Шкатулка с драгоценностями

Хватит, я прошу тебя, пустота. Уйди, потому что мне идти больше некуда.

Я стала ничем и была ничем, как пирамида, грани которой сходятся на вершине и обрываются в никуда. Но она прочно стоит на основании. Она правильна, а я нет.

Мне кажется, я услышала больше, чем когда-либо раньше. Я узнала необъятное, но я всё так же не знаю, где я и кто. Я испытываю себя на прочность каждое мгновение и иду дальше, лишь убедившись, что штурвал в моих руках. Но сегодня я набрела на тупик…

Я поняла, что мы не принадлежим друг другу. Никто никому не принадлежит. Это первая и последняя истина. Всё, что между строк – мысли, но они не покидают этих границ.

Я не совсем твоя, а ты – не мой. Мы вольны, как те чёрные птицы, что кружатся в пасмурном небе. Мы свободны, как облака. Мы движемся с ветром в одном направлении, но всё же мы не одно. Это такая ошибочная иллюзия – быть единым… Мы стремимся к этому, в тайне желая, но не знаем, что нас при этом ждёт.
А ждёт нас утрата.

Я рисовала мысленно картину, где мы счастливы вместе. Я лежала на мягком ковре, и мои мысли витали чуть выше меня самой. Вдруг я почувствовала укол.

То был голос сердца, оно сказало:
- Пережди метель.

Я лежала, и солнечные блики играли иногда на потолке. Солнце то появлялось, то вновь исчезало за тучами.

- Сбрось обоз, с ним метель не пройти…

Картина стала расплывчатой, но всё такой же притягательной. Я знала, во мне есть всё, что нужно, чтобы нарисовать её в реальности. Я знала, что во мне есть всё.
Но помимо этого всего у меня была жизнь, чувства, потери, ожидания. И у тебя они были свои.

«Это всё равно, что рисовать одну половину картины маслом, другую – пастелью», - подумала я.

В конце концов, я могу нарисовать, как угодно. И для меня не важно, что такую технику ещё никто не использовал и что её никогда не поместят в музее на видное место. Жизнь тем и отличается от картины, что у тебя есть лишь этот чистый холст.
Скоро мысли разлетелись по углам, и я уснула. В моём сне плавали другие облака – смачные, тяжёлые, они были цвета, среднего между синим и зелёным, - и летели облака слишком быстро. Мой взгляд не поспевал за ними, а в голове была пустота. Тогда я опустила голову и посмотрела на поднебесный мир. О Боже… Время текло иначе! Моё время вмещало множество времён этого мира. События там происходили с умопомрачительной для меня скоростью, всё ускоряясь и ускоряясь.

Я думала, мир сошёл с ума! Но внезапно поняла: я просто выпала из него… А раньше я жила в том же самом сумасшедшем времени и ни о чём не подозревала. Я огляделась по сторонам. Рядом со мной стояли люди, много людей, но никого из них я не знала. Я стала искать глазами тебя, и тогда передо мной предстал ты. Но ты был в ином времени, и когда я протягивала руку, она проходила сквозь пустоту.

Внезапно мне стало очень больно… Это было странное, неожиданное чувство. Словно бы не моё, оно зависло надо мной. Тёмное тягучее облако, в котором собрались самые мощные и опасные разряды. Страх и бесконечный шум роился под его липкой оболочкой. Оно не давало дышать и спокойно мыслить, заставляло озираться по сторонам в поисках чего-то несусветного… И – шум, постоянный шум.

Ты улыбнулся, и я хотела коснуться тебя, но облако зашипело. Тогда я заговорила:
- Сегодня время бежит как-то странно. Я ничего не понимаю.
- Похоже на карусель, правда? – усмехнулся ты. Твой голос был таким мягким и добрым, и мне показалось, что расстояние между нами сократилось.
- На безумную карусель!
- Но вовсе необязательно на неё садиться. Если ты боишься, лучше немного подождать и посмотреть другие. Страх – плохой товарищ, может подножку поставить. К тому же карусель может укачать.
- Разве с неё нельзя слезть?
- Можно. Но не когда тебе заблагорассудится, а когда будет подходящий момент.
- Это нечестно.
- Это честно – уметь чувствовать реальность вокруг.

