Образование в Царской России. Классификация

Приблизительная Классификация учебных заведений в Царской Российской.
     ==============================.
++++++++++++++++++++++++++

Академия госслужбы!!
     Существовал Столыпинский план развития России до 1935 года, который должен был вывести Россию в лидеры мировые по всем направлениям экономической жизни, причём опираясь исключительно на передовые достижения отечественной науки и техники. Жизнь показала, что это был правильный исторический выбор.
     Тогда ещё Император предполагал создать Академию Госслужбы по отраслям, для подготовки специалистов для работы в Министерствах.
     Архиерейская школа.
     Это были училища при епархиальном Архиерее, финансировавшиеся с доходов епархий и с обязательным обучением там всех детей священства. Основаны были они Петром Великим. Программа обучения включала грамматику, латынь, арифметику, логику, красноречие, физику, даже политику и, конечно, богословие. Постепенно, к середине 18-го века Архиерейская школа стала расширять курс обучения за счёт математических наук в сторону духовных. Многие из них перешли в разряд семинарий, другие стали называться Низшими школами.
++++++++++++++++++++++++++

Ведомственная школа!!
     Это школы различных ведомств, учреждений были в небольшом числе. Наиболее распространённые были школы Министерства просвещения. Среди них можно отметить образцовые, это школы начальной образовательной ступени, которые давали законченное образование начального уровня.
     К министерским образцовым школам относились уездные и приходские училища.
++++++++++++++++++++++++++

Военно-учебные заведения!!
     Это военные академии, военные училища, юнкерские училища, кадетские корпуса, военные прогимназии, военные школы, которые готовили офицеров.
     Первое учебное заведение подобного рода появилось во время царствования Петра Первого, в России стала складываться регулярная армия. В 18 веке возникали лишь разрозненные школы по отдельным видам войск. Окончательно система образования для армии сложилась в начале 19-го века.
++++++++++++++++++++++++++

Волостные училища!!
     Это начальные учебные заведения, задачей которых было готовить писарей для государственных имущественных организаций и для сельских управлений. Появляются они с начала 19-го века и окончательно были учреждены в 1830 г.
     Волостные училища финансировались из налогов государственных и удельных крестьян.
     Относились эти училища к ведомству приказов общественного призрения. Обучали в них чтению, письму, канцелярскому делу. В 1860-е годы, с появлением земств и отмене крепостного права волостные училища прекратили своё существование.
++++++++++++++++++++++++++

Воскресные школы!!
     Впервые такие школы стали появляться в середине 18 века в Англии. В России он появились в середине 19 века.
     Это учебные заведения уровня начального училища, которые работали по воскресениям, поскольку это был единственный свободный день, когда ученики и преподаватели могли посещать их. К ним можно отнести частные, общественные, профессиональные, религиозные учебные заведения. Инициаторами создания таких школ в России была российская интеллигенция, которая их создавала для неграмотных и малограмотных, как взрослых, так и детей. Такие школы причислялись к разновидности начального училища. Присматривало за ними Министерство просвещения.
     Занятия чаще всего проводились при храме, при участии притча на основе библейской литературы и сюжетов.
++++++++++++++++++++++++++

Воспитательные дома!!
     Екатерина Вторая основала первые такие дома во второй половине 18 века. В них обучались дети сироты, подкидыши, коих в те времена было очень много по причине моров, пожаров. Их воспитанники были прекрасным материалом для обучения их ремёслам, необходимым государству. По выходу из такого дома дети становились вольными людьми.
++++++++++++++++++++++++++

Высшие женские курсы!!
     В 1869 г. созданы первые Высшие женские учебные заведения — «Высшие женские курсы» с университетскими программами.
     Исторически такого рода школы идут со времён указа Петра Первого 1724 года для монастырей, в котором было указано воспитывать также и девочек с обучением грамоте.
     Потом появились акушерские школы при Елизавете. При Екатерине был основан Смольный институт. Александр Второй повелел основать в губерниях женские школы уровня гимназий.
     1863 год можно считать годом начала допуска женщин к высшему образованию. В 1869 году были открыты первые высшие Аларчинские курсы для женщин.
++++++++++++++++++++++++++

Гарнизонная школа!!
     Начиная с середины 18-го века на первый план начинает выдвигаться идея образования, основанная на просвещении. Цифирная школа постепенно увядает. Место цифирной школы занимают школы с более широким спектром наук, такие, как гарнизонные школы, которые с 1732 г. начали устраиваться при полках. Соответственно уклон в них был в изучение военного дела. Вплоть до Екатерины Великой гарнизонные школы были основой народного просвещения, откуда выходила основная масса учителей математики.
++++++++++++++++++++++++++

