Мороженое, как символ демократии

На снимке, матросы в очереди за мороженым на линкоре Нью-Джерси.

Не удивляйтесь  уважаемый читатель  столь странному названию. Казалось бы, где связь между этими двумя словами. Но если задуматься, то связь есть и не малая. Что такое мороженное объяснять вроде не нужно, а вот что такое демократия ?

Класссичесое определение демократии Демокра;тия (др. -греч. ;;;;;;;;;; «народовла;стие» от ;;;;; «народ» + ;;;;;; «власть») — политическая система, в основе которой лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. Народ является единственно легитимным источником власти. Как мы  видим  на протяжении истории, чем более демократична страна ,тем более равномерно распределяются в ней  различные блага для  ее граждан.

Конечно в реальной жизни абсолютной демократии нет ,но по мере приближения  к идеалу ,как следствие, у людей появляется  доступ к  вещам, которые раньше были только  привилегией избранных, и становится все более доступным  для широких масс населения.

Сейчас мороженым никого не удивишь, а раньше это блюдо считалось сказочным, волшебным и дорогим. Позволить его себе могли только избранные. Оно было изюминкой даже для богатых. Когда не было холодильников, подача к столу ледяных угощений летом была настоящим сюрпризом. Император Нерон в жаркие дни отправлял воинов за снегом высоко в горы, из него ему делали шербеты — смешивали сок со снегом. Но были и другие фантазии на тему фруктов. Например, персики со льдом — из фрукта вынимали косточку, а внутрь клали кусочек льда. Тогда кулинары тоже тяготели к красоте и совершенству. Чтобы придать замороженному соку интересную форму, они брали разные по размеру птичьи яйца, высасывали из них содержимое и заполняли пустую скорлупу соком. Трудно представить, но существовали целые снежные караваны: султаны могли позволить себе перевозить снег на верблюдах.

За две тысячи лет до нашей эры в Древнем Китае к столу подавались десерты, отдалённо напоминающие мороженое, — снег и лёд, смешанные с кусочками апельсинов, лимонов и зёрнышками гранатов. Рецепты и способы хранения были рассекречены лишь в XI веке до нашей эры в книге «Ши цзин».
Считается , что мороженое попало в Европу в Италию из Китая, что именно там Марко Поло увидел, как замораживают дольки мандарина и смешивают зерна граната со снегом.

Из Италии мороженое попало во Францию ,когда юная Екатерина Медичи, вышла замуж за французского короля Генриха II, и привезла из Италии во Францию своего шеф-повара - знаменитого Бенталенти, признанного авторитета в приготовлении мороженого и прохладительных напитков.

Впервые он угостил мороженым французский двор 28 октября 1533 года на пиру в честь бракосочетания 14-летней невесты Екатерины Медичи, известной более всего по романy «Королева Марго» Александра Дюма-отца. Мороженое представляло собой ледяные шарики с фруктами. В дальнейшем Медичи часто стала угощать им гостей на торжественных обедах и баловать лакомством своего сына Генриха III.
Новый десерт мгновенно завоевал симпатии французского двора. Советники короля даже потребовали, чтобы итальянец приготовил мороженое в их присутствии, и, ознакомившись с процессом, постановили считать технологию и рецепт государственной тайной, которую следовало должным образом охранять, особенно от простолюдинов.

Довольно быстро мороженое из Версаля перекочевало в поместья французских вельмож — несмотря на жесточайшие запреты на разглашение рецепта, который считался государственной тайной.

В 1625 г. внучка Екатерины Медичи - Генриетта Мария вышла замуж за короля Англии Карла I. Вместе с французской принцессой в Англию приехал ее личный повар и кондитер Жерар Тиссайн, владевший многими секретами приготовления мороженого. Примечательно, что Тиссайн осмелился поделиться своими "секретами", только после казни Карла I в 1649 г. Так секретами приготовления мороженого овладела и Англия.
Мороженое, сделанное вручную, было удовольствием недешевым, а потому малодоступным.

