Наедине с книгой...

   
    Вынужденная изоляция заставила каждого из нас немного притормозить привычный ритм жизни, заняться вещами, о которых подзабыли в суматохе обыденности. Может быть, вернуться к непрочитанным или недочитанным книгам, перечитать любимые, заняться домашними делами, на которые никогда не хватает времени...

   Вот и я перечитала воспоминания  Владимира Познера и озадачилась мыслями, возникшими после прочтения. И мысли эти не об авторе, да и не о содержании книги. Несомненно, книга интересна, а автор - талантливая и глубокая личность.

   Мысли эти - размышления о событиях, описанных Владимиром Познером, о стране своей и его...
   Я совсем не претендую на  однозначность и историчность  своих суждений. Я даже не собиралась об этом писать публично, так, мысли для себя... А потом вдруг подумала: а почему нет?

    Стр.181.

..."Но  "культ Вашингтона" существовал и существует в Америке, умилительные сказочки о "маленьком Джордже", который топориком срубил вишнёвое дерево, но признался в этом своему отцу, потому что, мол, не мог соврать, на удивление похожи на тошнотворные рассказы из учебников начальных классов советских школ о "маленьком Вове Ульянове"..." ( замечание: В.И.Ленина ни в одной детской книге не называют Вова).

      Сравнение допустимое. Но не пойму, почему у американцев "умилительные сказочки", а у советского народа - "тошнотворные рассказы"? Более чем странное сравнение. Да, оба они основатели государств. Один - сын землевладельца и самый богатый  плантатор Америки, второй - сын инспектора народных училищ. Каждый представитель  определённого сословия своей страны. Оба борцы за освобождение своего народа. Вашингтон воевал - в молодости - против французов и индейцев (местного населения Америки!!!), потом принимал активное участие в противостоянии Великобритании;  Владимир Ильич Ульянов (Ленин) вступил в противостояние с царским правлением в России, против угнетения народа капиталистами и помещиками. Но это взрослые борцы. Почему-то один достоин "сказочек", а другой - "тошнотворных рассказов".

    Американцы строили своё государство, уничтожая местное население, заливая юг страны  жестокостью и насилием... Российские большевики освобождали свой народ от угнетения, и тоже с кровью и насилием...
 Почему же в одном случае это заслуживает восхищения, в  другом - уничижения?

    А ведь в советских учебниках начальной школы рассказы о мальчике, своим трудом добывавшем знания и закончившем гимназию с ЗОЛОТОЙ медалью, которой его не смогли лишить даже страшные семейные обстоятельства - казнь старшего брата и позор цареубийцы.  Представьте, какими были знания у гимназиста, если никакие  "придирки" инспекторов не смогли занизить оценку!? Что же вызывает тошноту? Стремление  к знаниям? Несогласие  с решением правительства и желание продолжить дело брата? Сомнительно... Не хочется делать выводы, но подумать есть над чем...

   
     Стр.321

   "...приобретут эту систему..."

    Не факт. Я совсем не уверена в том, что 3% миллиордеров Америки захотят "поделиться" своей властью и богатством с остальными американцами. Согласна, они могут купить более дешёвый продукт, но "государственную систему"?! Основанное на понятиях "непревзойдённого", самого "счастливого", самого "демократического" общества, Америка не позволит своим подданным подумать о том, что где-то может быть лучше, кто-то может быть умнее и справедливее...
   Нет, Америка способна лишь давить, гасить, бомбить всех, кто не согласен с её мнением и решением. Более того, всё это будет делаться с полным убеждением "пожелания блага" измученному народу. Таковы американцы, и сравнение  России с Америкой некорректно. Особенно поколений "закрытого," ещё не развращённого социализма.

     Изощрённая уверенность в своей непревзойдённости и непогрешимости позволяет правителям держать американский  народ в блаженной и слепой вере государству (чего никогда нельзя сказать о россиянах - эти всегда недовольны всем: правителями, собой, начальниками и т.д. Ирония и самокритика россиян против самолюбования и безразличия к другим американцев).

     Однако, социализм - это будущее. Рано или поздно это придёт, вопрос, какими  жертвами, каким способом воплощения и под каким  названием...



        Стр.444-445

      Какая глупость! "Быть конформистом!" На веру принимать всё, что говорит учитель, не иметь своего мнения... Каких же учителей встречал этот господин? Он, не учившийся в советской школе, всё наше образование ставит под сомнение... Не берусь судить о всех учителях, всегда считала, что в педагоги должны идти только те, кто может работать в школе, понимать детей, любить свою страну и работу...
     Тридцать пять лет я отдала советской школе, работая в разных школах: и в селе, и в рабочем посёлке и за границей, в посольской школе... Разные встречались учителя. С некоторыми я была не согласна в подходе к воспитанию, некоторыми восхищалась, кого-то воспринимала как прекрасных предметников и недостаточно сильных педагогов, кого-то считала урокодателями...

      Но не припомню, чтобы мои коллеги, и я сама, требовали механического запоминания... Да, есть аксиомы, которые важно понять и знать назубок. Но история, литература - вести которые мне доводилось - предметы, способствующие развитию мысли, анализа, умению высказывать своё мнение, свой взгляд на ситуацию или героя - важнейшее умение, и учитель подводил ученика к пониманию темы и требовал высказывания СВОЕГО взгляда на предмет рассуждения. И этому умению мы учили детей. Всегда требовала СВОЕГО отношения к проблеме, порой даже не называя страниц учебника, требовала  после объяснения  темы выразить сначала своё отношение в любой форме: сочинение, рисунок ли... И эти работы заставляли ребят думать и выражать свои мысли, кому как удобно, но это были потрясающие открытия не только моих учеников, но и тех произведений, о которых они рассказывали...
 
