Письма 1948-1949 гг. Часть третья

21.
 
20/X-48г. Ленинград.

Здравствуй, дорогая моя мамочка. Вчера получила от тебя сразу два письма и от Миши одно. Как я была рада, шла на почту грустная, а оттуда вылетела смеясь. Даже Эмка удивилась такой перемене. (…) Мамочка, хотя уже и поздно, поздравляю тебя родная с днём рождения. Тебе уже пятьдесят лет, ой как много! Ты прожила уже полстолетия. Я Эмме сказала, она очень удивилась и сказала, что тебе 50 лет никак дать нельзя, и по моему тоже. (…)

Мама я живу хорошо, совсем не мерзну, ноги у меня не мокнут, туфли ведь не промокают (очень хорошо починили их тогда в Сыктывкаре), правда одна туфля порвалась, но не подошва, а сзади, это ничего пока. Вообще я просто горжусь своими туфлями. Эмме и Лиде перед нашим отъездом купили новые туфли, знаешь такие желтые, чехословацкие за 280 р. Ну так у них обоих за два с небольшим месяца подметки продрались и внешний вид гораздо хуже моих. А ведь не сравнить, сколько я носила свои, почти 3 года, и сколько они. Руки тоже пока в тепле, мне Людмила Николаевна дала вязаные варежки, совсем такие как ты вязала из серой шерсти, она их тоже сама вязала и велит носить. Я сперва не хотела, а потом стала носить. Так что вот, за меня не беспокойся, свет не без добрых людей, да и погода здесь стоит сейчас теплая +10+8, только дожди сильные. Знаешь, мама, если ты сможешь мне действительно высылать 400р. в месяц, то мне этого вполне хватит на всё и даже на одежду, и никаких добавочных не надо будет от твоих приработков, если они будут у тебя. Но я думаю, что столько посылать мне, тогда вам самим ничего не останется. Долги мам у меня есть, надо за квартиру заплатить за 2 месяца и ещё 40р. Ире Остроумовой. Все долги эти вышли из-за того, что мне во-время не выслали из библиотеки денег, и я жила 13 дней без них. Вот с тех пор никак не могу рассчитаться. Но теперь, как только получу от тебя, отдам за 1 месяц за квартиру и Ире, а потом из следующих опять за квартиру и тогда будет всё очень хорошо. Только вот денег от тебя всё ещё не получила, наверное у вас опять в библиотеке задержка. Мне особенно стыдно перед Людмилой Николаевной, живём второй месяц и всё ещё не платили. Лекции мне начинают нравиться, только на семинарах я очень расстроилась. Я материал знаю, готовлюсь к семинарам, конечно уж не хуже других могу рассказывать, а Дахия сказал, что у меня академическая задолженность, потому что не выступаю сама. А я стесняюсь сама вызваться (…) Меня это очень расстроило, мам, ведь ты сама вела семинары, по моему спрашивать ведь тоже должны? А то знаешь, встанут у нас девчонки и говорят всякую ерунду, высказывают свои мнения, часто совсем не верно, а он считает, что это они выступают. Например Лида по докладу Лысенко встала и говорит: «По моему и в нашем университете и в московском работают взрослые, учёные профессора, но почему же они не понимают, что мичуринское учение верно? Почему? Ведь это он на опыте доказал!» Вот и за этот вопрос у неё нет задолженности, а что, очень уж большие знания она тут проявила. Ладно, я тоже сама буду говорить на следующем семинаре.

Знаешь мама, Сталин очень легко читается, а Ленина совсем не разобрать. Я «Что делать?» прочла у Сталина, он разбирает все основные положения в работе истории партии. Как по твоему, можно так или нет учить работы Ленина?

Ой, мама, я как здесь потолстела, как бочка стала, а Эмку совсем развезло во все стороны (...). Я теперь совершенно здорова, все и всяческие нарывы прошли, были, наверное, от перемены климата. Миша, яблоки здесь от 14 и до 27 р. кг. Я ни разу не покупала, крючков никаких не видала, просто внимания не обращала, посмотрю в магазине, марок тоже не видела нигде, оказывается серии продаются на почте, есть только день танкистов за 60 к. и 1 р. У нас они кажется есть? Напиши. Коньки продают, снегурки, но без ботинок. (…) Всё же пишите чаще, это для меня главное, если долго не получаю, начинаю беспокоиться о вас. Как хочется к вам, домой, сильно я скучаю. Целую вас обоих крепко-крепко, особенно маму. Наташа. 

22.

25/X-48г. г.Ленинград

Здравствуйте мамочка и Миша!

21/X  получила перевод 400 р. Большое спасибо, у меня как раз совсем не было денег. Отдала за квартиру 150 р. за 2 месяца, и ещё 20 р. долгу. Купила себе полуботинки за 54 р., кофточку за 52 р, варежки шерстяные за 17 р. и починила галоши, взяли 12  р. Вот и все покупки, долгов больше нет, только за квартиру за текущий месяц, но это пока ещё не долг.

