Старая деревянная церковь в заброшенном селе

Из цикла коротких рассказов «Моё деревенское детство…»

Жизнь в деревне,  зимой не отличалась особым разнообразием  для ребятишек, хотя, думается, лучше, чем в городе, никаких ограничений - свобода.
Как часто, бывало, в выходные, с утра  пораньше сбежать из дома, пока не обвешают поручениями по хозяйству, за неделю не переделать.
Собирались там, где детский труд не в почёте и родители покладистее, где  согласие и любовь. Поручения по хозяйству этого дома выполнялись моментально всей компанией, потом на печку греться и сушиться.
 Голод утолялся чёрным хлебом с солью, чесноком или луком. Хорошо, если сало водилось в доме. На закуску применялась паренка, это сушёная свёкла, а также проросшее зерно, которое парилось тут же на печке, для кваса. Особым спросом пользовался жаренный горох, это как сейчас чипсы. Домой даже на обед, не хотелось.
На полатях и печке  вели неторопливые разговоры. Самая обычная тема, это страшилки. Мы больше всего боялись мистики в любых её проявлениях.
Постепенно речь зашла о заброшенной деревянной церкви в дальнем селе, которое уже почти всё опустело. Дорога туда проходила через низину с речкой и полуразрушенный мост. По расстоянию  по местным  меркам недалеко, но по проходимости очень неудобно. Мост восстанавливать не хватало средств, и поля вокруг села считались не перспективными, леса - кругом болота. Зимой, на лыжах с собачьей упряжкой, по твёрдому насту - часа два ходу. Компания быстро отправилась и провела разведку. Следов вокруг церкви на снегу не оказалось, часть крыши просела, ветром хлопала оконная рама уже без стекла. Забрались вовнутрь и поняли, что там уже прилично поработали расхитители. Икон и церковной утвари нет. Для тщательного осмотра и поиска схронов, тайников, требуется время. После бега на лыжах с собаками  разведчики  начали остывать, пора в обратную дорогу, даже в село не пошли. Обратно дважды останавливались, отдыхали и обсуждали планируемый поход летом. Решили обследовать всё и порыбачить на запруде около села, под горой, на которой была церковь и кладбище.
До лета подготовились к экспедиции,  узнали много интересного из истории села. До революции село Лесное было богатое, а во время революции  его облюбовала  банда мятежников. Власть рабочих и крестьян установилась в селе аж через девять  лет после революции.
 При любой попытке ликвидировать банду, она уходила через болота в лес и бесследно исчезала. Для народа вреда никакого от неё не было, а раскулачивать  зажиточную часть села власти не решались. Сложилось равновесие. В конце концов, пригнали армейскую часть, и банда второпях налегке ушла навсегда. Вместе с бандой сбежал и поп. Церковь осталась без хозяина.
Настало долгожданное лето, каникулы. Время, когда ещё не началась заготовка сена, а огороды уже посадили. Передышка.
Рано утром, после первых петухов, ребята собрались на окраине села с велосипедами, рюкзаками и удочками, привязанными к рамам велосипедов.
С восходом солнца картина русского поля ожила. Пение птиц и запах полевых цветов, наполняло округу. По обочине дороги ярко цвели васильки, а мак красными пятнами разнообразил картину. Над цветами в изобилии кружили пчёлы. Высоко в небе кричал жаворонок, по дороге прыгали трясогузки. 
Велосипедисты  быстро добрались до низины и реки, запахло сыростью и речной свежестью.
 Переправлялись через мост налегке, без велосипедов, рискуя свалиться в воду. Велосипеды спрятали в лесу, рядом с переправой. На другой стороне реки большая песчаная коса, далеко уходившая в русло реки, приглашала  искупаться, хотя вода ещё до конца не прогрелась. Ребята не отказались от приглашения и несколько часов развлекались на реке.
 Остальной путь пришлось преодолевать пешком. Через два часа на горе показался шапкой сосновый лес - кладбище, рядом церковь. Сейчас она не выглядела приветливо. Кусочек нашей истории, место крещения, венчания и отпевания всех жителей покинутого села. Кто–то вырубил часть высоких стройных сосен, и кладбище обнажилось крестами в сторону церкви. В этой картине чувствовалось чьё–то присутствие и обречённость, гибель некогда оживлённого места. Вечерело, от горы с таким видом повеяло мистикой. Настроение ребят переменилось, нужно, где–то определиться с ночлегом, а рядом с церковью не самое хорошее место для этого. Решили спуститься под гору в село, выбрать целый дом, а там и заночевать под крышей. Село встретило запахом цветущей акации, которая росла вдоль главной улицы. По селу гуляли свиньи с поросятами, козы, овцы, даже не стреноженные лошади и не привязанные коровы. Жилым оставался дальний конец села, ближний к лесу, но людей не видно. Как они добираются на центральную усадьбу?