Слова протягивались между нами, а расстояние тем временем всё сокращалось. Пока мы говорили, сами не заметили, как оказались в шаге друг от друга. Я протянула руку, и ты её надёжно принял в свою. Я почувствовала, как ритмы крови смешались. Ты тоже, и это нас развеселило.

- Если я когда-нибудь захочу прокатиться на другой карусели, ты будешь меня ждать? – спросил ты.
- Конечно, - ответила я. – А ты?
- И я.
Наши улыбки слились в одну, образовав солнечный круг между нами.
- Хочешь, я покажу тебе шкатулку с драгоценностями?
- Хочу. Ты никогда мне её не показывал.
- Я никому её не показывал. А теперь хочу показать тебе. Потому что мы не просто ты и я, мы двое.

Ты достал красивую шкатулку. Она была невелика и аккуратна с виду, с мягкой подушечкой спереди и сзади и удобными выемками для пальцев. Сверху была устремлённая вверх крышечка с острым треугольным концом, где помигивал, временами становясь заметным, крохотный диамант. Ты позволил мне коснуться её, но всё так же держал в своих руках. Казалось, она является частью тебя, красивая и таинственная. Мне очень захотелось посмотреть, что у неё внутри.

Поймав мой взгляд, ты улыбнулся и осторожно отвёл крышечку назад. Глазам открылись драгоценные камни всех пород, форм и цветов. Там были зелёные со множеством прожилок, жёлтые со сверкающими вкраплениями, глянцевые красные, матовые белые, серые гранитные и восхитительно-голубые. Шкатулка изнутри оказалась значительно больше, чем снаружи. Казалось, она неисчерпаема, и глаз всё находил что-то новое.

Я коснулась камешков и с нетерпением провела по ним рукой. Под пальцами они заговорили и задвигались. В меня стал проникать их трепет.

«Земля… Солнце… Сердце… Заговор… Книга… Сухие страницы… Возвращение домой… Тихий звон… Тепло…»

- Будь осторожна, - предупредил ты. – Не внимай им слишком открыто, они не должны владеть умами.

Но я не могла оторвать от них взгляда. Мне хотелось трогать их, перебирать, и каждый раз я находила что-то новое… Вот камень засиял необычным фиолетовым светом, вот – формой похожий на розу…

Мне хотелось смотреть на них всегда. По меньшей мере чувствовать, что могу разглядывать их в любой момент. Камешки казались такими родными, тёплыми, излучающими свет. Они говорили о чём-то наперебой, и это было похоже на морской прибой. Появлялись всё новые камешки, новые оттенки, новые звуки.

Когда ты убрал шкатулку, меня начала преследовать боль, тугая и страждущая. Ей не хватало пищи, а мне тебя. Я боялась утраты, боялась огня, который мог нас разъединить, и ещё хуже – отрицающей всё пустоты. Облако надо мною зашевелилось и испустило стон. Плотной стеной оно заволокло меня, как в кокон, и ты стал чуточку дальше и расплывчатей, хотя по-прежнему стоял в двух шагах. Позже я поняла: это был мой стон и моя серая печаль.

Ты смотрел на меня и не мог понять, что со мной происходит, а я сидела в своём коконе и не могла произнести ни слова. Липкая жижа окутала всё вокруг. Мне было страшно, но я не могла закричать и позвать на помощь. Я даже не могла изменить выражение лица!

Внезапно кокон стал двигаться и уноситься прочь, в пустоту, и я ничего не могла поделать – мои руки и ноги были скованы, а сердце обливалось кровью вперемешку со страхом и желанием невозможного. Ты бежал рядом, временами приближаясь, но непременно оставаясь в дали.

