Степан Разин пьеса в 7 действиях

Анатолий Озеров

Степан Разин /пьеса с 7 действиях/

                Действующие лица
                ----------------
Степан Разин
Женщина
Голос свыше
Ирод
Иуда
Пилат
Сталин
Ангел

Темница, к дыбе прикован   Степан Разин.
В углах факелы тревожно освещают лицо Степана.
На стене отсвет света, мелькают тени…

 От автора: Угасли свечи – стих и плач. Туман - умеренность с тоскую…
Повелевать стал тьмой - средою. Питаясь нищенством - строкою
пред образами встал палач.
Луна во мгле потупив глаз, очаровала его ленью.
Желая оправдаться, - тенью, судьба крученая для нас
спустила узелок на землю…
Ловлю звериною смекалкой - игру, затеянную свалкой.
Во благо истины смешно. Во славу Родины грешно.

                Действие 1
Степан Разин: / бредит/

Я вижу дыбу, плеть и клетку. Иуд с серебряным клеймом.
И ослепленных, с той же меткой   и слитки Фроловых очей.
Я вижу, он сейчас на дыбе, клещами потчуют его
И казнь у лобного «ярило» ответ гнетущий -   для него.
Я вижу, как лютует грешный,- палач на плахе ищет плоть
Я слышу голос неизбежный, но он не может мне помочь.
Я слышу голоса и мысли, людской раздор до той поры,
Когда искать устанет   нищий, мой клад в Дурмане – кабалы.
Я слышу бас старца от ныне… Он нас анафеме предал
Меж казаков бытует разность: Кто ненавидел, тот страдал.
/Ему мерещится женщина.  Он обращается к ней/
- Скажи мне женщина провидца: Что в дальней дали ждет меня?
 Вспорхну ли я над Волгой птицей? Или умру, как та змея?
Женщина:
Твоя судьба другим знакома. Она доступна в святцах мне.
С февральской пыткой, царя - борца.  Явился образ твой ко мне.
Я вижу: - Люди, кони, блики. Блаженных с тяжестью цепей.
И многочисленные лики.  Тебя на плахе без ногтей.
На лобном месте вижу Фрола. И голос будто сатаны.
Твоя рука на снег упала, на плоть, отрубленной ноги.
Степан Разин:
   - Прости, прости! Не можно слушать правдивость истинных речей
придется мне, крепится духом, средь массы злобных палачей.
/Бредит и затихает./ Степан Разин видит сон. Он идет по пустыне в простой потрепанной одежде.
                Действие 2
Степан Разин:
 - Не знал вины я за собою.
Увлекшись с Иродом борьбою,
я оступился, бросив знак
на ужас в собственных умах.

Голос свыше:
 -Уймись! Под небом, в перепалку,
на верных сделать Каин ставку.
Живешь, – всевышнему смешно,
- иронизировать клеймо.

Степан Разин:
 -Для обществ, низшего кнута
 - чинно владеющим   не жалко.
С полос кровавого клейма,
идут проценты – кровь для банка.

Голос свыше:
 -Важна изюминка кнута
и сладость пряника к обеду.
В нем    разобщенная среда,
 с уродством – мнимостью соседа,
сроднилась с кабалой труда,
и плачем горестным по средам.

Степан Разин:
 - Как ненависть его уда,
 и благо, деятельность в речи. 
Питаясь плотью человечьей,
 на нас обрушилась беда.
 Звериных мыслей череда.

Голос   свыше:
- Иконы, книги не для чрева. 
Исконно житие во – древо…
Крови пускание - из благ...
Кто суть не понял, - вам и флаг.

 Степан Разин:
 - Кто с жаждой искренно живет,
 - меж гробовых крестов встает.
Он брата в скорби не осудит,
 и в битве чувств не предает.
Он в крест, с распятием живет.
 И нищего всегда поймет…

Голос свыше:
 - Мы в ступе скорлупу толчем,
 по большей части с именами,
по меньшей части с семенами.
 Иудам оды создаем.  Бренча высокими словами.
   Что нам даровано судьбой и преподносится богами,
 мы отрицая предаем, при этом -  имя унижаем.

Степан Разин:
 - Я сам, как сокол одинок,
но взгляд мой в дали, так далек,
что, раздвигая даль перстами,
я вижу и конечный срок.
Со мною в паре злобный рок
и человеческий порок.

Голос свыше:
 - Возможно вы заблудший ангел.
 Но есть терновник на земле,
 он вырос, не в низу - как ягель,
он вырос в огненной стране.
И острые шипы – иголки,
всегда приправою  были мне …   
               
                Действие 3
Степан Разин
/ Подъезжает к столбу, с распятым на кресте в пустыне/

Голос свыше:
- Вот вам и равенство крови! 
 Вот вам шипы!  Вот вам и розы!
 Живой ли? – Посмотри вблизи.
 Он светлый крестник на березе.

Степан Разин:
- От сна язвительность не в меру.
 От дали, выверт в циферблат.
В стране Гвидонов, кумов, мэров.
Шагаю просто,- наугад.
Ему не холодно не жарко,
 судьба под иглами  ветвей…
Ей одинаково изнанка.
Равны, и ангел и злодей.

 Голос с креста:
 - Воды, воды… Огонь, огонь, огонь.
 Агония погонь… Воды… -семь сорок до беды…
 огонь, огонь, воды…

Степан Разин:
- Страданий, страждущих мне жалко. 
Распятых с ранами в кресте.
Я как Фома, ткнул в рану пальцем…
 Живой?  Свернулась кровь уже?   
 Да странник я, в такой глуши,
 лелею мысли, трачу время.
 В упадке   чувств хлещусь плетьми,
 и каюсь, каюсь - бьюсь о стремя,
 как нищий духом – дух свищи.
Передо мной - его распятье.
Смотрю на линию лица, и вижу,
как с крови запястья,
стекает образ мертвеца.

