Не победили они нас

 

Шёл 1969 год. В июне я получил диплом о высшем образовании. В августе, завершив все покосные дела, я пришёл устраиваться учителем в школу. Я рассчитывал получить старшие классы, а мне дали один пятый и два шестых, 24 часа в неделю.

До первого сентября чем я только ни занимался: проводил диктовки для тех, кого оставили на осень по русскому языку, оформлял школу, развешивал  наглядной агитацией, искал ошибки в вывешанных текстах, а иногда переписывал-перечерчивал плакаты, удивлялся, что в школе нет предметных кабинетов, кроме физики, химии и биологии. Даже сходил с группой школьников в лес, на ближайшую Голую сопку. А дома готовился к первым урокам русского языка и литературы в пятых и шестых классах.
В журнале «Юность» в тот месяц вышла чудесная повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие…». Прочитал её залпом,  многократно пожалел, что у меня нет уроков в старших классах. А мне так хотелось войти в класс и начать  просто читать повесть:

«Шел май 1942 года. На западе (в сырые ночи оттуда доносило тяжкий гул артиллерии) обе стороны, на два метра врывшись в землю, окончательно завязли в позиционной войне; на востоке немцы день и ночь бомбили канал и Мурманскую дорогу; на севере шла ожесточенная борьба за морские пути; на юге продолжал упорную борьбу блокированный Ленинград.

А здесь был курорт. От тишины и безделья солдаты млели, как в парной, а в двенадцати дворах оставалось еще достаточно молодух и вдовушек, умевших добывать самогон чуть ли не из комариного писка. Три дня солдаты отсыпались и присматривались; на четвертый начинались чьи-то именины, и над разъездом уже не выветривался липкий запах местного первача.

Комендант разъезда, хмурый старшина Васков, писал рапорты по команде. Когда число их достигало десятка, начальство вкатывало Васкову очередной выговор и сменяло опухший от веселья полувзвод. С неделю после этого комендант кое-как обходился своими силами, а потом все повторялось сначала настолько точно, что старшина в конце концов приладился переписывать прежние рапорты, меняя в них лишь числа да фамилии.

— Чепушиной занимаетесь! — гремел прибывший по последним рапортам майор. — Писанину развели! Не комендант, а писатель какой-то!..
— Шлите непьющих, — упрямо твердил Васков: он побаивался всякого громогласного начальника, но талдычил свое, как пономарь. — Непьющих и это… Чтоб, значит, насчет женского пола.
— Евнухов, что ли?
— Вам виднее, — осторожно говорил старшина..
— Ладно, Васков!… — распаляясь от собственной строгости, сказал майор. — Будут тебе непьющие. И насчет женщин тоже будут как положено. Но гляди, старшина, если ты и с ними не справишься…
— Так точно, — деревянно согласился комендант.
Майор увез не выдержавших искуса зенитчиков, на прощание еще раз пообещав Васкову, что пришлет таких, которые от юбок и самогонки нос будут воротить живее, чем сам старшина»...


Мне казалось, что этого отрывка будет достаточно, чтобы старшие школьники оставили все дела и кинулись в библиотеки читать повесть «А зори здесь тихие…» о судьбах пяти самоотверженных девушек-зенитчиц и их командира во время Великой Отечественной войны.  А потом, когда все прочитают, сесть вместе где-нибудь в классе, в спортзале или библиотеке и обсудить…

По словам автора Бориса Васильева, повесть основана на действительно произошедшем эпизоде войны, когда семеро солдат, после ранения служившие на одной из узловых станций Кировской железной дороги, не дали немецкой диверсионной группе взорвать железную дорогу на этом участке. В живых остался только сержант, командир группы советских бойцов. Ему после войны вручили медаль «За боевые заслуги». «И я подумал: вот оно! Ситуация, когда человек сам, без всякого приказа, решает: не пущу! Им здесь нечего делать! Я начал работать с этим сюжетом, уже написал страниц семь. И вдруг понял, что ничего не выйдет. Это просто будет частный случай на войне. Ничего принципиально нового в этом сюжете не было. Работа встала. А потом вдруг придумалось — пусть у моего героя в подчинении будут не мужики, а молоденькие девчонки. И всё — повесть сразу выстроилась. Женщинам ведь труднее всего на войне. Их на фронте было 300 тысяч! А тогда никто о них не писал».

