец Шлёма Перельштейн, дед моего детского приятеля Хаимка, которого в 1941 году немцы убили во время Холокоста. Все годы царствования России вплоть до революции местечко не имело общественной школы. Самая близкая находилась в двенадцати километрах от местечка в Святой Воле. Телеханы были вы- нуждены обходиться маленькой частной школкой, спонсируемой местными богатыми жителями.
При случае стоит здесь не забыть одну любопытную деталь, от которой попахивает дискриминацией. Школка преимущественно была рассчитана на одержимых наукой детей, в равной степени как христианских, так и еврейских. Местные власти вместе с войтом Михаилом Позняком и писарем гмины Петром Лапичем обозначили спонсорам школки следующие критерии. Стоимость строительной квоты одного места науки для еврейского ребёнка была в два раза выше той, которую спонсоры школы платили за христианского ребёнка. Ну что же, в царской России антисемитизм был легальным и даже пестуемым самим «помазанником божьим, царём святой Руси».
Значительно лучше обстояло дело с медицинской помощью для жителей местечка и его обширной околицы. На самом деле полешуки не очень часто к ней прибегали, так как это было для них слишком накладно, однако доктор Алексей Пухнаревич нужды, похоже, не испытывал. Так же не страдал от нужды и владелец аптеки Лейба Вайнер, со своим компаньоном Дмитрием Сагаловичем и его помощником Фрейманом. Ближайшие больницы, отдельные для христиан и евреев, находились только в удалённом на пятьдесят километров поветовом Пинске.
Телеханы, обиженные судьбой после буйного расцвета во времена Огинского, могли, однако, утешиться наличием почты, начальником которой был повсеместно известный и «уважаемый господин» Василий Грудзинский. Благодаря его заботам, эта затерянная среди полесских болот «малявка» уже тогда обладала собственной абонентской телефонной сетью! Во всём поселке обслуживала она вместе со стеклозаводом и имением графа только несколько аппаратов, но была!
На переломе девятнадцатого и двадцатого веков огромное количество людей эмигрировало с территории царской России в Соединённые Штаты Северной Америки. Люди уезжали из-за нужды, царящей в России, а евреи ещё и из-за дискриминации.
Этим стремлением бедноты к лучшей жизни воспользовались преимущественно оборотистые евреи, создавая бюро по высылке эмигрантов в Соединённые Штаты. Фирмы эти росли, как грибы после дождя. Такое бюро Хаима Наймана находилось недалеко от Телехан, в Логишине.
***
Очень удовлетворён тем, что смог возвратить к жизни мёртвые столько лет и разрушавшиеся под кожухом праха и пыли записки  о людях и образе тех Телехан, в которых жили, может быть, даже мои пращуры, и где в первый раз свет дня увидели мои глаза.
Телеханы, запомнившиеся мне со времён моего детства, имели уже совершенно иной вид. То местечко, которое я знал, было отстроено после военной завирухи Первой мировой войны и насчитывало не более двадцати лет!
Именно поэтому нельзя забывать заслуг очередных телеханских отцов местечка. Это их заботы о финансировании и личный надзор поспособствовали тому, что Телеханы восстали из пепелищ буквально в считанные годы. Нельзя умолчать и о существенной помощи, оказанной телеханскими властями еврейской общине в изыскании средств на восстановление собственных домов евреев из фонда, созданного для этих целей американскими сионистскими организациями.
Эти ассоциации приводят в свою очередь мысль о том, сколько же ещё изменений я буду вынужден нанести на запомнившийся образ моих Телехан? Кроме тех очевидных, которые уже отмечены мной.
Смотрю на часы. Снова устроил себе долгую стоянку. Двигаюсь с места, оставляю такую исторически важную для Телехан часть, известную как «Гута».
Иду вдоль забора фабрики, звенящей какими-то машинами, приближаюсь к улице Костёльной. На этом отрезке улица собственно уже и заканчивается и переходит в песчаную дорогу,  окружённую с двух сторон молодым берёзово-сосновым  лесочком.  Дорога  эта ведёт к небольшой деревне и озеру, с общим названием Вулька. Неподалёку отсюда с правой стороны дороги находится ещё католическое кладбище. Думаю, что за кладбищем сохранился ещё от топора старый лес, в котором находится курган с могилой татарского хана, или Лысая Гора. После обеда пойду туда.