Голос свыше:
- Хрустит листва, - хрустят и кости…

Степан Разин:
 - Тяжел мой вздох.   Молиться   буду,
 я за распятого сейчас.               

Голос с креста :
 - Воды. Воды. Прости меня мой боже.
Благослови и вознеси.
Я так унижен, он ничтожен,
 воды, воды, воды…

Степан Разин:
 - Сейчас, сейчас!   Прости меня - родимый.
  Мне не достать иссохших губ.

Голос свыше:
- Дай не воды ему,подай лишь руку. 
– покайся впредь, пред ним и всем.
Кому нанес ты рану в смуту,
 словами, розгой и мечем.
 Пусть в царство божие войдет он,
 познав предательства момент,
и выдержал бессмертно муку
от злых бескостных языков.

Степан Разин:
- Прости мой брат, нет в мире боли,
без звона праведных цепей. 
Я за тебя молиться буду.
Достану печень палачей.

Голос с креста:
- Прощаю всех. Живите в воле.
О жар, огонь приходит тьма.

Голос свыше:
 - Всему свой срок. Любви и власти.
 Разлуки правды, смысла страсти.
 Все умирают в год, в миру.
 Кто на кресте, а кто в дыму.

Степан Разин:
- Да мы на этой тверди смертны.
 Все голову несем под бердыш.
Железо – цепь и клевета,
 в свист окаянного кнута.
 Нет правды – совести в живых.
 Я обращусь, чтоб боже вник.

Голос свыше:
- Я вижу, твой рассудок болен.
Со злом вельмож он был помолвлен.
 Но избежал и их кнута,
- лишен третейского суда…
Я вижу тело у бедняги,
 в крови, как лапа у дворняги.
Добром прошу, с креста -  распятий,
 снести его, под темный свод.
Прикрыв на веки камнем грот. 

Степан Разин:
 - Его распятие железно,
 что плечи даже бесполезны
А трупы тяжелы  подчас,
- что опрокидывают нас.
В нем рана рваная видна.
- Жестокость любит сатана.

 Ангел:
 - Прости Степан, дай мне крылами
 укрыть истерзанное тело, его раны. 
Потом неспешно мы вдвоем,
в заветный грот его снесем.

Степан Разин:
 - Прощай мой ангел.  Хищники багрятся.
 Дорога ждет - события копятся.
 Я слышу топот тьмы копыт,
- хотя миг времени размыт.
Что жизнь, что сон, - один водоворот…


                Действие 4

Степан Разин:
идет дальше / видит Иуду сидящего, с петлей на шее. Он обращается к нему/

- Чем грезишь ты? Чем тешишь свою плоть?
  Чьи мысли перемалываешь –жжешь?
 В пустыне без воды и пищи.
А может быть, ты просто дерзкий нищий?
 В песках зыбучих, заработок ищешь?
 И хочешь стать поводырем?
И обелить себя пред алтарем?

Иуда:

 - Я иудей.  И думаю, о сути, власти бога.
 Его законов, глубины суждений,
 о хищниках, о хищности и нас.
 О предрассудках в жизни многих рас.
О серебре, о смертных всех предавших…
О сатане.  Все благо возжелавших…
Зри! Я один, кто предал на века
- учителя- презрев итог греха…
я всеми проклят, проклят мой и путь,
 туда уйду, где ясность источает суть.
Я погружусь во тьму, и эта тема:
для дня, как ночь, для истины дилемма…
для времени экзема,- боль без дна.   /Бредит/
Кто там стоит? Изыми   сатана… 
Идешь за мной? – уйду, я сам спешу туда…            
/вешается/

Степан Разин:
 - Пропащий человек.  Блажен или глупец?
 Помедлю рассуждая в  своих мыслях.
Кто вывернул его на этот свет?
Чтоб людям стало очень больно - кисло…
Мешать не стану, пусть висит «мудрец».

Голос свыше:

 - Во внутренность деяния смотри,
 и часто око ясное не три.
Сближая факты – низвергая слух,
 - запомни: Чтоб тебя не клюнул впредь петух…

Степан Разин:

 - С тобой согласен - срок не ясен.
 К чему ведешь свой разговор?
 Напрасен вижу и укор и  спор.               
               
                Действие 5

Степан Разин: / Идет дальше, и встречает Ирода /

Ирод:

 - Стой путник! Созерцать хочу тебя перед собой.
 Лицом ты странник, вежливый, не молод.
 Ожог в лице от пламени огня.
Неизмеримой темноты глаза и мысли.
 Шрам на лице от доброго меча,
 в руках я чувствую недюжинную силу…
 дорога видно для тебя была извилиста, трудна…
все в гору и    курсивом.
В трудную годину иногда,
 не выловишь ведь рыбки из пруда...
 Как ты нашел непрошено меня?

Степан Разин:

 - Шел по наитию. Не медленно, не скоро.
 Тропил свой путь под взглядами укора.
 Вошел сюда. И встретил под смоковницей
  здесь вас.

Ирод:

 И одеяние по росту, но чудно.
Одежда непонятных погребений…
рубашка иорданской простоты.
 А дыр: на раз, два, три…папахой нос утри.
По- видимому, и тебе там все не в радость.
 Давно бредешь по жизни без любви,
 со скорбью в голосе и иглами от розы в сердце.
  Я вижу, седина не в годы, дни.
 Стопы   в пыли. Движение по кругу.
Тебя стопы к евреям привели.
 Тебя ветра небесные несли.
 Как там вдали?  Какие в мире слухи?
Что про меня слагают «черви – мухи»?
 Что говорят о распрях, о кресте,
что говорят о смерти и Христе?
 И верят ли, что он воскрес, став первым?