Я был уверен, что у моих учеников проявится интерес а этой повести. Сюжет незамысловатый. Федот Васков — комендант 171-го разъезда в карельской глуши. Кроме нескольких  зенитных установок там ничего нет, тишина и покой. И   попадая сюда, зенитчики  начинают маяться от безделья и пьянствовать. Васков просит «прислать непьющих»,  командование посылает туда два отделения девушек-зенитчиц. Одна из них замечает в лесу двух немецких диверсантов. Васков понимает, что они планируют просочиться лесами к стратегическим объектам и решает их перехватить. Он собирает группу из пяти зенитчиц и, чтобы опередить диверсантов, ведёт отряд одному ему известной дорогой через топи к скалам Синюхиной гряды. Однако оказывается, что вражеский отряд насчитывает 16 человек. Васков понимает: в лоб их не остановить. За помощью он посылает одну из девушек — Лизу Бричкину,  тайно влюблённую в него, да и он к ней не совсем равнодушен. Она лес любит и знает его.  Но Лиза  не доходит до разъезда, утонула в болоте.   Пришлось применить различные хитрости.

После одного  из успешных боестолкновений Федот говорит девушкам: «Война – это не кто кого перестреляет. Это кто кого передумает». А в другой раз он приободряет храбрых своих бойцов: «Не победили они нас!»

Все четыре остававшиеся с ним девушки погибают. Это красавица-певунья неутомимая  Женя Комелькова, интеллигентная Соня Гурвич, воспитанница детдома Галя Четвертак и серьёзная Рита Осянина.  Оставшийся один старшина Федот Васков не сдаётся, продолжает борьбу, ему  удаётся захватить в плен  оставшихся в живых диверсантов и вывести их к советским позициям.

 Повторю их имена.
 
Федот Евграфович Васков, 32 года,   комендант небольшого военного подразделения на  разъезде №171. Звание — старшина. Храбрый, ответственный и надёжный боец, добрый и простой человек, умеющий  делать всё, при этом он требовательный и строгий начальник.
 
В тот год, когда вышла повесть и я стал работать учителем, мне исполнилось 32 года. Отца моего не стало в  его 42 года, а первого мужа моей матери, прошедшего всю войну и погибшего на подступах к Берлину за две недели до победы, было 34 года.  Войны забирают самых молодых. Пример тому – пять зенитчиц.

Маргарита Осянина, 20 лет, младший сержант, командир отделения. У нее в подчинении несколько девушек-зенитчиц. Серьёзная, спокойная и рассудительная.  Молодая вдова; её муж погиб во второй день войны. У неё есть маленький сын и больная мама. После гибели Маргариты Васков забирает её сына к себе на воспитание.

Евгения Комелькова,  19 лет,  рядовой боец. Она дочь офицера. Вся семья Евгении погибает при расстреле комсостава после начала войны, но ей самой удаётся спастись. Евгения — красивая, высокая рыжеволосая девушка; смелая, озорная и весёлая, при этом надёжный и храбрый боец. Героически погибает в перестрелке с немцами.

Елизавета Бричкина, возраст в повести не указан, но не больше 19 лет,  рядовой боец. Девушка из простой семьи лесника. С 14 лет ухаживала за больной мамой, всё  хозяйство на ней,  помогала  отцу. Собиралась поступать в техникуме, но война всё смешала, и вместо занятий - копать окопы. Трудолюбивая, терпеливая. Её гибель нелепа, выросшая в лесу девушка тонет в болоте при  выполнении боевого задания.

Софья Соломоновна Гурвич,  рядовой боец. До войны училась в Московском университете, училась  на «отлично». Она много читает, любит стихи и театр. По национальности — еврейка. Её отец служил участковым врачом в Минске.  Софья выросла в  большой и дружной семье, очень исполнительная, тихая и незаметная. На фронте была переводчицей, потом зенитчицей. Убита немецким диверсантом.