Дошёл уже до моей улицы, до Костёльной. Сразу же убедился, что это место отличается от того, которое я запомнил много лет тому назад. На противоположной стороне улицы, в глубине, была станция узкоколейки. Однако если нет узкоколейки, то для чего нужна и станция?
Справа от несуществующей станции стояли два барака. История их богатая и трагическая. Они были построены собственниками стеклозавода для рабочих, не проживавших в Телеханах. Во время Первой мировой войны чудом уцелели. В период между войнами в них располагались железнодорожные магазины.
В период гитлеровской оккупации эти бараки стали последним этапом жизни телеханских евреев. Их загнали сюда перед уничтожением. Через какое-то время они приняли под свои крыши беженцев из России, которые, чудом сохранив свои жизни, вырвались из-под пуль и бомб идущей войны. Через месяцы скитаний в голоде и холоде, съедаемые вшами и болезнями, они нашли, наконец, здесь укрытие.
За уничтоженными остатками бараков до жалких остатков леса на линии горизонта растянулась равнина, поросшая молодыми берёзами. Этот зелёный молодняк, кипящий жизнью, вырос, питаясь телами убитых здесь и погребённых телеханских евреев. Убеждаюсь, что от братских могил не осталось и следа. Однако это место отмечает стоящий здесь же при дороге памятник, посвящённый тому чудовищному событию.
Моё присутствие на этом месте оживило в моей памяти события, происходившие более четверти века тому назад. Без сомнения, это было самое кошмарное переживание в моём детстве. Прошло несколько дней после уничтожения телеханских евреев немецким отделом СС, и люди в местечке начали рассказывать странные истории. А именно о том, что нашлись выродки, которые выкапывают из братских могил трупы евреев, ища в них спрятанное золото и вырывают у покойников золотые зубы.
Понятно, что вслед за взрослыми, эта тема стала также сенсацией для нашей компании мальчишек. Мы не отдавали себе отчёта в том, насколько кошмарна вся эта процедура, нас разжигало любопытство. В какой-то день Роберт, отличавшийся от самыми нас быстрыми ногами, решил:
«Ребята, давайте посмотрим, что там происходит с этими раскопками убитых евреев. Только дома об этом ни слова, ну, сами понимаете, о чём идёт речь...».
Понятно, что родители других ребят, так же, как и мои, мне и брату, под угрозой какого-то страшного наказания запретили приближаться к тому кладбищу. Отец и мама объяснили нам, что уничтожение евреев было такой ужасной акцией, о которой мы, дети, не должны даже думать. Однако сейчас, мое врождённое любопытство, подстёгнутое решением нашего смелого бегуна Роберта, поколебало во мне ещё почти слепое послушание воле родителей.
Мы пошли окружной дорогой через молодой березняк, чтобы никто не мог нас заметить. До того места оставался ещё большой отрезок пути, как мы почувствовали отвратительный запах и услышали необычно громкий гомон, который издавали вороны.
После нашего выхода из березняка чудовищное зловоние почти прервало моё дыхание, а перед глазами возник страшный вид.
Горки песка, прикрывавшего братские могилы, во многих местах были разрыты. Вокруг них на песке лежали какие-то лохмотья, из которых торчали оголённые кости. Однако самое страшное, полностью парализующее мою волю, впечатление вызвал у меня вид людских черепов. Они выглядывали из лохмотьев или же валялись на песке. Между ними было множество огромных чёрных птиц. Вся территория была покрыта птичьим помётом.
Я почувствовал, как мои ноги превратились в неуправляемые колодки, а во рту появился уже знакомый мне вкус отвратительной сладости. Не знаю, сколько времени простояли мы там, сбитые в тесную группку, одеревеневшие от ужаса. Опомнились, когда у Тадика началась рвота, сопровождаемая болезненным стоном. Это стало сиг- налом для нашего панического бега в направлении канала.
Мы шли по его берегу без всякой цели, испуганные и мокрые  от ледяного пота, не имеющие мужества взглянуть друг на друга. Я чувствовал, как мои ноги, которые с такой лёгкостью принесли меня к каналу, с каждым шагом слабеют. Мои коленки дрожали. Мы дошли до того места, где несколько местечковых хулиганов, живших в «Гуте», ловили рыбу. При обычных обстоятельствах мы, как младшие и более слабые, на всякий случай, далеко обходили их. Они смотрели на нас с презрением и также нас не задевали. Удивительно, что на этот раз их вид вызвал у меня удовольствие.