Вчера у нас был всеобщий комсомольский воскресник, я ходила, но толку вышло мало. Народу пришло очень много, а работу не сумели организовать. Сначала послали в баню, пришли постояли, нас направили на строительство дома, велели кирпичи в кучу складывать. Мы складывали, складывали, вдруг приходит дядя огромного роста и давай на нас орать: «Для чего это вы делаете, а ну давай кирпичи на место». Пришлось обратно их сбросать, а потом и совсем делать нечего стало. А погода такая отвратительная: дождь, ветер холодный. Поорали девчонки: «Работы! Работы!», а работы никто не даёт. Я взяла да и ушла. Дома стирала, потом в баню сходила,  под душем мылась, и тебя мама вспоминала. Я раньше представить не могла, как это можно одной в баню ходить, а теперь вот хожу и спину сама себе мою.

А вечером ходила в кино с Идой, смотрела «Молодую гвардию». Вобщем мне понравилась картина, а тебе мам? А Мише как? Серёжка мне всё же больше нравится и ещё Валя Борц. Любу я представляла более изящной и взрослой, Олег сперва казался странно не похожим, а потом привыкла, а вот уж Улю ужасную просто показали, лицо длинное, волосы совершенно прямые, нет, не такой я её представляла, по моему этой артисткой всех, кто раньше любил Улю, просто оттолкнут от её образа. Замечательная бабушка Вера у Олега, и очень карикатурные немцы, уж черезчур.  Маму Олега играет Макарова, и я смотрю на неё не как на мать, а именно как на Макарову, играет она хорошо, но на его мать ни капельки не похожа. Смотрела я только первую часть, вторая идёт, надо будет сходить. (…)

Недели летят быстро, но всё же время идёт медленно. Сегодня у нас была лекция по основам, читала на тему: 2-й съезд партии и её раскол на большевиков и меньшевиков. Как это надоело! Который раз нам это повторяют, мы уж и так об этом съезде всё наизусть знаем, так нет, ещё целых два часа сегодня об этом толковала. Была ещё физкультура, на ней хохотала я от души. У нас всех выстраивают друг за другом начиная с длинного предлинного дяди и кончая маленькой толстенькой девочкой. Её зовут Патимат, национальность лахта, приехала из Дагестана. Так вот, велели нам сделать замкнутое кольцо, и этот длинный дядя оказался за этой малюткой, он наверное раза в четыре больше её. Вот представляете себе эту картину, и все шагали в трусиках под музыку.

А завтра будет семинар по основам, хочу отвечать, не знаю уж, что выйдет, в эту неделю будет ещё контрольная по физике, а я совсем задач решать не умею. (…) У нас здесь идёт бурная подготовка к параду 7-го ноября. Мимо нашего дома всё время ходят военные и морские части под музыку. А мальчишек сколько всегда перед ними марширует, вот ведь увлечение. Вот и сейчас доносится музыка, значит опять шагают. Ещё на нашей площади посадили деревья, озеленяют Ленинград. Я ходила покупать туфли, бродила по ДЛТ и пассажу, смотрела пупсов и думала, ну чего мне в них так нравилось раньше? Мне кажется, что сейчас игрушки стали хуже и игрушечный мир беднее, чем был раньше.

Мама, почерк твой я прекрасно разбираю, перечитываю письма всегда по нескольку раз! А всё-таки жить мне ещё очень долго одной, если раньше не выгонят, то приеду домой только в конце июля. Полевую практику увеличили на две недели. Я сейчас совсем ничего не читаю, нечего, к А.В. схожу в среду, попрошу что-нибудь из того, что ты мне написала. Ольгу Форш я у неё спрашивала, но ничего не оказалось, кроме «Одеты камнем» Работает она совсем одна, и не успевает, особенно писать карточки для книг.

Я вот сейчас хожу в университет, и вспоминаю, как ты мне его когда-то показывала и говорила, что там папка учиться, а я его никак разглядеть не могла, и думала, что это такое – университет? А теперь он такой знакомый, совсем близко ходить до него, и вообще сейчас не кажется странным, что учусь в университете. Если бы мне только математика была полегче, но такой уж я математик хороший, что ничего не verstehe. Да, ездила я на ярмарку, видела там пряники-сусленики. Сделаны петухи, бараны и кони и сверху облиты таким блестящим. По моему это такие как ты мама рассказывала.

Пока кончаю, страшно перечесть. До свидания. Целую крепко-крепко. Наташа.

23.

26/X-48г. Ленинград

Здравствуй, Миша!