Галина Четвертак — самая младшая из пяти,  сирота, «подкидыш». Она выросла в детдоме. До войны она училась  в библиотечном техникуме. На войну идёт добровольцем ради романтики, но война стала непосильным испытанием. Гале нравится жить в придуманном мире, она  всё время  сочиняет небылицы, её ловят на этом и упрекают  во лжи. У неё  маленький рост и недостаточно выдержки. Она застрелена в бою, когда запаниковала и пыталась убежать от немцев.

Прочитав повесть, я подумывал сделать сценарий и разыграть мини-спектакль вместе со школьниками, которые будут у меня учиться… Но чтобы делать сценарий, надо иметь представление, кому какую роль поручить. А я никого из своего будущего класса ещё не видел…  Журнал я дал почитать одному другу, потом другому. И его зачитали…  Позднее я узнал, что повесть Бориса Васильева вышла отдельной книгой, но до меня она уже не дошла. Книжный бум охватил всю страну.

А в 1972 году на экраны фильм режиссёра Станислава Ростоцкого «А зори тут тихие…» Съёмки фильма прошли в деревне Сяргилахта в Пряжинском районе Карелии, в районе Рускеальских водопадов и в павильонах «Мосфильма».  Как потом вспоминал режиссёр, сам  бывший фронтовик,  фильм был снят в память о медсестре, которая во время войны вынесла его с поля боя и спасла от смерти.

Все актёры в фильме были молодые. Только Ольгу Остроумову  многие узнали, она недавно успела сняться у Станислава Ростоцкого в чудесном фильме о школе «Доживём до понедельника».  Остальные актёры – дебютанты,  в главной роли Федота Васкова снялся двадцатишестилетний Андрей Мартынов, на   экране он выглядит  намного солиднее своих лет.

Что тогда меня больше всего удивило. Сцены военного времени сняты как чёрно-белое кино, сцены современности – в цвете, а воспоминания и мечты девушек — в цвете и в условно-романтическом стиле, в некой дымке.

В период пандемии по коронавирусу, когда прозвучал призыв «сидимдома», а по-немецки - zu Hause bleiben, появилось много свободного времени, вот и посмотрел я многие замечательные фильмы прошлых лет. Сейчас такие не создают. Сегодня многие актёры и актрисы легко обнажаются, а тогда при  съёмках эпизода в бане Станислав Ростоцкий долго уговаривал актрис раздеться перед камерой: «Девочки, мне надо показать, куда попадают пули. Не в мужские тела, а в женские, которые должны рожать».

Фильм стал классикой советского кинематографа, одним из самых любимых, посвящённых теме войны. В 2002 году во время опроса (социологическая компания «Башкиров и партнёры») она была признана самой популярной картиной о Великой Отечественной войне.

В советское время фильм входил в число рекомендованных к просмотру в рамках школьной программы. Входит в образовательную программу российских вузов по специальности «журналистика».

«А зори здесь тихие…» популярен в Китае. Фильм высоко ценил Дэн Сяопин. В ознаменование 60-летия Победы в 2005 году по повести Бориса Васильева Центральным телевидением Китая (CCTV) совместно с российскими кинематографистами снят телевизионный сериал «А зори здесь тихие» (19 серий). Факты из Википедии

У меня нет российского телевидения, смотрю иногда новости через интернет. Некоторые телеканалы запрещают показ многих своих передач на нашей территории, то есть в Германии. Просматривая программы, замечаю, что тема  70-летия Великой Победы заслонена коронавирусными программами и фильмами из Голливуда. А ещё зачастил на экране троцкист в чистом виде, защитник заокеанских интересов Николай Платошкин. Я не смотрю его призывы не голосовать за поправки к конституции, которая навязана России  сторонниками западной  идеологии, видящих в России только еду, только ресурсы для собственного обогащения.

