Церковь

Б.Мельник. Часть первая, раздел восьмой. Перевод с польского Т.Цыркуновой.



Иду по песчаной насыпи, постепенно снижающейся к улице Костёльной, ныне Ленина. С южной стороны насыпь густо заросла душицей. Кстати, всё вокруг заросло какими-то неизвестными мне растениями. Ну, вот и конец насыпи, сейчас дойду до улицы Костёльной. С правой стороны, недалеко от железнодорожных путей, находилась пилорама, а немного дальше – большая паровая мельница. При пилораме была небольшая электростанция, дающая свет значительной части местечка. Пилорама и электростанция работали благодаря паровому двигателю. Одним из его истопников был наш близкий сосед, усатый господин Федкович. Его дочь Тося, училась в одном классе с моей сестрой. Господин Федкович потерял свою работу, когда в 1943 году мельницу, пилораму и электростанцию сожгли партизаны.
Перед войной эти хозяйственные объекты, бывшие собственностью графа Пусловского, находились в аренде.
Члены рода Пусловских проживали в нескольких прекрасных резиденциях, находящихся преимущественно на Полесьи. Их собственность составляла десятки тысяч гектаров прекрасных полей    и лесов. Они владели неисчислимыми пилорамами, мельницами, мастерскими и смолокурнями. Владели полноправно или вместе с совладельцами различными высоко доходными объектами на просторах Польши.
После начала Второй мировой войны в 1939-м году Пусловские, жившие на Полесьи, выехали за границу. Этим избежали советских репрессий, самой мягкой из которых могла быть высылка их   в Сибирь.
После захвата Полесья Советами огромные богатства Пусловских были национализированы.
Территория, на которой находились пилорама и мельница Пусловского, сейчас выглядит совершенно иначе, чем четверть века тому назад. Она огорожена высоким забором из досок, за которым находятся одноэтажные деревянные постройки. Оттуда доносятся отголоски работающих деревообрабатывающих станков. На площадке видны штабели накрытых досок. А это означает, что сейчас здесь находится производство каких-то деревянных изделий. Да, так, чтобы здесь можно было что-то производить, снова лес вынужден платить свою смертельную дань.
Эта ограждённая территория с шумящей внутри неё фабрикой, кроме канала Огинского, является исторически наиважнейшим местом в Телеханах. Именно этому куску земли местечко обязано своим развитием. Начало этой истории – в восемнадцатом веке, когда собственником Телехан был Великий гетман литовский – Михал Казимир Огинский. Реализовав самое главное дело своей жизни – строительство канала, на этом месте поручил построить фабрику фаянсовых изделий. А также построенный неподалёку стеклозавод, уже в 1779-м году начал выпускать свою продукцию. От польского названия стеклозавода до сегодняшних дней эта часть Телехан носит название «Гута».
Чтобы производить различные изделия из стекла и хрусталя, использовалось местное сырьё, песок, добываемый в непосредственной близости от канала. На канале была пристань, где на баржи загружали изделия с обеих фабрик, вывозившиеся в Польшу и за её границы.
Произведенные в Телеханах совершенного качества столовые приборы и другие предметы были известны далеко за границами страны. Обе фабрики успешно работали, невзирая на разные политические встряски, которым периодически подвергалась полесская земля. Фабрики работали даже после третьего раздела Польши, когда территория Полесья оказалась под властью царской России. Даже смерть основателя обеих фабрик, гетмана Михала Казимира Огинского, последовавшая в 1800 году, не прервала эту работу.
Только война с Наполеоном, которая началась в 1812 году, стала причиной их упадка. Производство фаянса прекратилось ещё во время этой войны. Прошло более ста с лишним лет и реликты той продукции в виде фаянсовых раскрашенных осколков, мы, телеханские дети, выгребали из песка, когда играли там, где когда-то стояла фабрика.
Пусловский стал претендовать на получение титула графа.
Войтех Пусловский в 1817 году выступил в роли спонсора для строительства. Зато стеклозавод уцелел во время той войны, и после её окончания сочли, что он и дальше будет давать доход. Около 1819 года приобрёл его еврейский финансист Левин. К сожалению, просчитался. Спрос на изделия стеклозавода после войны оказался таким мизерным, что его новый хозяин вскоре обанкротился, и стеклозавод перестал существовать.
В Телеханах Огинский построил не только упомянутые фабрики. Как исповедующий православие, он был также спонсором первой христианской святыни. В центре местечка была построена деревянная церковь под покровительством Святой Троицы. Одновременно он подарил вновь созданной парафии четыре волоки хорошо раз- работанной земли, или около шестидесяти семи гектаров. Он же спонсировал строительство православных святынь в Святой Воле и в Выгонощах, наделяя их пахотной землёй.
Смерть гетмана Михала Огинского была причиной перемен в его владениях. Его озабоченные финансовыми хлопотами наследники решили распродать остатки недвижимости, принадлежавшей ранее покойному гетману. Часть недвижимости с принадлежащим к ней местечком Телеханы они продали собственнику Слонимских поместий, Войтеху Пусловскому. Это был необычайно активный человек, прекрасный организатор. Эти черты характера Войтеха Пусловского в последующие годы открыли ему дорогу к политической карьере и стали движущей силой экономического развития приобретённых им земель. Собственность его вскоре стала наиболее развитой среди иных на просторах Полесья.
Достигнув таких высоких экономических и политических позиций, Войтех занялся возведением в Телеханах католической святыни. На самом деле это была только деревянная каплица, но её хватало для малого числа католиков, живших тогда в местечке.
Приобретение Пусловским собственности от наследников гетмана Огинского, в том числе и Телехан, оказалось для местечка счастливым подарком судьбы. Войтех Пусловский, так же как и   его наследники, были прекрасными хозяевами своих владений.
Развивавшиеся в Телеханах ремёсла и торговля были необходимыми для нормального функционирования личных и постоянно разраставшихся владений рода Пусловских.
Во времена крепостничества полесские крестьянские хозяйства были полностью самодостаточны в своих потребностях. После освобождения крестьян по царскому указу в 1861 году, они всё чаще стали пользоваться услугами ремесленников и торговцев.