- Остановись! – кричал ты. – Не позволяй управлять собой!
Мне стало жутко, и я закрыла глаза. Но тебя я видела по-прежнему и слышала твой голос.
- Это ловушка, слышишь! Ловушка! Ты сама создала этот кокон, и только ты можешь его разрубить!

Ты бежал далеко, но твой голос стучал в моих ушах:
- Сделай же что-нибудь! Ты понимаешь, что сама создала иллюзию? Ты можешь уничтожить всё – себя, нас… Остановись!

Вдруг время опять переключило ход, и я ощутила, как страшная боль расколола мне сердце. Я не видела тебя рядом больше, и это ужасало меня больше всего.

Вновь по небу полетели в бешеном темпе облака, вновь солнце задвигалось по кругу, всё вокруг постоянно менялось, но я в этом не участвовала… Я была слишком далека и никак не могла пошевелиться. День сменялся вечером, а вечер – ночью, зажигались звёзды, и своё путешествие по небу начинала Луна. Затем начинался восход. И так снова и снова, как в проматываемом фильме. Жизнь текла – угасала и снова зарождалась. Она двигалась, а я была неподвижна. Я плакала, хотя не могла двинуть ни одним мускулом лица, думала о тебе и о волшебной шкатулке.

У меня была шкатулка, как и у тебя. С чего же мне вдруг так захотелось твоей? Мне хотелось объединить их, сложить их в новую большую шкатулку, где они перемешаются, обретут новые краски и блики. Мы бы несли её вместе и вместе докладывали туда новые камешки. Мы стали бы одним.

Внезапно я упала на колени. Кокон сдавил меня сильнее, сказав тем самым, что подобное не закончится хорошо.

Я стала молиться в тот миг, когда по небу в очередной раз шествовала Луна:
- Откройся, мне светлый спутник, и помоги вернуть его!
Луна повернулась жёлтым боком, улыбнулась и сказала:
- Верни сначала себя! Ты исчезла, тебя больше нет, и я не могу помочь тебе, пока ты сама не освободишь себя. Ты растворилась в мире, в других людях и в нём, но ещё так ничего и не поняла… Ты должна вернуться! И не думай, что кто-то сможет тебе помочь, кроме тебя…

Едва закончив слова, Луна скрылась за горизонтом. Начало подниматься Солнце. Я снова взмолилась:

- Откройся, мне ясное око, и помоги вернуть себя!

Солнце вспыхнуло, распустив завитые лучи, потянулось и начало свой ход.

- Где твои драгоценности? – спросило оно. – Ты застряла здесь, потому что растеряла их по всему свету и потому что не хочешь поверить, что ты свободна. Оставь все помыслы, желания и радуйся краскам, свету и движению. В этом жизнь…
На небе собрались облака, и захлестал дождь. Но во мне загорелось новое солнце – моя надежда. Я попыталась дёрнуться, но ничего не вышло. Кокон всё так же крепко-накрепко держал меня. Тогда я отпустила свои страхи и желания, сделав сильнейшее усилие, и поняла, что свободна. Больше меня ничего не держало.

Я достала свою шкатулку. Это было маленькая шаровидная коробочка. Тонкая изящная гравировка, обшивка из цветного полотна, острая крышечка-пирамидка – всё говорило о красоте и достоинстве. Только внутри она была совершенно пуста. Ничто не могло заменить камней, которые были её содержимым. Даже форма утрачивала без них былой блеск. Она казалась обманом и веяла разочарованием.

Камешки сами тянулись ко мне. Я чувствовала каждый, где он лежит. Они звали меня и просили вернуться за ними. Они были везде, по всему свету, но я не щадила себя и бродила по пустыням, лесным чащобам, горам, спускалась в пещеры и на дно морей и собирала себя по кусочкам.

