Образование в Царской России. Система Образования

    В исследованиях, связанных с образованием в Царской России, есть много противоречивых заключений. Все исследования делятся на две конфликтующие группы: одни восхваляют сельскую школу, имея в виду в большей степени земскую, другие возвышают советскую, имея в виду государственную школу. Причём одни и те же исходники трактуют в противоположных смыслах
     Главное различие между образованием царским и советским заключается в том, что образовательная система, являясь последовательным историческим наследником всех следующих реформ в системе образования, была в большей степени просветительской, хотя уже в значительной степени приземлённой и встроенной в государственную экономическую программу, которая тогда только появлялась.
     Советская образовательная программа вселилась и фигурально, и фактически в царскую. Не менялись даже учебники. Однако к 1930 году советская школа стала обслуживать программу единого народнохозяйственного плана, в котором уже не нужны были многие программы, свойственные просветительству. В частности, латынь, древнегреческий, логика, танцы, сольфеджио и т.д.
     Считается, что система образования в царской России была одна из самых прогрессивных и доступных для представителей низших сословий.
     Система школьного образования, как часть государственного заказа, стала развиваться в России с конца 17-го века. В начале 18-го века Пётр Первый вводит программу обязательного начального образования и создаёт школы, в которых обучали письму, чтению и арифметике с геометрией. За что они получили справедливое название «цифирные».
     В первой трети 18-го века цифирная школа принимала детей из разных сословий, но боярские и дворянские дети продолжали учиться дома по системе Сократа, поскольку цифирная школа пока не могла конкурировать с сократовской по качеству образования.
     В цифирную школу в это время шли дети священников, приказных, служилых посадских, немного из бедных дворян и бояр. В 1726 г. каждый губернский город имел по одной школе цифирного типа: духовную и светскую.
     Начиная с середины 18-го века на первый план начинает выдвигаться идея образования, основанная на просвещении. Цифирная школа постепенно увядает. Место цифирной школы занимают школы с более широким спектром наук, такие, как гарнизонные школы, которые с 1732 г. начали устраиваться при полках. Соответственно уклон в них был в изучение военного дела. Вплоть до Екатерины Великой гарнизонные школы были основой народного просвещения, откуда выходила основная масса учителей математики.
     Впервые системно к вопросам образования Российская Империя обратилась при Екатерине Второй, которая исходила не столько из потребностей национальной промышленности и её проектов, сколько исходя из своих убеждений, что её народ должен быть обучен грамоте, а также исходя из витавших в то время повсюду в Европе идей Просвещения.
     Она полагала, что процветание империи невозможно не только без качественного образования, но и без количества образованных людей среди её подданных.
     Гигантские размеры страны её только вдохновляли. Она не остановилась перед предрассудками, неэффективным госаппаратом. Она вводила новые и необычные законы не спеша, но и неотвратимо.
     Начальное образование в те времена были развиты слабо. В губернских городах только начали устраивать главные народные училища с пятилетним курсом, в уездных устраивали малые народные училища с двухлетним курсом.
     К средним учебным заведениям в это время относились народные училища, шляхетские корпуса, благородные пансионы и гимназии.
     Наиболее способными к получению образования были дети дворянских семей и дети городского народа. Екатерина стала вводить в городские школы обязательные науки. То же самое она требовала и от дворян.
     Уже тогда появляется понятие профессиональной квалификации.
     Не оставляла Екатерина без внимания и детей сирот, коих в те времена было очень много по причине моров, пожаров. Для этого строились Воспитательные дома для подкидышей. Первый такой дом был построен в 1764 году. Воспитанники таких домов были прекрасным материалом для обучения их ремёслам, необходимым государству. По выходу из такого дома дети становились вольными людьми.
     Строились школы и для женщин. Воспитательное общество благородных девиц в Питере, было основано тоже в 1764 году.
     Для мальчиков художественные училища, кадетские корпуса.
     Особенностью образовательного процесса того времени была изоляция учеников. Только редкие свидания с родителями или родственниками.
     Предметы образовательных учреждений Екатерининской эпохи подразделялись на четыре разряда:
1. Логика, естественные науки, красноречие, география, история;
2. Право, нравоучение, государственная экономия;
3. Воинское искусство, фехтование;
4. Искусство, танцы, архитектура.
     ++++++++++++++++++++++++++++
     При Екатерине стали появляться коммерческие училища, куда брали детей купцов и разночинцев, которые уже знали грамоту.
     В 1782—1786 годах по инициативе Екатерины была осуществлена школьная реформа. В 1782 году создаётся Комиссия по учреждению народных училищ. Основной её труд, это Устав народным училищам Российской Империи.
     Появляется ряд закрытых учебных заведений, разработку которых делала сама Екатерина в соавторстве с президентом Академии художеств и руководителем Сухопутного шляхетского корпуса И.И.Бецким.
     Вводятся первые женские образовательные учреждения.
     Основой образовательного процесса во времена правления Екатерины было воспитание добросовестности, трудолюбия и прилежания. Постановка на колени была запрещена. В качестве наказаний использовались лишение приятных вещей.
     Устав Народным училищам вводил трёхзвенную структуру образования; два типа училищ: малые народные училища и главные училища, а также приходские училища, классно-урочная система обучения. Вся система образования была ориентирована на город. Против деревенского образования выступало дворянство, также и казна на тот момент не была способна выдержать такую гигантскую финансовую нагрузку.
     Малые училища имели двухгодичное образование. Преподавалось письмо, нумерация, рисование, чистописание. Считалось, что этого было достаточно для грамоты.
     Главные училища имели пятигодичный цикл образования. Преподавались естественно-научные дисциплины, языки, искусства.
     Постепенно выделились учительские семинарии, где готовились учительские кадры.
     Вводилось предметное преподавание, занятия во всех школах синхронизированы по времени, устанавливаются системы классов с разбивкой на уроки. Появляются методики преподавания, учебники, общие учебные планы.
     В общем и целом, при Екатерине было положено начало становления общеобразовательных учреждений в России. За время царствования Екатерины II разные виды школ окончили не менее 200 тыс. детей. К концу века по отчётам насчитывалось 550 учебных заведений с 60—70 тыс. учеников. Но это было на бумаге, реально в школах обеих ступеней обучалось 17—18 тысяч учеников.
     Екатерина не создала цельной системы государственного образования, но ей устремлённость к поддержке культуры и знаний позволили начать в принципе государственную образовательную политику. Начав своё царствование, она имели 99% необразованных в деревне. В конце её царствование в деревне было 90% неграмотных.
     По-прежнему подавляющее число дворян пользовались услугами домашних учителей. Многие уезжали на учёбу за границу.
     Не все школы работали в полную силу. Малые и Главные училища не имели инициативы, потому что находились под полным контролем Приказов общественного призрения. Не хватало ни денег, ни учебного материала, ни учителей. Многое в системе образование делалось в угоду мнения Императрицы.
     ++++++++++++++++++++++++
     В начале 18-го века в России было около 50 епархиальных школ, в которых учились только дети духовенства в количестве не менее 3 тыс.
    К 1725 году в России были открыты 40 цифирных школ, в которых учились 2 тыс. учеников. Постепенно они были присоединены к духовным школам.
     В 1730 году начинают открываться школы для гарнизонных солдат.
     К середине 18-го века при крупных горнозаводских предприятиях стали открываться горные школы. В середине века стала реализовываться новая образовательная система, в структуре замкнутых сословных школ.
     С 1730-х гг. широкое применение получила практика записывать в полк малолетних детей, так что к совершеннолетию они получали по выслуге лет офицерский чин.
     При Анне Иоанновне были учреждены Морской, Артиллерийский и Пажеский корпуса.
     Во второй половине 18 века началась реорганизация военно-учебных заведений с целью приведения их учебных программ к государственным программам. Тогда же начинается расширение сети школ начального образования. В Москве открывают первый Университет и Академию художеств.
     Александр Первый продолжает активно заниматься развитием системы образования в России, особенно начального. Он учреждает Министерство народного просвещения. Начальные школы делятся на два разряда — уездные и приходские училища. Уездные школы с пятилетним образованием финансируются из казны, их учителя становятся государственными служащими. Приходские школы, прообраз земских школ, финансировались приходами и сословными обществами.
