PROТюмень Речной порт Тюмени

Что ж, друзья, сегодня свой рассказ поведу о том, как основывался наш речной порт и как работает сейчас!
Итак!
Тюмень, город, основанный на пересечении торговых наземных и водных путей просто подтолкнул предприимчивых горожан обустраивать вдоль Туры многочисленные пристани для выгрузки и загрузки товаров.
Самодельных пристаней было множество, принадлежали они конечно купцам, промышленникам и судоходчикам. 
Из Тюмени к северным и восточным землям отходили корабли  и  баржи  с  зерном,  продуктами,  холстом,  солью,  металлом,  орудиями промыслового  лова. Сюда возвращались баржи и корабли с  пушниной,  рыбой,  лесом. 
 Торговый оборот и пассажирский извоз были очень значительны. Его можно было исчислять миллионами пудов и десятками тысяч переселенцев.
Но, давайте ближе к делу.
1 мая 1896 года Тюменская управа, видя это активное, но хаотичное движение, решила все упорядочить, да кроме всего получать прибыль в свою казну, поэтому учредила создание городской государственной пристани и пароходной конторы.
Городская Дума идею поддержала, с рекомендациями: разработать правила сдачи в аренду товарных участков и рассчитать размер платы за них. Тюменская управа подготовила расчеты и 17 мая 1896 года Дума,  рассмотрев предоставленный доклад, постановила:”для сказанной надобности устроить городскую  пристань  на  участке, лежащем  рядом  с  пристанью  Товарищества “А.Трапезников и К”. 
Именно с этого дня и началась история первой за Уралом речной пристани.
Речной порт Тюмени стал не только "Воротами в Сибирь". но и крупным перевалочным центром  с железнодорожными  подъездами  путями, Было построено целое хозяйство, примыкающее к порту,  с береговыми деревянными и каменными амбарами.Тогда не было никакой механизации, грузили товар вручную, на тачках, с очень примитивными приспособлениями. На погрузке и выгрузке работали сотни-сотни людей.
В 1918 году порт национализировали.

В 1934 году Тюменская пристань насчитывала 6 причалов, появились транспортеры, первые плавучие краны.

В 1955 году грузооборот пристани превысил 1 миллион тонн.
Далее, в годы советского освоения нефтяных и газовых месторождений Сибири её обороты только росли.

В 1960 году на месте старых причалов началось возведение капитальной 300-метровой причальной стенки, через шесть лет ее ввели в эксплуатацию.
Пристань стала именоваться портом.

В 1968 году на территории порта уже работали механические мастерские площадью 2600 м2, где обустроены кузнечный цех, станочный парк, склад.
В 1983 году порт перешел в подчинение из Иртышского пароходства (г.Омск) в Обь-Иртышского объединенного речного пароходства (г.Тюмень). 

Самый большой грузооборот за всю свою историю порт достиг в 1985 году и составил почти  3 миллиона тонн. 
С 1988 года в порту была проведена реконструкция причалов. 
Вначале 90-х годов получены и смонтированы два новых портальных крана и два современных плавучих крана. 
В январе 1996 года порт был преобразован в открытое акционерное общество, которое и теперь работает довольно стабильно. 
Интересно, есть ли среди подписчиков и читателей работники тюменского порта? 
Может поделитесь своими историями!


Рецензии