Гимназии!!
     В России первые гимназии появились в начале 18-го века, на 2 века позже, чем в Европе. Это были учебные заведения среднего образования. Пётр Первый уделял значительное внимание учреждению гимназий, сам посещал их, вводил новые предметы для изучения в гимназиях. При нём в учебный курс гимназий были введены предметы военного дела.
     Первые гимназии, не как заведения для гимнастических упражнений, а как образовательные учреждения, появляются в центре Европы, в основном в Германии, в 16 веке. Гимназии в Европе вышли из средних образовательных учреждений церковных, дворянских семейных, а также городских. Это были средние школы для мальчиков. Помимо предметов, развивавших умственные способности детей, здесь преподавали также физическую культуру, как это было в Греции и Риме, откуда пришёл этот термин, и откуда такая форма образования пришла в Европу, отдававшая дань уважения романской культуре.
     В России поначалу в гимназии принимали детей только высшего сословия. Руководили гимназиями в первой трети 18 века были иностранцы, которые соответственно вводили предметы, малоинтересные для русской дворянской знати. Латинский, греческий языки, ораторство и логика на основе римских, греческих и европейских писателей. Естественно, что желающих поступать в такие частные гимназии было немного.
     Это были среднего уровня учебные заведения государственные и частные на платной основе. была доступной не всем слоям населения. Существовали женские и мужские гимназии. Первая гимназия была основана в Петербурге в 1726 году при Академии наук под названием Академическая гимназия. Для поступления в гимназии необходимо было состоять в податном сословии.
     К 1827 году, уже при Николае I, образование приняло замкнутый сословный характер: приходские школы для крестьян; уездные училища для детей купцов, ремесленников и других городских обывателей; гимназии для детей дворян и чиновников.
     Начиная с начала века все школы обязали переходить с 2-х и 3-х летнего на 4-х летнее образование. В том числе и церковно-приходские, доля которых постепенно уменьшалось, они переходили в ведение земских школ или министерских.
     Стало изменяться представление о гимназии, как кузнице чиновной страты общества, в сторону концепции средней школы, формирующей культурный облик нации, отвечающего потребностям страны, экономики. Соответственно стал меняться и заказ на качество образования в начальной школе, которая должна была готовить учащихся, способных двигаться в учебном процессе дальше. К 1913 году наблюдается значительное увеличение до 50% доли студентов из начальных школ.
     Виды и типы гимназий:.
     1. Прогимназии.
     2. Правительственные гимназии.
     3. Параллельные гимназии.
     4. Приготовительные гимназии.
     5. Гимназии с пансионатами.
     6. Частные гимназии.
     7. Церковные гимназии.
     8. Классический тип гимназий.
     9. Женские гимназии императорские и министерские.
     10. Коммерческий гимназии.
     11. Военные гимназии.
     12. Реальные гимназии.
++++++++++++++++++++++++++

Главные народные училища!!
     Устав Народного училища вводил трёхзвенную структуру образования; два типа училищ: малые народные училища и главные училища, а также приходские училища, классно-урочную систему обучения. Вся система образования была ориентирована на город.
     Главные училища имели пятигодичный цикл образования. Преподавались естественно-научные дисциплины, языки, искусства.
     Вначале своего существования Малые и Главные училища не имели инициативы, потому что находились под полным контролем Приказов общественного призрения.
++++++++++++++++++++++++++

Городские училища!!
     Уездные городские училища между начальным и средним образованием. Они давали горожанам законченное общее элементарное образование, которое могло быть полезным в практической жизни. Сначала назывались уездными училищами для малоимущих на платной основе.
     Первые городские училища появляются в 1872 г. Они делились на одно-, двух-, трёх-, четырёх-, пяти- и шестиклассные.
     С 1912 г. функционировали как высшие начальные училища.
++++++++++++++++++++++++++

Губернские училища!!
     По 4-х звенному разряду 1783 года четырёхлетние губернские училища относились к третьему разряду и вводились в каждом губернском городе. Это были главные народные училища с пяти-, шести-, и семилетним курсом. Системой образования ведало Главное управление училищ.
     Начальное и среднее образование губернских училищ делилось на три категории:.
     — для детей низших сословий — одноклассные приходские училища, в которых изучались  4 правила арифметики, чтение, письмо и Закон Божий;.
     — для средних сословий, мещан и купцов, — трёхклассные училища, в которых изучались геометрия, география, история;.
     — для детей дворян и чиновников были устроены семиклассные гимназии, где готовили к поступлению в университет.
++++++++++++++++++++++++++

Духовные православные академии !!
     Это были высшие учебные заведения, в которых готовились священнослужители. Такие образовательные учреждения охватывали только каноническую территорию Русской православной церкви.
Они давали высшее духовное образование. Выпускники могли служить Церкви в пастырской, преподавательской и богословской деятельности.
Первой такой духовной Академией считается Киевская, основанная в 1687 г.
++++++++++++++++++++++++++