     Общеобразовательная школа была представлена 2- и 4-классными народными училищами в городах. Общеобразовательные гимназии имелись в Москве, Петербурге и Казани. Действовали специализированные учебные заведения: солдатские школы, кадетские и шляхетские корпуса, различного типа духовные училища. Московский университет был высшим учебным заведением.
     Основными принципами в системе образования того времени становятся:
1. Отсутствие сословий в учебных заведений.
2. Обучение на низших ступенях устанавливается бесплатным.
3. Учебные программы должны быть преемственны.
     По разряду 1783 года учебные заведения разделяются на 4 разряда:
1) Одно-классные приходские училища вместо малых народных училищ с одним классом.
2) Трёх-классные уездные училища в каждом уездном городе.
3) Четырёх-летние губернские училища (гимназии) вместо главных народных училищ в губернских городах.
4) Университеты.
     В 1803 г. создаётся Главное управление училищ, которое отвечало за всю систему образования в России.
     Вся территория Российской Империи была поделена на 6 учебных округов, каждый со своим Попечительским советом, которые подчинялись учёным советам при Университетах.
     В 1802 году в России было 6 Университетов: Дерптский, Виленский, Харьковский, Казанский, Петербургский, Московский.
     Университеты были достаточно свободны и автономны в своей деятельности. Ректора и профессора не назначались Министерствам, а были выборными, у них был собственный суд, они сами назначали учителей в гимназии и училища своего округа. Университеты имели цензурные комитеты, которые подчинялись Министерству народного просвещения.
     К 1827 году, уже при Николае I, образование приняло замкнутый сословный характер: приходские школы для крестьян; уездные училища для детей купцов, ремесленников и других городских обывателей; гимназии для детей дворян и чиновников.
     Крепостных в гимназии и университеты не принимали. Основу народного просвещения составлял принцип сословности и бюрократической централизации.
     Вводится школьный устав, по которому начальное и среднее образование делилось на три категории:
1. для детей низших сословий — одно-классные приходские училища (изучались четыре правила арифметики, чтение, письмо и «закон Божий»).
2. для средних сословий, то есть мещан и купцов — трёхклассные училища (геометрия, география, история).
3. для детей дворян и чиновников — семиклассные гимназии (там готовили к поступлению в университет).
     ++++++++++++++++++++++++
     Высшее образование развивалось в Российской Империи синхронно с Гимназиями.
     В начале 20-го века в Российских высших образовательных заведениях было 40 тыс. студентов. На всех высших факультетах Германии в это время учились 57 тыс. студентов, во Франции было 42 тыс. студентов. В Великобритании числилось 25 тыс. студентов. Цифры в общем сопоставимые, хотя сама образовательная система методики, качество учебников, квалификация преподавательского состава оставляли желать лучшего.
     Революционный подъём системы высшего образования происходит в течение десяти лет перед войной. В результате к 1914 году Высшее образование в России уже не уступало Европейскому. Причём, Россия получила свои собственные профессорские кадры.
     На 10 тыс. населения Россия имела 8 Высших учебных заведений, столько же, сколько в это время было у передовых стран Европы.
     Уровень инженеров и специалистов, закончивших высшие учебные заведения в России были очень высокие. Эти специалисты делали успешную карьеру во всех ведущих в техническом отношении странах мира.
     К началу Первой Мировой войны консолидированные расходы на образование в Российской Империи составляли около 700 млн. руб. Это составляло 15% от всего имперского бюджета. По курсу 2020 г. это будет около триллиона рублей.
     Для сравнения в бюджете СССР в самое успешное для финансирования образования время, доля средств на образование составляла 10%.
     В 1835 г. издаётся новый Университетский устав. Он ограничивал автономию университетов, запрещал университетский суд, вводится полицейский надзор за студентами.
     В нач. XIX в. В российской Империи существовало 5 кадетских корпусов. К сер. XIX в. их насчитывалось уже 20.
     В начале XIX в. было 35 православных семинарий, а также 76 архиерейских школ (низших духовных школ), в 1854 г. православных семинарий было уже 48, а архиерейских школ числилось 223.
     В 1810 г. начался переход к системе высшего инженерного образования в России, который сопровождался углублением качества научной и технологической подготовки инженеров.
     Николай Первый уделяет много внимания реформе государственной системы образования, особенно высшего и военного. В 1832 г. своим указом Император учреждает Императорскую военную академию Генштаба, из которой позже были выделены Артиллерийская и Инженерная академии.
     Расширение территорий, рост амбиций государственной власти на международной арене, подхлёстывало развитие промышленности, в том числе военной, что в свою очередь требовало создавать территориально развитую сеть учебных заведений разного направления.
     Начиная с 1828 года по 1848 год учреждаются Технологический институт, Архитектурное училище, Училище гражданских инженеров, Строительное училище, Горыгорецкое земледельческое училище, Земледельческий институт, Межевой институт, Институт инженеров путей сообщения, Лесной институт, Практический политехнический институт, Горный институт, Практическая коммерческая академия, Земледельческая школа, частная Горнозаводская школа, Техническое училище. В провинциях создаются сельскохозяйственные, ремесленнические и ветеринарные училища.
     ++++++++++++++++++++
     Начиная со второй половины 19-го века, земская школа, одно-классное народное училище ведомства МНП, становится самым распространённым типом начального учебного заведения в Росси. Постепенно в земских школах устанавливается четырёхлетний учебным курсом с двумя классами, с двумя учителями. В школе преподавали русский язык и чистописание, арифметику в простейшем изложении, Закон Божий и церковнославянский язык, церковное пение.
     Земская школа относится к начальному этапу образования одно-классного типа. Были ещё школы с курсом обучения ниже одно-классных: церковно-приходские и земские школы грамоты, конфессиональные школы, частные училища III разряда, воскресные школы для взрослых. Затем дети могли, в зависимости от положения в обществе своих родителей идти учиться в двух классные начальные городские и церковно-приходские училища, а оттуда они могли поступать в высшие начальные училища с шести- и восьмилетним курсом обучения.
     Обучение вели учителя на постоянной основе, а также священники местные на временной. Учились бесплатно, мальчики и девочки от 8 до 12 лет, ограничений по сословиям не было.
     Финансировалось всё из средств земств, строительство и содержание было за земским собранием, зарплата учителей и учебники шли из казны. Основной идеей и целью земского типа народного образования было достижение всеобщего образования.
     Ранее образование в России было обязанностью государства, также этим занималась церковь. С со стороны Государства создавались университеты, гимназии, начальные училища. Со стороны церкви это были семинарии, церковно-приходские школы.
     После отмены крепостного права в губерниях, уездах и волостях появляются выборные на местах земские собрания, земские управы, у которых появились собственные средства для устрояния образовательных учреждений на своей территории.
     Основным населением земств были крестьяне, среди которых грамотных практически не было, за исключением детей зажиточных крестьян и детей священнослужителей.
     Земский проект системы самоуправления был ориентирован на нужды населения. Земства не имели политических функций и не обладали исполнительной властью. Земство кончалось на уровне губернии. Главным преимуществом земства было то, что земские собрания лучше знают местные условия, а приезжие чиновники работают без учёта местной специфики. Государство ограничивало земство только определёнными задачами местного уровня. К общим вопросам страны они не имели отношения.
     Таким образом, реализация программы всеобщего образования через земскую школу стала главной задачей земского собрания.
     Александр Второй, несмотря на ряд реформ его предшественников, получил незавидную статистику сферы начального народного образования. Всего было 3842 одно-классных начальных училища, которые в основном содержались сельскими общинами, волостными собраниями, городскими мещанскими обществами, уездными властями на общественных началах, небольшая часть правительством, Святейшим синодом, конфессиональными приходами.
     В сельской местности имелось 3200 училищ. В России в то время жили не менее 75 млн. жителей. Так что одно сельское училище приходилось 20 тыс. жителей. Это крайне мало по меркам даже того времени, и не решало задачи просветительских задач, заложенных Екатериной Второй.
     Сами школы на бумаге выглядели вполне достойно, тем более, что проверить этого было невозможно. На самом же деле школы в основной своей массе, особенно в удалённых от Москвы и Санкт Петербурга местах, они не удовлетворяли требованиям с точки зрения учебной, хозяйственной, гигиенической точек зрения. Они были отчуждены как от центров просвещения, так и от народа, отличаясь беспросветной казёнщиной. А эмоциональных учителей, кинувшихся нести просвещение в крестьянство, таких, как Лев Толстой и декабристы. Было совсем немного.
