5. Сказал Ахурамазда Спитаме Заратуштре. Из Авесты
По документам ему уже более пяти тысяч лет. Окружёный со всех сторон пустыней славен Йезд тем, что войны обходили его стороной. Зато поэты, художники, учёные и философы, наоборот, скрывались в нём в годины лихолетий. А поскольку Персия, как вы уже поняли, всегда была лакомым куском, незваные гости являлись сюда часто, и лихолетья превращались порою в десятилетия и столетия, то какие только великие умы в Йезде не побывали. Вот и Марко Поло довелось провести в нём некоторое время, и он отметил, что это большой и красивый город. И правда, строгие шпили минаретов и голубиных башен в сочетании с мягкими изгибами мечетей и глинобитных крыш древнего города выглядят завораживающе. Особенно вечером. А ещё Марко Поло упомянул, что в Йезде «народ молится Мухаммеду». Так-то оно, конечно, так, да не только ему. Зороастризм, одна из древнейших религий, зародился именно здесь.
Зороастрийцы – огнепоклонники, поэтому старейший храм огня – Атэшкадэх, находится тоже в Йезде. Пламя, которое сейчас горит в каменной чаше, было зажжено полторы тысячи лет назад и ни разу не гасло, потому что его поддерживают деревом сандала. Прикасаться к огню может только священнослужитель, который живёт непосредственно при храме. К действию он приступает облачившись почти как хирург-стоматолог: в белую шапочку типа тюбетейки, в белые перчатки и белую маску, закрывающую рот и нос. Потом берёт в руки специальные щипцы и мешает ими огонь, чтобы пламя горело ровно. Накапливающуюся золу он собирает в специальную коробочку, которую закапывает в чистой земле.
Чтобы обезопасить посетителей от священного огня, а огонь от несознательных посетителей, чашу отгородили стеклом, очень мешающим качественно сфотографировать реликвию. Вот и у нас не очень-то получилось.
Смотреть на пламя хочется всегда и бесконечно долго, тем более здесь, в святой его обители. Но уж коль позволил туриндустрии провести свою тушку по всей положенной программе, изволь подчиняться регламенту и оставь объект вовремя. Поэтому мы покидаем стены храма, чтобы рассмотреть его же снаружи.
Здание в классическом стиле, на фронтоне тот самый Ахурамазда, – провозглашенный Заратуштрой единым Богом и Творцом всего живого и неживого. Творил он, надо сказать, весьма основательно. Совсем не так тяп-ляп, как другие боги: сегодня небо, завтра твердь, ну и так далее. Ахурамазда подошёл к делу более сознательно. Первые три тысячи лет он тщательно обдумывал проект идеального мира, взвешивал все за и против, прикидывал, как всё будет выглядеть. Следующий триместр он потратил на создание неба, звёзд, Луны и Солнца. Всё это было крайне необходимо, потому что недалеко от Солнца Ахурамазда, как выяснилось, и проживает. Процесс, видимо, завершился бы по плану, но тут - «никогда не было и вот опять» - в небосвод вторгся злой негодяй Анхра-Майнью и быстренько наляпал кучу «левых» планет, комет и ещё всякой ерунды, которая стала мешать равномерному движению небесных сфер. Короче, «пришёл, наследил, испортил хорошую вещь» настолько, что на Земле появились вредные животные(?), грязная вода(?) и смерть. Но была в связи с этим и одна хорошая новость: первый человек, прежде чем умереть, предусмотрительно родил мужчину и женщину, от которых мы все и произошли. Кроме того, от столкновения двух противоположных начал мир пришёл в движение и планеты закрутились, на них появились горы, с гор потекли реки.
Но замотал Анхра-Майнью своими кознями Ахурамазду до такого изнеможения, что на третий период Творец вынужден был взять тайм-аут. Махнуть из Вселенной на Мальдивы не рискнул, – вдруг без него какой-нибудь сложный вопрос не смогут разрулить. Поэтому поставил он свой шезлонг с обратной стороны Солнца в тенёчке, раздал своим мифологическим героям указания на ближайшие три тысячи лет и прикорнул. Герои были и впрямь героями. Особенно «царь золотого века Йима Сияющий». Он и в царстве своём порядок навёл такой, что в нём не было «ни жары, ни холода, ни старости, ни зависти», и по предписанию Ахурамазды что-то вроде ковчега со «всякими тварями по паре» построил. И ведь успел прямо к глобальному похолоданию. Сначала весь мир завалило снегом, потом наступила бурная весна, снег растаял и, как водится, случился потоп. Тут-то ковчег и пригодился. Очень Йиму Сияющего Ахурамазда, когда проснулся, хвалил. Грамоту ему, наверное, дал. А может, и медаль.