Духовные семинарии!!
     Это были учебные заведения среднего уровня, где готовились священнослужители Православной церкви. Управлялись они Синодом под присмотром архиереев.
     Первые семинарии стали появляться после Тридентского Собора 1545 г. В России они появляются в 17 веке и пришли на смену монастырскому духовному образованию.
     В начале 19 века, духовные семинарии заняли среднюю образовательную нишу Равную светским гимназиям.
     Обучение было бесплатным. В начале 20-го в. существовало 55 духовных семинарий, в которых учились около 18 тысяч человек.
++++++++++++++++++++++++++

Духовные училища!!
     Это были начального уровня учебные заведения, где готовили священнослужителей Православной церкви.
     Духовные школы открывались во всех епархиях. В них должны были обучаться все дети духовенства без исключения. Уклоняющиеся исключались из духовного сословия. Они состояли в гармоничной связи с семинариями.
     Финансировались Духовные училища за счёт средств епархии. Управлялись архиереем и состояли в ведении Синода.
     Постепенно, к середине 18-го века Архиерейская школа стала расширять курс обучения за счёт математических наук в сторону духовных. Многие из них перешли в разряд семинарий, другие стали называться Низшими школами, которые с начала 19-го века стали называть Духовными училищами.
     В начале 20 в. работали 185 духовных училищ; а учащихся в них было 30 тысяч.
++++++++++++++++++++++++++

Епархиальная школа!!
     Это были духовные учебные заведения при архиерейских домах и церковно-административных учреждениях.
     В такой школе преподавалась арифметика, геометрия, письмо, закон божий. В своей основе это была духовная цифирная школа. Она появляется с волеизъявления Петра Великого, начиная с 1721 г.
     В 1726 г. каждый губернский город имел по одной школе цифирного типа: духовную и светскую.
     На первых порах своей образовательной деятельности в таких школах обучались дети из разных сословий. Затем, с появлением светских школ в Епархальные школы стали приниматься только мальчики из духовного сословия.
++++++++++++++++++++++++++

Земская школа!!
     Появление земской школы, которая должна была взять под свою опеку начальное образование стало эволюционным шагом в системе образования в России.
     Начало устрояния земской школы начинается с Положения о начальных народных училищах от 1864 года, согласно которому работе этих училищ привлекаются земства, что со временем становится основным видом деятельности органов общественного самоуправления.
     Земское школьное движение можно разделить на два направления: просветительское, основным идеологом которого был Лев Толстой, и ремесленническое, ориентированное на местные традиции.
     Просветительская линия предполагала широкий круг предметов, в том числе пение с сольфеджио, рисование, нравственность, сольфеджио. В этой сюжетной линии развития земской школа стали появляться земские учителя просветители.
     Другая линия предполагала развитие способности детей к трудовой деятельности, к получению профессии, чаще всего к тем профессиям, которые были традиционны в земстве. Будучи удалёнными от центра, земства стремились уменьшить часы на изучение Закона Божьего, заменяя их часами преподаванием реальных знаний.
     В общем и целом, земским школам полагалось учить детей необходимому минимуму навыков, чтобы они могли трудиться, уважать старших, царя, Отечество и Бога.
     В земские школы ехали в основном энтузиасты, которые своей работе видели прежде всего долг перед народом. Именно в среде земских школ стали появляться передовые метода обучения, новые подходы, позволявшие соединить обе линии, сохраняя широкий кругозор учеников, при этом не удаляясь от реальной жизни.
++++++++++++++++++++++++++

Институты благородных девиц!!
     Это были средние учебные заведения закрытого типа с полным пансионом для дочерей из дворянских семей. Создание первого такого образовательно-воспитательного учреждения для девиц относят ко времени царствования Екатерины Второй. Называлось оно «Воспитательное общество благородных девиц». Позже оно было переименовано в «Смольный институт благородных девиц».
Целями создания таких образовательных учреждений были подготовка образованных женщин, достойных матерей, нужных для общества членов семьи.
Это были учреждения закрытого типа, в которых дочери благородных семейств принимались бесплатно. Дочери иных сословий учились за счёт семьи.
Это были образовательные учреждения Первого разряда. Брали туда не всех девиц.
++++++++++++++++++++++++++

Институты!!
     Это были светские учебные заведения высшего уровня, готовившие специалистов технических отраслей. Несмотря на узкую направленность такого учебного заведения, российские институты давали значительно более широкое образование своим студентам, чем это было заведено на Западе.
     Это была традиция, ставшая чуть ли не правилом во времена реформ Екатерины Второй, которая всячески поддерживала просветительскую функцию образования любого уровня и в любой области.
     К первым техническим вузам в России можно было бы отнести горное училище, основанное в 1773 году при Екатерине Второй, позднее ставшее полноценным техническим институтом.
++++++++++++++++++++++++++

