Письма 1948-1949гг. Часть первая

1

27/VII-48

Здравствуй, мама!

Вот я и в Ленинграде. Пишу карандашом, чернил нет. Доехали мы очень хорошо. 25 утром были в Котласе, а в 6 ч. вечера уже отъехали на поезде. Билеты мы достали совершенно случайно. Ира в Сыктывкаре еще послала телеграмму  в Котлас начальнику вокзала, и он нам оставил 5 билетов. Плацкарт лежачие, стоит 109 р. билет. В Ленинград приехали в 2 ч. дня. Ты мама была совершенно права. Я очень быстро освоилась в Ленинграде. Правда первый вечер было не совсем привычно, в окрестностях Ленинграда остались следы войны: проволочные заграждения, надолбы, порванные провода и целые кладбища старых вагонов. На несколько километров  тянутся составы  ржавых, пристрелянных и сгорелых вагонов  и наших советских и немецкие и еще много suomi, т.е. финляндских. А еще видели разбитые танки и воронки от снарядов. Исакиевский собор я увидела из окна вагона.

Но знаешь, мам, мне Ленинград не особенно нравится тем, что все дома (хотя и красивая архитектура), но они какие-то серые и облупленные. От этого конечно он много теряет. А есть такие дома, у которых все стены пулями избиты. В первый день мы ходили в баню, во второй в санпропускник  и простояли там целый день, потом нас поместили в зал, дали кровати, клоповые матрасы и мы улеглись. Вечером съездили на вокзал. А сегодня я повторяла русский язык, бродила по Невскому и заходила в Пассаж. Там уже убрали и крокодила и обезьян. А одежды и обуви много. Вообще в магазинах все есть, но всё же дорого. Сегодня мы первый раз пообедали в столовой. А сейчас я сижу (где? угадайте?), да на консультации по математике. Вот ведь.  Это меня Идка затащила. К испытаниям я допущена, и вызов мне послали, наверное вы получите его. На географическом конкурс большой, заявления больше не принимают. Студентов много, среди них есть всякие. Какой математик нудный, вроде Тимофеича. Так грустно мама, что нет ни одного знакомого лица. Очень бы хотелось встретить кого-нибудь, но до экзаменов  ни к кому не пойду. Пока все. Пиши. Привет Мише. Целую Наташа.


2

31/VII

Здравствуй, мамочка!

Сегодня мой день рождения, т.е. 31 июля. Утром повторяла географию, а потом ходила в кино «Первоклассница», билет стоит 1р.50к. А сейчас сижу в нашей «зале».  Вчера вечером  с Идой гуляли по Неве и дошли до самого порта, а там увидели Аврору. Идем и не знаем, что за судно. Я говорю  линкор, она – крейсер. Спросили какого-то моряка, он и объяснил. Оказывается Аврора стояла  около места  имени лейтенанта Шмидта, а я представляла, что у самого Зимнего. По Ленинграду мы ходим очень много. Каждый дом рассматриваем. Мама, ты мне напиши, какие есть три основных архитектурных стиля и какие здания Ленинграда построены в этих стилях и кем. Ладно, мам. Ты мне говорила, а я уже забыла. А вокруг Зимнего мы обошли задрав головы, и Эрмитаж разглядели.
 
Видела я и Аничков мост. Знаешь мама на географический фак-т конкурс большой, 8 человек на 1 место. Первый экзамен 3 августа, литература письменная. Кончим экзамены 13. Экзаменационный лист получила. Очень боюсь, вряд ли попаду. А у Иды тоже не клеится дело, никак её не зачисляют, всех медалистов зачислили, а её нет. Дело её снова отложили до 2-го августа. Вообще грустно очень. У меня нога болела сильно, я уж в больницу пошла, а там резать собрались нарыв, я и убежала. А теперь всё проходит, но ещё хромаю. А знаешь Миша, здесь на Неве рыбу ловят  удочками и продольниками. Дядьки много ловят окуней, или не их, не знаю, вообщем такие красноперые рыбки. Обедать я хожу в столовую , 5 рублей в день стоит обед, а готовят там плохо. Ну ничего! Вы не думайте, что я ною. Просто сильно скучаю. Целую Н.Н.

