Образование в Царской России. Вузы

     Высшая система образования к 1917 году состояла из 124 учебных заведения, куда входили 11 университетов, 40 школ университетского типа; 9 пединститутов и высших курсов; 9 учебных заведений сферы искусства; 7 духовных академий; 19 инженерных, 15 сельскохозяйственных, 6 коммерческих институтов; 8 военных и военно-морских академий и высших училищ. В них работали 5 тыс. профессоров и преподавателей и обучались около 120 тыс. студентов.
     В исследованиях, связанных с образованием в Царской России, есть много противоречивых заключений. Все исследования делятся на две конфликтующие группы: одни восхваляют сельскую школу, имея в виду в большей степени земскую, другие возвышают советскую, имея в виду государственную школу. Причём одни и те же исходники трактуют в противоположных смыслах
     Главное различие между образованием царским и советским заключается в том, что образовательная система, являясь последовательным историческим наследником всех следующих реформ в системе образования, была в большей степени просветительской, хотя уже в значительной степени приземлённой и встроенной в государственную экономическую программу, которая тогда только появлялась.
     Советская образовательная программа вселилась и фигурально, и фактически в царскую. Не менялись даже учебники. Однако к 1930 году советская школа стала обслуживать программу единого народнохозяйственного плана, в котором уже не нужны были многие программы, свойственные просветительству. В частности, латынь, древнегреческий, логика, танцы, сольфеджио и т.д.
     Считается, что система образования в царской России была одна из самых прогрессивных и доступных для представителей низших сословий.
     Начиная с середины 18-го века на первый план начинает выдвигаться идея образования, основанная на просвещении. Цифирная школа постепенно увядает. Место цифирной школы занимают школы с более широким спектром наук, такие, как гарнизонные школы, которые с 1732 г. начали устраиваться при полках. Соответственно уклон в них был в изучение военного дела. Вплоть до Екатерины Великой гарнизонные школы были основой народного просвещения, откуда выходила основная масса учителей математики.
     Впервые системно к вопросам образования Российская Империя обратилась при Екатерине Второй, которая исходила не столько из потребностей национальной промышленности и её проектов, сколько исходя из своих убеждений, что её народ должен быть обучен грамоте, а также исходя из витавших в то время повсюду в Европе идей Просвещения.
     Она полагала, что процветание империи невозможно не только без качественного образования, но и без количества образованных людей среди её подданных.
     Гигантские размеры страны её только вдохновляли. Она не остановилась перед предрассудками, неэффективным госаппаратом. Она вводила новые и необычные законы не спеша, но и неотвратимо.
     Наиболее способными к получению образования были дети дворянских семей и дети городского народа. Екатерина стала вводить в городские школы обязательные науки. То же самое она требовала и от дворян.
     Уже тогда появляется понятие профессиональной квалификации.
     Появляется ряд закрытых учебных заведений, разработку которых делала сама Екатерина в соавторстве с президентом Академии художеств и руководителем Сухопутного шляхетского корпуса И.И.Бецким.
     Основой образовательного процесса во времена правления Екатерины было воспитание добросовестности, трудолюбия и прилежания. Постановка на колени была запрещена. В качестве наказаний использовались лишение приятных вещей.
     Екатерина не создала цельной системы государственного образования, но ей устремлённость к поддержке культуры и знаний позволили начать в принципе государственную образовательную политику. Начав своё царствование, она имела 99% необразованных в деревне. В конце её царствование в деревне было 90% неграмотных.
     По-прежнему подавляющее число дворян пользовались услугами домашних учителей. Многие уезжали на учёбу за границу.
     Александр Первый продолжает активно заниматься развитием системы образования в России, особенно начального. Он учреждает Министерство народного просвещения.
     Основными принципами в системе образования того времени становятся:
1. Отсутствие сословий в учебных заведений.
2. Обучение на низших ступенях устанавливается бесплатным.
3. Учебные программы должны быть преемственны.
     По разряду 1783 года учебные заведения разделяются на 4 разряда:
1) Одно-классные приходские училища вместо малых народных училищ с одним классом.
2) Трёх-классные уездные училища в каждом уездном городе.
3) Четырёх-летние губернские училища (гимназии) вместо главных народных училищ в губернских городах.
4) Университеты.
     Вся территория Российской Империи была поделена на 6 учебных округов, каждый со своим Попечительским советом, которые подчинялись учёным советам при Университетах.
     В 1802 году в России было 6 Университетов: Дерптский, Виленский, Харьковский, Казанский, Петербургский, Московский.