     Крестьянские школы по большей своей части устраивались на дому, а не в специальных школьных зданиях. Учителями были сами же крестьяне, отставные солдаты, писари. Учебный год прерывался по разным причинам. Максимум, что давала такая начальная школа, так это умение читать и писать. Низкий уровень начального образования в крестьянстве объясняется также тем, что не было особой потребности в просвещённости. Не было библиотек, промышленности, в основном развивалось ручное ремесленничество, основанное на передаче навыков по наследству.
     +++++++++++++++++++++++++++
     Появление земской школы, которая должна была взять под свою опеку начальное образование стало эволюционным шагом в системе образования в России.
     Начало устрояния земской школы начинается с Положения о начальных народных училищах от 1864 года, согласно которому работе этих училищ привлекаются земства, что со временем становится основным видом деятельности органов общественного самоуправления.
     Земское школьное движение можно разделить на два направления: просветительское, основным идеологом которого был Лев Толстой, и ремесленническое, ориентированное на местные традиции.
     Просветительская линия предполагала широкий круг предметов, в том числе пение с сольфеджио, рисование, нравственность, сольфеджио. В этой сюжетной линии развития земской школа стали появляться земские учителя просветители.
     Другая линия предполагала развитие способности детей к трудовой деятельности, к получению профессии, чаще всего к тем профессиям, которые были традиционны в земстве. Будучи удалёнными от центра, земства стремились уменьшить часы на изучение Закона Божьего, заменяя их часами преподаванием реальных знаний.
     В общем и целом, земским школам полагалось учить детей необходимому минимуму навыков, чтобы они могли трудиться, уважать старших, царя, Отечество и Бога.
     В земские школы ехали в основном энтузиасты, которые своей работе видели прежде всего долг перед народом. Именно в среде земских школ стали появляться передовые метода обучения, новые подходы, позволявшие соединить обе линии, сохраняя широкий кругозор учеников, при этом не удаляясь от реальной жизни.
     Учились дети с мая по октябрь три года и ещё был один год для отстающих. Остальное время они работали по хозяйству дома, поэтому земская школа имела также название трёх-зимней.
     Обе линии благополучно развиваются, причём такими темпами, что уже в начале 20-го века, уже при Николае Втором, государство задумалось о введении обязательного начального образования. Эту идею активно поддерживал Вернадский уже перед революцией 1917 года.
     Количество школ, открытых к 1917 году было около 140 тысяч. Это больше на 5 тыс., чем в 2020 году. Однако нужно иметь в виду, что тысячи школ были скорее условными. Либо там учились не больше 4-5 детей, либо они работали не весь год. Многие земские школы были одно-классными: один класс – один учитель. Домашних заданий не было, что усвоили на уроках, то и усвоили.
     Учителя использовали самые разные способы обучения, которые чиновные преподаватели городских школ не применяли, поскольку там был строгий надзор за приёмами обучения со сторона инспекторов Министерства Просвещения.
     Дети изучали Закон Божий, счёт, чтение, историю, географию, естественные науки о законах природы.
     При земских школах, в богатых земствах, устраивали также мастерские, сельскохозяйственные профессии, ветеринарные, именно которые были развиты на земской территории. Со временем в состоятельных земствах стали появляться профессиональные земские школы с пяти и шестилетним сроком обучения.
     Учителя не практиковали жаловаться на учеников, поскольку родители могли жестоко наказывать своих детей, в земских школах не принято было прибегать к телесным наказаниям, только нравственные в виде запрета на развлечения, игры, прогулки.
     Учителя стремились, чтобы ученики усваивали школьный материл, плохую успеваемость относили на свой счёт, таким ученикам уделялось больше внимания. Ученики привязывались к своим наставникам душой и сердцем.
     Земское собрания, являясь главным попечителем своих школ, всегда точно знало, что она хочет от этой школы, чему должны учиться дети, чтобы они не уезжали в города, а оставались в земской общине, принося ей пользу.
     Деньги тратились именно на то, что было необходимо. Земство должно было построить саму школу, её эксплуатировать. Среди попечителей земских школ были самые важные люди общины: помещики, купцы, промышленники, зажиточные крестьяне.
     Земские школы были открыты для крестьянских детей и на этом обучение их заканчивалось, потому что следующий этап, обучение в гимназиях, в лицеях, кадетских корпусах было доступно только элите, это стоило больших денег, для крестьянских детей квота была небольшая.
     Земские школы позволили государству решить важную задачу, подготовить большую массу кадров, которые стали в эпоху частичной индустриализации, когда появилась необходимость строить железные дороги, строить крупные порты.
     +++++++++++++++++++++++++++++
     Начальная школа на первом своём этапе исторического развития учреждалась и финансировалась по инициативе сельских обществ. Затем, после создания земств забота и попечительство над местными школами взяло земское собрание. С начала 20-го века земская начальная школа получает гарантированное субсидирование из казны. При этом на всех этапах развития начального образования государство осуществляло инспектирование деятельности школ на местах.
     С самого начала развития начального образования и земских школ шло противодействие процессу учреждения новых школ, так как многие чины, как министерские, так и дворянские, считали, что просвещение только отвлекает крестьянство от сельскохозяйственной деятельности. Сразу не было заметно реальной практической пользы от образования для земледелия. К тому же возникали проблемы с финансированием, поскольку налогообложение на местах не оставляло возможностей для развития школ земств. Начиная с 1870 года, когда в сельское хозяйство стали внедряться механизмы, новые разработки, позволявшие увеличивать сборы, но требовавшие во множестве умелых, профессиональных рук, а не ремесленников, земства стали постепенно втягиваться в школьное устроительство.
     Губернские земства взяли на себя подготовку учителей, земские собрания начали оплачивать содержание учителей, сами строить школы и мастерские к ним. Постепенно, начиная с 1890 г. сельские общества самоуправления стали уступать земствам вопросы содержания начальных школ. К началу 20-го века расходы на содержание начальных школ на 90% осуществлялись земствами и казной. Остальное было на плечах крестьян.
     Одновременно надзор за деятельностью земских школ стал переходит от губернских властей к земским собраниям. Крестьянские общественные школы полностью слились с земскими.
     МНП ревностно наблюдало за деятельностью земств в сфере образования, поскольку видело в этой деятельности много вольнодумства, революционных трактовок учебных программ на местах. Министерство концентрировало свои ресурсы финансовые и административные на те неземские губернии, а также развивать в земских губерниях церковно-приходские школы и министерские училища. Политика Министерства в начале 20-го века заключалась в вытеснении земские школы казёнными.
     Революция 1905 года, и особенно Русско-Японская война всполошила правительство и Думу. Стали подниматься вопросы о введении всеобщего начального образования. До обязательного было ещё далеко. Однако закон постоянно торпедировался и в полном формате так и не был принят.
     Единая программа развития земских и казённых школ появилась только в 1907 году, инициатором которой выступила 3-я Госдума, когда государство стало выделять средства для земств, при условии, что они создают сеть земских школ.
     Окончательная система финансирования выглядела так: Казна брала на себя зарплату, а земства строило школы на кредиты государства, эксплуатировало школы, подбор и подготовка учителей, учебники. Казённые школы передавались земствам, финансирование приходских школ было остановлено.
     Полная школьная сеть земских школ, которая обеспечивала бы доступ всему населению к образованию должно было быть осуществлено в развитых губерниях к 1916 году, в отсталых – к 1930 г.
     При реализации программы начального земского образования многое зависело от инициаторов на местах, в связи с чем возникала неравномерность прогресса. В то время общего государственного планирования ещё не было.
     Земства начали открываться, когда население в России составляло 75 млн. Это было в 1865 году. К 1914 году в России было 440 земств, в 10% из которых было введено всеобщее начальное образование. Охват земств всеобщим начальным образованием предполагался к 1925 году. В 1917 г. население составляло уже 184 млн.
     Губернские земские школы существовали в 35 губерниях, отличавшиеся высоким уровнем развития, и там проживало 65 млн. в 1897 г. В 1914 г. губерний с земствами было уже 43 с количеством жителей 113 млн.