Сегодня получила, вот сейчас только, от тебя письмо с карточкой. Карточка, конечно, не особенно хорошая, первая была лучше, но это ничего, очень хорошо, что прислал. Только, вот что, неужели вы мои письма не получаете? Я ведь много вам пишу, может быть не доходят? (…) Письма твои я получаю, но пишу чаще вам вместе с мамой. Денег у меня не хватает конечно, потому что были долги, но теперь это должно прекратиться. Я вот только не знаю, когда мне мама опять вышлет. Если она мне выслала эти 400 р. до 16/XI, то мне не хватит, если мама сможет,  пусть хоть рублей 50 вышлет почтовым переводом. А вобщем я живу хорошо. Сейчас пришла с лекций и варю пшенную кашу, а потом буду математику и физику решать. Завтра контрольные и по немецкому письменная. (…) Как мне хочется наши марки посмотреть! Много у тебя уже прибыло. Ты наклеиваешь их? Особенно хорошо, что иностранные прибывают. Я не помню, посылала тебе Жданова? Ну ничего, пошлю ещё одну.

У нас сегодня появился первый ледок на лужах, а сейчас опять растаял. Я теперь одета тепло, совсем не мерзну, и в университете топят, пока в аудиториях тепло. (…) А вы всё ещё без дров живёте? А в чём мама ходит, что она на ногах носит, вообще она как, ничего себя чувствует? Миша, голодные сидите или нет, наверное из-за меня совсем плохо стало!

Передай привет маме и поцелуй за меня. В кино хожу очень редко. До свидания.
Наташа.

От мамы последнее письмо получила от 16 октября. Больше пока не было. Как мне домой хочется, к вам, если бы только мог это знать! (…) Иногда скажу: «Людмила Николаевна! Как я домой хочу!!!» А она мне: «Ну что вы Наташа, потерпите, привыкнете» А когда же я привыкну, просто представить себе не могу. А как у тебя дела в школе? Готовитесь к празднику. А мама, часто расстраивается? Пиши всё подробно. Ещё раз целую тебя и маму. До свидания. Наташа.

24.

1/XI-48г. Ленинград

Добрый день, милая мамочка и Миша!

Как вы там поживаете? Здоровы ли, холодно ведь в Сыктывкаре, а Сысола ещё не замерзла? Здесь погода стоит очень хорошая, морозит, сухо. (…)  В университете были контрольные по физике и немецкому, завтра должна быть химия (зачет или коллоквиум), но её отменили, перенесли на 4/XI, так что завтра у нас только два часа основ. А в среду будет контрольная по математике.  Сегодня проверяли наши политические знания. Ну и политики же мы! Ничего совсем не знаем, ну конечно немножко то соображаем, но только немножко, потому что газет совсем не читаем. Спрашивал нас студент 4-го курса, уселись мы: я, Эмма, Лида и Зоя Борисова (наш новый член, вроде нас, такая же klein madchen), первую спросили Зою, на несколько вопросов ответила, а потом и застряла, да и мы все с ней вместе, задали вопрос, кто такой Киселёв и Мануильский. Вообще в отношении должностей и постов, занимаемых нашими людьми, мы все оказались ослами. А как мы смеялись, до того, что нас рассадили по разным углам. В результате проверки наших «политических знаний» оказалось, что лучше всех знает Зоя, похуже я и Лида, а хуже всех Эмма. А смеялись мы над своим незнанием, над тем, что у нас в голове «бум, бум, чирик». Да ещё было сегодня комсомольское собрание, критиковали мы одну докладчицу, которая два раза делала один и тот же доклад и ничего у неё не вышло, т.к. первый раз она рассказала конец, а второй раз начало, а когда попросили её во второй раз довести доклад до конца, то она ответила на это: «Конец я рассказывала в прошлый раз, повторять не буду».

А вчера, т.е. в воскресенье я ходила в Мариинку, слушала оперу «Чародейка» Чайковского. Мне очень понравилось всё и театр и опера. Места были очень хорошие, первый ряд, третий ярус, просто говоря, галёрки, но в самой середине, видно было прекрасно, а Эмма ещё бинокль взяла, так что я и лица близко рассмотрела. Ходили все вместе с Идой и Лидой. Настоящее удовольствие получили и решили два раза в месяц  ходить в театр (как ты советовала). 7/XI пойдём слушать оперу «Иван Сусанин», если достанем билеты. Театр ведь от нас совсем близко, отделан он теперь голубым бархатом, занавес тоже новый, рисунок на потолке другой, мам, ведь по моему раньше отделка была из красного бархата, но всё же театр красивый, очень даже красивый. Вот и Зимний дворец раньше ведь был красным выкрашен, а теперь зеленым, и площадь перед ним не Урицкого, а Дворцовая. (…) Теперь здесь всё так знакомо, а когда уезжала и ты мамочка называла Казанский собор, Невский, Мойку, я совсем ничего не представляла.

Смотрела я вторую часть «Молодой гвардии», мне понравилось. Больше всех понравились Серёжа Тюленин и Люба, да и нужно согласиться, что в основном они двое всю существенную работу и выполняли. И потом их сумели показать по моему наиболее похожими на себя самих, чем остальных. Валя Борц тоже очень славная, как грустно становится, когда они прощались в деревне, перед уходом Серёжки. Мне эта сцена очень запомнилась, удачно вышла. А Стаховича совершенно переврали, из мухи слона сделали, ведь этого совсем не было, чтобы он ползал в ногах у молодогвардейцев перед их смертью. Много искажений, если подумать хорошенько, то конечно всё это далеко от истины, но главное дело в том, что эти люди были, и погибли они действительно геройски, а потому и кино оказывает такое впечатление. А каково ваше мнение об этой картине?