Кадетские корпуса!!
     Это были средние военно-учебные заведения с полным пансионом, которые готовили юношей к совершению ими в дальнейшем военной карьеры. Выпускники корпусов получали офицерское звание и могли поступать в военные училища и высшие школы без экзаменов.
     В Европе подобные заведения появляются во второй половине 17-го века. В России Кадетские корпуса начал устраивать Пётр Первый. Однако первый полноценный Кадетский корпус был создан в 1732 году. Как правило, все они были созданы на основе уже существовавших ранее военных учреждений образовательного типа.
     Кадетские корпуса сохраняли общую традицию русского типа образования давать широкий спектр знаний, совмещая в своей программе обучения военные курсы, с техническими и просветительскими, чем отличались от аналогичных учебно-военных заведений на Западе.
++++++++++++++++++++++++++

Казённая школа начального образования!!
     Она не относились к земским и создавалась там, где земских общин не было. Но суть работы казённой школы была схожа с земской.
     Единая программа развития земских и казённых школ появилась только в 1907 году, инициатором которой выступила 3-я Госдума, когда государство стало выделять средства для земств, при условии, что они создают сеть земских школ.
     Окончательная система финансирования выглядела так: Казна брала на себя зарплату, а земства строило школы на кредиты государства, эксплуатировало школы, подбор и подготовка учителей, учебники. Казённые школы передавались земствам, финансирование приходских школ было остановлено.
++++++++++++++++++++++++++

Коммерческие училища!!
     При Екатерине стали появляться коммерческие училища начального образования, куда брали детей купцов и разночинцев. В конце 19 века они получили статус средних специальных учебных заведений, коммерческого образования, куда брали из реальных училищ.
++++++++++++++++++++++++++

Крестьянская школа.
     Крестьянские школы по большей своей части устраивались на дому, а не в специальных школьных зданиях. Учителями сами же крестьяне, отставные солдаты, писари. Учебный год прерывался по разным причинам. Максимум, что давала такая начальная школа, так это умение читать и писать. Низкий уровень начального образования в крестьянстве объясняется также тем, что не было особой потребности в просвещённости. Не было библиотек, промышленности, в основном развивалось ручное ремесленничество, основанное на передаче навыков по наследству.
     Начальная земская, крестьянская или приходская школы давали только грамотность, да от них ничего и не требовалось другого. Это была по сути школа грамотности, для чего совсем не надобно было обучаться все три года. Такие школы не давали образования детям, но открывали возможность получить её.
     Однако со временем дискуссия на тему о том, должна ли земская школа быть школой грамотности или давать образования привела к компромиссу: с начала 20-го века во втором и третьем классах стали вводиться уроки истории, географии, обществознание, религиозное и нравственное воспитание.
++++++++++++++++++++++++++

Курсы!!
В основном это были образовательные учреждения для женщин. Их создание в России относят к 1721 году, когда Император Пётр Первый повелел и девиц принимать к образованию в монастырях.
Первые женские курсы создавались для акушерской профессии. Но по настоящему женские курсы стали появляться во время царствования Екатерины Второй.
     Это были учебные заведения дающие специальное образование, и были они коммерческими.
++++++++++++++++++++++++++

Малые народные училища.
     Устав Народного училища вводил трёхзвенную структуру образования; два типа училищ: малые народные училища и главные училища, а также приходские училища, классно-урочная система обучения. Вся система образования была ориентирована на город. Обучение было бесплатным. Свидетельство об окончании учёбы не выдавалось, ограничивались рекомендательным письмом.
     Малые училища имели двухгодичное образование. Программа их мало чем отличалась первых двух классов главных народных училищ. Преподавалось письмо, нумерация, рисование, чистописание. Считалось, что этого было достаточно для грамоты.
     Вначале своего существования Малые и Главные училища не имели инициативы, потому что находились под полным контролем Приказов общественного призрения.
++++++++++++++++++++++++++

Медресе!!
     Помимо одноклассных были также школы с курсом ниже. Преимущественно это были школы типа медресе для мусульман, в основном для татар и башкир и школы хедер для евреев. Этими школами Министерство не занималось, они были полностью на попечении местных общин.
     По сути это были частные конфессионального типа школы. Учебная программа привязана была к Корану и полностью зависел от имама. Они не регистрировались и не контролировались членами земского собрания.
++++++++++++++++++++++++++

Министерская школа!!
     Министерские школы были разноведомственного подчинения. К 1914 году в Российской империи было под протекторатом Министерства просвещения -- 81 тыс. школ; на содержании ведомства православного исповедания 41 тыс. школ; в ведении Министерства государственных имуществ и других ведомств – 3 тыс. школ.
Школы Министерства Просвещения считали за образцовые, поскольку они давали полное начальное образование.
++++++++++++++++++++++++++

Народные училища!!
     Это были средние учебные заведения, которые готовили учителей для начальных учебных заведений. Народные училища возникли в конце 18-го века, и в последствии были преобразованы в гимназии.
++++++++++++++++++++++++++

Начальная школа!!
     Эта школа стоит в самом низу иерархии учебных заведений. К ней относятся все типы начальных образовательных учреждений.
     Начальная школа на первом своём этапе исторического развития учреждалась и финансировалась по инициативе сельских обществ.
     Затем, после создания земств забота и попечительство над местными школами взяло земское собрание.
     С начала 20-го века земская начальная школа получает гарантированное субсидирование из казны. При этом на всех этапах развития начального образования государство осуществляло инспектирование деятельности школ на местах.
++++++++++++++++++++++++++

