Автомобилизм
До этого я и предположить не мог, что когда-нибудь сяду за руль. Никогда и не сидел. А когда пошел на курсы, понятие имел такое: люди же ездят - чем я хуже других? Но Боже мой, Боже мой!..
В советское время невозможно было представить, что у меня когда-нибудь появится автомобиль. Пять тысяч советских рублей - это абсолютнейшая фантастика, совершенно немыслимая, невозможная сумма! Откуда возьмутся такие деньги, когда приходится считать каждый рубль для покупки самого необходимого: еды, одежды, какой-то бытовой техники - телевизора, холодильника. Покупка чего-то за 200-300 рублей - событие раз в несколько лет. А тут - пять тысяч! Откуда?! При зарплате 150-200 рублей, а такова зарплата у 90 процентов граждан, и никаких пяти тысяч у советского человека не могло быть в принципе.
Вдобавок, машину еще ведь и не купить ни за какие деньги - в принципе. Нужно 10-15-20 лет стоять в очереди, в профсоюзе, работать на одном месте, быть безупречным работником и т.д. и т.п. Только тогда, может быть, в конце концов, подойдет очередь. Предположим, подошла. Но денег таких у вас просто-напросто не может быть. Занимали у родственников, друзей. Самое главное - родители счастливца отдавали ему все свои деньги, накопленные за всю свою жизнь... Такова цена этой игрушки - автомобиля. А это все-таки, в первую очередь, именно игрушка - и тогда, и сейчас!
Продажи запчастей, системы авторемонта практически не существовало, всё нужно "доставать", а ремонт в основном делать своими руками. Вспоминаю, как в середине 1980-х приехали в гости в Ленинград мои родственники с Сахалина, и достали они где-то новые автомобильные покрышки. Чтобы везти на Сахалин! Счастливые, шли по улице с этими покрышками, и попали... в милицию. Там долго выясняли, откуда, что и как, проверяли документы...
Дур-р-р-дом!
Многое, чуть ли не всё, изменилось за прошедшие годы, однако, по отношению к автомобилизму это словечко полностью соответствует действительности. В этой сфере изменились лишь формы сумасшествия.
Как у советских людей, так и россиян не было и нет никаких материальных возможностей, чтобы покупать и содержать автомобиль.
Поясняю.
Мебель у всех в основном старая, квартира (если она есть) требует ремонта, в отпуск, тем более за границу, основная масса народу не ездит. Мужики носят одни и те же штаны до тех пор, пока они не начнут на ходу разваливаться. Однако на машину - копят, берут кредит - и покупают.
Зачем?!
Автобусы, троллейбусы, трамваи - ходят. В больших городах - метро. Да еще появились маршрутки - всюду. Особенно срочно куда-то надо - подошел к дороге, поднял руку - и поехал. Это в сто, в тысячу раз дешевле, чем вся эта морока со своим авто! А нервы, время?
Притом всё, имеющее отношение к автомобилизму - сплошная нелепица. Можно найти-купить дешевые тряпки, обувь, можно недорого прокормиться - здесь же всё только дорожает. Бензин - дороже чем в Америке!
Сижу вот сейчас и прикидываю насчет ремонта своего авто: то, то, то, да еще наверняка - и то... Тысяч на двадцать выйдет, не меньше. Двадцать тысяч рублей - это как для американца тысячи три долларов. У него бы глаза на лоб полезли: немного добавить - и другую машину можно купить!
А полис? - кроме всего прочего - гаража, например. Полис - это покупка права выезда на дорогу. Причем сразу после его появления заварилась – естественно! – дурдомовская каша, бурлит уже много лет: дым, пар, крики: КАСКО, ОСАГО, дорого, дешево, жулики, обман!.. Снова тысячи и тысячи рублей – вынь да положь. И я не верю, имею все основания не верить, что мне дадут какие-то деньги, если, не дай Бог, что случится. Или же это будет такого стоить... Плюнешь и откажешься. Вообще, в нашей стране всё, что связано с автомобилями - любой винтик, любое слово, бумага, действие - всё изначально и неисправимо левое, шиворот-навыворот...
