Древнееврейская литература

В книгу вошли краткие обзорные статьи с отрывками из литературных, исторических, философских памятников древнего Египта, Шумера, Индии, Китая, Ирана, Хеттского государства и древнееврейские тексты.

В древности евреями называлась группа западносемитских племен, выселившихся в 15 веке до н. э. из северомесопотамских степей в Сирийско-Аравийскую полупустыню. Часть из них осела к востоку и югу от Мертвого моря и смешалась с местным населением, создала свои государства. Эти люди (аммонитяне, моавитяне, эдомитяне), перейдя к оседлости, перестали называть себя евреями. Евреями продолжали себя называть группы людей,  которые сохраняли образ жизни неоседлых скотоводов. О дальнейшей их жизни, путешествиях, образование их государства пусть рассказывают историки, а мы рассмотрим вопросы литературы.
Главная книга в древнееврейской литературе – это Библия. Она является собранием некоторых произведений древнееврейской литературы, правовых, обрядовых, религиозных и исторических сочинений. , специально отобранных и переработанных жречеством. Учеными в 19 веке было установлено, что так называемая Тора (Тора по традиции разделяется на пять книг и поэтому называется «Пятикнижием») и примыкающие к ней «Писания» исторического содержания из четырех источников, отнюдь не совпадающих с традиционным делением Библии на книги. Изученные источники были использованы составителями в неодинаковой степени в различных частях «Пятикнижия» и «Писаний». К источникам относятся «Яхвист» и «Элохист», их называют так условно, по употреблению автором того или иного названия для израильского божества (Яхве или Элохим), сборники легенд периода разъединенных царств, «Второзаконие» - обработка законодательства (создано при Иосии), и «Жреческий кодекс» - продукт литературной деятельности, времен вавилонского пленения. В текст также включены отдельные фольклорные и другие отрывки (песни, эпос). Древнейшим произведением  является «Песня Деборы» в «Книге судей» (12 в. до н. э.)
Израильский народ не мог жить в полной культурной и бытовой изоляции, поэтому существовала связь между обычаями, законодательством и религией с ближайшими соседями. Ученые отметили, что десять заповедей и законы Моисея сложились под влиянием месопотамского законодательства, что история сотворения мира и сказание о потопе заимствованы из вавилонской мифологии, другие заимствования – картины страшного суда, загробная жизнь, рай и ад, ангелы и сатана. Все христианские религиозные концепции на несколько столетий старше Библии.
Содержание Библии очень богато. В ней содержатся тщательно отобранные стихотворные сборники речей, произнесенных пророками новеллистические сочинения, афоризмы, сборник песнопений («Псалмы Давида») и другие произведения.
Ученые считают большим художественным достижением древнееврейской литературы – создание  неритмизованной художественной прозы. Ее не знала ни вавилонская литература, ни древнеегипетская. Неритмизованную художественную прозу впервые создали авторы древнееврейских повествований. Проза  в «Книге Ионыа» по строгому лаконизму художественных средств, по приему скрытой передачи эмоций героев – является большой заслугой литературы этого периода:
«… Тогда они принялись грести изо всех сил, чтобы повернуть к берегу, но это им не удавалось, потому что море, бушуя, наступало на них. И тогда они стали звать Господа, говоря: «Господи не дай нам погибнуть из-за этого человека, но не взваливай на нас крови невинного! Ведь ты – Господи и поступаешь так, как захочешь».
Если говорить о стихах в древнееврейской литературе, то надо, конечно, вспомнить «Песнь песней Соломонова»:
«… Я черна, но собою прекрасна,
  Деушки Иерусалима!
  Как шатры Кедара,
  Как завесы Соломона, -
  Не смотрите, что я смугловата,
  Что меня подглядело солнце, -
  Мои братья на меня прогневились, -
  Виноградники стеречь велели, -
  Свой же виноградник не устерегла я…»
  Новое, что литературоведы увидели в древнееврейской литературе.
Это жанр короткой сюжетной назидательной повести («Книга Руфь»): «Во времена, когда правили Судьи, случился на земле голод, и некий человек из Вифлеема Иудейского ушел жить на полях Моава – он, и его жена, и двое сыновей. Звали его Элимелех, а его жену звали Нооми, сыновей – Махлон и Кильон, все – эфратийцы из Вифлеема Иудейского. Пришли они на поля Моава и зажили там…»
Смысл этого произведения заключается в благородстве человеческой натуры – в тяжелые моменты жизни, людей не бросали на произвол судьбы, а помогали выжить.


Рецензии