Подумалось, а легко ли будет найти в нынешней России тех пять-шесть добровольцев, которые возьмут оружие и встанут на защиту. Нас ведь десятилетиями готовили к предательству, незаметно, шаг за шагом, подменяя реальные факты выдумками, замалчиванием, а то и откровенным враньём. Процесс этот идёт и сегодня. Поясню только на одном примере.

У меня был когда-то сборник стихов Якова Шведова «Что мы защищаем, что мы бережём». Окопный поэт-песенник выпустил сборник своих стихотворений, ставших песнями. На обложке сборника был изображён памятник «Орлёнок», установленный в центре Челябинска. Орлёнок в качестве памятника, в качестве героя популярной песни о борьбе за справедливость стал символом революции и гражданской войны. А название сборника Якова Шведова «Что мы защищаем, что мы бережём» - это строчка популярного военного марша. Написан он уже в послевоенные годы, музыка Павла Акуленко.  Мне стоило немалых усилий отыскать этот текст и этот марш в глобальной сети. Автомат подсовывал нечто другое. А в биографии  Якова Шведова на Википедии нет ни слова об этом марше. Я понял, почему так. Современные либералы, которые продолжают эксплуатировать нашу страну в интересах западного капитала, жутко не любят  правду о Сталине и Советском Союзе. А в марше она звучит во весь голос.

Что мы защищаем, что мы бережём
Нашим ратным делом, воинским трудом?
Мирный труд Отчизны, сёла, города,
Счастье, что народом взято навсегда.

Что мы защищаем, что мы бережём
Нашим ратным делом, воинским трудом?
Славу и величье ленинских знамен,
Мудрый всенародный сталинский закон.

Что мы защищаем, что мы бережём
Нашим ратным делом, воинским трудом?
Стройки коммунизма у великих рек,
Чтоб народ советский счастлив был навек.

Что мы защищаем, что мы бережём
Нашим ратным делом, воинским трудом?
Рощи молодые и простор полей,
Детство золотое и покой детей.

Что мы защищаем, что мы бережём
Нашим ратным делом, воинским трудом?
Всё, что нам доверил наш родной народ,
Армия достойно, с честью сбережет!


Так вот, в том сборнике Якова Шведова, который у меня был, отсутствовали строчки

«Славу и величье ленинских знамен,
Мудрый всенародный сталинский закон».

И все, кто сегодня выступает против поправок к тексту ельцинской конституции, установившей колониальные порядки в нашей стране, действуют по сути как враги. Они подбивают спортсменов выступать под белыми флагами предателей, не защищают интересы наших спортсменов, позволяют перед ответственными стартами брать у них пробы мочи, проводить обыски , нарушать режим отдыха. Давно наблюдаю, как российские спортивные чиновники создают все условия, чтобы об Россию вытирали ноги. Можно привести десятки имён выдающихся спортсменов, которые подготовлены в России, но выступают под флагами других стран. И всё-таки есть в стране честные спортсмены, которые готовы сказать: «Не победили они нас».

И не победят. «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!» — заключительная фраза обращения к советскому народу, которое заместитель Председателя Совета народных комиссаров СССР В. М. Молотов зачитал в 12 часов дня 22 июня 1941 года, в  день начала Великой Отечественной войны. Эти слова  повторил и И. В. Сталин в своём первом выступлении по радио 3 июля 1941 года: «…все народы нашей страны, все лучшие люди Европы, Америки и Азии, наконец, все лучшие люди Германии… видят, что наше дело правое, что враг будет разбит, что мы должны победить».


Рецензии
4 июня Следственный комитет объявил о возбуждении уголовного дела против дипломата, историка, политика, лидера движения "За новый социализм" Николая Платошкина. Его обвинили в склонении к участию в массовых беспорядках (часть 1.1 статьи 212 УК) и распространении заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан (207.1 УК). Суд приговорил Платошкина к домашнему аресту до 2 августа. В квартире обвиняемого был проведен обыск - изъяли оргтехнику и семейные сбережения.

Александр Ерошкин   20.09.2020 22:22     Заявить о нарушении