Посредница между двумя верами-1

Мару Бранкович довольно часто называют посредницей между двумя верами довольно. Она была представительницей средневековой сербской династии Бранковичей, дочерью Георгия Бранковича, сына родного брата Оливеры от его брака с Ириной Кантакузиной. В историю Мара вошла  как Мария-султанша, Мара-хатун, Деспина-хатун и Америсса. Женщина прославилась глубоким христианским благочестием.

Итак,  в 1433 году Мара вышла замуж за османского султана Мурада II, правившего Османской империей почти три десятка лет. Девушке тогда было 21 года. Султану, о котором говорят, что он правил «со славой и справедливостью, в войне и в мире, верно держал данное слово, безжалостно мстил врагам веры», было 36 лет. У него уже была законная жена Хатидже, которую правитель после свадьбы с сербской княжной тут же отправил в Бурсу.

При этом следует отметить такой факт — поначалу Мурад не очень хотел жениться на Маре, но когда ее отец предложил в качестве приданного часть Сербии, согласился.

Как ни странно, но брак у Мары получился довольно крепкий. Супруг относился к ней с большим уважением, хотя общих детей у них так и не родилось. Однако Мара, которая так и не поменяла христианской веры, хорошо ладила с его прежней женой и сыном, кроме того, стала своего рода посредником между своим отцом, князем Георгием и мужем Мурадом. К слову, обе стороны доверяли ей и прислушивались к ее советам.

Возвращение на родину

В 1438 году произошел довольно неприятный инцидент. Воинственный султан отправился в похож на Венгрию, князь Георгий обещал соблюдать нейтралитет и не вмешиваться в войну, однако потом отказался пропустить османскую армии на свою территорию. Не долго думая, Мурад напал и захватил Сербию и свекру пришлось бежать. Через год Мурад взял в плен брата Мары Григория и сделал его заложником. Точно также он прежде поступил с еще одним братом Стефаном.

Поначалу, видимо, не без помощи Мары, братьям в плену жилось неплохо. Григорий даже стал управляющим нескольких сербских территорий. Но довольно скоро Мурад начал подозревать шурина в переписке с отцом.

В итоге, Григория и Стефана вновь отправили в тюрьму, а в мае 1441 года их и вовсе ослепили. К слову, имеется еще одна версия, на моя взгляд, более достоверная, почему вдруг удача от них отвернулась. Некоторые историки считают, что султан ослепил братьев из зависти к их охотничьим успехам...

Едва Мара узнала о случившимся, она пришла в невероятную ярость. Женщина бросилась к ногам супруга и кричала, что на этот раз он зашел слишком далеко. Султан Мурад сделал вид, что очень сожалеет о своих действиях и приказал ослепить палача, который перед лишил зрения ее близких. Самим же братьям была дарована свобода.

Этот факт прежде всего свидетельствует о том, что султан высоко ценил свою жену-христианку. Кроме того, он явно боялся ее гнева, что не похоже на поведение правителей, которые обычно не обращали внимание на чувства своих жен, да еще и иноверок.

Пасынок

После смерти Мурада, который умер от апоплексического удара в 1451 году, на трон взошел его сын от Хатидже двадцатилетний Мехмед. Здесь следует отметить великий дар Мары - все, кто ее знали, относились с ней с огромным почтением и пасынок не являлся исключением. Естественно, будь у Мары свои дети от покойного султана, вряд ли бы они были так близки с Мехмедом…

Словом, молодой султан тут же исполнил ее просьбу отпустить из гарема и разрешил вернуться на родину в Сербию. Отец был безумно счастлив, увидев во дворце дочь, благодаря которой в страну вернулось ее приданное — сербские земли. Не долго думая, он тут же собрался выдать тридцатилетнюю дочь замуж за византийского правителя Константина XI.

Но со свадьбой ничего не вышло. Дело в том, что после смерти супруга Мара поклялась остаться одной, о чем и объявила родителю. Как ни странно, но ни он, ни братья спорить не стали. Кстати, довольно скоро женщина отказала важному чешскому дворянину Яну Искре. А 1456 году, видимо, испугавшись междоусобицы, и вовсе вернулась обратно в Османскую империю, где ее встретили с величайшей радостью...


Рецензии