Не буду взрослой

Зарисовки с занятий арт-терапевтической группы экзистенциального опыта «Присутствие»


*****


События на этом занятии развивались довольно драматично.
Участница после длительного относительно «спокойного» периода, дозрела до внутреннего кризиса. В течение последних нескольких групповых встреч она вплотную подошла к основанию своей проблемы, и теперь её внутреннее напряжение возросло многократно и обозначило себя переживанием тупика:

- Я хожу по кругу, - говорит она со слезами (плачет впервые за всё время участия в группе), - ничего не меняется, и я уже не верю, что может что-то измениться. Ты не говоришь мне, что делать, и я чувствую бессилие.
- Ты от меня ожидаешь решения твоей проблемы… Увы, я не могу её решить. Ведь это твоя жизнь. Тебе самой искать, что нужно предпринимать. Именно этим каждый здесь и занимается.
- Но это значит, что ты принуждаешь меня быть взрослой… А я маленькая, у меня нет сил быть взрослой. Мне, может быть, 5 лет. Ты же можешь проявить понимание, доброту…
- Я вижу перед собой взрослого человека, который убеждает меня в том, что он маленький, и что не ему нужно решать свои проблемы, а это мне нужно как-то подстраиваться, изменяться и стараться, чтобы дать тебе то, что тебе необходимо.

В разговоре, который далее происходит, она довольно трезво рассказывает о случаях из детства и юношества, когда она специально притворялась маленькой, беспомощной, больной, чтобы её пожалели и начали о ней заботиться, удовлетворяя её потребности. Понимает, что это её манипуляции, и даже пытается себя высмеивать за них. Тем не менее, это не побуждает перенести тот опыт в настоящую ситуацию.

- Ты для меня сейчас насильник…
- Ты считаешь меня насильником... В чём состоит моё насилие?
- Ты не проявляешь инициативу. Для меня это означает, что я оказываюсь перед выбором, вернее даже перед ультиматумом, потому что не могу его избежать: либо стать взрослой, либо остаться там, где есть…
- Ты хотела бы остаться там, где есть?
Молчит….


*****

Автор рисунка: Alexandra Faith Becker-Black


Рецензии