Белая лилия Сталинграда

– Бабуська! Дедуська! – раздался с порога звонкий голос девочки.

– Ба! Де! – вторил ей брат.

– И кто это у нас здесь? – выходя в прихожую, улыбаясь спросила женщина. – Это же мои маленькие лучики света.

Детвора не разуваясь бросилась обнимать бабушку. Послышалось шарканье, и через минуту, выходя из кухни, к ним присоединился пожилой мужчина. Он всё также с трудом передвигался, но встретить своих внуков и правнуков сидя в кресле или на диване, не позволяла гордость.

– «Виу-у», – размахивая самолетиком, визжал Алёшка. – Деда, смотри что у меня есть?!

– Какой красивый самолёт, – улыбаясь молвил пожилой мужчина.

– Это не просто самолёт – это истребитель Як-1. Ты знаешь, кто на них летал?

– Бабуська знает, – подала голос Анюта, вертя в руках плюшевого мишку.

– Ваша бабушка много чего знает, – погладив по головам, серьезно сказал мужчина.

– Раздевайтесь, негоже в дверях стоять.

Малышня закопошилась, пытаясь быстрее снять одежду.

– Ба, мы отлучимся на часик, вы не против? – как-то смущенно спросил внук и покосился на свою супругу.

– Конечно идите. Занимайтесь своими делами, а мы найдём применение вечным двигателям. Да, мои хорошие? – на вопрос ответов не последовало, так как брат с сестрой уже умчались в комнату.

– Спасибо, ба. Мы вернёмся через час, – целуя женщину в щеку, молвил молодой человек.

«Виу-у, виу-у» послышалось из комнаты.

– Истории! Мы хотим новую сказку! – на перебой верещали малыши.

– Не торопитесь, – улыбнулся дед, и его усталый взгляд озарился любовью.

Проводив внуков, пожилая пара направилась в комнату к правнукам. Анюта играла с мишкой, а Алёшка висел на полке пытаясь что-то там достать.

– Деда, поможешь достать во-о-о-он ту книгу, которую мы в прошлый раз смотрели.

– Конечно, – ласково ответил тот.

Стараясь двигаться быстрее, старик приблизился к книжным полкам, и именно в тот момент, маленькие ручки соскользнули с полированной поверхности, и мальчик упал бы на пол, но сильные руки поймали его вовремя.

– Алёфка, – испуганно прикрикнула малышка, завидев полёт брата.

– Ничего, ничего, – ставя мальца на пол, спокойно сказал дед. – Синяки и шрамы красят мужчину, но всё это не в мою смену.

– Это что значит? – непонимающе уставился на старика внук.

– Потом объясню, а сейчас... – он достал с полки нужный фолиант, – кто-то хотел новую историю?!

– Да! – хором заголосили дети, а мужчина передав книгу жене, медленно пошёл в кухню.

– Заварю-ка я нам по этому поводу чаю, – уловив благодарный взгляд супруги, он удалился.


***

«С детства она мечтала об авиации и самолетах. В то время в Советском Союзе шла большая пропаганда авиаспорта и освоения неба. Страна дала юной мечтательнице такую возможность. Первый раз в небо Лидия поднялась уже в четырнадцать лет. За время учебы в аэроклубах Москвы, Херсона и Калинина она отлично освоила технику пилотирования. Более того, она сама стала авиаинструктором и подготовила свыше сорока пилотов, будущих воздушных бойцов.

С началом Великой Отечественной войны Лидия всячески пыталась попасть на фронт: обивала пороги военкоматов, писала письма, но ей всё время отказывали. Не мог поверить военный комиссар, что невысокая, хрупкая и белокурая девушка сможет перенести суровые фронтовые условия.»

– А кто такой воинмат? – встрял в рассказ Алёшка.

– Военкомат, малец, – поправил его дед. – Это военный комиссариат, орган местного военного управления в Советском Союзе, ответственный за военно-мобилизационную и учётно-призывную работу в Вооружённых Силах Союза.

Мальчик выпучил глаза и уставился на деда.

– Это такое место, дорогой, куда берут всех на службу. Там решали годин ли человек для войны, и в какие войска его можно направить, – более доходчиво объяснила бабушка, видя озадаченный словами деда взгляд ребёнка.

– А, ясно, – буркнул Алёшка. – Рассказывай дальше.

«Однажды ей на глаза попалась газета с заметкой о том, что Марина Раскова, её герой, собирает женский авиаполк, чтобы бить врага. Лидия приписала себе недостающие сто часов налета и смогла тогда уговорить военного комиссара Коминтерновского РВК города Москвы взять её в армию.


Так начался её короткий, но славный боевой путь. Сначала была боевая учеба. Лидия в короткий срок смогла освоить истребитель Як-1, по признанию ветеранов, довольно сложный самолет в пилотировании, особенно модели ранних модификаций.