     Детей в земских школах в 1969 году было 60 тыс. В 1910 их было 10 млн.
     В 1880 г. земских школ насчитывалось 9 тыс., в которых учились около 500 тыс. детей. В 1894 г. действовали 22 тыс. земских учебных заведений.
     В 1915 г. 43 земских губерний насчитывали 77 земских начальных образовательных учреждений, в которых учились почти 8 млн. детей.
     В 1915 г. число детей, получавших начальное образование, было приблизительно равно числу не охваченных образованием детей.
     В 1914 г. среди новобранцев Российской Империи грамотных был 70%. Между 1900 и 1916 гг. в России создавалась единая непрерывная система образования, в которой, согласно реформам графа П.Н.Игнатьева, огромную роль должны были играть школы начального образования.
     К В 1914 г. Царская Россия смогла организовать около 50 педагогических институтов, 200 семинарий, в которых готовили учителей. Всего там одномоментно учились 14 тыс. студентов. Но этого было, конечно, недостаточно. Были организованы также в гимназиях специальные педагогические классы для женщин, которые в 1913 г. выпустили 15 тыс. учителей.
     Сухаревская башня известна не только тем, что в её подземных ходах бродили приведения, с 1701 года там была открыта Школа навигации. Ещё в Москве была Артиллерийская школа, Медучилище, Инженерная школа.
     Темы охвата детей начальным школьным образованием были таковы, что к 1921 г. можно было достичь всеобщего четырёхлетнего обучения.
     Рекомендовалось раздельное обучение мальчиков и девочек, но при невозможности допускалось совместное обучение; при совместном обучении девочек и мальчиков в школы допускались только девочки не старше 12 лет.
     Допускалось введение платы за обучение, размер которой определялся теми, кто содержал училище.
     Преподавание в школах велось только на русском языке.
     Губернский совет теперь возглавлял губернский предводитель дворянства, уездные советы держали уездные предводители дворянства.
     Руководили учебным процессом директора народных училищ, у которых были инспектора народных училищ, на каждого из которых приходилось 100 училищ.
     Народные школы были бесплатными. Посещение школ было общедоступно, были только квоты на евреев.
     +++++++++++++++++++++
     Чтобы открыть земскую школу, нужно было получить разрешение, принять или уволить учителя, проведение выпускных экзаменов, выдача свидетельств, учебники, всё нужно было согласовывать с госкомиссией Министерства Просвещения. Было много отчётов, которые отнимали много времени, и которые по большей части фальсифицировались.
     Вся инспекторская работа был форматизирована.
     В системе образование долгое время соседствовали три независимых типа школ: министерская, земская и церковно-приходская, которые с разным успехом боролись за внимание государства и казны.
     Всё движение народного образования, которое возглавляло земство, выступало за самостоятельность в вопросах финансирования и управления школьного процесса. Особенно обострился этот процесс после революции 1905 года.
     Образовательные программы начальных народных учебных заведений были более или менее согласованы между собой. А вот его верхняя ступень, курс городских училищ, стоял особняком. Поступить в гимназию или в среднее техническое училище после этого курса было делом практически не возможным. Программы были не скоординированы. К тому же они находились в удалении от школ, которые заканчивали дети, и нужно было решать вопросы их проживания, что становилось в ряде случаев непреодолимой финансовой нагрузкой на родителей.
     Почему-то специалисты Министерства не считали, что нужно учебные программы и возможность поступления каким-то образом координировать.
     Продолжительность учебного года длилась 6 месяцев, 125 учебных дней в году. Поступление в школы не было обязательным, дети могли являться в школу в середине учебного процесса.
     Учились 6 дней в неделю по 4—5 часа с 10-минутными переменами.
     Чаще всего один учитель в одном классе проводил занятия с тремя разногодичными отделениями одновременно.
     Интересна была технология преподавания, которая была выработана самими земскими учителями в школах с трёхлетним обучением. Учитель одному отделению давал письменную задачу, другом объяснял следующий материал, а с третьим повторял ранее пройденное. Или одну и ту же задачку одному отделению давал решать письменно, а другому решать в уме. Получалось коллективное занятие, в котором детям было интересно наблюдать друг за другом.
     В сельской школе дети были от 8 до 13 лет. Но постепенно возраст поступления начал снижаться, поскольку крестьянство считало, что чем раньше ребёнок закончит школы, тем больше пользы он принесёт в хозяйстве.
     В основном мальчики и девочки учились вместе, поскольку для раздельного обучения не хватало классов и денег. Девочек старше 12 не брали. Поэтому мальчиков было больше. Было и нежелание отдавать девочек в учёбу, мол, им это не нужно.
     Отметки не выставлялись, экзамены проводились только один раз выпускные. Учителя и попечители начальных школ убеждали детей, что образование и просвещение нужно им для успешной жизни. Неуспеваемость детей относилась на плохую работу самих учителей.
     Форменной одежды не было, как не было и общих, единых учебников, программ, методичек по проведению уроков. По заказу учителя всё это закупало земство, так что учитель был достаточно свободен в самореализации.
     Запоминание не поощрялось, предлагалось чтение вслух, после чего дети пересказывали прочитанное. Учитель же вёл беседу с учеником, как это было во времена Сократа, если верить Платону.
     После такого обучения в сёлах земской община стала появляться оживлённая общественная жизнь, насыщенная грамотными рассуждениями по различным вопросам не только своего уезда, но намного шире.
     Земства вводили свои дисциплины в обрасти ремесла в начальную систему образования в зависимости от интересов экономического и культурного развития края. Какой-то единой системы в этой сфере не было.
     Более-менее единая система образовательного процесса в системе начального образования стала появляться только после 1897 года, когда МНП выпустило программу народного просвещения, где были утверждены обязательные предметы для одно-классных школ, что сопровождалось дополнительным финансированием. Был создан список литературы, из которого земства должны были выбирать то, что им было нужно.
     Содержание предметов было не очень трудным для усвоения:
1. По Закону Божию: главные события Священной истории, богословия, несколько десятков молитв на церковнославянском языке с их объяснением.
2. Чтение должно было обеспечить устойчивые навыки чтения нескольких рассказов и сказок.
3. Программа письма предполагала закрепление способности написать изложение коротких текстов, сочинений, как укажет учитель.
4. В математике нужно было усвоить четыре действия с многозначными числами. Единицы измерений, дроби.
5. Рисование.
6. Гимнастика.
     Наиболее ценными в сельской среде считалось умение читать и способность производить расчёты.
     Земства осуществляли серьёзную атаку на обязательные часы по Закону Божьему, заменяя их на полезные с их точки зрения предметы, в чём им усердно помогали учителя.
     Хотя земская школа и была трёхлетней, но желающим ученикам разрешалось учиться четвёртый год, для закрепления материала. С начала 20-го века земские школы начали переходить на четырёхлетний курс обучения. При этом нагрузка на учителей увеличилась, понадобились дополнительные учебные материалы, новых помещений для классов, что потребовало увеличения бюджета школ. К 1911 году, после введения правительство четырёхлетнего обучения, только 25% школ смогли перейти на новую систему.
     В 1905 г. начли открывать двухклассные школы с пятилетним курсом. К 1915 г. предполагалось перейти на шестилетнее начальное обучение. Проблема перехода на шестилетку заключалась в том, что крестьяне были заинтересованы использовать в своих хозяйства как можно больше рабочих рук. Фактически учёба детей ограничивалась двумя годами обучения.
     Экзамены по окончании школы не были формализованы, их проводили не учителя, а инспектора. По каждому предмету один вопрос.
     Свидетельство получали не все, только 10% учащихся, многие на экзамены не приходили вовсе, поскольку они проводились в апреле, начале мая, когда на дорогах была ещё распутица, да и родители не отпускали детей, особливо если путь до школы был дальний, да к тому же ещё нужно было повторять уроки перед экзаменами.
     Для того, чтобы крестьяне отправляли детей в школу была введена льгота в закон о воинской повинности, в соответствии с которой при предъявлении свидетельства об окончании начальной школы срок службы сокращался с 6 до 4 лет.
     Начальная земская, крестьянская или приходская школы давали только грамотность, да от них ничего и не требовалось другого. Это была по сути школа грамотности, для чего совсем не надобно было обучаться все три года. Такие школы не давали образования детям, но открывали возможность получить её.
