Глава XII Травма

***

Уберечь себя от горя можно только путем полного отстранения себя от жизни, а значит, и от способности испытывать радость.

Эрих Фромм


Ребенок забился в угол, натянул на голову курточку и тихо скулил. Затихал,  боясь, что его найдут, а потом снова начинал жалобно плакать... Я искала его среди закоулков, бежала мимо заборов, но найти не могла. В страхе за него я проснулась. Отдышалась, сказав себе, что это только сон, и забылась снова. Проспала до утра уже без всяких кошмаров. Но на душе было муторно. Пусть всё будет не так, как  надумалось.

Сегодня  целый день никого не было. Только моя клиентка с домашним заданием. Бывают такие дни. Тогда я занимаюсь самообразованием. Интересуюсь открытиями в области нейрофизиологии. Читаю книги и статьи иностранных психологов. Всегда интересно, как у них там справляются с аналогичными проблемами. Никаких звонков от друзей и родственников. Я их приучила, что во время работы только смски, а звонки - в экстренных случаях. Поэтому внезапно запиликавший мобильник чуть не вогнал меня в предынфарктное состояние.

- Леночка, вы сейчас можете уделить мне минутку?

- Вам - всегда, Алексей Алексеевич! - с облегчением вздохнула, услышав голос профессора.

- Вы давно не заходили, а у меня накопилось много всего, чем хотелось бы поделиться.

- Это замечательно. Сегодня?

- Буду ждать!

Этот короткий разговор приободрил меня и поднял настроение. Женю я отпустила пораньше. И она убежала вприпрыжку готовить ужин для своих мужичков. Она жила с мужем, сыном и отцом. Не представляю, как она с ними управляется?

Мои размышления прервал неуверенный стук в дверь.

- Входите.

- В приёмной никого нет, а я пришла немного раньше...

- Сегодня можно. Присаживайтесь. У меня есть свежезаваренный чай...

- Спасибо. Если можно, то просто воды.

Я достала из холодильника бутылочку родниковой воды.

- Спасибо. У меня, к сожалению, не получилось написать письмо. Это скорее просто записка или обращение.

- Хорошо, прочтите, что у вас получилось.

" Лиля, никого не бойся! И никогда не оставайся с чужими людьми наедине!", - прочла женщина свою записочку и скомкала лист бумаги в руке.

- Вы с кем-нибудь говорили о том, что с вами случилось в детстве?

- Нет. Я просто постаралась забыть... И мне это удалось.

- Но вы не забыли, а только уверили себя в этом. Ведь так?

- Да. У меня была иллюзия, что я забыла. Но всё оживало в самые неподходящие моменты.

- И что вы делали тогда? - продолжила я её фразу.

- Я просто уходила.Это было проще всего..

- Если вы еще не готовы говорить об этом, то можно продолжить в следующий раз.

- Нет. Не готова... Но я расскажу.

В одну из квартир на нашей площадке въехали новые соседи. Вернее, они сняли эту квартиру. Молодая пара. Но потом к ним приехал сын соседа. Он был моего возраста. Мы стали общаться. Однажды я была у них... Мы были в комнате Олега. Он начал вдруг трогать меня и лезть ко мне. Я его отталкивала. Но в комнату вошел его отец и начал поощрять сына. Тот меня изнасиловал. Потом его отец показал пистолет и сказал, что если кому-то проговорюсь, то убьет мою маму. Я её любила больше всего на свете. Да и как я могла вообще сказать о таком? Она бы умерла с горя. Или убила их и села в тюрьму. И я терпела, когда через неделю это повторилось. Потом еще...Это длилось почти год. Потом они переехали. Я освободилась. Но внутри у меня что-то сломалось. Я это чувствовала. Мне снились кошмары. Часто во сне меня убивали, и я умирала. Ужасное чувство. Это я сейчас могу говорить об этом, как о прочитанной книге. Но внутри всё печёт иногда от безысходности . Кажется, что они забрали мою жизнь... И я живу другой, не той, что могла бы.

Лиля закрыла лицо руками.

 - Всё, не могу больше...

- Теперь самое сложное позади. Вы снова побывали в своём прошлом.

Лиля сидела сгорбившись и безвольно опустив руки и голову. Все её силы ушли на рассказ. Но в нём были не все её чувства. Она ничего не сказала о ненависти к насильникам. Об отношении к самой себе. Это мы оставим на следующий раз. Рассказать о том, что случилось с тобой восемнадцать лет назад - это подвиг...Я так ей об этом и сказала.

- Вы очень сильная, Лиля. И мы обязательно победим.