     Университеты были достаточно свободны и автономны в своей деятельности. Ректора и профессора не назначались Министерствам, а были выборными, у них был собственный суд, они сами назначали учителей в гимназии и училища своего округа. Университеты имели цензурные комитеты, которые подчинялись Министерству народного просвещения.
     К 1827 году, уже при Николае I, образование приняло замкнутый сословный характер: приходские школы для крестьян; уездные училища для детей купцов, ремесленников и других городских обывателей; гимназии и университеты для детей дворян и чиновников.
     Крепостных в гимназии и университеты не принимали. Основу народного просвещения составлял принцип сословности и бюрократической централизации.
     ++++++++++++++++++++++++
     Высшее образование развивалось в Российской Империи синхронно с Гимназиями.
     В начале 20-го века в Российских высших образовательных заведениях было 40 тыс. студентов. На всех высших факультетах Германии в это время учились 57 тыс. студентов, во Франции было 42 тыс. студентов. В Великобритании числилось 25 тыс. студентов. Цифры в общем сопоставимые, хотя сама образовательная система методики, качество учебников, квалификация преподавательского состава оставляли желать лучшего.
     Революционный подъём системы высшего образования происходит в течение десяти лет перед войной. В результате к 1914 году Высшее образование в России уже не уступало Европейскому. Причём, Россия получила свои собственные профессорские кадры.
     На 10 тыс. населения Россия имела 8 Высших учебных заведений, столько же, сколько в это время было у передовых стран Европы.
     Уровень инженеров и специалистов, закончивших высшие учебные заведения в России были очень высокие. Эти специалисты делали успешную карьеру во всех ведущих в техническом отношении странах мира.
     К началу Первой Мировой войны консолидированные расходы на образование в Российской Империи составляли около 700 млн. руб. Это составляло 15% от всего имперского бюджета. По курсу 2020 г. это будет около триллиона рублей.
     Для сравнения в бюджете СССР в самое успешное для финансирования образования время, доля средств на образование составляла 10%.
     В 1835 г. издаётся новый Университетский устав. Он ограничивал автономию университетов, запрещал университетский суд, вводится полицейский надзор за студентами.
     В нач. XIX в. В российской Империи существовало 5 кадетских корпусов. К сер. XIX в. их насчитывалось уже 20.
     В начале XIX в. было 35 православных семинарий, а также 76 архиерейских школ (низших духовных школ), в 1854 г. православных семинарий было уже 48, а архиерейских школ числилось 223.
     В 1810 г. начался переход к системе высшего инженерного образования в России, который сопровождался углублением качества научной и технологической подготовки инженеров.
     Николай Первый уделяет много внимания реформе государственной системы образования, особенно высшего и военного. В 1832 г. своим указом Император учреждает Императорскую военную академию Генштаба, из которой позже были выделены Артиллерийская и Инженерная академии.
     Расширение территорий, рост амбиций государственной власти на международной арене, подхлёстывало развитие промышленности, в том числе военной, что в свою очередь требовало создавать территориально развитую сеть учебных заведений разного направления.
     Начиная с 1828 года по 1848 год учреждаются Технологический институт, Архитектурное училище, Училище гражданских инженеров, Строительное училище, Горыгорецкое земледельческое училище, Земледельческий институт, Межевой институт, Институт инженеров путей сообщения, Лесной институт, Практический политехнический институт, Горный институт, Практическая коммерческая академия, Земледельческая школа, частная Горнозаводская школа, Техническое училище. В провинциях создаются сельскохозяйственные, ремесленнические и ветеринарные училища.
     ++++++++++++++++++++
     Начальное образование в России было обязанностью государства, также этим занималась церковь. С со стороны Государства создавались университеты, гимназии, начальные училища. Со стороны церкви это были семинарии, церковно-приходские школы.
     Отмена крепостного права в 1861 году высвободила огромное количество людей, дав им возможность самим определять свою судьбу. Начинает развиваться капитализм, промышленное производство, что повлекло за собой изменение во всех областях культуры, в том числе в образовании. Бурными темпами увеличивается грамотность населения, развиваются методики и формы обучения.
     Вопросами всеобщего образования в Российской Империи целенаправленно стали заниматься только при царствовании Александра Второго. С самого начала своего императорства в 1855 году Александр Второй начал невиданные преобразования в России, которые повлекли за собой и расширение смыслов государственного школьного и высшего образования.
     Но только в 1908 г. в достаточно большой степени положения этого проекта были узаконены Думой и стали программой. Хотя и ранее этот проект находился в разной степени реализации. Всё зависело от наличия в казне средств на решение такой грандиозной задачи.