Т. Цыркунова «Наши Телеханы»
 

Этот раздел из книги Богдана Мельника я продолжу моим переводом с белорусского языка статьи Ольги Ивановой о Струковском Иоанне Фёдоровиче, долгие годы работавшем в нашей церкви. Я привожу статью в том виде, как она написана, ничего в ней не меняя:
«Период с 18-го октября 1895-го года в д. Сторожовцы Мозырского уезда Могилёвской губернии (ныне это Житковичский район Гомельской области) по 15-е августа 1991-го года г.п. Телеханы.
Сын священника Фёдора Анастасьевича Струковского (1864- 1932) д. Цинтва и Софьи Петровны Яхневич, дата рождения неизвестна, умерла в 1943 г. в Ленинграде. Внук священника Анастасия Фёдоровича Струковского.
Окончил Минскую духовную семинарию в 1919 г. Решил поступать в Пражский медицинский институт, чтобы не оставаться   в большевистской стране, но по дороге в Прагу встретил в Кунасах возле Несвижа Татьяну Михайловну Костка (дочь священника), которая стала его женой в 1926 г. Два друга, с которыми он ехал, стали профессорами медицины.
11-го мая 1921 г. назначен Пантелеймоном, епископом Новогрудским, на должность псаломщика Островковской Свято-Георгиевской церкви Несвижского уезда. На следующий год переведён в Городейскую церковь. В 1928 г. рукоположен в иерея архиепископом Александром в г. Пинске.
 С 1928 г. – настоятель Александро-Невской церкви в д. Кривичи Молодечненского уезда, потом церкви Рождества Богородицы, местечка Лахвы Лунинецкого уезда, районным миссионером Столинского и Лунинецкого уезда. В 1932 г. назначен в Телеханы, где был вынужден начать строительство храма во имя Святой Троицы. В 1935 г. им был построен другой храм в Телеханском приходе,
в д. Выгонощи, который сгорел во время войны в 1943 г. (Церковь в Выгонощах была сожжена немцами 20 сентября 1942 года – моё примечание. Т.Цыркунова).
1-го февраля 1949 г. был осуждён военным трибуналом г. Пинска. В апреле 1949 г. – по ст. 63, 1, 72 п. «б», п. 76 УК БССР, в связи с отменой смертной казни сроком на 25 лет исправительно-трудовых лагерей с дополнительным поражением в правах на 5 лет и конфискацией имущества.
Был обвинён за то, что при оккупации в 1943 г. для спасения детей, после уничтожения жителей четырёх деревень: Бобровичи, Вядо, Тупичицы и Красницы, вступил в добровольный комитет Белорусской народной самопомощи в местечке Телеханы. Собранное им в Телеханском районе было роздано детям. Количество тех, кто получил помощь, было около трёхсот человек.
В документах значилось, что никакой политической деятельностью в составе БНС он не занимался, а обращение, подписанное к населению района с призывом жертвовать средства на спасение детей, не имело иных целей, кроме благотворительных. «Как пастырь православной церкви я считал своею обязанностью хоть немного облегчить тяжелую судьбу близких по вере и нации сирот». По 21-ое февраля 1956 г. находился на поселении в Чунском районе Иркутской области. Освобождён со снятием судимости и восстановлением в правах. В 1956 г. назначен настоятелем Черняковской Свято-Николаевской церкви Брестской области, а через год возвратился в Телеханы, где стал также благочинным округа.
Большой души человек отец Иоанн Струковский – материал предоставлен Вениамином Николаевичем Бычковским (мой перевод с белорусского языка).
1949 г. Липники. Большая просторная комната в деревенском доме, посредине стол с небогатыми яствами. За ним собрались родные, близкие и знакомые, чтобы поздравить Николая Фёдоровича Струковского с юбилеем.
Внезапно заходят трое людей в штатском, кажется, из сельского совета. Нина Ивановна, как  хорошая  хозяйка,  приглашает  сесть за стол. Выпили. Закусили. Потом попросили Николая и его брата Ивана выйти в сени. Там объявили, что приехали арестовать Ивана. Посадили на подводу и поехали. Повезли в Пинск на суд.
Почему в Липниках арестовали, точно не известно, возможно боялись жителей Телехан, которые очень любили и уважали своего священника, а может, приказано было срочно арестовать, поэтому нашли даже на юбилее у брата.
Верным другом отца Иоанна была пишущая машинка, на которой он с точностью архивиста зафиксировал в стихотворной форме наиболее значимые факты своей жизни, на машинке делал также подписи к фотоснимкам, писал письма родным и знакомым.
Одним из наиболее любимых мест, местом отдыха и труда, был сад. Он никогда не обедал один.
Жизненная и духовная судьба Ивана Струковского зафиксирована в стихотворных письмах родным, знакомым и близким, которые писались из поселения, как правило, в преддверии христианских праздников: Рождества, Пасхи, Сретенья Господня, именин родных и близких, которых так хотелось обнять и пожелать всего наилучшего.