Я бродила по странам и городам – великим и нищим, громадным и затерянным в пространстве и времени. Иногда налетал ветер. Говорили, он пришёл из Страны-Где-Рождаются-Ветра и так ни разу не изменил своего направления. Он пел мне песню, поднимаясь со мной в горы и спускаясь в долины, бередя море и вспахивая пески пустынь. Я знала эту песню наизусть и скоро подпевала ему, насколько хватало сил. Вот, что он пел:

Танец быстрых комет.
Тает радужный свет,
Ограждает туман
Нас от радостных стран.
Я парю в облаках
На могучих руках.
Каждый вдох– это лёд,
Каждый вдох – новый взлёт.
Соберусь из частиц,
Из порватых страниц
И сожгу всё дотла
От любви до ума.
И не будет сердец
Коим горечь – венец.
Тем настанет финал,
Кто себя не искал.

Скоро моя шкатулка наполнилась, как и прежде. Теперь она снова приятно оттягивала сумку. Я была рада, что справилась, одолела все препятствия и нашла себя, но на душе всё равно было неспокойно. Во мне билась странная сила – горечь и негодование, - но я отчаянно держала её в силках, чтобы кокон, сковавший меня, не смог возродиться. Причина тоски была ясна для меня, как день: теперь я не знала, где ты и как тебя найти.

Я бродила странными дорогами, проходя знакомые и незнакомые совсем места. Там, где я собирала камни и недавно были мои следы, ветер сгладил всё. Всё изменилось. Я поняла, как мала и беспомощна перед огромным миром. Мне нужно было найти тебя, но мои ноги вели меня не теми путями. Обходив весь мир, я поняла, что тебя здесь нет, и ощутила боль одиночества и потери. В одно мгновение всё утратило краски. Мир сузился да узкой полосы, по которой шла я, болтаясь из стороны в сторону. Я балансировала, но теперь мне захотелось упасть. Возможно, тогда бы исчезла эта проклятая иллюзия, от которой голова шла кругом.

Мне не хотелось больше ни бродить по полям, ни исследовать пустыни, ни замирать в созерцании гор. Я была страшно, жестоко разочарована, потому что они забрали тебя у меня. Я находилась в заточении в целом огромном мире. Иди куда хочешь, делай что нравится, мечтай, живи, исследуй! Но мне ничего не было нужно, меня одолела пустота.

И тогда я остановилась. Я замерла и больше не двинулась с места. Хватит поисков, думала я. Я села на сухую землю и закрыла глаза. Лицо овевал ветер, иногда покалывая поднятыми с земли песчинками. А я вздохнула глубоко и спокойно.

- Быстрый Ветер, - обратилась я к ветру и ощутила, как он завился вокруг с ещё большей силой. – Ты лёгок и независим. Ты есть везде и знаешь всё. Я прошу тебя, донеси мой голос до него. Я потеряла его, и только ты мне можешь помочь найти…

Я снова вдохнула, и с выдохом мне показалось, что я стала ветром. Я стала легка и игрива, сейчас – здесь, через миг – там. Я стала носиться по свету, то останавливалась, чтобы поиграть с листвой деревьев или погонять опавшие листья над землёй. Я ускорялась, становилась мощнее или смягчалась до лёгкого дуновения. Уносилась в небеса раскидать тучи или в море – надуть паруса. Я играла и была счастлива сама по себе.

В тихой долине нашла я тебя. Ты сидел на холме и глядел в весеннюю даль. Перед тобой был лишь холст и пара кистей с красками. Я подлетела и тихонько зашевелила волосы у тебя на голове, отчего ты улыбнулся, так ничего и не поняв.

Твои глаза просветлели, и грусть стала уходить. Ты поднял глаза в небо и проводил ими зелёный листок. Он по спирали стал подниматься в небо, всё выше и выше, а ты смотрел, пока из глаз не потекли слёзы. Ты встал и внезапно, бросив на том же месте кисти и краски, побрёл туда, куда летел лист, туда, куда нёс его ветер.