Она благодарно взглянула на меня.

- Вы думаете, что еще не поздно что-то исправить?

- Знаю! Все будет в порядке.

Тепло простившись, мы договорились о следующей встрече через неделю.

Я тоже почувствовала себя обессиленной. Поэтому  переключилась на другое. Нельзя допустить того состояния, которое меня так испугало прошлый раз.

Побегу в пекарню, чтобы купить что-то  вкусненькое для профессора. В этот раз это был пирог со шпинатом, сыром и еще чем-то неописуемо ароматным.

- Проходите, Леночка! - обрадованно встретил меня профессор, когда через полчаса я стояла у его двери и нажимала на звонок. - Вы сразу после работы, так что будем пить чай. Он взял у меня пакет с пирогом, и мы отправились на кухню.

Там царили упоительные ароматы. Их смесь повергла меня в предвкушение чего-то волшебного. Мне ужасно хотелось есть. Чтобы профессор не увидел голодный блеск в моих глазах, я поспешно ушла в ванную мыть руки. Вернувшись, увидела на столе живописный натюрморт. Центр стола занимал пирог и тарелка с котлетами. От них шёл аппетитный аромат.

- Будем пировать! - провозгласил мой учитель и усадил меня за стол, как будто бы я могла отказаться от такого.

Утолив немного голод, мы стали перебрасываться ничего не значащими фразами. Для разогрева, как я это называю.

- Было что-нибудь интересное за это время?

- Для меня пока все интересно, - ответила я, стараясь прожевать котлетку, которая оказалась необыкновенно нежной и не жирной. - Вы мне дадите рецепт этих котлет? Не думала, что вы такой знатный кулинар.

- Бог с вами, Леночка. Это соседка меня балует. Они с мужем и больным сыном этажом выше живут. У мальчика психическое заболевание, и я иногда им помогаю.

- Ко мне сегодня пришла на второй сеанс женщина. У нее детская травма. Изнасилование. Мне кажется, что я справляюсь.

- Не сомневаюсь в вас, дружочек, - ободряюще произнёс профессор. Тут я заметила, что его рука с вилкой как -то постукивает о тарелку. Но тут же постаралась сделать вид, что ничего не замечаю. Отведя взгляд, я увидела на стуле книгу.

- Вы читаете Тынянова*? Мой любимый писатель, - сказала я.

- Да, у меня к нему особый интерес... - коротко ответил профессор.

Мы перешли в гостиную. Уютно расположились в креслах напротив друг друга. Алексей Алексеевич внимательно взглянул на меня и как-то странно вздохнул. Я выжидающе посмотрела на него. Казалось, что он не уверен стоит говорить об этом или нет.

- Леночка, что вы знаете о Тынянове? - возобновил профессор наш разговор.

Я почувствовала себя, как на экзамене. Стала лихорадочно вспоминать. Потом взглянула в его улыбающиеся глаза и расслабилась.

- Я прочла все его книги и помню, что он умер во время блокады Ленинграда.

-  Умер в то время, но в эвакуации. У него был РС*. Его Пушкин* остался недописанным. В ряду таких же великих произведений, неоконченных из-за болезни и смерти авторов, как  "Мертвые души",* "Похождения бравого солдата Швейка" *, "В поисках утраченного времени" *.

Я понимала, что он сейчас не просто так говорит о писателе и его заболевании. Внутри всё похолодело...


_____________ - _____________

* Юрий Николаевич(Насонович) Тынянов -  русский советский прозаик, поэт, драматург, сценарист, переводчик, литературовед и критик, представитель русского формализма.

* "Пушкин" - последний роман Ю.Тынянова, оставшийся неоконченным.

* РС - медицинская аббревиатура аутоиммунного заболевания - рассеянный склероз.


Рецензии
Розалия, приветствую вас! Елена Александровна слишком эмоционально реагирует на своих пациентов. По молодости так бывает.

Этот ваш роман не только литература, а еще и психологическое консультирование. Ведь среди читателей наверняка будут люди, которые имеют проблемы, с которыми приходят к психологу люди. И читатель будет сравнивать советы психолога и комментарии психолога к этим проблемам со своей личной ситуацией. Тоже ответственность автору.

Конечно,Розалия, интересно читать. И соотносить себя с психологом и его клиентами.

Глафира Кошкина   10.04.2020 20:43     Заявить о нарушении
Дорогая Глафира, для меня необыкновенно ценна ваша поддержка и внимание.
Мысль об ответственности разовью в следующей главе . Спасибо !

Розалия Цех   11.04.2020 03:58   Заявить о нарушении