«Кто за вами гнался, что так испугал вас»? – рассмеялся от нашего вида Андрей, подросток, говорящий голосом, прыгающим от детского до грубого мужского. Насмешка Андрея ещё более подбодрила нас. Щёлкая зубами, перебивая друг друга, мы стали не- связно рассказывать о нашем кошмарном открытии. Однако мгновенно наш рассказ был прерван громким смехом подростков.
«Ну и трусы, дураки, испугались еврейской падали»!
«Это же люди ходят там золото искать»! – громко хохоча, объяснил нам незнакомый подросток.
«Я там был не раз и видел, как люди у еврейской падали камнями выбивают золотые зубы» – похвастался Емельян.
«А я слышал о таких людях, которые в дырках у евреек ищут пальцами спрятанное золото. Мне это противно» – с отвращением сплюнул Гришка.
«Закрой рот, дурак, кому ты это рассказываешь»? – гаркнул молчавший до этого времени Эдик, главарь хулиганов из «Гуты», известный, как «Чёрный Эдик» – «А вы, сопляки, пошли вон! И никому ни слова о том, что видели, и что слышали! Вон, вашу  мать, а то дохлому еврею позавидуете»!
Кошмарное выступление Чёрного Эдика и наш страх, видимо, были для этих болванов очень смешными, потому что они, глядя на нас, падали от смеха.
Мгновенно удрали мы оттуда на дрожащих ногах и, не глядя друг на друга, в молчании разошлись по домам.
Переступив порог кухни, я с неудержимым плачем бросился в объятия мамы. Давясь слезами, признался ей во всем. Мама плакала вместе со мной.
«Детка моя, ведь мы запретили тебе туда ходить! Зачем тебя туда понесло, для чего это тебе было надо! Боже мой, до чего дошёл этот мир, что случилось с людьми»! – приговаривала мама, прижимая меня к себе.
Много сил приложила мама, чтобы полностью меня успокоить. Когда, наконец, я успокоился, она долго мне объясняла, что есть   на свете такие людские чудовища, которые для получения корысти, не остановятся ни перед какой подлостью. И что в Телеханах, к сожалению, тоже живут такие выродки. Беспорядок вызвала война, осмелели эти ничтожества без совести и чести, стали совершать самые отвратительные действия. То, что я увидел собственными глазами, и что услышал своими ушами, пусть будет для меня последним предупреждением перед неподчинением воле родителей. Маме очень больно, что из-за моего своевольства мне пришлось увидеть нечто столь ужасное.
Заключение мамы было для меня пресловутым медовым пластырем на сердце. Почувствовал к ней безграничную благодарность за то, что была так добра ко мне. На самом деле, после разговора   с мамой у меня оставался ещё и страх перед реакцией отца, когда тот придёт домой. Однако он, спокойно выслушав мамин доклад, коротко закрыл эту тему:
«Сынок, мы запретили тебе ходить туда для того, чтобы уберечь от такой чудовищности, которую пришлось тебе увидеть по твоей собственной вине».
Как же я был благодарен родителям, которые вместо сурового наказания за непослушание, выразили мне своё понимание и сочувствие!
После этого случая несколько месяцев снились мне сны с раскопанными могилами, черепами, воронами…
Просыпался в холодном поту. Мои друзья, соучастники того похода, также рассказывали мне о своих кошмарных снах с трупами. Стою и смотрю на то место, скрывающее в себе останки прежних жителей моих Телехан. Сейчас растёт здесь молодой березняк, дышащий тишиной и покоем. Он не помнит тех актов людского мра- кобесия, он вырос гораздо позже. Интересно, сколько ещё среди жителей нынешних Телехан есть свидетелей тех страшных событий? А сколько среди них вообще не знают о совершённом здесь злодеянии?



Т. Цыркунова «Наши Телеханы»


Рассказанная Богданом Мельником страшная история о том, как местные телеханские подонки времён Великой Отечественной войны, «искали» золото в месте захоронения несчастных жертв холокоста, напомнила мне одну давнюю и весьма интересную историю. Комментировать поведение выродков человеческого рода я не могу, так как никаких слов мне не хватит, чтобы выразить гнев и отвращение к подобным действиям. Я хочу рассказать о прямо противоположном случае, который представляется мне нормой поведения, так и надо поступать любому нормальному человеку, который нравственность и порядочность ставит гораздо выше всех материальных благ.
Эта давняя история напрямую связана с моей матерью и позволила взглянуть на близкого мне человека совершенно с другой, неведомой мне долгие годы, стороны.