Степан Разин:

- Я наяву увидел его смерть.
 Помог мне ангел отнести в грот вверх.
 А как воскрес. Прошу вас, не взыщи.
Не видел я. Я долго был в пути.

 Ирод:

 - Неверующий Фома в нем обнаружил рану.
 Пырнул копьем, чтоб увеличить боль,
 и сблизив факты, перевернул мой разум.
Луч слабый зародился, – он живой.
Он как мираж стоит передо мной.
Все отрицал, он делал ударенье
на всепрощенье, на любви- терпенье.

Степан Разин:
/ просыпается, он опять в камере пыток/
- Что за сюжет? Какая чертовщина.
 Безумен я? Иль мой безумен сон,
 или судьба моя такая? 
Предвидеть, как Иуда живет в нем…

Голос свыше:

 - Безумен мир – зачатый впопыхах…
Он обнажил для нищих, слабых духом,
проблемы, историческую ветвь,
 минуя кавалькаду общих слухов.
Дал разум нищему, и приобщил к богам.
 Дал посох в руки, очертив пространство.
 Единую черту я подведу сейчас:
- «Тела - лишь скорлупа, душа живая искра…
Боль – это нерв, и нерв достоин смерти.
Душа бессмертна, - смертен антураж» …

Голос женщины:

 - Прости   Степан, что сон твой был нарушен,
 моей незримою рукой. Пять благостных минут,
 когда ты спал средь вишен, был слышен ропот
из груди и стон. Лицо твое бледнело,
 вены вкривь вздувались, надежда ясности
 к тебе цеплялась вновь и вновь.
Она играла, злу не покорялась
и задыхаясь, - возрождаясь вновь.
Я часть тебя, -твое мне ведомо виденье,
 желание твое искажено. Искажено, по мере отклонения…
Но есть одна черта у русского сплетения.
Служить по грудь в крови с достоинством,
 абстрактностью виденья, блуждая в темноте...
 По мере суждено блуждать в аду, здесь многим
 и тебе.

Степан Разин:

 - Знакомый голос. Он мне так знаком.
 Он мне напомнил шелест трав всевышних. 
 Таким же голосом мне пел и соловей,
 в станице Зимовейской утром, в вишне…

Женщина:

 - Я родина твоя. Истерзанная, в тягость временами.
 меня в раз предавали, ядом отравляли,
- распяли, много-много раз…
 Железными топтали сапогами.
Порвали узы веры меж племен.
Взрастили недоросль достойное затмению…
Здесь царство погибало меж имен,
 от одного плевка и дуновения.
Меня терзали многократно - сотню раз.
И твой земляк, в придачу - «Сеятель – Слизняк».
 Летая в облаках – слыл богом…
Спесью изрыгал, меж государевых зеркал
- жуя чужой кизяк. Смотрел на циферблат- переходя на мат.
 Живя в довольствии - нечем не облагаем.
Мне тяжело. На этом и кончаем…

               
                Действие 6

/Степан Разин засыпает, видит сон. Во сне видит Пилата, Ирода и Сталина/

Пилат:

 - Вся наша жизнь - служение народу…
Но вот беда, народ, - он любит моду.
 И часто тонет он, не ведая греха.
 А смерть им мутит ключевую воду…
Живет мечтами – нашими словами,
не смотрит на весы. Песочные часы текут,
 меж их рабочих пальцев рук.
Законы праведные им не по плечу.
Они вернее ближе к палачу…
Их либералы мутят не напрасно.
Они, как мухи в щах,- толсты, ужасно.
Раскинулись в тепле, от света и загара.
 Ждут   общих благ, от благоденствий дара.
Ждут приношений в виде общих благ,
основанных на, вздохах «Ох»! и «Ах»!
 И племени костяк им ближе к сердцу. 
Иудина серьга, и Ирода деньга…

Ирод:
Опять моя деньга… Я вижу не уместно,
 мне повторять об этом повсеместно...
 Иосиф подтвердит, и это факт.
Гипотеза его, что Ирода деньга
 подобие герба с звездою сверх серпа.
 Отождествляет время, знак и место.
 Соединив узлом народы повсеместно,
Ирода деньга и герб страны,-
как нервная струна… масштабами меня,
 так поразили честно.
Иосиф создал сам  железный занавесь - шутя.
 А стала повсеместно…
А я оставил память,- «Стены Плача».
 И свой автограф, - вот сижу и плачу
 по убиенным. Да!  Я видимо палач!
 Жрецы мне предсказали детский плач.

Сталин:
 
Я не учел подводного течения,
стечение времен, эпохи извращения...
- ничтожество, которых я пригрел,
с шипением в клубке меж ядовитых змей.

Ирод:
 - С таким остервенением разрушать?
- Так могут лишь рабы.
 Но и они все уничтожить не смогли бы…
Оставили, как память, «Стену Плача» …      
Мечеть и «Купол Скал», где святость - не иначе.               

Сталин:

Железный занавесь. Воистину созвучен «Стенам Плача»,
 но мерзкие писаки,исподволь, историю перевернув иначе.
  Ей дали имя «тьма» с холодным льдом.
Холодными   окутав их ветрами.
 Наследники вдруг сами стали палачами.
 Терзают, все живьем…  - слепыми стали зрячие при нем…
Так что, друг мой Ирод. Тебе почет.
 А я для них, как волку потроха…
Ты был царем, а я всего лишь волком,
- так нарекли меня на долгие века.