Вчера часов в 5, ходила я к А.В., взяла у неё «Молодую гвардию» перечитать и «Бурю» Эренбурга. Тех книг, о которых ты писала, у неё не оказалось. (…) Мама, А.В. тебя крепко целует, шлёт привет, сокрушается, что ты не здесь (правда, каждый раз), говорит, что никак не может выбрать время написать не только тебе, но даже своей родной матери в Харьков. Но обещает всё-таки написать, вобщем, я больше спрашивать её не буду, в конце-концов это её дело, верно ведь мама? Как у вас там идёт подготовка к празднику, здесь идёт во всю, даже песок и мука появились в магазинах, а на площадях маршировки без конца, город уже украшают.  Вечер у нас будет 4 ноября, скучно нам будет 7-го одним, поэтому и хотим пойти в театр, чтобы на людях быть.(…) Привет от моих девчат и Людмилы Николаевны. До свидания. Крепко целую маму и Мишу. Ваша Наташа.

P.S. В воскресенье помогали Людмиле Николаевне пилить дрова, мы с ней пилили, а Эмма колола. Всего пол-кубометра, а дрова то, прямо не дрова, а прутики, очень тоненькие, вот уж Михель рассердился бы на такие дрова. Сделали очень быстро, как Людмила Николаевна сказала: «Быстро дело закипело и поспело в полчаса!» А потом я стирала, ходила в ту баню, куда мы раньше ходили на Мойке, с медведями (чучелами), а вечером в театр, слушать Чародейку. А сегодня была физкультура, я на турнике кувыркалась. Михель, видал, на тур-ни-ке. Понимаешь, что это значит, нет? А то, что раньше не могла, а теперь выходит, и через козла прыгала. Вот. Наташа.

25

3/XI-48-г. Ленинград.

Дорогие и хорошие мои мамочка и Миша!

Поздравляю вас от всего сердца с праздником, который ещё наступит, но моё письмо всё-таки опоздает с поздравлением. Сегодня получила от мамы письмо, которому страшно рада. Твоё письмо от 25/X, вот ведь как долго шло! Сегодня же получила 200 р., большое, большое спасибо. Купила себе две пары чулок, а то мои уже все с дырками были. Знаете, мы встаём утром и штопаем все трое свои чулки, а вечером опять дырки, так иногда ещё и днём приходится зашивать. Ну вот видите, какой хороший сегодня у меня день!

Была контрольная по математике, кажется всё верно решила, было всего 4 задачи. А вчера отвечала по основам, Дахия сказал, что очень хорошо рассказывала, а мне кажется что нет. Отвечала про легальных марксистов, но обидно то, что я всё забыла, что сама хотела сказать. Знаешь, мам, встала я, и наверное от волнения у меня всё из головы вылетело, а когда сидела, то очень ясно представляла себе то, что хотела сказать. Говорила верно всё, но вот так уж вышло, как, может быть ты помнишь, мама, тогда в 8 кл. я делала доклад о женском дне и забыла совсем про слова Некрасова «ключи от счастья женского закинуты, заброшены у бога самого», которые ты мне посоветовала.

Миша, а у меня ещё одна радостная весть есть и для тебя тоже! Отгадай, какая? Да конечно про марки, наконец то я их нашла в магазине. Но мне кажется, что всё у нас есть. Да вот пример, купила я три серии: «Восстановление Днепрогэса» две марки, «Советские женщины» и «Моссовет», так из них всех всего двух марок нет у нас. Остальные лишние. Я их тебе все посылаю. Ещё там есть артиллерия, две марки, у нас ведь они есть, затем «Советские писатели и художники» тоже все знакомые, из иностранных есть пакет с 10-и иностранными марками, из них 3-х у нас нет, не знаю, стоит ли покупать из-за них, напиши, если другие сможешь обменять, то куплю.