     Однако со временем дискуссия на тему о том, должна ли земская школа быть школой грамотности или давать образования привела к компромиссу: с начала 20-го века во втором и третьем классах стали вводиться уроки истории, географии, обществознание, религиозное и нравственное воспитание.
     Общая политика Российской империи в вопросе языка заключалась в постепенной русификации население. Эта позиция наиболее точно прослеживается в программах начального образования. Тем не менее, на местах попечительские советы принимали свои решения по поводу языка преподавания, с учётом национального состава населения.
     Во второй половине 19-го века появляются земские школы с уроками на финно-угорских языках. Однако к концу века начинает преобладать русификаторская политика в образовании, что приводило к тому, что не владеющие русским языком дети стали избегать поступлению в начальную школу.
     Только к 1910 году удалось выправить этот уклон в сторону преподавания на языках народов, которые компактно проживают на территории земства.
     Помимо одноклассных были также школы с курсом ниже. Преимущественно это были школы типа медресе для мусульман, в основном для татар и башкир и школы хедер для евреев. Этими школами Министерство не занималось, они были полностью на попечении местных общин.
     Размер класса при получении разрешения на открытие школы рассчитывался на присутствие 50 учеников. На самом деле в классе могло присутствовать и больше детей, либо 50 нормативных учеников находились в помещении, где они могли только присесть на лавку, что уж там говорить про парты.
     Обычно на учителя приходилось до 70-80 учеников при норме в 41 ученик.
     Школы чаще всего располагались в избах с низкими потолками, парок окошек. Избы предоставляли сами крестьяне либо в аренду, либо по кругу. Размещались школы и в прицерковных помещениях типа сторожек при Храмах, даже в сараях.
     Зажиточные и прогрессивные земства начиная в 1880 г. начали строить каменные школы. Разрабатывались типовые проекты. Такая школа состояла из класса, раздевалки, кухни. Туалет находился за пределами школы. Жильё для учителя было при школе.
     К 1910 году земства имели 65 тыс. собственных школ и 30 тыс. арендованных.
     Статистика по цифрам хорошая, но при этом в основном это были школы-избы, либо школы были переполнены детьми. В некоторых школах было всего от 1,1 до 1,5 м; площади при норме 2,6 м;.
     Преподавали учителя обоих полов и православные. Профессия учителя во второй половине 19 в. стала народной интеллигентской профессией.
     Для преподавания нужно было свидетельство на право учителя начальной школы, которые получали закончившие учительские семинарии, институты, или после проведения показательного урока.
     При неимении ни тех, ни других к преподавания допускались окончившие двухклассные школы.
     Учителя школ нижних классов не имели чина и права на пенсию, зато их не призывали в армию. Их дети могли учиться в гимназии бесплатно. И у таких учителей не было возможности занять более высокую должность.
     Годовой оклад учителя начальной школы составлял 150 руб. в 1870 г., в 1890 – 250 руб., и в 1910 г. – 350 руб. В 2008 году царский рубль мог стоить 1000 российских рублей, плюс 60 руб. надбавки за каждые 5 лет выслуги. Это где-то на уровне зарплаты квалифицированного рабочего в Москве в то время. Но нужно учесть, что учителям предоставлялась бесплатная квартира при школе с отоплением. Дом же в то время можно было построить за 400-600 руб.
     Учительская пенсия земского учителя составляла 100 руб. в год. Существовали правительственные и земские пенсионные кассы для учителей, куда можно было отчислять около 6% оклада, чтобы получать пенсию в размере до 50% от жалованья.
     В то время считалось, что земские учителя получают за свою трудную работу мало. Немного поработав в профессии, учителя старались переквалифицироваться в другие специальности и уйти в город.
     При этом учителя средних школ зарабатывали в два раза больше, что считалось средним доходом, к тому же они имели чины разрядные и могли подрабатывать дополнительными уроками, благо, что родители их учеников были люди состоятельные, чего не скажешь о крестьянах.
     Сеть народного образования за всё время развития земских школ расширялась значительно скорее, чем сеть учебных заведений для подготовки народных учителей. Однако в профессию люди шли и к 1910 году в ней было 160 тыс. учителей.
     Что касается Закона Божьего, то с ним было совсем беда. Не все священники, имевшие право вести этот урок, желали преподавать, платили мало, поэтому урок читали дьяконы, но и их не хватало и к уроку стали привлекать учителей, которые на этих уроках предпочитали заниматься арифметикой или историей.
     Обучение одного ребёнка в 1870 г. обходилось в 3 руб. В 1900 году уже 10 руб., в 1914 г. 15 руб.
     Конечно, начальное образование было по своему уровню и качеству значительно ниже, чем среднее. И финансирование, учебный материал, оплата труда учителей, всё это было несопоставимо выше. Расходы на обучение одного ученика были в 2-3 раза выше в городских училищах, в 10 раз больше в гимназиях и в 20 раз больше в технических училищах. К тому же это было, в основном, платное обучение, когда родители могли доплачивать за дополнительные уроки, а также делать пожертвования.
     Расходы на начальное обучение в России в 1910 г. составляли 60 коп. Это в 2 раза меньше, чем в Испании, Италии, Японии, и в 50 раз меньше, чем в Германии, Франции, Голландии.
     При этом, как правило, развитию начального образование в среде крестьянства мешало не отсутствие денег, а неорганизованность на местах, и косность, особенно среди национальностей.
     В 1905 году на начальное образование было израсходовано 65 млн. руб. Причём казна и земства внесли по 25%, города и крестьянские общины – по 15%, спонсоры 10% и плата ещё 5%.
     Субсидии казны на жалование учителям составили от 400 до 600 руб. в год.
     Интересно, что земства были ограничены в повышении затрат на начальное образование не больше 3% в год сверх нормативных. Эту норму устанавливало государство и доводило до земств МПР. Государство брало на себя повышенные обязательства по содержанию земских школ, чтобы не допустить перегибов на местах.
     Земское движение в вопросах просвещения начиналось как стихийное, но постепенно на этом поприще стали внедряться разного рода проекты и программы. Поле двух 15 лет стихийного, хаотического развития стали появляться первые программы, в которых осуществлялись попытки скоординировать деятельность школ начального образования.
     В большей степени они тогда касались европейской части России, до земств и других общин которых было проще и быстрее донести новые идеи и пробировать их.
     Первая попытка такого проекта заключалась во внедрении всеобщего образования. Это было в 1880 году. Но на всю Россию денег не хватало, поэтому ограничились несколькими центральными губерниями.
     Похожий проект появился в 1885 году. Он продвигался МПР до конца века. Но тоже не пошёл в жизнь. Хотя что-то из него было реализовано. Появились общие учебники, планы подготовки учителей и, соответственные учительские семинарии.
     В 1903 году Фармаковским В.И. было предложено параллельно с сельскими школами создавать на европейской территории казённые начальные школы на полном финансировании и подчинении государства. Этот проект частично был реализован.
     Затем подобные проекты реализации давней идеи Российской чиновной аристократии о всеобщем образовании возникали по несколько проектов в году. 
     1911 году общая стоимость программы реализации сети начальных школ и достижения уровня всеобщего образования оценивалась в сумму более 100 млн. руб. Финансирование касалось только министерских и земских школ, церковные в смету не включались. Проект мусолился в Госдуме с 1907 года. Препятствовали клерикалы. Планировалось с 1914 г. субсидировать местному самоуправлению на развитие и содержание школьной сети до достижении уровня полного охвата детей соответствующего возраста обучением в объёме одноклассного начального училища, которое теоретически должно было быть достигнуто в 1924 г.
     Проблема развития сети школ начального образования заключается в трудности размещения школ таким образом, чтобы всем жителям волости школа была доступна к посещению. Нужно учитывать, что это дети, которым нужно идти по местности различного типа. И не всегда их могли сопровождать взрослые. Большие школы могут посещать только дети из близлежащих мест, и они были самоокупаемые, маленькие школы, вдали от крупных поселений, могли посещать с десяток детей, а себестоимость такой школы намного выше. Норматив удалённости был установлен в пределах от 5 до 8 км. Но в удалённых от центра губернии местах удалённость достигала 30 км. Нужно было строить спальные помещения для детей.