3

12 ч. ночи. 1/VIII-1948  г.Ленинград

Здравствуйте, мама и Миша!

Я сейчас только пришла с Мойки. Пошла я просто так, очень хотелось увидеть дом учителя и наш дом. И так мне грустно стало при виде всего этого. Во-первых, дом учителя желтый и очень неприглядный вид имеет с фасада. В одном месте обрушено от снаряда. Я даже его не узнала. В вестибюль я не осмелилась войти, только заглянула. А потом прошла по переулку, в котором находится моя бывшая школа, а теперь она женская и номер 237. Я не смогла прочесть, что это за переулок. Вышла на Максимилиановский.  Ворота в наш двор закрыты, рядом дом, разрушенный бомбами и загорожен забором. И за забором гараж. А въезд с улицы Декабристов. Пришлось выйти на неё и прошла прямо в сад. А там от горы только половина осталась, деревьев очень мало. Ни цветов, ни скамеек, ни эстрады, ни павильона, в котором была читальня – ничего нет. В нашем доме окна выбиты, весь облуплен, калитки нет, а сплошной забор из досок. Тенисной площадки тоже нет, и львов у заднего хода нет. Пустота и раззорение. Ой, мама, как тяжело стало. Вообще этот район мало восстановлен.

А как хорошо там было. Верно ведь мама? А во двор я так и не попала. Сквозь щелку в воротах посмотрела и всё. Вот как там теперь. Я сама не своя была, пока там бродила. А где Ларка жила, так тот дом весь исстрелян. А потом прошла по Прачечному переулку, шла, шла и дошла до памятника Глинке. А потом до церкви, построенной в 1760 г. в честь царствования Елизаветы Петровны. И как раз служба шла. Мы взяли и зашли. Я была с Лидой и Идой. Как торжественно там, людей много, молятся, кланяются. Поп читает молитвы. Я как-то растерялась, а на Лидку так подействовало, что она даже помолилась. А красиво как, везде позолота, жемчуг, все отремонтировано, подсвечники фарфоровые и расписаны. Я в алтарь зашла, а туда только мужчинам можно. А потом увидала, как богов целуют. Прикладываются к иконам, а у тех, которые за стеклом, всё стекло засалено. Мне смешно даже стало. Но я очень довольна, что наконец-то побывала в церкви.

Ну вот и все впечатления сегодняшнего вечера. Да, мам, кто такой Желябов? И как попасть к Михайловскому замку? И где библиотека Салтыкова-Щедрина? Пиши скорей. Целую крепко, крепко вас! Наташа.


4

5/VIII-1948 г.

Здравствуй, Миша!

Как ты живешь там? Где мама? Я не получила от неё ни одного письма. А как твои дела, чем занимаешься? Я сдала один экзамен и очень боюсь. А сейчас лежу в кровати и пишу тебе. Завтра всё узнаю, если двойка, что вероятнее всего, тогда придется перейти. Говорят, что всего 150 двоек за письменные работы, но это говорят. У нас в комнате провалила одна девочка, сделала очень много ошибок в сочинении, горько плакала, но хочет снова пересдавать. А мне так грустно иногда бывает, прямо ну, и главное совсем нет писем.  Ира сдала сочинение на четыре, а физику сегодня на 5. В магазинах все есть, за исключением сахара, за ним очередь. Молоко 4р. литр на базаре, а в магазине 1р.50к. бутылка кефира. Хлеб ржаной 3р. кг., но есть и дороже. Булок продают много. А мороженого Миша здесь полно, на каждом углу. Сначала очень хотелось, а теперь привыкла. Мы уж их сами передразниваем: «Кто желает сливочное эскимо, только здесь, только здесь! Кто желает, 80 копеек!» И таким то голосом сладким, прямо ну! А на трамвае так ездить противно: трясет, болтает, во все стороны кидает, вечно стой, всем место уступай, а то и бессовестной назовут.  Лучше пешком, вот это так очень хорошо. Сегодня мы с Лидой целый день географию учили, завтра сдавать. Читать совсем нечего. Видела Аврору на Неве.  Ну хватит писать, у меня голова очень болит.

Напиши что-нибудь. Ладно.