После потопа настало последнее трёхтысячелетие. Тут уж отдохнувший Ахурамазда развернулся в законодательной области. Самые главные правила жизни зашифрованы в его символическом образе, который, помните, вверху на фронтоне. А табличка у дорожки поможет нам их расшифровать.
Лицо Божества повёрнуто на Запад. Последуем и мы его взору и прочтём пояснения в непривычном для нас направлении. Итак, поднимающаяся рука обозначает жизненный прогресс; кольцо в левой руке – символ верности долгу: дал слово – сдержи, женился – налево не смотри. Оба распущенных крыла поделены на три части, символизирующие главный принцип зороастризма, на котором держится вся Вселенная: хорошие мысли, хорошие слова и хорошие дела. Желтый завиток – и есть как раз те самые святые мысли – движитель развития. Нижнее «оперение» тоже имеет три части: плохие мысли, слова, дела, то есть то, что мешает прогрессу. Правый завиток – пустые мысли, которым не нужно придавать значения. Кольцо посередине говорит о том, что Вселенная находится в вечном движении. Светящееся лицо Творца призывает почаще консультироваться с умными и знающими людьми. Вот и мы вняли совету нашей мудрой Симин и зашли в музей зороастризма, что расположился рядом с храмом.
Он совсем небольшой: в зале несколько столов-витрин, показывающих что надевали зороастрийцы на праздники, что ели, что пили, а главное, – как соблюдали «чистоту». Прикасание к «нечистым» предметам (а их было больше, чем «чистых») приравнивалось к греху и требовало долгого обряда очищения. Огонь, вода и земля считались прямо-таки «стерильными», поэтому нельзя было налить воды, не вымыв предварительно рук с мылом так, как это рекомендует ВОЗ при пандемии. Точно также запрещалось выходить на улицу во время дождя, чтобы не испачкать собою и землю и воду одним махом. Правила «чистоты» не позволяли зороастрийцам принимать пищу в присутствии иноверцев, ибо априори было известно, что те «своим нечистым рылом» уже перепортили всё «чистое питьё» и не только его. Гораздо чувствительнее свежепрооперированного больного к загрязнениям был, разумеется, огонь. Его оскверняли и тлетворное дыхание служителя без маски, и капля пищи, упавшая из котла в очаг, но страшнее всего – сжигание мусора. Как в таком случае избавлялись от отходов жизнедеятельности, спросите вы? Я бы рассказала, но не уверена, что абсолютно каждый из вас мечтает утратить аппетит на веки вечные. Лучше я в этом месте помолчу и обращу свой взор на стены музея.
А там на первом месте портрет Заратуштры – Пророка, предсказанного Ахурамаздой, и основные вехи его жизненного пути. Почему-то стоит очень точная дата рождения – 1767 год до н.э., хотя учёные, исследовав и то, что осталось от святого писания под названием Авеста и косвенные артефакты, к единому мнению так и не пришли. Причём «не пришли» они с «вилкой» в тысячу триста лет! Из этого делаем вывод, что жил Заратуштра где-то между 18-ым и 5-ым веками до н.э. По поводу его родины наука тоже «точна» практически до секунды по широте и долготе: «в районе расселения иранских племён на северо-востоке Ирана или в соседних областях Средней Азии и Афганистана».
Появился он на свет в семье Спитамы. Папу звали Порушаспа, а маму – Дугдова. Но «биологическим» отцом Заратуштры был, разумеется, верховный бог Ахурамазда. Поэтому, родившись, младенец не заплакал, а засмеялся, чем укокошил сразу 2000 демонов. После этого ребёночка тщательно вымыли в коровьей моче, завернули в овечью шкурку, и на дворе начали твориться чудеса. Какие? Не знаю, но оставшиеся в живых демоны сохли от зависти и регулярно покушались на жизнь младенца. Однако, не тут то было! Божественный папа стоял на страже, и мальчонка вырос целым и невредимым.