Ирод:
- Где тонко - там и рвется.
Правителю припомнили злодеи. За прошлое...
 Когда завис твой острый меч над ними,головами,
когда веревка шею обвивала, и испытав свист хлесткого кнута.
 Ведь кнут подобен мысли. Он всегда
железной хваткой мидий обвивал  тела.
В ведениях я часто вижу хлыст, и бьющего   Христа.
 его напев и свист.

Сталин:

 Поговорить желаю я о ближних.
Которые, на псарне были псами, в хоромах мудрецами.
 А меж казенных торб - искусными ворами
- пядью во лбу и смутными богами, с грязью в рот.

Ирод:

 О! для злодеев  -  Флавий был бессилен.
 Чтоб зерна впредь от плевел очертить.
Здесь надобно Иуду допросить.
От их интриг меня бросало в ярость.
Крушило мозг. Казнил я Мариалу.
 В депрессии бывал я, много раз.
И оживал от лести, -подыграв,
 злорадно – их карал.
Карал их многократно и страдал…
в тумане шел я, вижу, как сквозь сон,
 в москитной сетке появился он.
 Чудовищем косматым на яви, предстал передо мной,
 затрясся – весь в крови.
Грех мой возьми, он прорычал и с воем,
 осатанев, что стал теперь изгоем.
Служил я палачу- был палачом, иудой.
 Вершил ваш суд в ночи и днем,
 над собственным народом и детьми.
Владимиром зовут меня и кличут.
Я не обижен. Но лик скрываю от народа впредь.
 А вдруг убьют меня, или отравят?
Такое часто совершалось на Руси…
О господи прости, спаси!
 И крестится, как дьявол,- погоди.
Я не святой и видишь… я не ангел.
 Нет сердца у меня.   
 У    Ирода моя душа, в персте.
Ему не стал я представляться

Сталин:

 - Томится в   грусти мысль,
 а заповеди тленны!
Я чувствую Иуде не легко.

Ирод:

 -Какая сила магнетизма кристаллизует мой мир?
- Какое имя, для отчизны, разверзла память на прилив?
-Какой венец единовластия- сияет в пору на отлив?      
Какое сердце нужно власти?  Что безучастен в ней народ… 
Обожествляя силу власти на сто столетий наперед.


Сталин:

 - Ругнули бога, сразу, у порога …
Лягнули бога лежа на весах…
Не торопясь спросите после бога:
Что предназначено для нас?
Лизните спичку, чтоб не поперхнутся.
Чтоб в грозный час во тьму не окунутся,
от искры не родился   шквал огня,
 не поглотил, красотами маня.       
–Запомните: кровь красная – до дня…
  Труп возродится в красного коня.
Да!!! Закурю я мира трубку,
чтобы дымок дымился надомной,
 чтобы в тумане мысли божие не скисли.
В чем мама родила стою перед тобой…
Пути господни для преступника не чисты,
-неисповедимы…
Полемика подчеркнута кнутом,
 и красным палашом… -  карандашом.

Ирод:

 За стенами гарема,
я чувствовал, что есть одна дилемма…
-Орудие убийства упростить.
Ненужного врага впредь ядом угостить.
И тихо, слабых убедить:
-Что все, во   благо их…
- Другого им не нужно.
Им остается жить. - Меня смешить.
А то так душно…скучно…
- Приходится грешить…

Сталин:

 -Убийца у убитой, взял панталоны на прокат.
А вечером вернул – чтоб не смотрели хищно,
 убитые в гробах.

Ирод:

- В кулачной драке побеждает первый.

Сталин :

  И ложь.. Она как стерва,
немножко шарма добавляет первым.
Изюминка по вкусу к плутовству.
Естественно прилипло к   естеству.
Все чехарда… Все слухи, ливер - бредни.
 Их лишь Ефимович предвидел, - но не смог
Предотвратить. Здесь не помог и бог…
а ливерные   мухами плодятся,
 чтоб развернутся- ракурса боятся.
Масонский заговор готовят активисты.
 Они двулики – чистые артисты.

Ирод:

 Сторонники у Льва берут свое начало.
А коалиция им жопу подлизала.
Классический сюжет – по существу,
 для криминала

В глубине сцены Степан Разин в клетке.

Голос свыше:

 -В даль смотри. Деяния по опыту сравни.

Сталин:

 Они нашли следы в истории,
 которые и не тропили мы.

Ирод:

 Арестовать бы надо было всех...
и допросить.
 А прочих -худших отпустить...
На воле обретем мы тех,
которые нам принесут успех.

Сталин:

И праведников надо оттеснить от тех,
 которые в России совершают грех.

Ирод:

 Вы   выпустили Льва,
 он скрылся за границей,
 ославил Вас, -
но возродил   жар – птицу,
которая возвысила тебя!

Сталин:

 Отдал он богу душу,- мой должник.
 Он в существо – в нутро мое проник.
Талантлив был мертвец –
но умер как подлец   в обнимку с ледорубом…         
как засранец и паяц.

Ирод:

 Святая дева!.. Превосходны речи,
 хоть много сквозняков, от Евы до предтечи.      
Беда от дураков – всему свой час, черед.
Другим,  там делать нечего без нас…/ им здесь, в аду  почет. /

Сталин:

 Заступнице всегда сопутствует палач.
 И детский плач…
История  – слепа, история глуха .
Судьба  с тобой играет не напрасно..
живем в аду  расплескивая масло…
 Черт  нам налил вина,- его здесь есть вина…
 Иуда высыпал  под ноги  серебра...
-Какие имена….