Целую тебя и маму. Наташа.
 
7 августа. Сегодня получила от мамы письмо. Очень обрадовалась и взгрустнула. Она о нас сильно скучает. К тебе приедет 27 августа. Так хорошо стало, что мама написала.  Отметку по письменному узнала. Сдала географию на 4. На один вопрос не ответила. А экзаменатор мне сказала: «Все равно вы будете на географическом факультете» А почему? Не знаю, она так заявила. Н.Н.

5

9/VIII-48г. Ленинград

Дорогая мамочка!

Пишу тебе снова, очень уж скучно, совершенно нечего читать. Сегодня сдавала литературу. Еще два экзамена и все.  Пятерки пока ни одной, все четверки. Недавно ездили мы к Смольному. Видели какое-то красивое длинное здание, выкрашено в синий цвет, а в средине еще красивее собор. По бокам тянется  каменная стена, со стороны Невы сильно разрушенная. Но мы так и не выяснили точно, что это такое, решили, что институт для благородных девиц, в котором училась Водовозова. А смольный дворец и еще институт иностранных языков тоже смольный  мы не увидели. А обратно ехали в трамвае и всю дорогу смеялись. Напротив уселся очень толстый дядя, около него тонкий. Тонкий толстому на ухо что-то говорит и чихает, а тот смеется. Да так заразительно, что мы от смеха сами покраснели. А сегодня после экзамена я ходила на Марсовое поле. Цветов там меньше, а так около памятника убитым красиво.

Знаешь мам, так хочется в университет попасть, чем труднее это дается, тем больше хочется. Но сейчас ничего не знаю. Живем мы в общежитии, ничего у нас нет, т.е. мы чемоданы сдали в камеру хранения при общежитии, паспорта у нас взяли за постельное белье. Только сама, да кровать и всё. Нас уже прописали временно до 1 сентября. Лида сдает так же, как и я, у Эмки тоже 4-ки. А Ира сдает лучше всех. Ида от скуки бесится. Как у меня время свободное, так и идём бродить. Погода здесь стоит очень хорошая, теплая, дождей было мало. Вечером и ночью была гроза (со 2-го на 3-ее), молния сверкала беспрерывно, все освещала ярко, ярко. Сейчас уже поздно, Ида носки ходила стирать под кран. Я лягу спать, а завтра буду повторять немецкий. Мама ты пиши почаще.  Так обидно бывает, ходишь, ходишь на почтамт, а писем нет и нет. Пиши мама и побольше. Целую Михеля и тебя крепко-крепко. Наташа.

6

13/VIII-48г. Ленинград
 
Здравствуйте, дорогие мои мамочка и Миша!

Сегодня я сдала последний экзамен, уже 13-е августа, как быстро время идет, я живу без вас 23 дня, почти месяц. А еще впереди целый год. Как хочется вас повидать, если бы вы только знали, хотя бы на одну минуточку. А то целый год жить одной, как-то неверится и странным кажется, но это так к сожалению. Знаешь, мама, я очень, очень скучаю. Да и писем совсем нет, от тебя только одно получила из Межадора, а больше нет и нет. И так каждый день на почтамте отвечают. Как это грустно. И денег я еще всё не получила. А экзамены я кончила вот как: литерат. письменная – 3, писала о молодогвардейцах, есть ошибки орфографические. Литерат. уст. – 4, снизили за сочинение. География – 4, не ответила на один вопрос (направление пассатов), история – 5, немецкий – 5, этими ответами экзаменаторы остались очень довольны, немка так мне и сказала. Ну вот, сдала неважно, всего 21 балл, а надо 20. Может быть и пройду по конкурсу, многие имеют гораздо хуже оценки. Окончательно скажут результаты 25 августа. А сейчас будет медицинский осмотр и физкультурная проверка. У Лиды оценки точно такие же, у Эммы одни четверки (всего 20 баллов), у Иры троек нет. Возможно, что пройдем все. Но это пока только предположения. В нашей комнате три девочки получили 2, перешли  в другие институты.