     Так что о всеобщем образовании во всей России ни в начале 20-го века, ни позже, даже в начальное советское время приходилось только мечтать.
     С начала 20-го века программы создания всероссийской сети школ грамотности постепенно начинают отмирать, за неё продолжают держаться только клерикалы.
     Интерес Церкви заключался в том, чтобы в смете создания сети начальных школ были и церковно-приходские школы. Либералы же считали, что Синод должен самостоятельно финансировать свою новую образовательную сеть. Ранее часть бюджета церковных школ по смете Синода финансировало Министерство Просвещения, но только тех школ, которые уже существовали. Синод, имея своё лобби в Госдуме постоянно блокировал принятие закона либералов. В 1914 году была последняя попытка принятия этого закона, которая закончилась неудачно. Потом Первая мировая война, закон благополучно лёг в корзину для мусора.
     Под Всеобщим образованием подразумевался не только охват всего населения России сетью начальных школ, но и доступ к школам, девочек, детей нерусской национальностей, евреев, поляков, которых считали почти как евреев, взрослых, пожелавших научиться грамоте, а также инвалидов.
     Типично Либеральная идея. Но как всегда всё это упиралось в деньги, и эту идею могли реализовать только те земские губернии, в которых было производство, где была высока плотность населения, и были высшие и средние училища
     Планы развития школьной сети вместе со сметой составляли земства на основе нормативов Министерства Просвещения, потом планы утверждались Министерством. Самой острой и спорной статьёй было устроительство ночлежных приютов. На каждый год по каждой губернии устанавливался бюджетный лимит. По всем сметам только земство могла самостоятельно распоряжаться финансами.
     ++++++++++++++++++++
     Церковно-приходские школы относились к ведомству Святого Синода. Кроме Польши, они существовали по всей России. С 1804 года все начальные школы относились к Синоду и назывались церковно-приходскими школами. Развивалась эта сеть слабо, Синод не выделял денег на их развитие, на местах они строились и содержались на средства прихожан, и то, если священник не был по фамилии Расторгуев.
     Только с 1880 года, когда в бюджет стали включаться средства и для церковно-приходских школ, Церковь разработала политику развития своей сети начального образования, имея и тут свой интерес, поскольку крестьяне тех детей, которые учились в церковной школе были потенциальными жертвователями Храма. А спонсорские вложения в Земские школы государство ограничивало, опасаясь перегибов в программах земских школ. С Синодом не поспоришь, могут и отлучить.
     К 1907 году церковных в России было 40 тыс. и учились в них почти 2 млн. детей. Имея небольшой бюджет, только за счёт административной умелости, грамотному подходу к реализации идеи всеобщего просвещения и образования, Церковь в течение всего 27 лет смогла самостоятельно почти решить проблему всеобщей грамотности. Но тут подоспели либералы, к уже практически решённой глобальной задаче, которую замыслила ещё Екатерина Великая.
     С этого момента расширение сети церковных школ прекращается. Идея всеобщего образования растаскивается лоббистами разного рода проектов.
     Церковные школы внове не строились, только расширялись старые. Но скоро и расширение прекратилось, многие церковные школы стали закрываться, клерикальное лобби в Госдуме ослабевало, казённых денег выделялось всё меньше.
     Госдума предпочла развивать светские школы земского устройства, поскольку государству всё больше требовались люди, способные овладевать новыми технического характера профессиями, чего не могла сделать церковная школа.
     Эта историческая школа стала увядать.
     Интересно, что земские общества не бросили на произвол судьбы церковный школьный проект. Они выделяли церковным школам небольшие средства, поскольку начальники приходов тоже были участниками земских собраний и могли влиять на их решения.
     Претензии к церковно-приходской школы заключались в основном в том, что они были неряшливы, запущены, к судьбам детей безразличны. Школа была обузой для духовенства, но обузой выгодно финансово: шли деньги из казны, и родители детей часто становились крупными спонсорами церквей. К тому же духовенство не стремилось развитию программ обучения, заменяя естественные науки духовно-религиозными. Предлагались упрощённые программы обучения, которые было проще реализовать. А земству нужны были рабочие грамотные руки, нужны были те, кто пойдёт поступать в среднюю школу.
     Судьба церковной школы не прошла мимо политических дебатов в губернских собраниях и, конечно, в Госдуме. Правые держали сторону церковных школ, но их было меньшинство, левые выступали за светское начальное образование, и х было больше, они были шустрее, моложе и энергичнее, хотя не они занимали основные должностные позиции в Думе и Правительстве..
     Столыпин окончательно похоронил церковный образовательный проект, приняв аргументы левых. Он даже выступил за передачу церковных школ на баланс Министерства Просвещения. Но эта инициатива не прошла.
     Таким образом, с 1910 года церковные школы продолжили жить автономно и под присмотром Синода. Однако их финансирование почти полностью прекратилось. Противостояние земского проекта начального образования и церковного закончилось туше, земцы победили Церковники еле унесли ноги, могли бы и всего лишиться.
     +++++++++++++++++++++
     Образцовые казённые министерские училища, которых было немного, действовали только в земских губерниях, и они полностью были на казённом счету у Министерства просвещения.
     Директора училищ назначались не земством, а министерством. За их работой строго следили инспектора народных училищ. Причём надзор был не только по учебным программам, но хозяйственным.
     Такие училища шли строго по программе МПР, которое рассылало в эти заведения горы инструкций. Именно потому они считались образцовыми, что, по мнению инспекторов они работали по правильным, образцовым программам.
     Обучение шло раздельно по полам. Поэтому в основном девочек туда не брали, поскольку, как правило, не хватало раздельных классов.
     Учёба длилась 10 месяцев. Каждый год обучения заканчивался обязательным экзаменом. Несмотря на то, что образцовые училища лучше финансировались и имели более совершенные программы обучения, они не пользовались популярностью у местных крестьян, которые не могли повлиять на учебный процесс, не могли в трудные уборочные времена привлечь своих детей к работе.
     Если земские школы были одноклассными, то министерские образцовые казённые школы были двухклассными, поскольку крестьяне, в общем-то согласившиеся с необходимостью получения их детьми знаний по предметам первого класса, не понимало необходимости для себя обучение по предметам, которые нельзя было непосредственно применить в хозяйстве. Это были история, география, естествознание.
     К тому же министерские казённые образцовые училища были сплошь бюрократическими по духу, и учителям невозможно было проявить свою инициативу в обучении детей. 
     +++++++++++++++++++++
     С самого начала своего императорства в 1855 году Александр Второй начал невиданные преобразования в России, которые повлекли за собой и расширение смыслов государственного школьного и высшего образования.
     Отмена крепостного права в 1861 году высвободила огромное количество людей, дав им возможность самим определять свою судьбу. Начинает развиваться капитализм, промышленное производство, что повлекло за собой изменение во всех областях культуры, в том числе в образовании. Бурными темпами увеличивается грамотность населения, развиваются методики и формы обучения.
     Система образования в России подверглась очередной реформе. Она стала более доступной для представителей низших сословий. В это же время аналогичные малым и главным Училищам в России школы Германии и Франции были доступны только высшим слоям.
     В 1863 г. издаётся новый Университетский устав. Он вернул прежнюю автономию университетам, в соответствии с Уставом от 1803 г., ликвидированную Николаем I в 1835 г. Восстанавливалась самостоятельность университетов при решении административно-финансовых и научно-педагогических вопросов.
     В 1864 г. издан «Устав гимназий» и «Положение о народных училищах», регламентировавшие начальное и среднее образование. Вводилось доступное всесословное образование. Возникали наряду с государственными земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии разделились на классические и реальные. В них принимали детей из всех сословий, способных оплатить обучение.
     В 1869 г. созданы первые женские учебные заведения — «Высшие женские курсы» с университетскими программами.
     Единая средняя школа не сложилась в ведущих странах Европы ни конце 19 века, ни к середине 20 века. Там сохранялось разделение гимназического и профессионального образования. Качественное образования было доступно только элите и банкирам.
     Оксфордский университет задумывался при своём создании в начале 17 века как демократическое учебное заведение, где половину мест должны были занимать дети плебеев. Однако в первой трети 19 столетия эта демократия и в Оксфорде, и в Кембридже была сломлена и там учились исключительно дети высших слоёв общества.