     Система образования в России подверглась очередной реформе. Она стала более доступной для представителей низших сословий. В это же время аналогичные малым и главным Училищам в России школы Германии и Франции были доступны только высшим слоям.
     В 1863 г. издаётся новый Университетский устав. Он вернул прежнюю автономию университетам, в соответствии с Уставом от 1803 г., ликвидированную Николаем I в 1835 г. Восстанавливалась самостоятельность университетов при решении административно-финансовых и научно-педагогических вопросов.
     В 1864 г. издан «Устав гимназий» и «Положение о народных училищах», регламентировавшие начальное и среднее образование. Вводилось доступное всесословное образование. Возникали наряду с государственными земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии разделились на классические и реальные. В них принимали детей из всех сословий, способных оплатить обучение.
     В 1869 г. созданы первые женские учебные заведения — «Высшие женские курсы» с университетскими программами.
     Единая средняя школа не сложилась в ведущих странах Европы ни конце 19 века, ни к середине 20 века. Там сохранялось разделение гимназического и профессионального образования. Качественное образования было доступно только элите и банкирам.
     +++++++++++++++++++++
     Основные принципы реформы образования, заложенные в рескриптах Николая Второго в начале 20-го века, заключались в следующем:
1. Пересмотр учебного строя всей системы образования, особенно начального и среднего, с целью расширения базы социальной доступности.
2. Начальная школа должна учитывать интересы семьи, ученика, а не только бюрократии.
3. Образование должно соединять в себе как нравственное, так и умственное развитие.
4. Физическое воспитание должно быть гармонично встроено в систему образования и помогать ученикам добивать хороших учебных результатов.
5. Создавать и умножать новых видов школ среднего образования, с тем, чтобы гармонизировать классический набор предметов с реальным.
6. Образование в России должно иметь многонациональную расцветку. Нужно создавать программы образования на языках народов России.
7. Нужно искать всякую возможность соединить в учебном процессе учителя с учеником. Следует учитывать особенности студентов.
8. Всякое учебное заведение, всякая ступень образования, должны иметь законченный цикл предметов, поэтому, окончивший школу ученик, мог немедленно приступить к использованию в жизни своих знаний и навыков.
     Между училищами и высшими школами стал возникать зазор, заключавшийся в том, что училища выпускали плохо подготовленных учеников по точным предметам. Молодые учёные плавали в общих вопросах, плохо знали языки. Всё это они должны были усваивать в училищах. Старое поколение учёных были более широко подготовлены, оттого они шире мыслили, достигали лучших результатов в стратегических разработках.
     Споры между просвещенческим направлением в образовании и специализированным не утихали ни на одно мгновение. Специализация всё-таки брала верх, но принимались меры по введению большего количества часов на общие науки.
     Русских, советских и российских учёных объединяют многие черты, хотя у них есть и не одинаковые характеристики.
     Если говорить об общих чертах, то это широта научных воззрений, порождающая универсализм их знаний и исследовательского инструментария, восприятие окружающего их мира как общечеловеческое достояние, целостный охват исследуемой проблемы, и глубинность проникновения в неё, что влечёт за собой высокое качество результатов исследования.
     Что касается различий, то главным из них следует признать то, что советская научная школа была тесно связана с государством, увеличивая его способностью к выживанию в жесточайших условиях 20-го века. Эта необходимость обеспечивать интересы государства шла вразрез с основной задачей науки, как её понимали русские учёные, а именно, стремиться к Просвещению Человечества, исходящего из посыла ещё древних волхвов, что знания и результаты исследований принадлежат Человеко-человечеству.
     Началом, сутью и основой достижений русской высшей школы, науки, во все времена изломов истории Руси-России, всегда было начальное образование, которое в сущности своей было космического типа, универсального, несмотря на постепенное внедрение в его систему практического начала, диктуемого основным его заказчиком, Государством Российским или Советским.
     Рядовой профессор Университета в Царской России имел чин Генерала-майора. Он был госслужащим, даже если это был частный институт. Его зарплата составляла 6 тыс. руб., что сейчас составило бы 7 млн. руб. в год. Стоимость кирпичного дома в начале 20-го года была равна 800 руб.
     Преподаватель Гимназии классического типа владел тремя европейскими языками, латынью и греческим. Преподавателей приветствовали на улице барином, студенты же звались господами.
     Вся система образования Российской Империи была пропитана Духом Православия, хотя иноконфессии тоже почитались, но все лавры отдавались Православию.