Я, мама, хожу по Ленинграду и думаю: «Когда-то здесь же я была с мамой, на этом же Невском, и на почтамте, и в Александровском саду, и у Исаакиевского, и у Медного всадника, и так всё это знакомо, что кажется обязательно встретишь кого-нибудь тоже знакомого. Так бы было хорошо. Но все-таки мы еще все вместе девочки, это конечно скрашивает жизнь, а еслиб одна, то я, наверное, слезами бы горькими плакала, так иногда тоскливо становится. Это от непривычки, верно ведь мама? Потом наверное пройдет.

А сегодня вся наша «команда лохматых» мечтала о доме, и о том, как мы поедем домой. Мамочка, ты пиши почаще и побольше, я тебя очень прошу. Ну вот и отлегло немножко от сердца, а то сегодня как-то особенно тяжело было. Я здорова, и живу в общем хорошо. Крепко целую вас обоих. Ваша Н.Н.

7

Ленинград. 17/VIII-48г.

Здравствуйте, мамочка и Миша!

Сегодня была на медосмотре. Направили на рентген. Уж не знаю, что у меня нашли. Я очень беспокоюсь, что от тебя совсем нет писем. Вчера и позавчера ходила и разыскивала Михайловский замок (Инженерный) и Михайловский дворец, теперь в нем Русский музей. Замок на половину разрушен, а дворец недавно отремонтирован и очень красивый, такой светлый, заново побеленный. Еще видела «храм на крови» у Марсова поля. Правда у него стекла выбиты, но какой же он чудесный, весь расписан, разрисован и разукрашен так, что похож на красивую игрушку. Да ты ведь, мама, его наверное помнишь.

 А сегодня записалась в читальный зал библиотеки им.Салтыкова-Щедрина. Как хорошо, читать буду, только не знаю, что? Я сама выбирать не умею, это плохо. А пока читала книжку «Архитектурные ансамбли Ленинграда» и немножко узнала о Ленинграде. Я, мама, не знаю, сходить  или нет к Анне Васильевне в дом учителя? Мне как-то страшно. Тут произошла реформа в почтовом и трамвайном мире. На трамвае билет стоил 15к., а теперь 30к., на автобусе 1,20к. Письмо простое – 40к., заказное и доплатное -1р. Спрашивали в приемной комиссии о конкурсе, ничего не сказали определенного, ждите и всё до 25 августа. Это легко сказать, но очень трудно сделать. В нашей комнате происходит охота за книгами, девчонки бегают и орут: «У кого есть книги? Дайте что-нибудь почитать!» С ума сходят от безделья, экзамены сдали и сумасшествуют. Я на осмотре разгибание назад делала, а теперь мышцы живота болят невозможно. Вот ведь физкультурница я какая! Я живу хорошо, Ленинград нравится всё больше и больше, да я и Меншиков дворец нашла, ну и огромный он, целую улицу занял, но фасад его со стороны Невы уже перестраивали, а с улицы Съездовской оставлен попрежнему. Строил его Шедель в 18 веке. А адмиралтейство, оказывается, строил  русский архитектор Захаров, а вначале оно было деревянное, окружено рвом и стеной, так основал его еще Петр. А после постройки Зимнего (Растрелли, закончен в 1762г.), адмиралтейство перестроили. А против Михайловского замка стоит памятник Петру I с интересной надписью: «Прадеду от правнука» Поставил Павел (1801г)

Скорей бы всё разрешилось, так хочется здесь остаться! С общежитием тоже трудно будет, говорят всего 150 мест на 750 ч., а на частных квартирах 100р. в месяц, из них 30р. дает университет, ездить на поезде 30 м., а потом на трамвае. Если пройду по конкурсу, то в крайнем, самом крайнем случае соглашаться на такие условия или нет? Напиши мама. Стираем мы под краном (прачечная на ремонте), а гладить – вопрос неразрешимый. Сегодня достали утюг, так нагреть негде. А девчонки у нас самые различные, хохочут, гогочут, пищат и визжат, вобщем «девичье царство». Ходят в халатах, лежат на кроватях, настоящие «Обломовы».

Милая мамочка, ну что же ты мне не пишешь? Я продолжаю тебе письмо. Сегодня 19 августа. Ходила на рентген, ничего не нашли, осмотр кончился благополучно. Но получили очень неприятную весть: отменили стипендии на 1 курсе, официально не объявлено, но все только об этом и говорят. Если это действительно так, то Эмма едет домой.