Ирод :

 История, как женщина прекрасна  на коне.
Но более прекрасна,  в неглиже…
А если показать им наш портрет.
Ценители искусств, цедя абсент,
 вмиг без труда свое очистят чрево.
Блевотной жижею  покроют  наше древо…

Сталин:

 Прости ,- ведь это их недуг…
Они шершавым языком лизали мед из рук..
 Как трудно избежать соблазна,
и врезать им   пинком...
Чтоб не мутнел их разум…

Ирод:

 Грешили все.  Мы были в их числе.
И слыли проповедниками - Где? Во тьме!
 Родную кровь не ставили в главу,
 мы были одержимы – на духу.

Сталин:

 Удовлетворяли прихоти свои,
 от хруста в сапогах, до хруста тел в прострации среды.
Ругают нас, и видим, не напрасно.
Возможно поделом.  Недолго до беды…
Нас стоило боятся…

Ирод:
 
У Рима зрелищ было больше.

Сталин:

 - Больше и рабов.
 Хоть там отскакивало право от зубов.               
Но множились  враги, что стало в Риме тесно.
От злостных мужиков…
- патрициев живущих повсеместно….   

Ирод :


 На блюде предо мной предстали две главы.
 Крестителя и будто сатаны.
И море россыпи из злата, - грязей   тьмы.
Я  чувствую ,от крови в аде мы.
 Уйди назойливый мираж от сатаны…
порочен мой изъян - у образа вины.
Могущество  - распятие державы,
забальзамированный век ,- а люди стали ржавы .
Не  поднимают век , осклабилась  ветвь славы               
 Глаза   темнее рек… - безумство  ярче лавы…               

Сталин :

 Медведь  им наступил на слух, -их сущность выражая.
Кто был пред нами дерзок, те сейчас
Целует вечности подошвы – к совести взывая.
Я помню….Защиты ждал он и  из вне. Но каялся, как жулик,
 обвиняя - возможного Иуду на скамье.
Подробно излагая – «Достоинство судье»…
 Перед  Пилатом  воздух сокрушая .

Ирод :


 Исконно  мука гложет впредь меня.
Карает нас в аду, - бездушность   бытия.
Обвалы , камнепад ,
 нас в судный день , - так давят.
А  в вышине,  стервятники
 с когтями   рвут и  правят .
Они   вне  видимости
– точно   не оставят.
Мы здесь прикованы к скале….

Сталин:

 Кто собирает дань, тот умертвляет кров.
Не благовидно потчуя словами.
Законники они важны сейчас.               
Кого не тронь...- в миру   
- Иуда иль палач,-  вам душу отравляет...
и высосут с вас кровь...свободой прикрываясь.
А крестик...- он  на случай,...  на Авось.

Ирод:

 Собачья жизнь была, – собака умерла…
Ушла она от горя - нечестивцев…
Опять мне две главы мерещатся в крови.
Иуды голос воскресает, свищем.

/голос иуды/
- Учитесь жить!  Воруйте, пока есть… Пустое никому не нужно…
Откликнись совесть: Эй... Ау, ау!!!
 Вдовою стала честь, пред совестью ненужной...
обращается к Сталину: Давайте посетим раек...
посмотрим...как проецирует народ,- среди невзгод, на куклах
нашу сущность.

Степан Разин:

 -Вы, иуды, сидящие под грушей.
Настанет час и яд придется скушать….

голос свыше:

- Сок в уста,- луна пуста, где оклад, там речь густа.

                Действие 6

 Раек, идет кукольный спектакль.
Сидят Иуда и Ирод. Ведут диалог…

Иуда:

 Как в колыбели было мне тепло.
Светило солнце- светом не кривила.
Как нестерпимо стало тяжело
от ясности, в которой подлость зрима.

Ирод:

Да! Нестерпимо, сердцу горячо.
Мне трудно говорить, и с этим разобраться.
Вокруг лишь кровь, она течет сюда,
 и я сижу в крови...
- мне с нею не расстаться.
Но думаю сейчас я не о том
представить не могу себя распятым.
 Такого   не желаю и врагу
ни на пиру, ни огненно объятым.
И даже и Христу…
Хоть Петр обмолвился, что он здесь не причем
я думаю, вериги по судьбине.
/Обращается к Иуде;/

-Тебе Иуда с серебром, быть надо осторожным,
средь христиан прилипших к этой вере в гром…
-достойных много, много и ничтожных.
Вмиг украдут и смоются в туман…

Иуда:

 - Обман  , кругом обман
От срока и бес срока.

Ирод:

 Но не всегда. Вот экскурс в даль
-  былые времена.
Хоть Диоген не слыл   христианином…
 Дрочился в бочке, но потом
Дарил он сперму откровенно дивам.
Широкого масштаба человек.
Но жаль - он грек…

Иуда:

 Да чудаков так много,- как и я.

Ирод:
/ его перебивает:/
-Постой, постой, я вспомнил один случай,
который принесла сорока мне на случай,
из тех краев, где буйствует зима.
Там  мазохист    - христианин ползучий               
Свой детородный член прибил к брусчатке у кремля.
Такие  времена. Такая бессердечность…

Иуда:

 - Наверно тоже грек?

Ирод:

 - Копай поглубже – пыль от сапога,
 Душой и телом ярый венеролог,
 коровья голова, большая, для осла.
и подойдет в России кадастровому  волку.