Начальные народные училища!!
     Это были учебные заведения в сельской местности начального уровня в один или два класса, где бесплатно обучались люди из сословий с низкими доходами.
     Начальные народные училища появились в конце 19-го века. Они давали только начальное образование.
     Это были земские, Министерства просвещения приходские училища в городах, посадах и сёлах, местных обществ, частные народные училища, церковно-приходские училища в городах, посадах и сёлах, церковно-приходские местных обществ и частных, воскресные школы, сельские училища разных наименований.
     Обучали там Закону Божьему, священной истории, чтению, письму, арифметике, церковному пению.
     По правилам 1803 г. каждый церковный приход должен был иметь хотя бы одно такое училище. С 1864 г. было разрешено самим земствам открывать училища.
++++++++++++++++++++++++++

Низшие школы!!
     Постепенно, к середине 18-го века Архиерейская школа стала расширять курс обучения за счёт математических наук в сторону духовных. Многие из них перешли в разряд семинарий, другие стали называться Низшими школами, которые с начала 19-го века стали называть Духовными училищами.
++++++++++++++++++++++++++

Образцовая школа!!
     Это школы начальной образовательной ступени, которые давали законченное образование начального уровня.
     К министерским образцовым школам относились уездные и приходские училища.
     Их было немного, действовали они в земских губерниях, оно полностью были на казённом счету.
     Образцовые казённые министерские училища, которых было немного, действовали только в земских губерниях, и они полностью были на казённом счету у Министерства просвещения.
     Директора училищ назначались не земством, а министерством. За их работой строго следили инспектора народных училищ. Причём надзор был не только по учебным программам, но хозяйственным.
     Такие училища шли строго по программе МПР, которое рассылало в эти заведения горы инструкций. Именно потому они считались образцовыми, что, по мнению инспекторов они работали по правильным, образцовым программам.
     Обучение шло раздельно по полам. Поэтому в основном девочек туда не брали, поскольку, как правило, не хватало раздельных классов.
     Учёба длилась 10 месяцев. Каждый год обучения заканчивался обязательным экзаменом. Несмотря на то, что образцовые училища лучше финансировались и имели более совершенные программы обучения, они не пользовались популярностью у местных крестьян, которые не могли повлиять на учебный процесс, не могли в трудные уборочные времена привлечь своих детей к работе.
     Если земские школы были одноклассными, то министерские образцовые казённые школы были двухклассными, поскольку крестьяне, в общем-то согласившиеся с необходимостью получения их детьми знаний по предметам первого класса, не понимало необходимости для себя обучение по предметам, которые нельзя было непосредственно применить в хозяйстве. Это были история, география, естествознание.
     К тому же министерские казённые образцовые училища были сплошь бюрократическими по духу, и учителям невозможно было проявить свою инициативу в обучении детей.
++++++++++++++++++++++++++

Пансион!!
     Особенностью образовательного процесса того времени была изоляция учеников. Только редкие свидания с родителями или родственниками.
     Пансионом являлось учебное заведение, как правило закрытого типа, в котором обучались дети с полным содержанием.
     Первые такие образовательные учреждения появились в период раннего Средневековья. В основном это были духовно-учебные заведения.
     В России пансионы образовательного типа на начальном этапе своего развития также были привязаны к монастырям.
     В 1784 г. появляется императорский Наказ частным пансионам, который утвердил статус Частных школ, имеющих полный пансион.
++++++++++++++++++++++++++

Приходская школа!!
     Это были образовательные учреждения низшего начального типа, относившиеся каждый к своему церковному приходу, в которых давали элементарные знания, а также элементы воспитания. Обучение было по большей части бесплатным. С появлением земских школ светского типа функция приходской школы свелась к религиозному воспитанию, где она смыкается с воскресной школой, а также как начальная стадия в подготовке церковнослужителей.
Первые приходские школы в России появляются в 11 веке. До 1864 года были частью единого образовательного процесса в России и назывались приходскими училищами. Затем вплоть до 1917 года они именовались начальными народными училищами, относившимся к различным ведомствам, министерствам, земствам.
К Приходским школам относили также и церковно-приходские школы.
    Приходские школы давали только грамотность, да от них ничего и не требовалось другого. Это была по сути школа грамотности, для чего совсем не надобно было обучаться все три года. Такие школы не давали образования детям, но открывали возможность получить её.
     Со временем дискуссия о грамотности и образованности привела к компромиссу, в результате которого с начала 20-го века во втором и третьем классах стали вводиться уроки истории, географии, обществознание, религиозное и нравственное воспитание.
++++++++++++++++++++++++++