Что вы думаете делать 7-го ноября? Я пойду на демонстрацию, а вечером с Эммой пойдём в театр, слушать «Евгений Онегин». На «Иван Сусанин» билеты не достали. А завтра у нас в университете вечер, только мне очень не хочется идти туда, сама не знаю почему. Читаю «Молодую гвардию», очень нравится. Завтра отнесу свои старые туфельки в починку, сейчас хожу в новых, очень удобные (…) Михель, ну как дела в школе, учители-мучители здорово донимают? А ребята как, ничего, новенькие есть? Миша, ты повидай Лосёнка и посмотри у него марки, ему Эмка тоже вышлет, если каких нет, то напиши. А моя красная книжечка совсем пустая. Я как увижу новую марку, так мне и хочется её скорее тебе послать, чтобы у нас в альбоме больше было. Но теперь уж  последний раз, больше ни одной новой марки не пошлю, пока у меня самой полная книжка не будет. Ты смотри береги марки, не теряй и не пачкай, наверное руки то всегда грязные, когда листаешь альбом. Наклеивай аккуратней, я тебе в следующий раз пришлю наклейки, здесь их продают. Ладно, осторожно ведь будешь? Миша, ну как твоя «фрачная пара» действует, я очень рада, что тебе мама купила костюм. А как наш плющ, большой стал? А дрова то есть, или не привезли ещё? Мама, как ты там, всё успеваешь, у тебя теперь столько работы, господи, нагрузили уж всякими занятиями! Я тоже весь день занята, время на всё нехватает, ещё два месяца и новый год, а там и экзамены.  Как то я их выдержу! Я живу сейчас хорошо, с долгами в основном расплатилась. 400 р. мне очень, очень помогли. Мамочка, какая ты заботливая! Мне и А.В. говорила, что «ваша мамочка всё, что только может, всё для вас сделает». Она  только и говорит про тебя. Ой мам, какая ты хорошая, если судить даже только по её словам. Я это и сама хорошо знаю. Желаю вам всего хорошего. Крепко целую обоих. Наташа.

26

8-9/XI-48г.  Ленинград

Добрый день, мама и Миша!

Праздники прошли, как быстро, скоро, скоро и новый год! Ну как вы провели эти дни, хорошо или так себе! А что вкусненькое у вас было? А на демонстрацию ходили, мама конечно ходила, а Миша? Я провела эти два дня так. 7/XI с утра пошла на демонстрацию, пришла в 4 часа дня. Вышли мы с Эммой когда через площадь уже не пускали, пришлось сделать огромный крюк, чтобы добраться до университета.

(…) я попытаюсь изобразить наш маршрут, т.е. путь университетской колонны. А была она довольно солидная, участвовало только одних студентов 8,5 т. человек. (…)  с дворцовой площади двигались до Марсова поля, оттуда до Петропавловской крепости, а затем домой. Столько народу было, что я не знаю прямо, как я в трамвай влезла и вообще цела осталась!  Вот уж была настоящая демонстрация, шли мы под руки, кто с кем хотел, никакого строя, ничего, просто свободной колонной. Наш факультет шёл третьим по счёту. На площадь вступили несколькими колоннами сразу, рядом с нами проходил какой-то механический институт. А чтобы колонны не путались по всей площади цепочками были расставлены моряки, так что каждая колонна шла как бы  по дорожке, огороженной с двух сторон краснофлотцами. Столько было людей, что мы совсем не слышали поздравлений с трибуны, поэтому кричали сами себе: «Да здравствуют юные географы!! Да здравствует I курс геофака!! И т.д. и тут же сами: «Ура! Ура!» Вобщем расшумелись, чтобы все знали, что мы идём.

А вечером ходила с девочками в Музыкальную студию, слушала оперу «Евгений Онегин». Мне не очень понравилось. Пришли из театра и решили с Эмкой сходить на Неву. Пошли и всё глазели во все стороны. Ленинград украшен был очень красиво, смотришь вокруг и всё сияет тысячами огней, как всё равно новогодняя ёлка. Чудесно украшены были Невский, Дворцовая площадь, наша Исаакиевская площадь, а на Неве стояли суда, издали смотришь и кажется, что это что-то воздушное, невесомое, обвито золотой тесьмой. Стояла и Аврора на своём историческом месте и подводных лодок было несколько штук, ярко, ярко освещённых. Везде плакаты, флаги, панно, портреты, различные макеты, в основном два цвета, красный и желтый (электрический) а получается замечательно красиво. Нет, всё это надо видеть, а представить трудно.

А 8/XI мы никуда не ходили, целый день читали и спали. А угощеньем у нас был тортик (раньше стоивший 3 р.50 к., а теперь 11 р.40 к.) и блины. Мы с Эммой купили 3 кг муки, так вот она блинов напекла, пока я отсыпалась. Да, а 4/XI  у нас в университете был вечер, совсем неинтересный, скучный и малолюдный. Я пришла, послушала доклад и самодеятельность и в 10 ч. ушла домой, очень раздосадованная, что зря время провела.

А сегодня уже были занятия, выступала на семинаре два раза, рассказывала о партии большевиков и о экономической и политической борьбе рабочих. Теперь уж у меня никакой задолженности давно нет, а стоит пятерка. Всё-таки ещё не привыкла сама отвечать и всегда волнуюсь. И ещё вот что, я теперь каждое утро делаю зарядку и обтираюсь холодной водой. Миша и тебе очень советую, вот только плохо, что радио нет, а то бы ты сам попробывал один раз и всегда стал бы делать. Ой, так смешно бывает, я проснусь и кричу: «Эмма, вставай, а то зарядку проспишь!», а она вскочит такая сонная, растрёпанная и начнет маршировать. Я ей спать не даю утром.