Иуда:

 Все это слухи. Кто же мне скажи:
 Оставит яйца... видимо штаны, как мозг дырявый…
 а ценность битой скорлупы?
Не уж-то он бездетный?
В агрессии к любви, он ведь не первый?   

Ирод:

-Но  были же правители , член есть а он ненужный.

Иуда:

 - Вы, о Михаиле?

Ирод:
- Велика  честь, ему  яйца были не нужны…
на службе и по ныне.

Иуда:

Смешите грешника!
 Царствие темное должно быть еще там?
 А он живой?

Ирод:

- Живой, живой.  Живет без недостатка.

Иуда:

 - Все так же, клевещет на народ?
и серенады западу поет,
смущает старой песней?

Ирод:

- Как  примак   - свободного достатка.

Иуда :

Наверно жгло  железо  его  член
и головной колпак натер ему   наследство,
что он сроднился   с Диогеном повсеместно.
Наверное,  в его роду  был грек.

Ирод:

 -Я знал , Петра.. Конечно не Иуда.
А вот Борис,  он кажется оттуда…
В его ужимках , родственное есть…
Взгляд  хоть  и прям, но оторопь берет , когда он пьян.

Иуда:

 - Он рыбак . Им море по колено…

Ирод:

- Вы о колене? Чашечка болит.
А пред рассветом, в ухе так свербит.
Я кубок выпил бы , да вот болит колено…

Иуда:

 - Фекалий  приложи.  Поможет непременно…
Мне лекарь, дьявол приписал – ядреный кал Бориса.
Коль  нет в котле - возьми на первом…

Ирод:

- Малахов, – Там ?  /Иуда подтверждает, кивая головой/
И здесь прилип он спермой.
Все заблуждение его…
Вот как-то раз мне принесли главу крестителя.

Иуда:

 -На первом?

Ирод:

 - На   блюде!
Так я не испытал той горечи утрат,
и даже не было позывов, когда я пил вино
 -вдыхая крови аромат …
 у женщины вздувалась грудь на диво.
 И все же :  - Что  толкуют о Христе  простые люди.
Кто он для них сейчас?
 Ведь слухи домыслами обрастают.
Кто их жует, тот   моду возрождает?
 

Иуда:

 -  Он не крылат, но в воздухе парит,
 по водам ходит,- складно говорит.
 Пред   образом его они склонив колени,
 бьют все челом  в поклоне  с   вдохновением.
 И даже Серафим.

Ирод:

 Это не тот ли Серафим?
 который ввергнут в ад?

Иуда:

 - Возможно он, а может и Саронский.
Ангел вернее знает. - Он ближе к небесам.

Ирод:
 Тому и быть закончим посему.
 Послушай, брат Иуда … - Плохо мне,
я чувствую, что в этакой среде
дух чужака присутствует- роится.
 И мне не спится,- страх прямо на коне…
Глаза закрою, – вижу человек,
 лицом  свободен , глаз косит на грех,
на голове родимое пятно   
и скользкий ум, – налима слизь – его.

Иуда:

 - А его имя- не дано тебе?    
Не черт ли он - на жаровом котле?
 
Ирод:

 - Одно скажу, он вольный,
 не в покое, среди людей он в образе изгоя
На ангельский живет всегда  манер,
 и не  чуждается продажности,  их сфер.         

Иуда:

 Вы точно мне представили его. Ведь это Миша…
Царствие его, очерчено  и нищенством и славой…
Разрушена  страна,  власть поросло бурьяном.
Он  и Борис - два левый сапога.

Ирод:

 - Я средь людской молвы правитель и злодей…
А этот Миша, в корысти своей…
он столько загубил сердец.
Я помню, любовался он , своею прямотой перед собой.
И ноги вытирал,
 народа чувства он на лондонский  протез собаки променял.
 
Иуда:

- Я  удивлен ! никто и не осудит.
Но факт уж есть, - его они забудут.

Ирод:

 - Нет, нет Иуда!  это заблужденье!
 Он как сморчок   съедобен – но вонюч...
достоин он, как все   навозных куч.

Иуда:

 Да! - хищник он. И это все из детства
Все кто однажды хлебопашным слыл-
Тот озверел от чистоты небесной
И стал вполне железным поостыв.

Ирод:

- Нет сердца у него….
Он  кто? Пилат, Горгоны сын иль Ирод?
Иль сын мой Антипатр?
Чтоб в бешенстве главенство опорочить
и не признать свою притом вину.
Да ядом он наполнен. Червь совесть источил.
И думаю, умрет без чувства долга…
Которым, и народ свой наградил,               
- хотя живет еще, и долго народом нелюбим.

Иуда:

 -А как Раис?  Она ему жена?
 – Любовница, мишень для призрак –  соглядаев?

Ирод:

 - Таис, Раис»?- моя ничтожна память.
 Она была и не одна. Теперь она средь нас,
 презренно на события взирает.
В котле наверно отдыхает.
И ловит мух, их много – Раиса дело знает.

Иуда:

 - Нет! Нет!  Я видел эшафот, она впрямь там,-
Всем грешникам колени подгибает.

Ирод:

 - Что с женщины возьмешь?
Душа от сатаны. От бога слово Рая…

Иуда:

- Не все, есть поумней, живее -красивей .
К примеру, Рембрандта - Даная.

Ирод:

 - Вот слышал, царь Борис  до женщин был горяч.
От женских чар его в хмель и  бросало.
Когда вожжа ему меж двух яиц застряла,
 он вожжи власти отдавал -кому попало…
и не стыдился пьяным танцевать.