Историческая справка о Свято-Троицкой церкви в Телеханах – материал предоставлен Вениамином Николаевичем Бычковским (мой перевод с белорусского языка).
«Свято-Троицкая Церковь в Телеханах построена на месте сгоревшей (1915) в годы Первой мировой войны. Церковь построена на средства самой церкви, добровольных пожертвований местных прихожан из разных мест их поселения. Проект Церкви составлен инженером Котовичем из Кобрина. Строительство велось под руководством Настоятеля Церкви Струковского Иоанна Фёдоровича. Торжество по случаю заложения Храма состоялось 4 ноября 1933 года с участием 12 священников, во главе с Епархиальным Миссионером Калиновичем Пинским, как представителем Архиепископа Пинского Александра.
К осени 1934 года Храм начерно был построен. Весною 1935 года в день Великия Пятницы с торжественным крестным ходом перенесены были Св. Антиминс, Св. Дары и все церковные вещи, и с этого времени все Богослужения начали совершаться в новом Храме (на фото – Телеханская Свято-Троицкая Церковь).
Колокола. В первые месяцы Первой мировой войны до прихода немецких войск, все колокола были сняты и спрятаны в земле. Колокола найдут только  в  пятидесятых  годах, и самый большой из них будет передан Пинскому музею. В 90-ых годах колокол вернут Церкви. Сейчас он реликвией стоит у алтаря. Сегодня Церковь является памятником архитектуры и занесена в Свод памятников истории и культуры Беларуси».
Отправляя мне эти исторические сведения о нашей церкви в Телеханах, Светлана Андреевна Крек  в коротенькой записке дописала:
«18 октября 2013 года в день рождения Иоанна Струковского к Храму высажена аллея из штамбовых деревьев декоративного шиповника. Организации и предприятия Телехан приобрели эти дорогостоящие деревья за свой счёт, и представители трудовых коллективов высадили их возле Храма. Со временем это будет очень красиво». Конец записки.
Это благое дело было осуществлено с целью увековечивания памяти простого телеханского священника – Иоанна Фёдоровича Струковского, судьба и подвижнический путь которого оказались совсем не простыми. Вместе со своими верующими этот человек  прошёл по извилистому, полному несчастий и бед пути, натерпелся страданий в сталинских лагерях, испытал и голод, и холод, и унижения, и ощутил на себе полное бесправие человека, без всякой вины попавшего под колёса безжалостной тоталитарной системы.
Перенесённые им испытания только закалили его дух, укрепили веру в Высшую справедливость, которая, к счастью, неподвластна никакой, даже самой могущественной власти на Земле.
Пусть жизненный путь этого священника – Иоанна Струковского, станет для всех нас примером беззаветного служения своим соотечественникам и будет нравственным ориентиром для каждого жителя наших Телехан на тернистом пути стремления   к духовному совершенству.


Рецензии