Ещё очень хорошую весть я сегодня узнала, всем студентам высших учебных заведений можно ходить в Эрмитаж бесплатно по студенческим билетам. Вот радость! Теперь уж я изучу весь Эрмитаж вдоль и поперёк, после  каждого посещения буду вам писать, что я там увижу, только уж как смогу. Вы наверное меня еле разбираете, я вообще какая то косноязычная, меня трудно понять, что я хочу сказать, совсем разучилась говорить и писать.

Я сейчас всё еще читаю «Молодую гвардию» и совсем запуталась во всём. Дело вот в чём. В университете на историческом факультете заочно учится Жора Арутюнянц, т.е. участник молодой гвардии. Я думаю, что вы его по книге  хорошо себе представляете. Наши девочки живут с ним на одной улице и часто говорят с Жорой. По их словам он им рассказал, что никакого  Стаховича, Фомина, Шульги и Выриковой никогда не существовало, что все они придуманные персонажи. Стахович, Фомин, Вырикова – все они, по книге если судить, явились причиной гибели молодогвардейцев, особенно Стахович. Но если его не было, то кто же тогда их выдал? Я не думала, что в книге можно настоящие факты показать так, как они никогда не происходили. Скажем, Шульга, Вырикова и Фомин придуманы, но они и не играют уж очень важной роли, а вот Стахович, ведь из книги мы узнаём, что в основном из-за него все погибли, только из-за него. А оказывается его совсем и не было. Вот тебе и раз. Встаёт вопрос об истинной причине провала гвардии. Потом ещё о том, что Олег совсем не такой был и много ещё всякого. Мне бы очень хотелось повидать этого Жору, и от него самого узнать всю правду. Вот тогда бы всё ясно стало. Но мне кажется, что это очень неудобно, найти его и попросить всё рассказать, потому что, во-первых это вспоминать тяжело, во-вторых наверно ужасно надоело всем рассказывать одно и то же и в третьих он уже взрослый человек и как он ко всему этому  относится теперь, я конечно не знаю. Вот и всё у меня пока. Крепко, крепко вас целую. Желаю здоровья и жизни получше. Пишите чаще и больше, мои хорошие. Ваша Ната.

Письмо без нумерации

10/XI -48г.

Здравствуйте, дорогая мамочка и Миша!

Сегодня получила от тебя письмо, а сама только перед этим отправила, но пишу снова, так как не могу утерпеть. Сегодня узнала результат по математике, у меня зачтено, в нашей группе один только неуд у Эммы. Мама, ты не говори этого ее маме, хотя я это зря пишу, ты и так не скажешь никому. Сегодня же вызывали по физике, задачу решила сама, очень этим довольна. В 6 ч. сегодня смотрела фильмы по геологии о вулканах, кометах и минералах. Очень мне понравилось всё, просмотр этих фильмов устраивает наш профессор Рухин в университетской кинолаборатории. О минералах фильм был цветной, а какие красивые кристаллы бывают, из которых состоят минералы, и в виде елочек, анютиных глазков, кубов, ромбов, какие-то причудливые кружевные формы, мне не описать. А в одной горной пещере нашли ромашку из драгоценных камней, я забыла, как они называются. Это так в природе само образовалось, и правда совсем как ромашка, в средине желтая, а снаружи белые прозрачные лепестки. Очень красиво. Еще хорошо то, что фильмы звуковые. Вобщем  я очень довольна. А сейчас я учила немецкий, потом лягу спать, а письмо пошлю завтра.

Сейчас пришла Людмила Николаевна, затопила печку, мы с Эммой пытались это днем сделать, да у нас ничего не вышло.
В комнате у нас тепло, а на улице снег, но тоже совсем не холодно. Туфли у меня новые, а галош нет, старые на них не лезут, и тут совсем не стало галош, когда я купить захотела. Мама, я тебя очень прошу, из тех денег, которые будешь высылать в следующий раз, купи мне (если есть у вас) галоши 7 размер и пришли вместе с портфелем, и если сможешь кусок хозяйственного мыла.
Больше мне ничего не надо, варежки у меня есть очень хорошие, ноги тоже не мерзнут, ношу рейтузы, а о пальто ты вообще не думай, прекрасно прохожу и в этом, ничего не случится. Мама, ты на меня не сердишься, что я всё у тебя прошу что-нибудь? Мне очень стыдно перед тобой, что я сама не могу всё сделать для себя.

(…) Пишите побольше. Целую вас. Наташа.
(приписка сбоку на полях первой страницы): Привет от Эмки. Письму я была сегодня очень рада.(...)(приписка сбоку на полях оборотной стороны): Ой, только не сердитесь на меня! Ладно!

27

15/XI-48г. Ленинград

Здравствуйте, мама и братец Мишенька!

Сейчас только пришла я из университета, сегодня кончила раньше, т.к. не было немецкого яз. Первые два часа занимались физкультурой, а потом слушала лекцию по основам. По пути домой зашла на почту и получила письмо. Конечно очень рада. А почему Миша совсем перестал писать, занят что ли очень?