Иуда:

 - Да! Да!  Не тот ли ваш Борис,
 который царствовал, тягчился припевая.
 Словами мысль свою превратно  излагая,
 в хмелю разбрасывал все свитки, и плясал?
Трех палой лапой  лапая,   на возраст невзирая,
 бабенкам подавал кормилицу- бокал,
 шампанское в канализацию сливая.. не тот ли?
И поднимая тост вещал : Значить, вас я  поздравляю!!!

Ирод:

 - Да был петух .
Да глазом окосел, и вовремя слетел…

Иуда:
 - Он здесь сейчас среди котлов.
За чаркой тянется ,Гимн старый напевает.
 «Боже, царя храни…»
 Но только  руку к водке  приближает,
 черт  моргнет - шепнет , и  водка  исчезает.

Ирод:

- Замучился небось, – хлебнул бы из котла.
Ведь там настой покрепче водки будет, и «слаще» коньяка.
 Да был чудак. Ему хоромы выстроили вроде.
И слава растеклась за огороды.
 Урал река усохла в этот год. Списали на народ.
Но радость для народа ведь какая.
 Владимир бабушке помог на годы невзирая.
 воздвигнул детородный член, - вернее столб.
Судьба его видать такая.

Иуда:

 - А что Пилат, он также черту служит?
 И руки умывает каждый раз?

Ирод:

 - Его за это время не осудит,
он на часах- так черти   говорят.
Он стал законник- так о нем твердят,
 соратники –службисты портупеи.
Вчера испили с Березовским змия.
 Хитер он и смышлен мой брат
Ох и надрались мы.
Он и в котле бывал не осторожен
Язык у черта дважды прикусил.
А бранных слов наслушался,
-аж тошно….   Я ими закусил…

 
 Степан Разин проснулся.  / он в комнате пыток…/

-Что делать мне? Я хищник? Иль борец?
 История чему то нас  научит.
И вижу я - за драмой перевес.
Там где предательство – там сила…..
-а совесть их не мучит…

От автора:

 - Все "праведники" в бешенстве сейчас,
Дразня Европу в  части ногатою, они летят туда
 тщеславною гурьбою.
Чиновники с подчавками семьи, чтоб заручиться
Бранно здесь сразиться, чтоб их  Иуда взял в ученики…

О жертвенных минутах:
Сняты путы, все во хмелю от барственности смуты         
Ослеплены ,средь  воровства зеркал
Весь наш народ - меж иродами встал               
И потому нет ясности в умах,
Чиновник думает :  Смысл лишь в одних гробах
А черт сидит перед пустым котлом
И месит  нечисти - осиновым  веслом.
И ждет…


Степан Разин:

 - Испить бы мне , чтобы уснуть  - забыться,
 и как дитя  утроб  -переродится. /засыпает/

                Действие 7

Сидят Ирод и Сталин / вдали Пилат на лист пустой взирает/ слышен его голос…

Пилат:
Я прав или не прав? Вот в чем вопрос?
Мой срок давно истек. А время держит рок …
а мысли между строк, стекают,- как итог…
- Иудой правит рок.
Мой час прирос к возмездию судьбы,
терзают жертвы, свитые в крови   
Терзает отсвет пламенный в очах,
 в нем   ускоряет грех - законник  при свечах.         

Ирод:

- Судьба одна, она в лицо нам дышит,
 и напирает  взглядом    на ребро….
Копается внутри и печень ищет,
 ищет, - чтобы вонзить свой клюв в её.

Сталин:

 Мой час настал. Стервятники клюют, и когти поджимая,
 в лицо истории, мое плюют, «крылами» добивая.
 Неровен час, сюда они войдут, ад изведут,
 на черта желчью изрыгнут…
И тень мою порвут , злорадством  ада темень оглашая .

Ирод:

- Да!  Не переваренные гены сатаны,
как зерна, ягоды волков внутри страны
– яд грешный источают.

Сталин:

 - И отвергают часть  своей вины:
Я  молча возражаю.
В букет экстравагантный поз - гульбища  собирают…
 Мой к ним  вопрос: -Чтоб  закрепить  момент.
Или  Иуды - Сталина не знают? 
 И делают акцент… Гипноз не прерывая,
 на позитивный жест, на удаленность рая.

Ирод:

 - Нам в пример приводят    догмы тех,
 кто для истории, при всех, пушинки на весах.
 Их значимость мы знаем.

Сталин:

 - Ничтожны, возможно – так хотели,
 скрыт свой недуг? - сакральный интерес.

Ирод:

 - На жерновах- кругах, так истина  стяжалась,
 что ей по воле бед  до крови   доставалось.
Ночь источает кровь, день равен порицанию.
 Грех   источает цвет  и равен   наказанию.
Судьба не искажалась просто так,
 чернели души с ядом на губах               
Яд их убил, съязвив неосторожно,
 они и сами стали  в годы оклеветанные ложно.

Сталин:

- Человек дитя природы, его судьба зависит от погоды.
Повеет суховей, - завянет лист в жару.
 И человек, он рад бы грызть кору
чтоб выжить, испытав терзание от  рока,
-  распятие неся в себе до срока.
  Пойдут дожди - окрасит кровь восток,
 обрушится судьба волною на беду,
слезами с кровью смыв зерно пророка на поле в борозду.
Я рад бы есть кору- у черта   на пиру под прессом…            

Ирод:

- Молодость  в крови, сечет себя плетьми,
 торопится скорей  в рай душу  вознести
 под прессом извиваясь, вторить лихо.
 Мы всех вокруг порвем, и станет тихо.
Сомнем царей, и сами станем править лихо!
Порвем Иуд – иудами восстанем!
Такие времена – такие слышу речи,
из далеко, от светлого предтечи.