     Вопросами всеобщего образования в Российской Империи целенаправленно стали заниматься только при царствовании Александра Второго. Этим занимался Особый Комитет, который был создан в 1861 г. по Высочайшему указу императора.
     Но только в 1908 г. в достаточно большой степени положения этого проекта были узаконены Думой и стали программой. Хотя и ранее этот проект находился в разной степени реализации. Всё зависело от наличия в казне средств на решение такой грандиозной задачи.
     С самого начала правления Александра Второго проект всеобщего начального образования реализовывался в сотрудничестве с земскими собраниями. Особенно интенсивно этот союз начал себя проявлять после 1897 г., когда за 20 лет в стране была создана сеть школ начального образования, которая составила основу начальной образовательной системы Российской Империи и СССР. На основе этой системе в 1930 г. в СССР было введено всеобщее обязательное начальное четырёхлетнее обучение.
     ++++++++++++++++++++++
     В России первые гимназии появились в начале 18-го века, на 2 века позже, чем в Европе. Это были учебные заведения среднего образования. Пётр Первый уделял значительное внимание учреждению гимназий, сам посещал их, вводил новые предметы для изучения в гимназиях. При нём в учебный курс гимназий были введены предметы военного дела.
     Первые гимназии, не как заведения для гимнастических упражнений, а как образовательные учреждения, появляются в центре Европы, в основном в Германии, в 16 веке. Гимназии в Европе вышли из средних образовательных учреждений церковных, дворянских семейных, а также городских. Это были средние школы для мальчиков. Помимо предметов, развивавших умственные способности детей, здесь преподавали также физическую культуру, как это было в Греции и Риме, откуда пришёл этот термин, и откуда такая форма образования пришла в Европу, отдававшая дань уважения романской культуре.
     В России поначалу в гимназии принимали детей только высшего сословия. Руководили гимназиями в первой трети 18 века были иностранцы, которые соответственно вводили предметы, малоинтересные для русской дворянской знати. Латинский, греческий языки, ораторство и логика на основе римских, греческих и европейских писателей. Естественно, что желающих поступать в такие частные гимназии было немного.
     Только к 1750 году начинается русификация предметов и преподавательского состава российских гимназий. Но с кадрами было не ахти. Преподавать приходили даже студенты из высших учебных заведений. Постепенно управление системой российских гимназий переходит к российским учёным, в гимназиях появляются казённые места, совместно с коштными, также вводятся классы на русском языке, снижается возрастной ценз для поступающих в гимназии.
     С начала 19 века система образования начинает развиваться под эгидой Министерства народного просвещения и науки. Главные народные училища преобразовываются в Гимназии и Губернские училища гимназического типа. Появляется Устав учебных заведений. Гимназии становятся всесословными учебными заведениями с четырёхгодичным курсом. Задачей гимназий, как среднего звена образовательного процесса в Российской империи, была подготовка учеников к поступлению в Университеты, учительство в низших школах, а также воспитание образцового и благовоспитанного гражданина. При этом физическая гимнастика отходит на второй план.
     Открываются гимназии с пансионами.
     Преподавались в гимназиях следующие предметы:
1. Математика.
2. Философия, изящные науки, политическая экономия.
3. История, география.
4. Естественные науки, технологии.
5. Языки, в том числе латинский.
6. Рисование.
7. Музыка, танцы, гимнастика.
8. Закон Божий.
     Учителя получали годового жалованья от 300 до 1000 руб., что составляет по курсу 2020 г. около 1,5 млн. руб.
     Программы гимназий публиковались в газетах. Также публиковались наборы учебной литературы для преподавания.
     Возглавлял гимназию её директор. К середине 19 века появляется также инспектор, избираемый из учителей. Появляется должность Почётного учредителя. Постепенно меняется и набор предметов для изучения. Инициаторами изменений являются дворянские собрания на местах, потребности родителей, а также Министерства просвещения России. Однако довлеющей руки Государства, как это было в первые десятилетия следующего, 20-го века, пока ещё не было. Многое приходилось на волеизъявление учредителей гимназий.
     Во второй половине 19-го века, с упадком классицизма в методике преподавания как в Европе, так и в России, меняется структура предметов. Исчезает греческий язык, увеличивается количество часов по русскому, появляется славянский, законоведение. Выделяется черчение.
     К концу 19-го века гимназия претерпевает новые изменения. Вводится латынь, нет естественной истории, меньше черчения и богословия, больше географии. Проводником изменений был граф Д.А. Толстой, ставший тогда Министром Просвещения, германофил. Система гимназического образования онемечивается. Общественность противилась новым преобразованиям.
     При Николае Втором гимназическая система образования развивается очень быстро. Увеличивается число гимназий, увеличивается количество мест, расширяется социальный состав поступающих. Российская гимназия показывает лучшие статистические результаты по всем позициям, по сравнению с Европой.
     Латынь отменяется в первых классах, греческий стал необязательным. Появляется больше пансионов как для детей, так и для родителей. Учебники допускаются только с разрешения МПР. Усложняются все виды экзаменов. Вводится чинопроизводство. Пенсия выплачивается на уровне от 700 до 900 руб., что по курсу 2020 года составит 1,2 млн. руб. в год.
     По спискам 1890 года всего гимназистов числилось 60 тыс. в 280 гимназиях.
     Расширились виды и типы гимназий:
1. Прогимназии.
2. Правительственные гимназии.
3. Параллельные гимназии.
4. Приготовительные гимназии.
5. Гимназии с пансионатами.
6. Частные гимназии.
7. Церковные гимназии.
8. Классический тип гимназий.
9. Женские гимназии императорские и министерские.
10. Коммерческий гимназии.
11. Военные гимназии.
12. Реальные гимназии.
     В начальных классах гимназий по инициативе Николая Второго снова вводится военное дело и физкультура.
     Девочек в Российской гимназии училось больше, чем мальчиков. Уровень преподавания в женских гимназиях был выше, чем во Франции и Германии. Поскольку мест для всех девочек не хватало, состоятельные семьи отправляли своих детей учиться в Европу. В некоторых гимназиях Швейцарии и Германии российских девочек было больше, чем местных.
     Двери гимназий были открыты для всех социальных слоёв и конфессий. Стремление к получению среднего образования через гимназии было очень высоким, но выше всего оно было у иудеев, протестантов, армян, католиков, православных девочек.
     Гимназисты обязаны были носить специальную форму, они не имели права находиться вечером на улице, не могли посещать публичные места для развлечений. Всё это вызывало внутренние протесты в гимназической среде, которые иногда вырывались наружу. В начале 20 века было создано не менее 200 нелегальных организаций в среде гимназистов.
     После первой революции 1905 года стали появляться различные проекты по реформированию системы гимназического среднего образования.
     Их основной идеей было разделение гимназического образования на две составляющие. Первые 2 года преподаются общие предметы и по результатам обучения выявляются особенности учеников и склонности в обучении дальше. Было много дебатов по этому поводу в Думе. Лбами встретились консерваторы и либералы. Ни та, ни другая сторона не смогла взять верх. Однако история Гимназий не закончилась со свержением власти империи и Временного правительства. Советы преобразовали Гимназии в Трудовые школы.
     После 1992 года гимназическое образовательное движение снова стало возрождаться, появляются сотни гимназий, в основном частных. Однако они не смогли выдержать конкуренции со средними школами, которые получили значительную финансовую и административную поддержку государства. Начиная с 2017 года гимназии стали постепенно преобразовываться в общеобразовательные школы.
     +++++++++++++++++++++
     Основные принципы реформы образования, заложенные в рескриптах Николая Второго в начале 20-го века, заключались в следующем:
1. Пересмотр учебного строя всей системы образования, особенно начального и среднего, с целью расширения базы социальной доступности.
2. Начальная школа должна учитывать интересы семьи, ученика, а не только бюрократии.
3. Образование должно соединять в себе как нравственное, так и умственное развитие.
4. Физическое воспитание должно быть гармонично встроено в систему образования и помогать ученикам добивать хороших учебных результатов.
5. Создавать и умножать новых видов школ среднего образования, с тем, чтобы гармонизировать классический набор предметов с реальным.
6. Образование в России должно иметь многонациональную расцветку. Нужно создавать программы образования на языках народов России.
7. Нужно искать всякую возможность соединить в учебном процессе учителя с учеником. Следует учитывать особенности студентов.