Недавно я смотрела фильм «Дорога на эшафот» из истории борьбы Шотландии с Англией за независимость и свободу. По-моему фильм немецкий, очень красивые артисты, давно таких не видала. (…) Ну теперь напишу о своих оценках, какие я узнала за эти дни.. По топографии за контрольную 5, за чертеж тоже 5. По немецкому за контрольную письменную была 2, писала снова, получила 3, спрашивала устно, поставила 5. А хуже всего по физике, была тоже контрольная, состояла из трех задач, половину решила, а половину нет и вышло 2. Снова буду писать в среду, уж не знаю, что и выйдет. А сегодня в 6 ч. пойду сдавать зачет по химии, сдам или нет, право не знаю. Вчера целый день сидела, всё химию учила. Ну потом напишу, какой результат будет. Вот, учусь очень плохо, особенно плохо с задачами по физике. Это всё настроение портит. Мне теперь очень нравится на геофаке, да не всё дается. Живу хорошо, только спать всё время хочу. Книги читаю, сама знаю, что без них жить нельзя.
Целую крепко. Наташа.

28

16/XI – 48 г. Ленинград

Привет из дальних стран!

Пришло письмо с попутным ветром от будущего капитана дальнего плавания. Миша, а ты кем будешь? Вот было бы чудесно, если бы ты после десятого класса приехал в Ленинград и поступил в военно-морское или полярное училище. Как ты на это дело смотришь? Правда, до этого еще далеко, но всё же!

Значит живете вы более или менее сносно, ну это еще ладно(…)

А вчера была физкультура, надо было на руках подтянуться и перевернуться через турник, а потом стойки на руках делали и мостики, так у меня сегодня «тут болит, там болит, а лечить некому». Сегодня мы все получили письма из дома. Пришли с Эммой домой, поставили варить суп из картошки и кислой капусты, а сами уселись писать письма. Сейчас будем обедать, а потом сядем учить, она завтра математику пересдаёт, будет исправлять свою двойку, а я физику.
Ох и день завтра трудный, будут лекции по геологии (спрашивать завтра нашу группу начнут, так что и нас могут потревожить).

Геологию слушают вместе два курса 1 и 2-ой, и перед каждой лекцией спрашивают какую-нибудь группу, это каждый курс разделён на группы, я попала в пятую группу, затем математика, потом контрольная по физике и немецкий, чёрт бы его побрал, переводить надо, а когда я успею? А с 6 ч. кино по геологии, пойду непременно, конечно не сегодня, а тоже завтра. Вчера с Эмкой сдавали химию, билет трудный попался и как раз то, что не успела прочесть. Готовились мы с ней два дня, над билетами пыхтели часа два, а получили оценки, я – 3, а она – 3+. Вылезли мы из лаборатории потные, красные, посмотрели друг на друга и давай хохотать. Вот так химики! А еще хотим химию на 5 сдать! (...) Деньги у меня сейчас пока есть, вчера получили от университета за квартиру по 35 рублей, а думали, что дадут по 60 р. Ну уж, ладно, сколько дали, и то sehr gut!

Дело в том, что выдают деньги со дня подписания договора, а мы подписали его с 25 сентября. Вот и получили за 5 оставшихся дней сентября и за октябрь.
Сегодня вступила в профсоюз. Вступать «по желанию», но всем непременно надо. Еще одна книжечка прибавилась.

Пока больше писать не буду, некогда. С посылкой дело плохо. Никаких продуктов из Ленинграда высылать не позволяют, все посылки проверяют на почте, придется ехать куда-нибудь в пригород, там не проверяют. (…) Привет маме и тебе. Целую вас обоих крепко. Желаю здоровья и согласия.

Наташа.

P.S.  Куда это мама хочет ехать, она мне ничего не писала об этом, и когда? Всё-таки это очень плохо, ну куда она поедет зимой и без валенок?
А как  поживают наши соседи? Дрова есть у вас или всё ещё нет? Aufwiederzehen!
Да вот ещё, какие у тебя отметки за первую четверть?
Напиши, жду.

29.

20/XI-48 г. Ленинград

Добрый день, дорогая мамочка и Миша!

Я уже три дня не ходила на лекции, болела, еще сегодня утром голова сильно кружилась, а сейчас уже гораздо лучше. Болела сильно голова, грудь и всё время кашель. Это от простуды, так что ничего. У меня промокло пальто, и я в сыром долго ходила, всё дрожжала, но всё-таки не думала, что заболею. Два дня лежала пластом, совсем не могла встать, а сегодня встала. Как тяжело было от того, что целыми днями совсем одна, всё думала, как хочется домой! Хорошо еще, что была интересная книга, читала «Бурю» Эренбурга. Но читать тоже много не могла, в общем так: читала, спала и просто лежала, глаза на потолок таращила, да вас вспоминала. Сегодня получила от Миши письмо (Эмма принесла), он пишет, что вы там тоже болеете. (…) Ты уж мама по моему чересчур загрузила себя всякой политической работой. Неужели больше некому поручить вести эти все политбеседы и кружки? (…) 

Сейчас приходила Лида, поболтали о том, когда и как поедем домой. А сейчас я сижу одна. Сегодня наш курсовой студенческий вечер. Эмма нагладила свою кофту, облеклась в свой парадный костюм, засунула в каждый карман по носовому платку и отправилась. Она будет петь. Я сегодня совсем не могу писать, так что не сердитесь, что мало написала. (…)  Кто это у вас там ещё застрелился и зарезался, что это в Сыктывкаре совсем что ли с ума сошли? (…)  Крепко вас целую. Наташа.