Первый свой боевой вылет она совершила в небе над Саратовом, в августе 1942 в группе со своей новой подругой Катей Будановой отправила к земле вражеский бомбардировщик «Юнкерс» Ju-88.»

– Это же Володька! – в один голос закричали дети.

– Верно, мои хорошие, – улыбнулась бабушка. – Вы запомнили, молодцы.

«А в сентябре она была переведена в четыреста триста седьмой истребительный полк, где продолжила вместе с Катей громить врага.

Четырнадцатого сентября во втором боевом вылете над Сталинградом она сбила бомбардировщик Ю-88 и истребитель Me-109. Лётчиком Me-109 оказался немецкий барон, одержавший тридцать воздушных побед. Он был кавалером Рыцарского креста – лейтенант Ганс Фусс.

В полку заметили молодую лётчицу, а её боевой счет стал только расти. После такой победы на борту своего Яка, отважная летчица попросила нарисовать белую лилию. Тогда же за ней закрепился и позывной «лилия-44». Так и расцвела «белая лилия Сталинграда».




Следующим стал «мессер», а за ним и ещё один «бомбовоз». Лидию с подругой вскоре зачислили в 9-й ГВИАП, где она продолжала воевать в паре с Володькой.

В день Красной Армии 23 февраля 1943 года Лидия получили первую награду – орден Красной Звезды. А к маю стала кавалером ордена Красного знамени. Белая лилия была дважды ранена. Один раз с прострелянной ногой сумела посадить машину на аэродром. А через два месяца снова была в полку. В другой раз на подбитом Яке приземлилась на вражеской территории. Оттуда её вывезли боевые товарищи-штурмовики на своём Ил-2.

Мастерство и везение этой хрупкой девушки были известны всему фронту.»

Дети сидели тихо и ловили каждое слова женщины, и только пожилой мужчина с умилением смотрел на супругу. Её взгляд искрился любовью, к двум маленьким ангелам, что сидели подле неё, но он знал, как тяжело ей давался рассказ. Она всё это видела воочию, все те ужасы войны и отвагу молодых бойцов, хотя и сама была ещё ребенком.

Заметив взгляд мужа, она ласково улыбнулась в ответ, и продолжила:

«В полку Лидия вела себя скромно, не отвечала на ухаживания мужчин. Всё из-за того, что она была влюблена, а затем и вышла замуж за своего единственного. Избранником оказался капитан Алексей Соломатин, тоже истребитель.

К большому сожалению, он погиб прямо на её глазах. Затем в бою была сбита и погибла Катя Буданова. Гибли и другие её друзья. В те дни она сама признавала, что чувствует приближение смерти. Лидия всегда повторяла: «Только бы не пропасть без вести». Злой рок настиг её 1 августа 1943 года во время тяжелейших боев над фронтом у реки Миус, на земле, где шёл прорыв немецкой обороны, солдаты нуждались в поддержке с воздуха. Лидия совершила три вылета, а из четвертого её самолет не вернулся. Её долго искали, но так и не смогли выяснить судьбу летчицы. На тот момент на боевом счету Лидии Литвяк за сто шестьдесят восемь боевых вылетов было двенадцать уничтоженных самолётов противника лично и четыре – в группе.»

– Она погибла? – спросила Анечка, рассматривая фотографии в книге.



– Да, моя радость, в возрасте двадцати одного года, – пояснила женщина.

– А её так и не нашли? – подал голос Алёшка, отрываясь от черно-белых картинок.



– Нашли, – тяжело вздохнула женщина. – Тело Лидии Литвяк было найдено поисковиками лишь в 1969 году у хутора Кожевня, а через год Белую лилию опознали. Министерство обороны СССР внесло изменения в документы, свидетельствующие о том, что Лидия Литвяк не пропала без вести, а погибла при выполнении боевого задания. А 5 мая 1990 года ей были посмертно присвоены звание Героя Советского Союза и звание старшего лейтенанта.

– Вау, – выдохнул мальчишка и поднял с пола свой самолётик. – Я когда вырасту, тоже хочу летать.

– Ты у нась атважный Алёфка, – ответила ему сестрёнка. – Обязательно станеф лечиком.

Пожилые люди рассмеялись словам правнучки, а сам будущий пилот громко прокомментировал всё это словом «виу-у-у», и закружил в воздухе игрушкой.

– Пойдёмте обедать?– поинтересовалась бабушка.

– Да! – заголосила детвора, и каждый в обнимку со своей забавой, побежали на кухню.


***

Пожилая пара отправилась следом за подрастающим поколением, и оба знали, что этот рассказ не последний. Что будут ещё истории...

Истории тех, кто отдал свои жизни ради свободы, и тех, кто навсегда останутся живы пока жива память о них.


Рецензии