Моя мама была посвящена во многие знания, этим она обязана происхождению и своей семье. Насколько я могу судить, истоки своеобразных знаний и представлений о добре и зле, о правилах поведения в разных жизненных ситуациях находились в её семье и были усвоены ею с детства. В этом я не раз убеждалась в течение всей жизни.
Моя мать происходила из рода потомственных священников, это обстоятельство сформировало её взгляды на жизнь и привило многие нравственные качества. Об одном из них я и хочу рассказать.
К какому-то маминому юбилею мы с мужем приехали в Телеханы и привезли ей в подарок красивые золотые серёжки. К тому времени мы уже достигли определённого уровня благосостояния и могли позволить себе делать такие дорогие подарки. Мама обрадовалась подаренным серёжкам. Я очень удивилась этому, так как с детства была уверена, что мама терпеть не может разные женские «побрякушки».  Оказалось, что это не совсем так. У неё уже и мочки ушей были давно проколоты, ещё со времён раннего обеспеченного детства. Я тут же вдела серёжки ей в уши, и она стала любоваться нашим подарком перед зеркалом. Подаренные серёжки ей очень понравились, она похвалила наш вкус и сказала, что они сделаны по всем правилам высокого ювелирного искусства, прочно крепятся, не имеют острых углов, не будут травмировать кожу за ушами, не будут цепляться за волосы, за одежду и т.д. И в самом деле, в те тяжёлые для Советского Союза времена в ювелирных магазинах производилась продажа уникальных изделий из Гохрана. Надо было только иметь соответствующий талон.
И слово за слово, мама прочитала мне целую лекцию о драгоценных металлах вообще, и о ювелирных изделиях, в частности. Многое из того, что она мне поведала, было полной неожиданностью для меня.
Она припомнила случай из моего далёкого детства. Когда начались работы по расширению нашего ставшего тесным для значительно увеличившейся семьи дома, папа выкопал яму для подвала, разместить который он собирался под полом части новой пристройки к дому, так называемого «трёхстенника». Песок из ямы он высыпал рядом с домом, во дворе, видимо, имея какие-то виды на его дальнейшее использование. Песка было очень много –  целая гора, он был чистым, белоснежным,   и в нём любила играть моя младшая сестра Нелли. В какой-то день она нашла в песке длинную металлическую коробочку. Открыла её и увидела необычную яркую блестящую вещь, засверкавшую на солнце. Мама рассказала мне, что она сама так никогда и  не узнала точно, что это была за вещь, так как сразу же коробочку с найденной ценностью увидели соседские дети и позвали свою мать. Это была наша ближайшая соседка тётя Катя Белкина. Она в молодости работала служанкой в семье богатых евреев и, конечно, сразу же осознала ценность  неожиданной  находки. Дала Нелли три рубля, ещё какие-то леденцы и забрала найденную вещь себе.
Вечером мама увидела у Нелли деньги, три рубля по тем временам были немалой суммой. Мама у неё спросила, откуда деньги? Сестра всё ей  рассказала, Нелли тогда было лет пять, не больше. Мама сразу же поняла из рассказа сестры, что это, скорее всего, какое-то колье с бриллиантами, спрятанное евреями, которые жили на  нашем участке до  нас. Вероятнее всего, в этом месте у них находился сарай, или какие-то другие хозяйственные постройки, так как при строительстве нашего дома папа отнёс его в глубину двора. Одним словом, мама сразу же поняла, что  золотое изделие когда-то принадлежало евреям.  И на этом история колье, или какой-то иной ценной вещи, для нашей семьи закончилась.
Мама не сказала соседке ни единого слова по этому поводу, не предъявила никаких претензий на найденную её дочерью ценную, а может быть, и уникальную драгоценную вещь.
Я выслушала мамин рассказ и возмутилась, ну как же так, почему она сразу же не обратилась к соседке, почему не потребовала вернуть Неллину находку? С изумлением слушала дальше я свою мать, которую я, как мне казалось, так хорошо знала.
Вот что она мне в тот вечер рассказала:
«Ты возмущаешься, что я не забрала найденную ценность у соседей? А что бы я с ней делала? Я тебе даже больше скажу: если бы соседка и предложила мне забрать её, я бы сразу отказалась. Синагоги тогда не было не только в Пинске, или в Ивацевичах, но и в Минске. Отдать  вещь надо было только в синагогу. Никто ведь не знает происхождения  ценности, никто не может рассказать, какая история скрывается за этими бриллиантами, сколько на них, может быть, и слёз, и крови. Вероятнее всего, драгоценность была когда-то давно, может быть, ещё до Первой мировой войны, спрятана владельцами в укромном месте из-за опасения перед очередным погромом. И можно с большой долей вероятности предположить, что её владельцы и не смогли пережить благополучно тот погром, так как она столько лет оставалась спрятанной в земле, никем не востребованной.
