Житие схиархимандрита Ипполита Рыльского Халина
Я расскажу сегодня вам охотливо
о старце Ипполите из глубинки.
Он – сын крестьянский, из села Субботино,
что в Курской области, на берегу реки Лещинки.
В большой семье Ивана с Евдокией
Сергей был самым младшим из детей,
конечно, братика все Халины любили,
и он любил их просто, без затей.
Когда жестокая война пришла в страну,
отец и братья все ушли, как добровольцы,
а мать и сёстры с ним работали в тылу,
тяжёлым труд был их, без прочих опций.
Тринадцать лет всего Серёже было,
но труд мужской взвалил он на себя,
бывало, к ночи, ноги, руки ныли,
но после школы вновь он мчался на поля.
Коровушкой, кормилицей семьи,
с тех пор он дорожил, благоговея,
её молочные продукты помогли
им выжить, даже хлеба не имея.
И с детства мальчик верующим рос,
молился он, читал ночами книги,
в которых главным был всегда Христос,
на иллюстрациях святых лишь были лики.
В СССР с религией велась борьба,
твердили: «Это опиум народа!»
Была в стране идеология одна,
которая лилась из уст парторга.
Высмеивался верующий люд,
а о попах частушки сочиняли,
но знал Серёжа – то народу лгут,
лишь Бог утешить может всех в печали.
С войны родные братья не вернулись,
Сергей молился за их души без конца,
тайком молился за людей вокруг живущих,
и за свою страну молил Творца.
Когда закончена была десятилетка,
учиться на литейщика пошёл.
Три года армии промчались незаметно,
диплом учителя Сергей потом обрёл.
Но ни учителем не стал он, ни рабочим,
красив – лицом, а телом – богатырь,
умён и образован, между прочим,
да вот отправился вдруг в Глинский монастырь.
Там стал духовным чадом Лукаша,
старца Андро'ника, известного в народе,
была у них похожею душа,
слыхала – и характер схож был вроде.
( 14. 09. 2021 г.)
Часть 2. Начало подвижнической жизни в Глинской обители.
Смирен Сергей был и немногословен,
а как послушник был старателен во всём,
присматривался, очень был доволен,
что, наконец, молиться мог и днём.
До этого, чтоб избежать людских насмешек,
он тайно лишь молился по ночам.
Ему казалось: оттого-то он и грешен,
а жизнь мирская для него – это капкан.
У Халиных в роду монахи были,
священником был дядя – Михаил,
родители Сергея отпустили,
отец напутствовал: «Ступай, коли решил!»
А настоятель монастырский Серафим,
миролюбивый старец, прозорливый,
не только за порядком там следил,
своим примером прибавлял всем силы.
Ко всем послушникам он находил подход,
любил всех искренней любовью человечьей,
и даже среди будничных хлопот
он кланялся всем, каждый раз, при встрече.
На послушаниях, молебнах в эту пору
подвижник Сергий духом праведным крепчал,
а в вере старцев находил опору,
их наставления он слушал и молчал.
Запомнил он советы Андроника:
— Травы будь ниже, тише, чем вода!
Спасёт нас грешных только лишь молитва!
Любое горе, с верой – не беда!
Когда послушник Сергий заболел,
к нему отнёсся старец милосердно:
и сострадал, и плакал, и жалел,
молился пред иконами усердно.
Он от болезни вымолил, он спас,
пример – любви, и кротости, и веры.
Тот случай Сергий вспоминал не раз,
а после сам помощником стал первым.
Однокелейнику он Маслову Ивану
компрессы ставил часто как медбрат,
(Он позже стал архимандритом Иоанном,
великим пастырем – в миру заблудших чад).
Всего лишь год Сергей пробыл в Сосновке,
из Глинской пу'стыни направлен был в Печеры,
в мужской Свято-Успенский монастырь,
вокруг которого – кругом холмы и горы.
Настоятелем Глинского мужского монастыря в то время был Серафим (Амелин) (1874–1958). С верой в помощь Божию он приложил немало сил на восстановление этой обители.
( 17.09.2021 г.)
Часть 3. Свято-Пантелеимонов монастырь на Святой горе Афон.
В Печерах Сергей Ипполитом вскоре стал,
пострижен был в монахи в этом месте,
когда там при'нял иеромонаха сан,
поехал на Афон с другими вместе.