8. Всякое учебное заведение, всякая ступень образования, должны иметь законченный цикл предметов, поэтому, окончивший школу ученик, мог немедленно приступить к использованию в жизни своих знаний и навыков.
     Между училищами и высшими школами стал возникать зазор, заключавшийся в том, что училища выпускали плохо подготовленных учеников по точным предметам. Молодые учёные плавали в общих вопросах, плохо знали языки. Всё это они должны были усваивать в училищах. Старое поколение учёных были более широко подготовлены, оттого они шире мыслили, достигали лучших результатов в стратегических разработках.
     Споры между просвещенческим направлением в образовании и специализированным не утихали ни на одно мгновение. Специализация всё-таки брала верх, но принимались меры по введению большего количества часов на общие науки.
     Русских, советских и российских учёных объединяют многие черты, хотя у них есть и не одинаковые характеристики.
     Если говорить об общих чертах, то это широта научных воззрений, порождающая универсализм их знаний и исследовательского инструментария, восприятие окружающего их мира как общечеловеческое достояние, целостный охват исследуемой проблемы, и глубинность проникновения в неё, что влечёт за собой высокое качество результатов исследования.
     Что касается различий, то главным из них следует признать то, что советская научная школа была тесно связана с государством, увеличивая его способностью к выживанию в жесточайших условиях 20-го века. Эта необходимость обеспечивать интересы государства шла вразрез с основной задачей науки, как её понимали русские учёные, а именно, стремиться к Просвещению Человечества, исходящего из посыла ещё древних волхвов, что знания и результаты исследований принадлежат Человеко-человечеству.
     Началом, сутью и основой достижений русской высшей школы, науки, во все времена изломов истории Руси-России, всегда было начальное образование, которое в сущности своей было космического типа, универсального, несмотря на постепенное внедрение в его систему практического начала, диктуемого основным его заказчиком, Государством Российским или Советским.
     Рядовой профессор Университета в Царской России имел чин Генерала-майора. Он был госслужащим, даже если это был частный институт. Его зарплата составляла 6 тыс. руб., что сейчас составило бы 7 млн. руб. в год. Стоимость кирпичного дома в начале 20-го года была равна 800 руб.
     Преподаватель Гимназии классического типа владел тремя европейскими языками, латынью и греческим. Преподавателей приветствовали на улице барином, студенты же звались господами.
     Вся система образования Российской Империи была пропитана Духом Православия, хотя иноконфессии тоже почитались, но все лавры отдавались Православию.
     К 1914 году образование финансировалось лучше, чем армия. В некоторых областях было введено обязательное и бесплатное образование. Была поставлена задача достичь этой цели во всей Российской империи к 1921 году.
     К 1914 году в элите Российской империи стало формироваться понимание того, что вся система образования, все его четыре ветви: начальное образование, училища, университеты и наука, не мог существовать вне интересов Государства. Эта новая идеология не сразу нашла своих выразителей, идеологов, поскольку это был новый вызов стране, народам России и его Просветителям в лице учёных, писателей, воспитанных на идеях просвещения со времён Екатерины Второй.
     Первым выразителем этой новой концепции системы образования и науки стал Столыпин, полагавший, что уровень образованности и государственности руководителей имперской бюрократии уже не соответствует нуждам времени, задачам государства, требующего не только специалистов Просветителей, но и специалистов инженеров, способных строить железные дороги, мосты, самолёты, создавать новую армию.
     Существовал Столыпинский план развития России до 1935 года, который должен был вывести Россию в лидеры мировые по всем направлениям экономической жизни, причём опираясь исключительно на передовые достижения отечественной науки и техники. Жизнь показала, что это был правильный исторический выбор.
     Тогда ещё Император предполагал создать Академию Госслужбы по отраслям, для подготовки специалистов для работы в Министерствах.
     Столыпин рассчитывал довести количество вузов к концу 30-х годов до 1500, для чего нужно было совершить реализацию идеи всеобщего обязательного начального образования, а затем перейти и к бесплатному высшему образованию.
     Советская школа стала программным наследником идей Столыпина в вопросах образования. Все методики были сохранены, также, как и учебники.
     Надо сказать, что отношение к учителям в народе сохранилось и во времена Советского Союза. Престиж профессии был сохранён, хотя претерпел очередные изменения в сторону огосударствления этой профессии.
     Сталин и Столыпин были стратегами, они мыслили на поколения вперёд. Несмотря на различные подходы к тому, как строить систему образования, они понимали, что без грамотной человеческой массы ни у Царской России, ни у Советской России нет перспектив в развитии.
     Заложенный в начале 20-го века и затем, после бурных событий в стране и мире в конце 30-х годов, приоритетный, уважительный подход к образованию сказался через поколение.
     Ни во время Первой мировой войны, ни во время Великой Отечественной Войны ни на один день не прекращались занятия в школах и институтах.
     Внимание к системе образования всегда было первоочередным как в Царской России ещё со времён Екатерины Великой, так и в Советском Союзе. По тому, как финансировалась школа можно было судить о состоянии экономики в тот или иной период.
     Основным критерием для оценки качества образования в Царской России являлось его соответствие тем задачам, которое государство ставило перед учебным заведением. Причём это касалось также и образования, которое получали в Дворянских домах. Выпускник должен был приступить к службе без дополнительной подготовки.
     В Советское время этот принцип получил ещё большее развитие, поскольку исчезло понятие безработица. Работа в выбранной профессии была обеспечена.
     Статистика очень расплывчата. проверить отчёты, что сдавали земства, было невозможно. А они приписками занимались, потому что нужно было по госкредитам отчитываться и по бюджету. В руководстве Земств сидели купцы, священники, директора училищ, генералы отставные, которые деньги растаскивали
     Грамотных в 1887 г. было 30% мужчин и 13% женщин. К 1917 году грамотных стало 43%.
     В армии создавались курсы для обучения неграмотных солдат. К 1917 году их стало меньше 30%.
     В Царской России к 1913 году было открыто около 130 000 школ начального образования, из них земских было 50 тыс. Было направлено в школы больше 250 тыс. учителей, из них в земских школах преподавали 80 тыс. Учились там около 3 млн. детей. Это по отчётам Земств. На самом деле в полную силу работало лишь половина школ, поскольку не хватало учителей, денег, удалённость школ, многие учителя, поработав год, уходили в другие профессии. Да, проблемы были, но это был только первый этап на пути ко всеобщему образованию, которое Столыпин планировал достичь к 1924 году. К 1917 году планировалось сделать обучение в начальных школах в обязательном порядке бесплатным. Этот постулат Столыпин продвигал с огромным трудом. Госдума всячески этому препятствовала.
     Начиная с начала века все школы обязали переходить с 2-х и 3-х летнего на 4-х летнее образование. В том числе и церковно-приходские, доля которых постепенно уменьшалось, они переходили в ведение земских школ или министерских.
     Стало изменяться представление о гимназии, как кузнице чиновной страты общества, в сторону концепции средней школы, формирующей культурный облик нации, отвечающего потребностям страны, экономики. Соответственно стал меняться и заказ на качество образования в начальной школе, которая должна была готовить учащихся, способных двигаться в учебном процессе дальше. К 1913 году наблюдается значительное увеличение до 50% доли студентов из начальных школ.
     К 1913 году Бюджет народного просвещения составлял 500 млн. руб. при общем бюджете около 3,5 млрд. руб., то есть 14,5%. В нынешних деньгах по курсу 2008 года, это составит 500 млрд. руб. при общем бюджете 8 трл. руб., что составляет 6,5%.
     В 1914 г. в России учились 60 чел. из 1 тыс.; в США учились 210 чел.; в Европе в среднем 150 чел.
     Расходы на образование на душу населения в России составляли в 3-4 раза меньше, чем в Европе.
     Кроме чистого бюджета земства получали кредиты на создание сети начальных образовательных школ в размере 2,5 млрд. руб., который выдавался даже во время войны.
     В СССР в лучшие годы на образование тратилось до 13%, что меньше, чем в Царской России намного, потому что помимо бюджета там было ещё и коммерческое образование. Так что к бюджету 2008 года справедливо было бы добавить и не бюджетные деньги, но их трудно подсчитать. Но это не больше 1%.


Рецензии