     В 1914 г. в России было около 100 институтов, в которых учились 150 тыс. студентов, что было в несколько раз больше, чем во Франции и Германии. В государственных высших учебных заведениях учились 72 тыс. студентов. Подчинялись институты как Министерству Просвещения и другим министерствам. Платное обучение было на порядок дешевле, чем в Европе.
     К 1916 г. в России при поддержке Николая Второго была создана единая координированная система в сфере профобразования, объединяющая циклы начального образования для детей и взрослых, профессиональные училища, средние и высшие гимназии, институты и университеты.
     Кроме системы образования школа, училище, институт, в России существовала научная система аттестаций до степени Академиков, которая базировалась на европейской научной регламентации.
++++++++++++++++++++++++++
     К 1914 году образование финансировалось лучше, чем армия. В некоторых областях было введено обязательное и бесплатное образование. Была поставлена задача достичь этой цели во всей Российской империи к 1921 году.
     К 1914 году в элите Российской империи стало формироваться понимание того, что вся система образования, все его четыре ветви: начальное образование, училища, университеты и наука, не мог существовать вне интересов Государства. Эта новая идеология не сразу нашла своих выразителей, идеологов, поскольку это был новый вызов стране, народам России и его Просветителям в лице учёных, писателей, воспитанных на идеях просвещения со времён Екатерины Второй.
     Первым выразителем этой новой концепции системы образования и науки стал Столыпин, полагавший, что уровень образованности и государственности руководителей имперской бюрократии уже не соответствует нуждам времени, задачам государства, требующего не только специалистов Просветителей, но и специалистов инженеров, способных строить железные дороги, мосты, самолёты, создавать новую армию.
     Существовал Столыпинский план развития России до 1935 года, который должен был вывести Россию в лидеры мировые по всем направлениям экономической жизни, причём опираясь исключительно на передовые достижения отечественной науки и техники. Жизнь показала, что это был правильный исторический выбор.
     Тогда ещё Император предполагал создать Академию Госслужбы по отраслям, для подготовки специалистов для работы в Министерствах.
     Столыпин рассчитывал довести количество вузов к концу 30-х годов до 1500, для чего нужно было совершить реализацию идеи всеобщего обязательного начального образования, а затем перейти и к бесплатному высшему образованию.
     Советская школа стала программным наследником идей Столыпина в вопросах образования. Все методики были сохранены, также, как и учебники.
     Надо сказать, что отношение к учителям в народе сохранилось и во времена Советского Союза. Престиж профессии был сохранён, хотя претерпел очередные изменения в сторону огосударствления этой профессии.
     Сталин и Столыпин были стратегами, они мыслили на поколения вперёд. Несмотря на различные подходы к тому, как строить систему образования, они понимали, что без грамотной человеческой массы ни у Царской России, ни у Советской России нет перспектив в развитии.
     Заложенный в начале 20-го века и затем, после бурных событий в стране и мире в конце 30-х годов, приоритетный, уважительный подход к образованию сказался через поколение.
     Ни во время Первой мировой войны, ни во время Великой Отечественной Войны ни на один день не прекращались занятия в школах и институтах.
     Внимание к системе образования всегда было первоочередным как в Царской России ещё со времён Екатерины Великой, так и в Советском Союзе. По тому, как финансировалась школа можно было судить о состоянии экономики в тот или иной период.
     Основным критерием для оценки качества образования в Царской России являлось его соответствие тем задачам, которое государство ставило перед учебным заведением. Причём это касалось также и образования, которое получали в Дворянских домах. Выпускник должен был приступить к службе без дополнительной подготовки.
     В Советское время этот принцип получил ещё большее развитие, поскольку исчезло понятие безработица. Работа в выбранной профессии была обеспечена.
     К 1913 году Бюджет народного просвещения составлял 500 млн. руб. при общем бюджете около 3,5 млрд. руб., то есть 14,5%. В нынешних деньгах по курсу 2008 года, это составит 500 млрд. руб. при общем бюджете 8 трл. руб., что составляет 6,5%.
     В 1914 г. в России учились 60 чел. из 1 тыс.; в США учились 210 чел.; в Европе в среднем 150 чел.
     Расходы на образование на душу населения в России составляли в 3-4 раза меньше, чем в Европе.
     Кроме чистого бюджета земства получали кредиты на создание сети начальных образовательных школ в размере 2,5 млрд. руб., который выдавался даже во время войны.
     В СССР в лучшие годы на образование тратилось до 13%, что меньше, чем в Царской России намного, потому что помимо бюджета там было ещё и коммерческое образование.


Рецензии