Обще доступным мороженое стало благодаря предприимчивости опять-таки итальянцев. В 1660 году Франческо Прокопио Ди Кольтелли (1651—1727) открыл первое кафе-мороженое в Париже напротив театра Комеди Франсез. У себя на родине, в Палермо, он был рыбаком. Во Франции решил попытать счастья на «сладком» поприще, тем более что ему в наследство от деда досталась машинка для сбивания мороженого.

В России мороженое в современном варианте появилось  лишь в XVIII веке. Рецепт его приготовления, опубликованный в «Новейшей и полной поваренной книге» (1791 год), включал сливки и яичные белки, шоколад и лимон, смородину и клюкву, малину, вишню и апельсин. О венецианском мороженом писал  Фаддей Булгарин в своем романе Иван Выжигин (1829).

Мороженое в первые годы советской власти продолжали делать в небольших количествах, причём только кустарным способом. Разумеется, массовым  и безопасным к употреблению его могли сделать только холодильная техника и индустриализация пищевого производства. Пока в СССР налегали на тяжелую промышленность и на полный развал сельского хозяйства, выходцы из России с успехом делали мороженое за границей. В 1928 году некто Карпов держал в Стокгольме одну из лучших фабрик по производству мороженого (Glacefabriken Polar). Из оставшихся служить новой власти можно, пожалуй, вспомнить только Александра Васильевича Чичкина, который до большевистской революции имел в Тверской губернии творожно-сметанный завод и опутал всю Россию сетью масло-молочно-сырных магазинов. На Тверской улице (в советское время – Горького) в Москве когда-то был «чичкинский» магазин; в советское время он назывался «Сыры». Чичкин организовал и первый цех мороженого в Советской России, но это было уже после того, как А.И. Микоян назначил его консультантом при наркомате мясной и молочной промышленности.

Именно в 1932-м в системе молочной промышленности стала организовываться производство мороженного. А началось всё с того, что в 1932 году на центральных улицах Москвы и Ленинграда, в витринах магазинов, появились объявления: «Только здесь вы узнаете, что такое "эскимо-пай". Тайна будет раскрыта». И вот наконец её раскрыли: девушки в белых халатах доставали из деревянных ящиков со льдом необычное лакомство – мороженое на палочке, завёрнутое в блестящую фольгу.В том же году в СССР началось производство мороженого на фабриках.

В 1932 году в стране было произведено около 300 тонн мороженого. Делали его первое время исключительно на Московском молочном заводе объединения Главмолоко. В марте 1932 года там был запущен первый агрегат  для сбивания мороженого американским способом. В том же году к выпуску мороженого приступили на московском заводе-холодильнике №2. С заводов мороженое выходило в банках (гильзах) и продавалось в розничной торговле в стеклянной посуде или с вафлями. В бумажной упаковке мороженого в СССР до 1937 года не было.

В 1936 году нарком пищевой промышленности Анастас Микоян выступил на Второй сессии ЦИК СССР со следующими словами: «Я являюсь большим сторонником развития производства мороженого. Некоторые товарищи до сих пор еще считают, что мороженое – это лакомство для детей, а для взрослых оно не нужно». «А любят мороженое все!» – продолжил мысль товарищ Калинин. «Любят, но из лицемерия скрывают это, считая, что мороженое – детское лакомство, – согласился Микоян. – Производство мороженого надо развивать как можно больше. Мы во многом учимся у США. Я взял данные о производстве мороженого в Америке, там производят в год более 600 тысяч тонн фабричного мороженого, а мы выработали в 1935 году 8 тысяч тонн, а в будущем должны выработать 12 тысяч тонн. Правда, в Америке жарче, чем у нас, там больше нуждаются в мороженом, но ясно, что мы в этой области до крайности отстали. Я агитирую за мороженое, потому что это вкусный и питательный продукт. Можно смело сказать, мороженое является самым лучшим, наиболее полезным, наиболее приятным способом употребления молока и сахара.

Микоян писал в воспоминаниях: «Спрос у нас на мороженое повсеместный, его с удовольствием едят теперь дома и на улице, в кино и театрах, летом и зимой ... мы привезли из США всю технологию промышленного производства мороженого.