Приходские училища!!
      Относились к министерским образцовым учебным заведениям. С 1801 г. по 1864 г. были частью единого образовательного процесса в России. Затем вплоть до 1917 года они именовались начальными народными училищами, относившимся к различным ведомствам, министерствам, земствам.
     Действовали они по Уставу Народного училища, и проводили классно-урочную систему обучения. Вся система образования была ориентирована на город.
     Против деревенского образования, в том числе против приходских училищ, выступало дворянство, также и казна на тот момент не была способна выдержать такую гигантскую финансовую нагрузку.
     По 4-х звенному разряду 1783 года одно-классные приходские училища относились к первому разряду и вводились вместо малых народных училищ с одним классом.
++++++++++++++++++++++++++

Реальная гимназия!!
     Это были среднего уровня учебные заведения, где изучались прикладные предметы. Выпускники получали техническое образование. Обучались 7 лет. После окончания слушатели могли поступать в высшие специальные заведения.
Первая гимназия такого рода появилось в Варшаве в 1840 г. Со временем они были преобразованы в реальные училища.
++++++++++++++++++++++++++

Реальные училища!!
Это были образовательные учреждения со средним или неполным средним учебным циклом.
Упор в них делался на химию, механику, рисование, черчение, математику. Обучение было бесплатным.
На Западе они появляются в Поздние Средние века. В России появляются после 1830 года. Со временем они поглотили Реальные гимназии. Было создано около 300 Реальных училищ. Одномоментно в них училось до 30 тыс. слушателей.
++++++++++++++++++++++++++++

Сельские школы!!
Они создавались крестьянами на собственные средства. Вскладчину нанимались учителя. Преподавание велось в избах. Но за неимением учителей, учили грамотные крестьяне. Были учителя из образованных, хожалых, ходячих, нахожих, переходивших из деревни в деревню.
Деятельность сельских школ регламентировались «Положением о начальных народных училищах» 1874 года. А до того, это была частная инициатива.
Обучение было трёхгодичным и одноклассным.
Со второй половины 19 века сельские жители получали образование в церковно-приходских школах и школах грамоты, а также в земских школах. Сельские школы стали увядать.
++++++++++++++++++++++++++

Сельско-общественные школы!!
Тип Сельской школы, содержавшиеся сельскими общинами. К концу19 века философия начального образования в деревне склонилась в сторону земского устроительства. Существовавшие сельско-общественные школы, формально содержавшиеся крестьянами, полностью слились с земскими.
К 1880-му г. существовало около 10 тыс. земских и сельско-общественных школ, которые финансировались из бюджета земств и в равной степени общинами
К 1890-му г.-х школ было 14 тыс., земства и сельские общества расходовали на них поровну средств.
К концу 19 века первенство в содержании школ взяли земства, участие сельских обществ стало уменьшаться.
++++++++++++++++++++++++++

Уездные училища!!
     По 4-х звенному разряду 1783 года трёхклассные уездные училища относились ко второму разряду и вводились в каждом уездном городе.
     К 1827 году, уже при Николае I, образование приняло замкнутый сословный характер: приходские школы для крестьян; уездные училища для детей купцов, ремесленников и других городских обывателей; гимназии для детей дворян и чиновников.
++++++++++++++++++++++++++

Университеты.
     Это были светские учебные заведения высшего образовательного уровня. Первый Академический университет был открыт в 1724 г. в Питере. Он работал по Германским лекалам, с привлечением немецкой профессуры, в результате чего происходили постоянные конфликты между русскими учёными и западными.
Окончательный русский классический вариант университетской образовательной идеи был реализован Московский университет, созданный в 1755 г.
     По 4-х звенному разряду 1783 года университеты относились к четвёртому, высшему тогда, разряду.
++++++++++++++++++++++++++

Учительские институты!!
     Это были средние педагогические учебные заведения для мужчин, для женщин назвались Высшими курсами, где готовились учителя для уездных, городских и высших начальных училищ.
     Начало создания учительских институтов относится к 1872 г. Ранее под наименованием Учительский институт действовал факультет Санкт-Петербургского университета, где готовили помощников учителей народных училищ.
     Курс обучения составлял три года. Изучали Закон Божий, педагогику, русский и церковно-славянский языки, арифметику, алгебру, геометрию, историю, географию, физику, черчение, пение, гимнастику, ручной труд.
     Поступали в Учительские институты люди не моложе 16 лет. Окончившие заведение могли преподавать в городских училищах. Также они были обязаны проработать в учительской профессии не менее 6 лет.
++++++++++++++++++++++++++

Учительские семинарии!!
     Это были педагогические учебные заведения, где готовились преподаватели для городских, уездных и начальных училищ.
     Первая семинария для подготовки учителей была открыта при Московском университете в 1780 году.
     После отмены крепостного права учительские семинарии, а также учительские школы получили заметное преимущество перед другими заведениями, в которых готовили учителей для училищ.
Со временем стали создаваться также женские учительские семинарии. К 1917 году в России было около 50 мужских и 30 женских семинарий.
Были также учительские семинарии для нехристианских исповеданий, но с обучением на русском языке, Дерптская, татарские, чувашские, казахская…
++++++++++++++++++++++++++