Сталин:

- Минорный ряд, аккорд – поэмы,  гимна.
 Гудело все, хоть место это гибло.
Ларец лишь в сказках открывается легко,
 а наяву он  в небе высоко .               

Ирод:

-  Немеркнущей звездой явились мы на свет,
 я полукровок, -  полукровок дед.
Нас ненавидят с той и с этой стороны,
лишь потому, что мы истории нужны.
Со всеми низостями нашими - важны.

Сталин:

 - В семействе муравьев, там истинный порядок.
 Все знают, для чего работают, страдают.
 Все трудятся, для всех, и все за одного,
 пойдут на смерть в защите своего.
А трутням там не место. Их убивают труженики честно.
И распрей нет средь них, никто не рвется к власти,
не возбуждая страх у либеральной власти.

Ирод:

 - Истории порядок произвольный.
Одни живут и обществом довольны.
Они всегда найдут свою ячейку,
и будут отдыхать - свернувшись с ядом змейкой.         
Они бывают чаще при дворе.
 Их дети безымянно в серебре.
Зачем им рай, коль рай их на земле,
 они сосут, возможности к себе.

Сталин:

 - Народ бессилен что-то сделать с ними.
 Народ всегда в огромной паутине.
 Давно их высохло нутро…  Кто их сосет, тому легко.
 Пример тому – Иуды ремесло.

Ирод:

- О люди, о рабы, о дети!
Как много крови выплеснуто в свете…
О сущности сходящих нитей в лете.
  Поговорим о нас с тобой, в немеркнущем ключе.
 О сокровенном, - роли, палаче.

Сталин:

 История не знает исключений.
 Её вершили мы, средь   разума затмений,
 не было нас, пришли б совсем чужие…
Терзали родину по имени Россия.
Не скрою, было мне не просто,
соединить людей великого погоста,
 с великою идеей повсеместно,
блуждающей с ним во тьме, и я совместно.               
Не скрою в роли палача - был вождь.
  Не я. Ильич…  Да, да, он первый ставил плаху,
 служителям и низшим, - их монахам.
 Ссылая подданных, на дыбу в Соловки,
 он испытал тогда оргазм своей среды.
Надежда стала выше слов любви,
а вера не укрылась от сумы.
А марсельеза стала его искрой,
 до гробовой доски…
До той поры, пока она не скисла.               
               

Ирод:
- В  круговороте памяти,и  жизни  кругозоре.
Она как горная река мне вымывает горе,
разбрасывая мысли на бегу, разбрасывает истину в среду.      
Я чувствую, как плавится песок,
и вижу куст, как я,- он одинок.
Вокруг цвели сады , и ликовал прибой .
Глаза слепило сладостной игрой,
манила плоть, цвет юности пастозный,
под толщей чувств скрывалась мою боль….
Мне грезилось, что я живу в раю,
 в ущелье между скал - иудой на  краю.
Меж лилий и зеркал я восседал на троне,
 под троном отдыхал шакал. Шакала я достоин.
               
Сталин:

- У истины запачкано лицо,
невидимое зло в туман отдалено.
А линза исказила весь процесс,
 вместо прозрения мной выделен абсцесс.
Я не испил высокой силы  славы.
 Мне недоступен был тщеславия порог
Я был слуга своей, своей державы,
 который подметал людской парок.
Сидел я, не на троне, а на иглах,
 как йог индийский  отвергая боль      
У  ног моих порок  иудаизма
– крысиная возня за винный рог. 
Мне угрожали, жалобно пищали
о тесноте свободного гнезда. 
Их чувства между клеток бастовали,
их развращало время, - не меня.               
Я был свободен, был  средь злата нищий.
Но полон сил , чтоб закрепить успех,
Я не искал путей  с гниющим днищем ,
 мой путь направлен , только на успех!

Ирод:

- Мелодия доносится от туда,
 гоп стоп  шалит в угарной  тесноте.
Возможности небесные повсюду.
Расправлены  мне сети в темноте.
Но ведомо лишь мне, событий предсказаний,
 оставил я свой камень на земле
свой  нареченный  камень стены  плача,
 что возникает образно  во сне.
Иерусалим купался в лучах славы,
 я слыл великим, в битве на коне,
 но только я  сошел с крыльца  державы,
  она держава помутнела в дне.
Им бы путника  вошедшего в  ворота,
 чья мудрость  по велению гласит:
  На  камень реконструкции  Каабы,
 - согласие и мудрость надо   пригласить.

Сталин:

- Как истина гласит:   коль в сцене ружьецо висит,
 она должна и выстрелить по зверю.
 Страсть в обществе кипит. Ищите люди зверя!
Во мне, в себе, по крайней мере,
 в чиновнике – стяжателе наук, овцы паршивой
меж бумажных букв.
 Ищите хищника и зверя, и он придет,
на стук,не отворяйте душу двери.
губернскому скоту нет мне доверия.
Неся главу и серебро…- 
дань в собственные руки.
Получите грозу… а ты несущий,- муки.
 Придет и час, придет и наше время…
 Как Сталин вас прошу! -
Вы не держитесь за мошну.
Там зверь, сожравший ваше семя…
и серебро вам не к чему.
Вы стали ныне  хуже зверя…
А ружьецо, так выстрелит  ко дню...
Что в соляных столпах окаменеют те,
 кто там сейчас в кремле.
И недруги в гробах перевернутся
И Ироды  в мгновение очнутся,
с небес спустившись к людям на земле.    
А вам Иуды, чтоб  не поперхнутся…
Вы будете кипеть в котлах в огне…
в чернильной темноте, у черта на подносе.


                занавесь


Рецензии