Письма теперь идут очень долго, вот сегодняшнее письмо от Миши шло 18 дней. (…)

30.

22-23/XI-48 г. Ленинград

Здравствуй, дорогая моя мамочка!

Как давно нет писем от тебя, последнее получила от 5/XI, а сегодня уже 22/XI! Я недавно перечитала все твои письма старые, когда прочту письмо, то настроение такое хорошее становится, как будто я с тобой поговорила. Сегодня у нас была только одна лекция по основам, утром на физкультуру я  не ходила, всё ещё голова немного болит, а немецкого не было, перенесли на среду. Лекции по основам читает наша преподавательница очень скучно, повторяет по несколько раз одно и то же. Слушать совсем не хочется, да никто и не слушает. Она сегодня заявила нам, что не придет больше. Конечно из деканата вызвали всех старост групп на расправу. Не знаю уж, чем всё это кончится.

Вчера был салют в честь дня артиллерии. Я не ходила смотреть, перечитывала «Следопыт» Купера. Вчера было воскресенье, а прошло неважно. Во-первых, с Эмкой проспали до часу дня, потом пекли блины, т.к. ни хлеба, ни денег у обоих нет. Хорошо ещё, что заранее купили крупы, картошки и муки, сидим хоть без хлеба, но не голодом. Мы с ней варим вместе суп или кашу, которая нам очень надоела.

Спим тоже на одной кровати, только Эмка очень брыкается, пинается, скрипит зубами и меня когда-нибудь в стену вдавит. Я уж ночью не стерпела, уперлась руками и ногами в стену и двигаю её, да разве такую толстушку сдвинешь. Лежит как камень и ни с места. Я её бужу, говорю подвинься, задавишь ведь, а она только мычит, да на меня ноги кладёт. Спит она крепко, но очень неспокойно.

«Бурю» я уже прочла, книга понравилась, в Сыктывкаре нас Валентина Андреевна настроила против неё, я и здесь не хотела читать, а оказывается совсем не плохо написана. Крейсер «Аврора» перестал существовать как военное судно. Теперь это учебный корабль, передали его в нахимовское училище. Последний рейс совершила «Аврора» по Неве, последний раз открылись перед ней мосты. Теперь её переоборудовали для юных моряков. Внутри устроили спальни, классы, клуб и другие необходимые помещения. Младшие нахимовцы будут проходить на ней учебную практику, а старшие жить целый год. А внешний вид её совсем такой же, отремонтировали и по-прежнему стоит грозный крейсер «Аврора». (…)

Был семинар по основам, кончили 1-ю тему, работу Ленина «Что делать». Занятия нашей группы в целом оценил на 4. Отметил некоторых особо. Семинарами я тоже довольна, а лекциями совсем нет. Завтра будет физика и математика. «Смерть моя». Мне очень нравится на геофаке, но вот эти предметы не дают покоя. Я даже хотела перейти на Северный факультет, такой открылся вновь в университете. А когда пришла я туда, смотрю люди все незнакомые, стало так тоскливо, я и подумала про себя, нет, пускай, что будет, то и будет, а с геофака никуда не уйду. Ходили узнавать на Северный факультет мы с Лидой двое. Нам сказали, что там нет ни физики, ни математики, что всем дают общежитие и стипендию. Но это мы знаем только со слов других, сами ничего не смогли узнать точно. Деканата и фак-та ещё по его юности нет, заведует всем мощная тётя, так всегда занятая, что мы не могли поговорить с ней ни минутки, да и желания особого не было. Пошли узнавать, а в душе не хотели уходить с геофака. Останусь здесь, что бы там ни было. А если уйду, то только если действительно ничего не выйдет.
Пока у меня всё. Пишите. Крепко целую. Наташа.

P.S. Мама, ты только не думай, что я боюсь трудностей. Трудно мне одно – решать задачи. Но с математикой пока ещё справляюсь довольно сносно, а вот физика мне правда очень трудно дается. Не теория, а задачи. Формулы знаю, а сообразить не могу. Ведь не могут же мне все задачи подряд объяснять. Я и сама должна что-то решать, а я ничего не соображаю. (…) Я поэтому совершенно серьезно хотела перейти, но очень не захотелось, привыкла и стала входить в жизнь геофака и из-за каких-то задач по физике уйти! Нет, я уж лучше ещё больше буду над ней сидеть, а постараюсь как-нибудь на 3 вытянуть. Но всё дело в том, что с 3 не будет стипендии, а тут уж не знаю, что делать. Наташа.


Рецензии