Россиюшка в те времена, чтобы сказать,
была страной советов много лет,
Хрущёв хоть и пытался запрещать
Союз монахам покидать, дал этим свет.
Афон слывёт для всех монахов высшей школой,
для женщин туда вход закрыт навеки,
живут подвижники там мира – стар и молод,
иль общежительною жизнью, иль отдельно.
Там всё цветёт, душе там – благодать,
там молятся мужчины, славят Бога,
и им, сакрально, помогает Божья Мать,
следит за ними непрестанно Божье око.
И вот туда-то с Ипполитом прибыли
ещё четыре инока из Глинского*,
чтоб на Святой горе Пантелеймонов*
помочь у греков отстоять и не покинуть.
Их с недоверием там приняли монахи,
даже агентами от КГБ их посчитали,
пришлось прибы'вшим пережить и встряску,
но на своих они совсем не обижались.
Ох, и нелёгким был период привыкания
к новым местам и к недоразумениям,
их души мучили подчас воспоминания,
они молились и трудились с упоением.
Неоднократно Ипполиту снился дом,
неповторимый колорит земли российской,
он часто видел и в видении ночном
субботинцев, родных своих и близких.
И лишь смиренье в послушаниях, молитвы
всем вновь прибывшим помогли снискать
и уважение, и благодарность местных жителей,
их вскоре стали за своих там принимать.
С жильём монаху Ипполиту повезло,
он поселился в келью старца Силуана,
то обстоятельство придало ему сил,
молиться вскоре научился беспрестанно.
Увы, хозяйство монастырское ветшало,
ремонт был нужен, часто не было еды,
средств государство на Афон не выделяло,
стране монахи тогда были не нужны.
Архимандрит монаха Халина заметил,
дал послушание особого порядка –
его назначил экономом, казначеем,
Как он решил проблемы все – загадка.
Он на Афоне восемнадцать лет подряд
в Киноте представлял свой монастырь,
об этом русском тогда все могли сказать,
что он – смиренный, честный брат их во Христе.
Промчались годы, пронеслись они как миг
в заботах об обители, в молитвах,
вернулся в Курск из-за болезни Ипполит,
по Божьей воле то, не просто так случилось.
Из Глинского* и Пантелеймонов* – это монастыри, первый – в Украине, второй – на Афоне.
(26.09.2021 г.)
Часть 4. Настоятель Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря.
Стал настоятелем монастыря он в Рыльске
отнюдь не сразу как вернулся к нам с Афона,
сначала старец жил в Печерах, потом – в Курске,
мечтал субботинцам построить храм у дома.
Помог подвижник несколько церквей
восстановить в Курской епархии родной,
потом дошёл черёд и до монастырей,
сильно разрушенных советскою страной.
Так он наместником был послан в Рыльск,
в ту пу'стынь Коренную Курскую,
она была одной из славнейших святынь,
что представляют нашу Церковь Русскую.
Монашескою кровью вся поли'та
была земля этой обители святой,
красноармейцы беспощадно и открыто
расстреливали братство под стеной.
Фашисты были здесь: взрывались храмы,
дома горели, кровь лилась рекой.
Война повсюду здесь оставила изъяны,
лишь стены пу'стыньки не тронула одной .
Не удалось фашистам монастырь
стереть с лица Земли, как не старались,
так земляки, не чтущие псалтирь,
уж поглумились тут, не побоялись.
Когда сюда приехал Ипполит,
ни стен, ни куполов – бурьян, да свалка,
Увидел это он и говорит:
— Здесь Лавре быть! … Эх, будет же здесь жарко!
Всё так и вышло. Стройка началась
с молитвы слёзной перед образами,
не помогла даже копейкой старцу власть,
так люди потянулись в пу'стынь сами.
Не назначают старцев на Руси,
они даны нам, людям, Богом – свыше,
чтоб успокоить душеньку внутри,
чтоб Божью волю донести как можно тише.
«Печальником душ человеческих» он стал,
был им уте'шителем и спасителем в их бедах,
не важно – кто был перед ним – зек, генерал,
он понимал всех одинаково в беседах.
Духовный подвиг Ипполит смиренно нёс,
с людьми был ласков, кроток, добр, улыбчив,
и простодушен был, по ангельски, до слёз,
и терпелив всегда, и скромен, и отзывчив.