Евреи многие столетия были угнетённым, гонимым, преследуемым народом. Им устраивали погромы, ограничивали в правах, выселяли из крупных городов, били, унижали, еврейское золото оплачено самой высокой ценой: слезами, потом и кровью этого вечно гонимого, унижаемого народа. И ты предлагаешь мне внести слёзы, кровь в свой дом?
Запомни, никогда не покупай золотых вещей в ломбарде, как бы тебе ни понравилась выставленная там на продажу  вещь, ведь ты не  сможешь узнать предысторию вещи. Не  вноси  в свою жизнь хаос.
И вообще, золото – это совершенно особый металл, покупать лично себе золотые изделия нельзя. Это же касается и бриллиантов. Этот камень способен накапливать энергию, с течением времени он приобретает энергетику своего владельца. Не зря ведь русские царицы никогда не носили украшений предшественниц, а всегда отдавали ювелирные изделия на переделку. Они-то были хорошо осведомлёнными людьми.
Лучше всего получать золото и бриллианты в подарок, но подарок должен быть сделан от чистого сердца. Не приносят счастья украденные золотые изделия, наоборот, золото мстит за неправедное поведение. Ни один грабитель ювелирного магазина не стал счастливым, все они или скоропостижно умирали сами, или их кто-то убивал. Золото, добытое преступным путём, имеет отрицательную энергию.
Если даже ты случайно найдёшь золотое изделие, постарайся найти и его владельца и возвратить ему потерю. Если это по каким-то причинам невозможно, никогда не носи такую вещь, лучше отдай на переплавку. Золото обладает уникальными свойствами: чем дольше находится оно в семье, тем позитивнее энергия металла. И точно так же накапливают позитивную энергию бриллианты. А золотые изделия, полученные по наследству от родителей или от бабушки-дедушки, становятся настоящими оберегами для его владельца».
Я слушала мамино повествование, открыв рот. Для меня мамин рассказ был настоящей ликвидацией безграмотности по золоту.
Искренне заинтересованная её знаниями, я спросила у мамы:
«А как же быть с серебром, какие особенности у этого металла»? Она мне ответила:
«А это совсем иное дело, серебро –  светлый, самоочищающийся и очищающий всё металл. Недаром вся церковная утварь веками отливалась из серебра. Оклады на старинных иконах были серебряными, ценные церковные книги сверху накрывались тонкими серебряными пластинами, нательные кресты чаще всего были серебряными, посуда, которая находилась  в царских палатах, была изготовлена преимущественно из серебра. И маленьким детям было принято дарить серебряную ложку «на первый зубик». И в праздник Богоявления, или Крещения Господня, серебряным крестом освящается вода. Серебро не способно накапливать плохую энергию, наоборот, оно подпитывает владельца энергетически, а также очищает его от дурного влияния».
О своей семье мама долгие годы никому не рассказывала, наверное, опасалась, боялась за  детей, за  мужа. Только в последние годы жизни она рассказала нам о своих корнях. Я очень сожалею, что не всё я успела узнать у матери, была занята иными делами, работой, повседневными заботами и хлопотами. Я уверена, что многие знания, которые она получила когда-то давно в своей семье, и которыми мама обладала в полной мере, так и остались тайной за семью печатями для всех нас, её детей.
Мама дала нам хорошие навыки в рукоделии, в манере вести себя в обществе, в образе поведения в семье, в том, как надо воспитывать детей, как относиться к мужьям, к жёнам. Она неустанно продолжала нас воспитывать всегда, вплоть до своего ухода из жизни. Я часто вспоминаю маму с огромной благодарностью и глубоким уважением, её светлый образ всегда присутствует в моём сердце.
 

 


Рецензии
Замечательные воспоминания, Татьяна, спасибо, узнал много нового.

С уважением, Андрей.

Андрей Штин   26.09.2020 22:00     Заявить о нарушении
Искренне благодарна Вам, уважаемый Андрей, за труд прочтения и добрые слова отзыва. С поклоном!

Татьяна Цыркунова   27.09.2020 15:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.