Вскоре при Московском холодильнике №8 было завершено строительство первой фабрики мороженого, оборудование для которой было решено закупить в США. И действительно, на закупленном в США оборудовании наша фабрика начиная с 1938 г. стала выпускать мороженого более чем вдвое против ранее запланированного».
Объём производства, например, на фабрике в Филях, в 1938 году составлял 30 тонн мороженого в день, в 1972 году на крупнейшей в СССР московской фабрике мороженого № 8 в день производилось 125 тонн мороженого. Производство мороженого в СССР впервые было стандартизовано в 1941 году (выпущен ГОСТ 119-41)

Как и простой народ, партийные вожди во главе со Сталиным любили мороженое. НКВД время от времени закрывало фабрику в Филях на три дня, и там проводилась тотальная проверка и дезинфекция предприятия; попутно удаляли подозрительных работников. Изготовленные под строжайшим наблюдением 30-35 килограммов мороженого фасовали в специальные металлические гильзы и отправляли в Кремль. Мороженое в вафельных стаканчиках, как вспоминают очевидцы, любил кушать во время демонстраций на Красной площади маршал К. Е. Ворошилов.

Во времена моего детства в продуктовом магазине стоял сундук , в котором  вместе со льдом , хранилось  заветное  лакомство. Выбор был не большим  ,фруктовое за 7 копеек, пломбир в вафельном стаканчике 19 копеек, эскимо  11 копеек    ,ленинградское 22 копейки ,и  пломбир 48 копеек .Практически все мороженное раскупалось еще в первой половине дня,причем  особенно популярным было  фруктовое, за 7 копеек. Это  сейчас ,когда мы можем попробовать сотни видов мороженного , выбор  кажется не большим, а тогда  и при  общей бедности  продовольственного ассортимента  и это разнообразие казалось  богатством. Тем более что позволить себе купить его мог каждый.

Во времена СССР среди иностранных туристов ходила поговорка – Советский Союз нужно посетить по трём причинам: посмотреть балет, сходить в цирк и попробовать мороженое. Это лакомство любили не только гости страны, но и все её жители. Справедливости ради следует сказать, что  вкус даже  одного и того же мороженного  все таки был разный ,самый вкусный пломбир в вафельных стаканчиках был в ГУМе и Московском Цирке. Очевидно, как обычно самое вкусное, было там, где  бывали много туристов и иностранцев.

Итак мороженное стало широко доступно населению СССР только начиная с 30-х годов, когда было налажено  на закупленном в США оборудовании  его промышленное производство.

В Америку же рецепты приготовления этого лакомства попали, по-видимому, в XVIII веке вместе с английскими переселенцами. На приемах, которые устраивал в те годы губернатор штата Мэриленд Вильям Блейд, гостей угощали фруктовым мороженым и прохладительными напитками. Холодным десертом увлекались и многие президенты США, например, Джордж Вашингтон, который лично изготавливал мороженое на своем ранчо в предместье Маунт-Вернон. Он только за одно лето потратил на холодное лакомство $200 - немалые деньги для второй половины XVIII века.

А приехавший в Новый Свет предприниматель-кулинар Филипп Лензи даже дал объявление в нью-йоркских газетах, что привез из Лондона рецепты различных сладостей, в том числе мороженого, и вскоре среди населения восточного побережья Америки появилось много поклонников нового лакомства.
В промышленных масштабах мороженое в США начали производить в XIX веке. Первая фабрика мороженого появилась в Балтиморе в  1851 году. Мороженное стало столь популярно  в США и до сих пор ,26 литров на душу населения - это среднегодовое потребление мороженого среди американцев, мировой рекорд по поеданию этого освежающего десерта.

В июле США — общенациональный месяц мороженного, а третье воскресенье июля — общенациональный День мороженного. Этот праздник был учрежден в 1984 году президентом Рональдом Рейганом. Столь высоких почестей было удостоено лакомство, которое любят 90% населения страны.

Мороженое даже стало одним из обязательных блюд на инаугурациях президентов США, начиная с такой церемонии Джеймса Мэдисона в 1813 году.

