Песни Валентины Толкуновой. Интервью

                Валентина Васильевна Толкунова /1946 - 2010/ в то далёкое и близкое для нас время еще не имела звания Народной, но уже снискала поистине всенародную любовь. Известен случай, когда после концерта пожилая женщина упала перед ней на колени со словами: "Вот увидела тебя; теперь и помирать можно!" Лично я была свидетельницей подобного выражения любви и восторга к певице в Доме культуры "Горняк" в Старом Осколе. На концерте во время заключительных аплодисментов мужчина средних лет, очень просто одетый,  вскочил на сидение своего кресла лицом к зрителям и громко сказал: "Люди! Вот это – настоящая женщина! Русская женщина! Я просто не могу..." Ступил на пол и полез в карман за носовым платком.

                Посчастливилось перед концертом наблюдать на улице горячий приём старооскольцев сразу по её приезду. Это было жарким июльским летом 1975 года. "Наша Валечка", – как любовно называли её в народе, вышла из автомобиля с милой улыбкой на лице, в волосах, подобранных в двойной хвостик,  –  жемчужная нитка-талисман. Одета в сиреневую рубашку с воротничком-стоечка и джинсы, расшитые кое-где ягодками клубники. Толпа, нетерпеливо ожидавшая её на небольшой площади перед зданием "Горняка", уступая певице дорогу, расступалась, и устилала весь путь до дверей полевыми ромашками и васильками. А букетами садовых цветов, буквально, завалила. Они не помещались в руках, она даже на плечо их укладывала пока не подскочил один из следивших за порядком милиционеров с идеей помочь женщине.

                Спустя годы она скажет: "Я очень несовременная... Как-будто –  из другого века. Если бы меня спросили, в какое время хотела бы родиться, ответила: "В ХIХ веке и никаком другом! Всё-таки я дочь той эпохи".
      
                Очень красиво, метко и образно высказался о ней и её творчестве композитор Микаэл Таривердиев: "Слушаю Валентину Толкунову и думаю о её понимании песни, о мудрости, сквозящей в каждой музыкальной фразе. Только мудрость эта  –  особенная: женская и терпеливая, только понимание это наделено прозорливостью ребёнка, только ритм её плавных движений одухотворён душой приветливой и доброжелательной женщины, окрашивающей наш мир ровным светом нежности и постоянства".

                Предлагаю вниманию ПРОЗАрян своё коротенькое интервью  с Валентиной Толкуновой, имя которой впоследствии вошло в список наших легендарных певцов, а для меня прекрасным воспоминанием личного общения с ней. 
      
                Из рубрики НАШИ ИНТЕРВЬЮ.

— Любимая наша Валентина Васильевна, расскажите, пожалуйста, нашим читателям  о том, как Вы пришли на эстраду? Но сначала – немножко о семье, в которой выросли.

— Папа мой был военным, родилась в Армавире, а через год семья наша оказалась в Москве. Жили на окраине, очень скромно. Даже игрушек у нас с братиком Серёженькой не было. Но мамочка каким-то чудным образом выкраивала денежку на покупку грампластинок с песнями Утёсова, Бернеса, Шульженко, Руслановой. Я аккуратно по памяти записывала слова в тетрадку и мы распевали с бабушкой, братом и мамой под её аккомпанемент на гитаре.

— Это и привело Вас в детский ансамбль Центрального Дома Железнодорожников, которым руководил сам Семён Иосифович Дунаевский?

— Да. Учительница, заметившая, что я пою на переменках, настоятельно порекомендовала меня для прослушивания в нашей школе. Всего отобрали семь человек для детского ансамбля. Этот первый серьёзный шаг произошёл со мною в 10 лет. До окончания средней школы была участницей ансамбля Дома Железнодорожников.

— Шли с песней по жизни, так сказать, а что было далее?

— Когда получила неплохой аттестат зрелости и могла поступить учиться на любую профессию, сомнений не было: "Хочу стать и буду профессиональной певицей!" В 1964 году поступила на дирижёрско-хоровое отделение Московского Института Культуры и Искусства.

— Выходит, что популярность нашла Вас ещё во время учёбы; в 1966 году Вы уже были солисткой "ВИО-66" под управлением Юрия Саульского.

— За популярностью никогда не гналась; порою даже её стеснялась. Юрий Сергеевич, тогда более известный, как автор песни "Чёрный кот"...

— Да-да. Помню: "Жил да был чёрный Кот за углом и Кота ненавидел весь дом. Только песня совсем не о том..."

— Он создал что-то необычное для того времени джазовый вокально- инструментальный ансамбль. Искал среди наших студентов солистов, выбор пал на меня. Это было интересно и полезно, для меня - большая школа. Вскоре стала главной солисткой.

— ... и супругой композитора?

— Через пять лет ВИА распался и наш брак – тоже.

— Но популярность Ваша не угасала. В 1971 году мы слышали Ваш голос за кадром в телесериале "День за днём". Полюбили песню "Стою на полустаночке".

— Там её исполняет Нина Сазонова. Но позже "по наследству" эта песня перешла в мой репертуар. Вскоре поэт Лев Ошанин пригласил меня на свой творческий юбилей в Колонном зале Дома Союзов. Я выступила с песней Шаинского "Ах, Наташа". Это было неслыханное счастье! Петь на одной сцене со своими кумирами - Шульженко, Зыкиной, Магомаевым, Кристаллинской, Георгом Отс большая честь! Концерт транслировался в прямом эфире Центрального Телевидения.

— С того времени  посыпалась популярность скромной русской девушке в длинном платье, с косой, обвитой жемчужным ожерельем. Новогодние "Голубые огоньки", "Песни года".

— Но эти выступления не были регулярной постоянной работой. Я очень благодарна Иосифу Давыдовичу Кобзону, который пригласил меня в "Москонцерт".

— Какие песни мы сегодня услышим?

— "Стою на полустаночке", "Серебряные свадьбы", "Не судите меня, бабы", "Мы на лодочке катались","Старые слова", "Где ты раньше был?", "Поговори со мною мама".

— Где-то в прессе Вы обмолвились, что первой слушательницей "Поговори со мною мама" была Ваша мама. И её она проняла до слёз.

— Да. Так и было. Мамочка тогда сказала: "Эта песня понравится всем мамам". Кстати, она была написана для Людмилы Зыкиной, но ввиду длительного отсутствия её на гастролях, досталась мне.

— Какова география Ваших гастролей?

— От Камчатки, Сахалина до Калининграда. А также все республики СССР и страны соцлагеря.

— Сердечное Вам спасибо за интервью, дорогая Валентина Васильевна!

Беседу вела литсотрудник отдела культуры
"Октябрьских зорь" Галина Дригайло.

 


Рецензии
Одна из любимых певиц. И песни знакомые, душевные.
Огромное спасибо, Галина!

Ольга Смирнова 8   13.03.2024 11:17     Заявить о нарушении
Она у меня тоже в самых любимых...
СПАСИБО, Оленька!

Галина Фан Бонн-Дригайло   13.03.2024 17:14   Заявить о нарушении
На это произведение написано 36 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.