 Обследовали несколько домов, но следы и дух прежней жизни не понравились ребятам. На сеновалах старое сено, превратившееся в труху, всё шуршало мелкими грызунами и ещё кем–то. Ночевали в саду, рядом с заброшенным домом, под открытым небом, у костра, так привычнее. Ночью пошел дождь, пришлось перебраться в баню, которая стояла без окон и дверей, кто–то забрал их вместе с косяками. Количество комаров увеличилось, и сон получился тревожный, обрывками. Со стороны леса кто-то протяжно и гулко кричал то грозно, то заунывно жалобно, - мороз по коже. Утром решили сначала порыбачить на дамбе, поесть рыбки, раков, а потом посетить церковь и домой. Пока лазили по домам, нашёлся очень хороший топор и ещё инструмент для заготовки коры  деревьев - калачИк, старое шило и охотничий нож - всё с ручками  из лосиного рога. Красиво и надёжно.
После таких находок исследование домов продолжилось, всем хотелось найти такой нож. Рыбалка тоже отняла время. Караси клевали один за другим и большого размера. Вытащили огромную щуку, которая буквально зацепилась за карася и не хотела его отдавать, сорвалась уже на берегу. Рыбу и раков жарили на углях костра, разложенного прямо на дамбе.
После рыбалки и сбора земляники по склону горы, дошла очередь до цели похода - церкви.  День перевалил на вторую половину. В напряжении подошли к рыльцу. Помнили ночной крик неизвестного происхождения. Входные двери заколочены досками крест - на - крест, но половины дверей снизу уже нет. Удочки и рюкзаки  оставили на полу сгнившего крыльца. Внутри сумрачно. Толкая друг друга в спину, зашли все. Сквозь дыры в провалившейся крыше пучками света освещался алтарь или место вокруг. Всё тщательно облазили и проверили, времени хватило. Лучше всего в такой ситуации отойти и представить, где бы сам организовал тайник. Приём в этот раз не пригодился. Ни одной иконы уже давно не было, но в одном месте осталась рамка от иконы. Чисто из интереса проверили, прибита ли она. Один из ребят нажал на неё, сдвигая с места.  Со скрипом шумом выпала доска в стене. Все уставились на образовавшуюся дыру. Перед тем как проверить, а что дальше, начали оглядываться, не видит ли кто, нет ли ловушки.
 Сзади, в проёме дверей, стояла высокая женщина в платке. Лицо её трудно было разобрать, но ребята узнали в ней ведьму, к которой все ходили лечиться, вправлять вывихи, останавливать кровь, лечить домашний скот и за другими нуждами. Её уважали и боялись. Жила она с другой стороны их родного села, на хуторе на берегу реки.  Как и зачем она забралась сюда? Может это и не она вовсе? От неожиданности все даже присели, тряслись коленки, руки онемели, не получалось перекреститься и не было сил заорать. Лучше бы уж привидение, а тут с виду живой человек. Чего ждать от неё?
У одного из ребят прорезался хриплый крик, как сигнал к действию. Все бросились врассыпную, кто куда, через все щели. В миг никого в церкви не осталось, забыли про рюкзаки и удочки. Без оглядки буквально летели под горку к лесу, в кусты. Через час взошла луна и по склону побежали тени от облаков, как чудища из леса в сторону кладбища.
 Один из ребят умел подражать вою волка, вачить. Этот своеобразный  призыв  применялся как сигнал сбора. За лесом вторил ему вой настоящего волка. Не страшно, так как волки летом на людей не нападают, сытые. За час собрались все, и всю ночь наблюдали за церковью. Ведьма из церкви через крыльцо не выходила. Но она могла выйти и с другой стороны. Утром перед рассветом кричали петухи со стороны леса, им откликнулись петухи жилых домов села. Очень странно? Лес начинался непроходимым болотом, вокруг которого дорог не существовало. Ребята  сначала решили забрать рюкзаки и удочки, а потом выдвигаться домой. Но всё получилось иначе. Преодолевая дрожь в коленках, они забрались внутрь церкви. Исследовали тайник, он оказался глубоким и узким, но там нашли свёрток.
 В свёртке документы на владение землёй с двумя домами в деревне, икона Николая Угодника и двадцать четыре золотых червонца. Как только узнали в селе о находке, у ребят отобрали содержимое тайника, да ещё примчался дознаватель из района, и целый день допрашивал в сельсовете участников похода с пристрастием по очереди. Его интересовала информация о тайнике и червонцы, всё ли отдали ребята. Как–то это было обидно для настоящих пионеров, которых буквально пытал представитель уважаемой спецслужбы и вёл себя как барыга, даже вход руки пускал и орал в самое ухо. Ничего он не узнал о загадках села Лесного, драться не надо было. Лучше ласково, по-хорошему. А непонятки интересные: откуда петухи на болоте, чего там делала ведьма, зачем такое количество домашнего скота местным жителям, если жилых только три дома, как они выбираются оттуда, если мост совсем сломан, кому потребовался строевой лес с кладбища? Это только навскидку, а если понаблюдать.
 После общения со спецслужбой, настроение исследовать пропало.

    фото из свободного доступа интернета


Рецензии
Так - что? Если по наблюдать...

Александр Занев   08.04.2020 08:35     Заявить о нарушении
В жизни всегда есть чему удивляться, нужно только понаблюдать...

Александр Солоницын   08.04.2020 09:56   Заявить о нарушении
А без передёргиваний?
У меня ощущение, что просто оборвалась на полуслове, а самого главного мне так и не сказали.

Александр Занев   09.04.2020 14:22   Заявить о нарушении
Вы правы, есть такое ощущение. Я постараюсь развернуть в повести, как продолжении.

Александр Солоницын   10.04.2020 09:26   Заявить о нарушении