А этим ветром была я. Я летела и плакала, поскрипывая ветвями деревьев. Я могла ощутить тебя, коснуться, провести по волосам… Но ты не мог меня видеть и не знал, что я здесь. Ты шёл за мной, но каждый твой шаг отдавался эхом во мне – я боялась, что ты можешь остановиться или пойти назад. Я не знала, что ведёт тебя. Я лишь сделала всё, что в моих силах. Но какова моя сила без тела и голоса – я не знала. Я упивалась моментом, горечью и сладостью. Я пела и ярилась, как никогда в этой жизни, ведь ты шёл за мной, сам того не зная!

Я проскользнула в пещеру, пролетела по промозглым коридорам, не ведая расстояния, не думая, что ты устал или мог отстать. Ты бежал совсем рядом, и я чувствовала весь твой пламень и решимость. Я вела тебя по верному пути, потому что руководствовалась лишь любовью, а ты после стольких лет поисков и испытаний, почувствовал, наконец, жизнь. Она билась кровью в твоих венах и мерцанием радужных искр в душе.

Выскочив из пещеры, я громко и раскатисто рассмеялась и сквозь свой смех услышала твой. Бурным потоком воздуха я вскочила в своё тело, потеряв способность полёта, но обретя под ногами земную твердь. Выбежав из пещеры на яркий свет вслед за мной, ты на мгновение ослеп, наши тела столкнулись, и мы едва не упали. Словно так и должно быть. Словно произошёл древний таинственный обряд.

- Ты… - слетело с моих губ, ведь полёт теперь казался мне просто сном.
Ты улыбнулся. Я получила лекарство и дом. Ты шевелил губами, но я не понимала слов. Не понимала, потому что голова шла кругом, потому что потеряла слишком много сил и едва стояла на ногах. Простое касание объяснило всё. Этот язык един во всём мире.

- Где же ты была? – спросил ты.
- Я искала то, что потеряла. Но затем потеряла тебя… Где был ты?

- Я бродил по свету, пытаясь найти тебя. А когда отчаялся, мой дух надломился и меня одолели иллюзии… Я повсюду встречал преграды. Ошибся однажды очень сильно… А затем платил за это годами скитаний. Мысли стали моими врагами. Везде я чувствовал себя не на месте. Я стал учиться всему, исследовать всё, что попадалось под руку. Любая тонкость в мире волновала меня, и я учился у всего вокруг. Но я помнил прошлую жизнь, в которой знал тебя.

Ты раскрыл шкатулку и показал мне свои драгоценные камни. Я заметила, что там появилось много новых, но некоторых не хватало.

- Я изменился, - заметил ты. – Мне пришлось чем-то пожертвовать, что-то я отдал по доброй воле, чему-то научился, что-то забыл навсегда. Но со мной всегда был камушек, который подарила ты.

В твоей ладони засверкал белый с лучистыми вкраплениями камень. Я помнила все до мельчайшей извилинки. Твой камень тоже всегда был со мной. Ты показывал мне и другие камни, которые ты приобрёл за годы странствий и разлуки, и за каждым из них раскрывалась новая картина, новые впечатления и опыт.

- Я была слепа, - сказала я и отпустила твою руку. – Я думала, что могу удержать тебя, привязать к себе, но теперь я тебя отпускаю… Ты можешь идти, куда пожелаешь. Куда бы ты не пошёл, моя любовь всегда будет рядом.

Ты оторопело смотрел на меня. Нет, не затем ты столько лет пробродил по лесам меж холмов, чтобы теперь уйти. Ты сказал:
- Хорошо. Тогда я буду идти рядом.

И мир разорвался самым ярким светом…


…В тот же миг я проснулась и поняла, что лежу на полу в своей комнате, всё так же одна. Тени повсюду сгустились, а цвета утратили яркость – наступал вечер. Я была одна в комнате, одна в квартире, одна в этой маленькой вселенной. Здесь была своя жизнь, совершенно отрезанная от той, что за окном. Я была одна, но совсем не одинока. Я была полна жизни и густых, как мёд чувств. Я больше не была ни охотником, ни жертвой, а стала лесом, который любит и её, и его.
Я лежала, просто лежала, чтобы затем встать, позабыть свой сон и продолжить свой поиск Тебя – моей самой большой драгоценности.


Рецензии