В 30 лет пришло время для серьёзных дел и Заратуштра был осенён «истинной» верой. Не истинная заключалась в поклонении целой толпе богов старшего поколения – ахуров и младшего поколения – дэвов. И вот чтобы поклоняться им в соответствии с регламентом, необходим был священный напиток хаома. За водой для его приготовления и отправился как-то Заратуштра. А когда возвращался домой, увидел сияющее существо, которое и устроило ему долгожданную встречу с родным божественным отцом. Сын послушно внял тому, что «сказал Ахурамазда Спитаме Заратуштре» и провёл в божественном пантеоне радикальную реформу. Верховным «главнокомандующим» назначил, понятно, Ахурамазду. Кое-кого из ахуров отрядил верховному в помощники, остальных, чтобы не мешали, отправил на пенсию, а вот дэвами, дабы добропорядочным богам жизнь мёдом не казалась, пополнил сильно прореженные им же отряды демонов. Идолопоклонничество и человеческие жертвы строго-настрого запретил. На употребление наркотической хаомы наложил квоты: изредка можно, но крайне осторожно. Кроме того Заратуштра разработал понятия рая и ада и личной ответственности человека за то, куда он в итоге жизни попадёт. Всем этим Пророк заложил основы новой религии, получившей название по его греческому варианту имени Зороастр – зороастризм. А поскольку Ахурамазда всегда говорил с Заратуштрой из огня, огню и стали поклоняться.
Своё учение Заратуштра изложил в стихотворных проповедях (песнях и гимнах) – Гатах, вошедших в первую и самую древнюю часть Авесты. Несколько гимнов украшают стены музея. Ещё мы увидели там пару молитв, невероятно замысловатый календарь, по которому и сейчас живут приверженцы этой религии. Честно говоря, мне не удалось в нём разобраться. Зато описание некоторых ритуалов вполне доступны моему пониманию, и я их вам с удовольствием воспроизведу. Вот, например, что пишут по поводу инициации.
За обучение своих детей религии, культуре и древним молитвам несут ответственность родители. В возрасте 8-15 лет, когда подросток уже готов стать полноценным членом сообщества он проходит обряд Седрепуши – посвящения. Его одевают во всё белое – символ чистоты, скромности и аскетизма, и дают в руки нитяной пояс из овечьей шерсти. Пока священник-мобед читает молитвы, пояс трижды завязывают вокруг талии и снова развязывают. Это символизирует добрые мысли, слова и дела. На том же поясе завязываются четыре узла – как четыре элемента: вода, ветер, земля и огонь, на которых держится вся Вселенная.
Или вот о свадьбе. Ритуал считается святым и тайным. Кроме жениха, которым должен быть только мужчина, и невесты, которой может быть только женщина, присутствуют семь свидетелей из числа наиболее уважаемых зороастрийцев, скрепляющих и подтверждающих своими подписями вступление в брак. На невесте наряд непривычного нам зелёного цвета. Голову жениха покрывает зелёная шляпа, а правое плечо – зелёный платок. Во время церемонии они сидят рядом. Мобед читает писания из Авесты, спрашивает сочетающихся, хотят ли они вступить в брак и назвать друг друга мужем и женой. После утвердительного ответа, священник молится за молодых и даёт им советы совместной жизни, среди которых обязательное соблюдение обрядов очищения и забота о чистоте воды. Браки у зороастрийцев только моногамные и привод в дом второй женщины возможен лишь в исключительном, упомянутом Заратуштрой случае. Таковым является отсутствие детей в течение семи лет. Если от второй женщины ребёнок рождается, она тоже становится законной супругой, но старшей жене всё равно оказывается гораздо большее уважение. А вот безбрачие и абсолютное целомудрие осуждается, ибо зороастризм заточен на рождение детей и продолжение рода человеческого.
А теперь о ритуале, о котором мы узнали в другом месте.
Один мудрец заметил, что ещё никому не удалось выбраться из жизни живым. Не стоит и мне впадать в неоправданный оптимизм и представлять дело так, будто этого явления вовсе не существует. А коль скоро люди смертны, то покинутую душой оболочку нужно куда-то девать. Есть разные способы и обычаи захоронить тело. Очень северные народы после предусмотренных обрядов выносят труп на съедение диким животным. Христиане кладут тело в гроб, прах, соответственно, в урну и либо предают всё это земле, либо оставляют в семейной усыпальнице. Особо отличившимся при жизни – возводят мавзолеи. Мусульмане обходятся саваном. Индуисты устраивают погребальные костры на берегу реки и золу сметают в воду. Умершего на корабле хоронят в море. Папуасы оставляют мертвеца в хижине до полного разложения, а костьми потом «любуются» всю оставшуюся жизнь. Более гуманный для живых, но тоже весьма своеобразный метод «избавления» от трупа существовал ещё до недавних пор и у зороастрийцев.