Я была в библиотеке вчера и сегодня с 11 до 5ч. Дочитала Вересаева (Литературные встречи, дома не успела) и прочла «Михайловский замок» Форш. Она мне очень понравилась, тем более, что и замок я теперь сама видела. Книга хороша и тем, что из неё узнаешь о Баженове, Бренне, Росси, Воронихине и особенно понравилось о Суворове. То место, где Павел, посылая его в Италию  говорит: «Воюй как умеешь» и Суворов потом никак не мог успокоиться, всё вертелся в своей коляске и повторял эти слова, даже Прохора своего разбудил. И кончается книга тем, что  Воронихин показывает свой проект Росси для сооружения Казанского собора. Я пошла по Невскому и рассмотрела этот собор. Когда можно увидеть всё своими глазами, то очень интересно читать. А еще хочу прочесть Вересаева «Записки врача». Мама, сегодня у меня не было ни копейки денег, целый день ничего не ела. Ну и пускай, решила итти в библиотеку, встала в 9ч. и пошла, просидела до 4ч., а потом зашла на почтамт, там перевод, вот как хорошо, очень уж мне не хотелось  занимать, так что деньги очень кстати.
 
Еще я хочу вам написать о дне военно-морского флота. С утра на Неве появились суда, за Республиканским мостом три подводных лодки, между мостом Лейтенанта Шмидта и Республиканским 3 линейных корабля, а еще дальше по Неве  Аврора и еще один линкор. Вечером пошли на набережную. Все суда иллюминированы, особенно красивы были подводки, целиком увиты гирляндами огоньков. В 9ч.30м. был салют. Сначала погасли огни на кораблях, потом небо прорезали лучи прожекторов, один осветил Исаакиевский, какой он стал замечательный, весь засиял какими-то серебристыми и золотыми красками  с зеленоватым и голубым отливом, а сзади него, на небе огромная тень. Затем  раздался первый залп и небо осветилось разноцветными огоньками, которые сверкающим дождем сыпались с неба  и гасли у воды. Залп давал каждый корабль, а начинал тот, что стоял против нас. Ой, и красиво было, мы как зачарованные стояли. А народу сколько было, к Неве нельзя подойти, везде люди, люди и на мосту и на сфинксах, и на лестницах. Стоят  плотными рядами и совсем некуда протиснуться. А на другой день всё снова стало спокойно. (…) Крепко, крепко целую обоих. Без вас очень скучно. Наташа.

8

25/VIII-48г.

Привет из Ленинграда маме и Мише от их Натальи!

Прежде всего: я зачислена в Ленинградский Государственный Ордена Ленина Университет на географический факультет. Я прошла по конкурсу, и теперь уже студентка. Как я мечтала и сколько думала об этом. И вот мечта исполнилась,  я поступила.  Зачислены  Лида и Эмма, но не принята Ира. Из нашей комнаты, в которой было 30 человек, прошло всего семеро, из них 2 медалистки и трое нас.  Вот, конкурс мы выдержали не легкий.

Недавно мы в день нашего юбилея, т.е. 21 августа, когда мы выехали из дому, снова очутились в дороге. Поехали в Пушкино, бывшее Детское Село. Там большой и чудесный парк, в нем лицей и дворец Екатерины, который был разрушен немцами. Был построен он в 1767 году Растрелли в стиле барокко, а сейчас остались одни стены, очевидно был очень красивый. Там же есть на берегу озера грот в том же стиле и маленькое адмиралтейство в стиле ложно готическом, выстроен Нееловым. Были открыты музеи, но мы сходили только в один, не хватило денег. Осмотрели мы «Агатовые комнаты» Екатерины. Какие замечательные вещи есть там. Особенно понравилось мне искусство русских мастеров – резчиков по кости, дереву, стали, мозаичные картины,  а какой рисунок на паркете, весь паркет представляет тонкий рисунок, собранный из кусочков дерева разных пород. Там есть туалетные столики Екатерины и Павла, и ларец, сделанный из стали тульскими мастерами в подарок Петру I. Мы до того доходили, что не могли ноги тащить и все уселись в ряд на скамейку, а потом кое-как добрались до дому. Само Пушкино сильно разрушено, большинство домов представляют сплошные развалины, некоторые восстанавливаются.