Учительские школы!!
     Это были педагогические учебные заведения двух видов. В одних готовили преподаватели для городских, уездных и начальных училищ, начальных школ для национальных меньшинств.
     Второй вид Учительских школ готовил учителей для земских школ.
Принималась молодёжь старше 16 лет, получивших курс обучения начальной школы. Обучение было 4-х годичным, для удалённых регионов – 3-х годичным.
Практически на всех территориях национальных меньшинствах действовали такие учительские школы.
Обучали русскому языку, математике, черчению, географии, начальной истории, естествознанию, педагогике, дидактике, чистописанию, пению, ремёслам и гимнастике. В отдельных школах преподавали также Закон Божий, в других школах обучали исламу.
++++++++++++++++++++++++++

Фабрично-заводские школы!!
     В развитии такого типа школ были заинтересованы крупные промышленники. Школы организовывались при фабриках для детей рабочих, а также для малолетних рабочих.
Школы при фабриках давали в основном начальное образование. Однако там также были и специализированные курсы, соответственно специфике предприятия.
В законе о фабричном производстве 1882 г. говорилось, что хозяева фабрик могут при своих производствах школы для начального обучения малолетних рабочих, хотя это не было обязательным.
В последующее время законодательство уточняло право на открытие школ в сторону обязательства. И фабричные инспекции обращали внимание на наличие фабрично-заводских школ.
++++++++++++++++++++++++++

Церковно-приходские школы!!
     Их финансировало государство по смете Синода. Такая школа относились к ведомству Святого Синода. Кроме Польши, они существовали по всей России. Это были училища начального образования для лиц с низким доходом в ведении РПЦ. Впервые появляются с 1721 г. как всесословные училища при архиерейских домах, называемые архиерейскими школами, а также при монастырях. С 1864 г были переданы в систему обращения Синода. Обучались в них от 3 до 4 лет.
     Кроме Польши, они существовали по всей России. С 1804 года все начальные школы относились к Синоду и назывались церковно-приходскими школами. Развивалась эта сеть слабо, Синод не выделял денег на их развитие, на местах они строились и содержались на средства прихожан, и то, если священник не был по фамилии Расторгуев.
     Только с 1880 года, когда в бюджет стали включаться средства и для церковно-приходских школ, Церковь разработала политику развития своей сети начального образования, имея и тут свой интерес, поскольку крестьяне тех детей, которые учились в церковной школе были потенциальными жертвователями Храма. А спонсорские вложения в Земские школы государство ограничивало, опасаясь перегибов в программах земских школ. С Синодом не поспоришь, могут и отлучить.
     Начиная с начала века все школы обязали переходить с 2-х и 3-х летнего на 4-х летнее образование. В том числе и церковно-приходские, доля которых постепенно уменьшалось, они переходили в ведение земских школ или министерских.
     К 1907 году церковных в России было 40 тыс. и учились в них почти 2 млн. детей. Имея небольшой бюджет, только за счёт административной умелости, грамотному подходу к реализации идеи всеобщего просвещения и образования, Церковь в течение всего 27 лет смогла самостоятельно почти решить проблему всеобщей грамотности. Но тут подоспели либералы, к уже практически решённой глобальной задаче, которую замыслила ещё Екатерина Великая.
     С этого момента расширение сети церковных школ прекращается. Идея всеобщего образования растаскивается лоббистами разного рода проектов.
     Церковные школы внове не строились, только расширялись старые. Но скоро и расширение прекратилось, многие церковные школы стали закрываться, клерикальное лобби в Госдуме ослабевало, казённых денег выделялось всё меньше.
     Госдума предпочла развивать светские школы земского устройства, поскольку государству всё больше требовались люди, способные овладевать новыми технического характера профессиями, чего не могла сделать церковная школа.
     Эта историческая школа стала увядать.
     Интересно, что земские общества не бросили на произвол судьбы церковный школьный проект. Они выделяли церковным школам небольшие средства, поскольку начальники приходов тоже были участниками земских собраний и могли влиять на их решения.
     Претензии к церковно-приходской школы заключались в основном в том, что они были неряшливы, запущены, к судьбам детей безразличны. Школа была обузой для духовенства, но обузой выгодно финансово: шли деньги из казны, и родители детей часто становились крупными спонсорами церквей. К тому же духовенство не стремилось развитию программ обучения, заменяя естественные науки духовно-религиозными. Предлагались упрощённые программы обучения, которые было проще реализовать. А земству нужны были рабочие грамотные руки, нужны были те, кто пойдёт поступать в среднюю школу.
     Судьба церковной школы не прошла мимо политических дебатов в губернских собраниях и, конечно, в Госдуме. Правые держали сторону церковных школ, но их было меньшинство, левые выступали за светское начальное образование, и х было больше, они были шустрее, моложе и энергичнее, хотя не они занимали основные должностные позиции в Думе и Правительстве.
     Столыпин окончательно похоронил церковный образовательный проект, приняв аргументы левых. Он даже выступил за передачу церковных школ на баланс Министерства Просвещения. Но эта инициатива не прошла.
     Таким образом, с 1910 года церковные школы продолжили жить автономно и под присмотром Синода. Однако их финансирование почти полностью прекратилось. Противостояние земского проекта начального образования и церковного закончилось туше, земцы победили Церковники еле унесли ноги, могли бы и всего лишиться.
     С начала 20-го века программы создания всероссийской сети школ грамотности постепенно начинают отмирать, за неё продолжают держаться только клерикалы.
     Интерес Церкви заключался в том, чтобы в смете создания сети начальных школ были и церковно-приходские школы. Либералы же считали, что Синод должен самостоятельно финансировать свою новую образовательную сеть. Ранее часть бюджета церковных школ по смете Синода финансировало Министерство Просвещения, но только тех школ, которые уже существовали. Синод, имея своё лобби в Госдуме постоянно блокировал принятие закона либералов.
     В 1914 году была последняя попытка принятия этого закона, которая закончилась неудачно. Потом Первая мировая война, закон благополучно лёг в корзину для мусора.
++++++++++++++++++++++++++