Покидая Йезд, мы увидели на двух холмах интересные цилиндрические сооружения, выложенные из камней. Это Башни молчания. С одной из них мы познакомились поближе.
На табличке у входа на территорию прочли: «Зороастрийская дакхма». Гид рассказала нам, что раньше этим словом называлась любая могила, но с расцветом строительства погребальных башен стало применяться в основном к ним. А возводить их начали аж при Сасанидах (о них расскажу в следующей главе), то есть в III-VI веках. Трудно сказать, что подвигло зороастрийцев на это. С одной стороны по их верованиям «нечистое» мёртвое тело не должно своим прикосновением осквернять ни землю, ни огонь. А с другой, обходились же они до этого без башен, изолируя труп от земли при помощи промасленной или вощёной ткани. Да и сейчас, когда Башни уже не функционируют, хоронят своих единоверцев в цементированных могилах.
Башни молчания Йезда были закрыты одними из последних, только в середине 60-х годов, но для интересующихся традициями зороастризма всё поддерживается в презентабельном виде. Внизу расположен «посёлок», состоящий из зданий с множеством входов. Оказывается, по обычаю умершего человека нельзя было ни одного лишнего часа держать в доме, поэтому родственники относили его в находящееся недалеко от дакхмы и построенное специально для этого здание «похоронного сервиса», где тело обмывали, надевали на него нитяной пояс, заворачивали в саван и регистрировали в книге актов гражданского состояния. А поскольку нести из отдалённых мест приходилось порою очень долго, людям, совершившим этот нелёгкий путь, требовался отдых. Для этой цели каждое село строило дом, в котором были кухня, столовая и комнаты для сна. В этом же «посёлке» жили и те, которые были в прямом контакте с трупом – насассалары. Они никогда не покидали этого места, чтобы не распространять инфекционные болезни, от которых люди в основном и умирали.
В течение трёх суток служители культа и родственники читали над покойником молитвы, и только на четвёртый день, когда душа усопшего переселялась в загробный мир, с восходом солнца совершался обряд погребения в соответствии с правилами, изложенными в Авесте.
Насассалары клали тело на деревянные носилки и похоронная процессия двигалась к дакхме. Мобед воздавал хвалу богу, вместе с ним молились и остальные присутствующие. Процессия сопровождала носилки только до подножия холма. Здесь пути расходились: насассалары уносили усопшего на вершину, а родственники отправлялись домой. Им подниматься на Башню было запрещено. А мы поднимемся.
Её в народе почему-то называют «женской». На неё ведут ступеньки. Думаю, что раньше здесь, так же, как и на «мужской» башне, был серпантин. Это туристам с пустыми рюкзаками за спиной легко по ступенькам прыгать, а каково было подниматься в гору с гружёными мёртвым телом носилками.
Вверху мы увидели круглую огороженную кирпичной стеной каменную площадку с небольшим углублением посередине. Когда-то колодец уходил на несколько метров вниз, теперь в целях безопасности он засыпан. Принесённый труп носильщики освобождали от савана, размещали его в сидячем положении на краю погребальной площадки и закрепляли за ноги и волосы, чтобы звери и птицы, растерзав тело, не могли унести останки к воде или растениям. Всё, что не удавалось сделать животным и стервятникам, довершало нещадное солнце. Когда оставшиеся косточки становились белыми, произнеся «Мой Господь благослови умерших, а мы выражаем уважение ко всем, кто здесь упокоился», насассалары скидывали их в колодец, где те продолжали тлеть и разрушаться, пока окончательные продукты распада не будут смыты водой.
Зороастрийцы верили, что смерть это не конец жизни. Скорее, это начало счастья. А коль это так, мы тоже не станем предаваться грусти, а подойдём к стене, в том месте, где она пониже, и сфотографируем с высоты дакхмы лежащий в километре от Башен молчания Йезд – прекрасный древний город, в котором продолжается жизнь.
Свидетельство о публикации №220040802139