Ну ладно, все это хорошо, но есть и весьма печальное обстоятельство: стипендия отменена точно, общежития не предвидиться и к 1-е сентября надо уплатить за учебу 200 рублей, иначе будут отчислять. Я мама не знаю, что мне делать? Пока буду жить, но всё же всё это беспокоит, да и занятия начнутся через 6 дней. А куда Миша поступил? (…)

 А завтра хочу сходить в дом учителя, спросить о Анне Васильевне. Сегодня опять ходила в библиотеку, прочла «Новь»Тургенева, понравился стиль его письма. Он, мама, очевидно, очень много знал, мне кажется, что о каждом человеке он тонко и умно пишет и разбирает его поступки. Мы нашли прачечную и сдали туда белье, там и гладят, за 18 штук с нас взяли 9 руб. Отсюда нас начнут выселять 28 авг. Куда потом денемся не понимаю. Пока мои известия исчерпаны.

Пиши мама, хотя  об этом не стоит говорить. Целую вас дорогих и милых крепко прекрепко. Ваша Наташа-трататаша. 

9

31/VIII-48г. Ленинград.

Здравствуй, мамочка!

Сегодня получила от тебя перевод, хотя и не ожидала его. Ждала очень письмо, но его пока нет. Завтра первые занятия, начало в 9ч., два часа геологии и два часа физики. Положение дел на сегодня такое: общежития нет и пока не будет. Придется нанять комнату или угол. Этим займется наш комитет ВЛКСМ. Самая дорогая цена 100р., дешовая 70р., из них 30р. выплачивает университет. Прописку хозяева не проводят, прописывает университет за городом. Сегодня у нас временная прописка кончилась в общежитии, так что деньги пришли во время. Я заплатила 200 рублей за учебу и отдала долг. Прошу тебя мама, если сможешь, выслать в эти дни ещё немного.

Сегодня ночуем ещё на старом месте. А две ночи спали как гусь  из сказки «Зимовье зверей». С кроватей у нас всё взяли и пришлось так: половину одеяла под себя, половину на себя и вертись на железной сетке. Ох и холодно было! Да и жестко же, все бока отлежали. Я проснулась и вижу: Лида спит, а потом как вздрогнет вся, а Эмка на стульях спала, проснулась и ворчит, злиться на холод. А теперь нас эвакуировали в другую комнату, тут есть кровать с матрасом, но нет ни стульев, ни столов, и пишу я вам на чемодане, а он лежит на моих коленях. А Ида спала на химфаке в огромной аудитории одна две ночи, а сегодня сбежала к нам. Ира прошла, её после долгих тяжб зачислили. Она сняла угол за 150 руб. Я купила себе тетрадей, они очень дорогие  по 1р. дешевле нет. Куда нас завтра, очень бы интересно знать. Лиде, кажется, нашли угол за 80р. в месяц. Так что совсем без места нас трое. Иде даже её медаль насчет жилплощади не помогает.

Вот уж трудные эти дни были, денег нет, жить негде и самое главное повесили приказ, не уплативших до 1 сентября отчислять. Эмма заняла денег у Лиды. Мама, я и Лида сегодня выполняли первую общественную работу – ригистрировали поступающих комсомольцев целых 3 часа. Я выписывала контрольные листки, а она заполняла анкеты. Нам встретились такие национальности: русские, евреи, коми, башкиры, манси, ханты, ненцы и татары. Вообще едут из самых разных мест.