Не укорял, а лишь молился, как умел,
ни на кого не наложил епитимью –
больную совесть наказать не смел,
и всех с любовью принимал в свою «семью».
Всех, кто за помощью к нему ни обращался,
радушно принимал в свой монастырь,
он с каждым лишь по-доброму общался,
молился в келье за народ без выходных.
Прознав о добром пастыре из Рыльска,
к нему съезжались люди со всех мест:
бок о бок здесь трудились бомж, артистка,
и наркоманы помогали строить здесь.
Наведывались в Рыльск интеллигенты,
воры и прочая заблудшая шпана,
и журналисты здесь селились, и поэты,
и те, у коих было горе от ума.
Всех старец Ипполит, приняв радушно,
выслушивал, пытаясь всем помочь,
уж точно не было ему там скучно,
о душах грешников молился день и ночь.
К нему везли со всей страны и бесноватых,
и эти души он вымаливал у Бога.
Здесь было много нищих и богатых,
здесь никого не гнали прочь с порога.
Всех старец Ипполит прощал, жалея,
всем отпускал грехи во время службы,
в заядлом вруше он усматривал халдея,
и наизнанку выворачивал все души.
Его молитвы помогали исправляться,
его любовь людей подталкивала к вере,
ни перед кем не смел он возвышаться,
он старцем был святым – на самом деле.
(29.09.2021 г.)
Часть 5. Основание двух монастырей в Северной Осетии по благословению старца.
Был прозорливым Ипполит, но скромен,
рассказы о себе он не любил,
я слышала, он весел был, доволен,
когда в монашество народ свой приводил.
Святого Духа благодать была в том старце,
он кроток был, смиренен, прост и добр,
немногословен, излагал все мысли вкратце,
с паломниками рядом – вечно бодр.
Великодушный, терпеливый, добрый батюшка
без лишних слов все наставления давал,
когда выслушивал народ, духовных чадушек,
всем лишь смирения, терпенья желал.
Гигант духовный в стареньком пальто
всегда традиции с горы Афон хранил,
через него творил Господь всё то,
о чём молился он о людях, что просил.
Насельникам монастыря он был примером:
на службе, в воздержании, в трудах.
Приезжих кушать отправлял он первым делом,
им отдохнуть потом давал и погулять.
А уж затем было не грех – и потрудиться,
и побеседовать, и помолиться вместе в храме,
в грехах покаяться и Богу поклониться.
Остаться ль там – решали люди сами.
Был Ипполитушка заботлив к осетинам,
их многолюдно побывало у него,
видать, особая на то была причина:
он видел – в будущем – что статься суждено.
С его благословения был построен
Аланский монастырь, мужской, в Беслане,
а вскоре, рядом, женский был основан,
находится он ныне на Транскаме.
Духовных чад своих поддерживал, как мог,
архимандрит из Рыльска – добрый старец,
о них молился, непрестанно, чтобы Бог
их не оставил в этом трудном начинании.
(30.09.2021 г.)
Часть 6. Послесловие.
Святых людей поносят лишь невежды,
они, увы, не понимают: их смирения,
простой, порой с заплатами, одежды,
витиеватые о Боге рассуждения.
Порой обидеть, обмануть их норовят,
ведь добрый нрав их, для невежд, чудаковатый,
и Сам Христос не понят был, распят,
хотя и не был перед кем-то виноватым.
Наш старец Ипполит был добр и прост,
молился, жил, ни от кого не отвернулся.
Он в день, когда снесён был на погост,
весёлой радугой с небес всем улыбнулся.
На солнце виден крест был неспроста –
душа молитвенника возносилась к Богу.
На месте погребения, с креста,
сочиться миро стало понемногу.
Тот Рыльский старец, Халин Ипполит,
уже не с нами, он в обители Небесной,
ещё не признан Церковью святым,
канонизирован ли будет – неизвестно.
Но все, кто знал добрейшего отца,
к его могилке приезжают, не забыли.
Немного Богом таких старцев нам дано,
совсем немного их живёт сейчас в России!
(13.10.2021 г.)
Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего схиархимандрита Ипполита, святыми молитвами его и нас помилуй!
Свидетельство о публикации №220040802318