Цифирные школы!!
     Система школьного образования, как часть государственного заказа, стала развиваться в России с конца 17-го века. В начале 18-го века Пётр Первый вводит программу обязательного начального образования и создаёт школы, в которых обучали письму, чтению и арифметике с геометрией. За что они получили справедливое название «цифирные».
     В первой трети 18-го века цифирная школа принимала детей из разных сословий, но боярские и дворянские дети продолжали учиться дома по системе Сократа, поскольку цифирная школа пока не могла конкурировать с сократовской по качеству образования.
     В цифирную школу в это время шли дети священников, приказных, служилых посадских, немного из бедных дворян и бояр.
     В 1726 г. каждый губернский город имел по одной школе цифирного типа: духовную и светскую.
     Начиная с середины 18-го века на первый план начинает выдвигаться идея образования, основанная на просвещении. Цифирная школа постепенно увядает.
++++++++++++++++++++++++++

Частные школы!!
     Изначально это были Школы Просветительского типа, основанные на обучении методологии познания мира, а не на механистическом его запоминании были обычны в 15 веке, когда понятие гособразования отсутствовало.
     Их было достаточно много, как школ, так и училищ, принадлежавших меценатам. Было много частных школ, которые принадлежали духовенству, которое в те времена было носителем культуры.
     В частных школах преподавали в основном монахи, которые обучали риторике, языкам, философии и другим наукам по желанию слушателей.
     Толстой Л.Н. создал в своём имении частную школу, в которой была провозглашена просветительская миссия образовательного процесса.
     Такого рода школы постепенно, к концу 18 века, стали переходить на пансионную форму обучения. Этот процесс был связан с тем, что требования к школе стали более сложные с точки зрения появления новых наук.
     Количество народных и частных учебных заведений сравнялось в количестве 50. Однако историки отмечают, что помимо пансионов оставались и другие формы организации. И неизвестными они остались из-за отсутствующей статистики тех лет.
     В 1784 г. появляется императорский Наказ частным пансионам, который утвердил статус. Частных школ.
     К середине 19 века количество частных школ достигло одной тысячи. Появились систематически структурированные методики образования, которые уже можно было с первым подобием назвать учебной программой. Теперь собственниками частных школ стали профессиональные гувернёры и гувернантки, бывшие учителя, которые зарекомендовали себя в родовых дворянских школах.
++++++++++++++++++++++++++

Школа хедер!!
     Это были школа для евреев с курсом ниже одноклассных. Они приравнивались к национальным учебным заведениям. Этими школами Министерство не занималось, они были полностью на попечении местных национальных и земских общин.
Школы такого типа распространение в ашкеназской среде евреев. Учились в школе хедер только мальчики до 13 лет.
Обучали в школе азбуке, чтению еврейских текстов, изучалось Пятикнижие, начальным сведениям о Талмуде, с восьми лет Талмудом занимались углублённо. Светские учебные дисциплины в хедере не изучались.
++++++++++++++++++++++++++

Школы грамоты!
Начальная стадия народного образования. Такие школы организовывались до самого конца 19-го века, часто как личная инициатива уважаемых на местах людей.
Это были одно и двухгодичные школы, которые в 1891 году были переданы Синоду из ведения ведомств и частных лиц.
Программа обучения состояла из заучивания молитв, чтения, письма, арифметики.
++++++++++++++++++++++++++

Школы!!
     Так издревле называли на Руси учебные заведения. В Российской империи это были учебные заведения начального образования, либо вне классификации: земские, церковно-приходские, школы грамоты. Первая школа появилась согласно летописи в X в.
++++++++++++++++++++++++++


Рецензии