Согласно статистическим данным к 2022 году оценочная стоимость рынка мороженого США составит 69,3 миллиарда долларов!!! Даже 2018 год не стал исключением с его рекордным итоговым показателем в 54,7 млрд. долларов! В качестве сравнения следует сказать, что в тот же период музыкальная индустрия едва достигла отметки 15,7 млрд.

Мороженое стало для американцев одним из символов  Второй мировой  войны, как средство, поднимающее дух воюющей армии. Ежегодно интендантская служба поставляла оборудование и ингредиенты для производства около 300 миллионов литров мороженого. В 1943 году в войска было отправлено 135 миллионов фунтов сухой смеси, чтобы солдаты и офицеры могли  иметь сладкое лакомство.

Где бы ни располагались американские войска, в Арктике при температуре –40 или в жарких тропиках, это не влияло на количество съеденного мороженого. Место для десерта находилось всегда.

Известен случай, когда во время японской атаки в Перл–Харборе на эсминце USS Dale был отдан приказ очистить палубу от всех деревянных предметов. Едва боцман взялся за деревянный ящик мороженого, чтобы выбросить за борт, как его остановили. В мгновение ока замок был разбит, а мороженое разобрали. Если бы кто мог посмотреть тогда со стороны, то увидел бы очень странную картину: в окружении взрывов и грохота, эсминец USS Dale мчался к выходу из Перл–Харбора, а его команда стояла за орудиями и ела мороженое.

Газета "Нью–Йорк Таймс", опубликованная 13 марта 1943 года, писала, что американские летчики, базирующиеся в Великобритании, нашли свой способ изготовления мороженого. Подготовленную смесь они помещали в большую банку, устанавливали ее в оружейный отсек тяжелого бомбардировщика "Летающая крепость" и вылетали на задания. Пока они летали на большой высоте над территорией врага, мороженое отлично взбивалось и хорошо замораживалось. После болтанки в воздухе холодный десерт шел на "ура".

На медицинских конференциях армейские медики рассказывали своим коллегам, что травмированные в боях солдаты ведут себя как "ужасные дикие животные", и им нужен хороший отдых, здоровая пища и, конечно же, порция мороженого.

Тогда министр военно–морских сил США Джеймс Форрестол (тот самый, который потом выбросился из окна со словами:"Русские идут!"), считавший, что «мороженое является одним из самых пренебрегаемых факторов поднятия боевого духа», убедил правительство выделить 1 миллион долларов на создание самых необычных кораблей за всю историю морского флота — барж мороженого с огромными холодильными камерами на борту.Корабль  позволял производить  5 тысяч галлонов мороженного в час. Напомню, что американский галлон это  3,7 литра то есть производилось  18,5 тонн мороженного. Всего было построено 3  таких корабля

В 1944-м году три цементные баржи-холодильники, принадлежавшие армии, были оборудованы в заводы по производству мороженого. Каждая из барж могла держать 1500 т замороженного мяса, 500 т молока, фруктов, яиц, а так-же имела возможность производить 2000 л мороженого в день и возможность хранить до 6000 л мороженого. Баржи типа B5-BJ2 были построены в Сан Диего в сентябре-ноябре 1944-го года. Три баржи назвали в честь химических элементов – Hydrogen, Calcium и Antimony (после войны их переименовали в прозаичные BCL 3071, BCL 3072 и BCL 3073). Баржи имели водоизмещение 2926 т, длину 80 м и ширину 14,5 м и были несамоходными. Сразу после постройки их отбуксировали на основные базы американского флота в Тихом океане, где они стали очень популярными и получили прозвище Gedunk Cruiser (Gedunk это “сладости” в американском военно-морском слэнге, так что “крейсер сладостей”)

В  рацион военных моряков флота США обязательно входило мороженное. Причем на крупных кораблях был специальный бар, где  моряки могли получить мороженное в любом запрашивающем количестве.

Мороженное было столь популярно, что  на  кораблях в баре за мороженным почти всегда стояла очередь, причем в ней соблюдался принцип равных прав, не зависимо от ранга и положения в военной иерархии. Самым ярким примером такой демократии явился случай произошедший на линкоре Нью –Джерси, головном корабле Третьего Тихоокеанского флота США.