     Поэтому считаю недостойным для уважаемого человека так огульно высказываться о вещах, с которыми не встречался и о которых слышал лишь от не очень счастливых учеников...


         Стр.380.

     Реклама в Америке изображает на плакате "Мода в Москве": толстая "бабища" в кирзовых сапогах и гимнастёрке, в очках и без макияжа. Комментарий Познера:
  "Реклама на редкость глупая, оскорбительная для русской женщины (они это как-нибудь переживут), оскорбительная для американок, поскольку исходит из того, что они все дуры (они-то смогут это пережить?), но эта реклама бесспорно закрепляет существующие в Америке стереотипные представления о Советском Союзе, отображённые в местных политических карикатурах, комиксах, фильмах,сериалах и так далее".

     Не поняла что-то... Почему русские женщины "это переживут", а американские "не смогут"?...
    " у них особенная гордость" или что? Советские женщины - "чёрствые", "дубовые" - смогут пережить всё, у нет души, боли, они не хотят быть женщинами, так что ли? Вот это высказывание автора меня очень задело. Советская женщина - героиня лишена женственности... Но так ли это? Насколько я понимаю и помню, русские женщины, даже занимаясь политикой, напуская на себя революционную жёсткость и грубость, в душе всегда были женщинами. И Лариса Рейснер, и Александра Коллонтай, и другие представительницы эпохи революции... У советских крестьянок и работниц было своё понятие о красоте. Та же "красная косынка", причем, повязанная несколько кокетливо - назад, как шляпка, символ женской красоты...



     *****************************


   
      Почему война с коммунизмом (Америка) воспринимается как важное и необходимое для миропонимания и мироустройства явление, а желание и усилия противостоять этой войне со стороны Советского Союза глобальной катастрофой, породившей тоталитаризм и неприятие страны (США).
     Почему "холодная война" ослабила богатую Америку, замедлив, даже отложив борьбу с бедностью, не могла ослабить и повлиять на жизнь народа в Советском Союзе?
     Ведь в борьбу с СССР Америка  вступила сильной, разбогатевшей за годы войны державой, присвоив себе право вершить судьбы народов мира как победительница в Великой войне. А с какой страной США вступила в противостояние за управление миром? Какой  вышел из Отечественной войны СССР? Разрушенной, потерявшей более двадцати миллионов жизней... Но не сломленной. И кому было легче вести эту "холодную войну"?


     Не просчитали ли американцы возможные планы по результатам этой войны? Не на озабоченность ли и трудность возрождения разгромленного хозяйства рассчитывали враги коммунизма, вовлекая СССР в новую, уже "холодную" войну? Не на растерянность и страх ли были рассчитаны бомбардировки Японии?

      Для "человеколюбцев" и "миротворцев" не стояло вопроса, за что погибнет население японских городов, за что будет поражён на несколько десятилетий ген японской нации.
      Страх, именно страх, и высокомерное эгоистическое "Я" американской администрации во главе с "сильными мира сего", страшно боявшимися потерять свои миллиарды и влияние на мироустройство, а вовсе не забота о народе и справедливости, нарушенной (по их убеждению) самим существованием этого "красного пояса" в Европе, возникшем в результате победы СССР над гитлеризмом и поверг обе страны в многолетнее противостояние.
     Но ведь пока был жив "тиран" Сталин, страна двигалась вперёд по "назначенному расписанию". Трудно, не всегда чётко и справедливо по отношению к отдельным личностям, но в масштабах государства - да, двигалась к светлому будущему. И тому доказательства: отмена карточек уже через два года после окончания войны (1947г.), восстановление промышленности и усиленная работа научных институтов, освоение новых земель и строительство дорог и городов...

    И всё это на фоне уже начавшейся "холодной войны". Печально, но повторяется история Отечественной войны 1912 года, когда победитель - русский солдат - возвращается из относительно  свободной (рабовладение не в счёт) Европы в крестьянскую Россию. Богатая Европа, где государства, равные по метражу нашим областям, открывает глаза на возможности советскому солдату, а ещё - будущей аристократии, способной за сигарету с фильтром и бокал заморского виски, предать своих товарищей, положивших голову за свободу, страну, ещё избитую, израненную и униженную, но не сломленную и чудом поднимавшую гордую голову, расправлявшую израненные плечи и верившую  своей элите...
      Так подло и низко пасть может только ничтожный  карьерист, которому всё равно, чей пряник он ест, главное - сладкий...


      И сегодня самое страшное - это отданное на растерзание ничтожному разрушителю молодое поколение. Это дозволенность усомниться в прошлом, богатом героизмом и ничтожеством, невероятными свершениями и низменными падениями отдельных лиц, мечтами о прекрасном и подлым предательством.
      Это отстранение молодёжи от великой русской литературы и театра, музыки и живописи. Это подмена настоящего иллюзорными спецэффектами. Неужели непонятно, что отрицание, а не желание знать и принять, попытаться понять, для чего это совершено, что стояло за жестокостью и силой, желание опорочить и унизить, оторвать от понятия "родина и патриотизм" ведёт к уничтожению государства, так много давшего миру...
 Почему всё это в других странах на благо, а в России - нет...


Рецензии
Всё верно. Исправьте пожалуйста вместо В.Позднер - В. Познер. Ему в России нравится только одно - получать деньги и ничего больше.

Правнук Плюшкина   08.04.2020 20:38     Заявить о нарушении
Спасибо за замечание. Просмотрела. Спасибо.

Татьяна Виксам   09.04.2020 20:30   Заявить о нарушении