Знаешь, мамочка, я сходила вчера в дом учителя, узнала об Анне Васильевне. Она в отпуске, уехала в Минск. Выйдет 13 сентября на работу. (…) Ходила в читальню, перечитала «Овод» Войнич, ходили в кино, смотрели «Драгоценные зерна», картина понравилась, уж очень хорошо играет Жаков, и кроме того героиня кончает университет, филологический факультет и косички у неё точно такие, как и у нас. А сейчас мы сидим и все пишем письма, а Эмма не может успокоиться, ей мама её послала 1кг песку, пару чулок и письмецо с девочкой, а той никак нельзя застать дома. Здесь уже холодно становиться, особенно в наших аудиториях. Ветер холодный. Мама, письма ты мне посылай на 164, а деньги на главный, а то нас пропишут в какой-нибудь Петродворец, а с такой пропиской на 164 выдавать не будут. (…)

 Я ходила и в ДЛТ, товаров различных много, нет тут вот чего: простых чулок, хозяйственного мыла, и ни песку, ни сахару. Ленинградцы от этого здорово страдают. Обуви много всякой, есть и дорогие туфли, но есть и по 45р. Кофточки вязанные от 60 до 80р. Белье тоже продают и трикотаж. Платьев не особенно много, а самая дешовая шляпа для меня 109р., так что лучше без неё. В магазинах есть крупа, рис, макароны, много рыбы всякой и вообще всё есть. Маленький тортик, стоивший 3р.50к. при нас, теперь стоит 12р. Хлеб продают маленькими буханочками по 1кг. и по 500гр. весом. Ну хватит уж. Жду письма, напишите как живёте, худо ли, хорошо, каков урожай на нашей плантации и как с ним справляетесь? (…)

 Хотя вы и далеко, но целую вас крепко-крепко. Привет от первокурсницы. Ваша Наташа. Пишите.

10

7/IX-48г.

Здравствуй, дорогая моя мамочка! Привет Мише.

Недавно получила от тебя письмо, да какое большое, вот радость была у меня.  Иде прочла об архитектуре, книгах и каталоге из него. Она была этим очень довольна. А сегодня получила перевод, но не знаю, как его получить с почты. На этом отделении без прописки по доверенности не выдают. Ты знаешь, мама, Эмме послали уже два перевода с 29 VIII и 2 IX-48г. и она сидит без денег. Мамочка, ты пожалуйста деньги посылай на Главный почтамт, там работают без всяких фокусов, а у нас на 164 отделении и письмо-то с горем получишь. Спросишь у них, а в ответ: «Непомилуевой нет, не было». Я однажды 3 раза заходила, и всё не было, только на другой день выдали письмо от тебя, которое как раз вчера пришло.

 Живем мы все трое у «святой старушенции». Она работает у нас на факультете лаборанткой, и взяла к себе на несколько дней, т.к. нам негде ночевать. Никак не можем найти квартиру по карману. А у старушенции нашей комнатка маленькая очень уютная, пол паркетный, она его натирает, живёт с сестрами, они обе в командировках, одна в Воркуте, другая в Севастополе. Пока их нет, мы и живем у нее, а потом уж не знаю куда. У старушенции вещей много, она богатая старая дева, сейчас пришла и стала чай кипятить, а нам предлагает сварить картошки, но мы сегодня отказались, а вот вчера навернули целую кастрюлю.

 До сегодняшнего дня, начиная с 4 IX-48г. жили все четверо без денег, но с извещением о них. Особенно плохо было Иде. Она живет отдельно от нас, я уже писала, в аудитории химфака. Так вот она три дня почти совсем ничего не ела, получила от мамы посылку с вещами и с малиновым вареньем, варенье всё вылилось и вещи выпачкало, вот и весь толк от этой посылки. А вчера Эмма заняла у кого-то денег и мы купили Иде целую буханку хлеба и отнесли 10р., она конечно сияет и радуется как не знаю кто. Ну а сами мы эти дни жили на Лидкиных сухарях, да хорошенькое житье, нечего сказать, вобщем студенческое в полном смысле этого слова.

Лекции посещаем аккуратно, очень интересно читает у нас преподаватель Невский введение к физической географии. Рассказывает так, что буквально сидишь, развесив уши и слушаешь, два часа просто пролетают. Сегодня записывали происхождение географических названий Австралии (что значит Южная земля). Вобщем я пока довольна тем, что поступила сюда, только устроиться никак не можем. Живем без прописки уже семь дней. В библиотеку тоже сейчас нельзя ходить, книги не дают без прописки. Вобщем везде прописка, вот проклятая! (…) До свидания. Целую обоих. Н.Н.


Рецензии