Двое молодых людей , только что произведенных в офицеры, прибывшие для прохождения службы на линкор, захотели мороженного и отправились в бар. Зайдя туда, они  обнаружили длинную очередь. Решив ,что их ранг офицеров позволяет взять мороженное вне очереди они отправились к прилавку, громко провозглашая:

- А ну как пропустите офицеров.
В ответ они услышали длинную  матерную тираду из очереди, которая за  опусканием мата, звучала в переводе примерно так :

- А ну канальи вернуться и встать в очередь.

Повернувшись к автору этой тирады с намерением высказать все, что они думают о не субординации, молодые офицеры застыли на месте и их языки прилипли к гортани.

Перед ними,  стоял William F.Halsey  полный адмирал и командующий третьим флотом,  который терпеливо ожидая свою очередь.

Интересно можно ли это было такую ситуацию представить на каком либо другом флоте?

Американские доктора считали мороженое важным ингредиентом для морали солдат и даже для их лечения. Считалось что оно помогает от контузии, так как контуженные солдаты часто не хотели ничего есть, но мороженое помогало им с аппетитом. Его же выдавали пилотам после тяжелых полетов. В 1942-м году правительство объявило производство оборудования для продажи мороженого в ресторанах “не важным” для войны и приостановило его производство, но уже в следующем году скупило все возможное оборудование для военных баз вблизи фронта, а флот даже разработал специальное оборудование для установки на линкоры, авианосцы и крейсера. К концу войны американцы производили 300 миллионов литров мороженого в год.

После войны два ветерана  войны , Burt Baskin  и  Irv Robbins. помня о популярности мороженного  в армии  и флоте. открыли компанию по его производству .Первый магазин ныне всемирно известного бренда Баскин Роббинс  открылся в 1945 году назывался «Snowbird», что переводится как «Снегирь». Он предлагал посетителям 21 сорт мороженого, которое изготавливалось по уникальной рецептуре Ирвина Роббинса и с использованием только натуральных ингредиентов.Ветераны  не прогадали: как минимум следующие десять лет после войны рост потребления мороженого в США рос на 25% ежегодно. 300 миллионов человек посещали  их заведения ежегодно.

Мороженое Баскин Роббинс (Baskin Robbins) — это бренд легендарного десерта, который обожают взрослые и дети по всему миру. Это десятки уникальных вкусов и ароматов, высокое качество натуральных ингредиентов, современные фабрики во многих странах, в том числе России (в Москве работает самое крупное в Европе производство) В Россию бренд пришел в 1988 году, а первая точка появилась в московской гостинице «Россия» в 1992-м. В 1990 году было зарегистрировано совместное предприятие«Баскин Роббинс Совьет Интернэшнл», а шесть лет спустя в Москве открылась крупнейшая в Европе фабрика международного уровня по производству мороженого премиум-класса (сейчас ЗАО «БРПИ»).
Российское производство «Баскин Роббинс» — второе по величине в мире, мощность фабрики рассчитана на выпуск 16,5 тысяч тонн мороженого в год. Интересно, что предки основателей  компании иммигрировали в США именно из России. Бартон Баскин  родился в  США в еврейской семье ,иммигрировавшей из СССР в 1925 году.Его партнер Irvine Robbins настоящая фамилия, Рабинович родился в Канаде в семье так же иммигрировавшей из Российской империи ,а затем переехавший в США . Ирвин был женат на сестре Бартона.

В настоящее время фирма имеет более 8 тысяч магазинов в 52 странах . Фирма Baskin-Robbins  в 2019 году  имела доходы в США  более 48 миллионов и в остальных странах  более 112 миллионов долларов.


Рецензии
Более 80-ти сортов мороженого продавалось в американских аптеках. Не столь давно возникшая у нас молочная фирма (не стану делать ей рекламы)), имеющая свои фермы и коров, снчала тоже довела число видов своих мороженых до этого числа. радуя постоянно новинками, но после 22 года... резко уменьшила их число((

Ааабэлла   04.04.2024 14:30     Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.