Упомянул я выше про гараж. В прошлом году произошел такой случай в моем гаражном кооперативе... Звонят мне оттуда: дверь моего гаража сильно погнута. Приезжаю - посмотрел, поговорил. Да, дело ясное: ночью, кто-то, скорее всего пьяный, наремонтировавшись, опробовал свою машину - и влетел в мою дверь. Сторожа ничего не видели и не слышали, хотя их будка - в ста метрах по прямой, в зоне видимости.
Хорошо, помогли мне выровнять железо, кое-что приварили, 500 рублей дали за ущерб. И тут как-то в разговоре проскочило: даже если машину угонят - кооператив не отвечает. Я оторопел.
- А для чего же сторожа?..
- Сторожа - они смотрят, но если угонят - не отвечают.
Тут я выразил твердую уверенность, что нигде в мире такого нет - и быть не может. Ни в Германии, ни в Польше, ни в Того, ни даже на Занзибаре.
- Даже на Занзибаре?.. - засомневался председатель.
- Даже на Занзибаре!
…Ага?! - скажут мне - а у самого машина все-таки есть!
Да, появилась в свое время, сначала "Москвич", а потом "Жигули". Исключительно для дачных дел. Сколько всяких досок, железяк и коробок перевезено! Я и сейчас багажник никогда не снимаю, хотя, смотрю, совсем это стало не модно. Еще один "нюанс": грязным как чушка ездить - ничего, а с багажником - некультурно!
"Жигули"... С каждым годом их на улицах всё меньше, особенно "классики", а иномарок - всё больше. О-о-о! Иномарки! Один из символов "нового времени", особенно - 90-х годов. Новых, дорогих машин тогда почти не было. В основном - вылизанное старье.
Вот тут - ба-а-а-а-а-льшой "нюанс"! Садится в 90-х годах водитель вылизанного старья за руль - и по отношению ко мне он чувствует себя барином, хозяином жизни, крутым, новым русским и прочая и прочая! И всячески это показывает: бибикает - надо и не надо, шныряет по всем полосам, орёт чего-то в окно... Редкая поездка случалась, чтобы тебе хоть как-то не нахамили. Хамят, тля...
Вспоминается случай из газетной хроники. Некое семейство выселяют за долги из квартиры, вот-вот все окажутся на улице, но при этом ни в какую не хотят продать свою престижную иномарку. Для хозяина это - конец света.
На самолюбии, дури, мальчишестве мужиков во многом и держится этот автомобилизм.
Один знакомый, уже старик, за 300 долларов купил старый-престарый "Мерседес", привел его в порядок, своими руками.
- Как уважают-то на дороге! - с горящими глазами говорил он мне, - "Мерседес"!..
Во времена "лихих 90-х" вся дурь понеслась наружу через автомобилизм. Каждый новоявленный "бизнесмен", каждый "новый русский" обязан, обязан обзавестись "крутой тачкой", покрасоваться перед ней на публике, промчаться на огромной скорости, с визгом и дымом из под колес развернуться на "пятачке"! Показать своё превосходство перед всеми.
Страну заполонили мерседесы, бумеры, тойоты, вольво и форды. Битые, ржавые - всякие. О-о-о! А эти "поездки за автомобилями в Европу"? В Японию? Да с охраной, да с ограблениями, дикими пробками на границе, на таможне? Угробляя на это дело все свои деньги, все "лимоны" - миллионы... Миллионами ведь зарплата исчислялась!
Иномарка - это самый настоящий символ "лихих 90-х". Мерседес и черный бумер, тоёта королла... Музыка, песня!
А сегодня – трагикомедия: парализованные автомобильными пробками города…
Под конец - ГИБДД. Нет-нет-нет, не сама организация, насчет самой организации у меня слов нет : символ автомобилизма!
Только сочетание букв. Аббревиатура. Когда-то, когда она появилась, все просто обалдели от такой аббревиатуры. Возопили в один голос: это немыслимо, этого не может быть! Кто придумал?!
- Я - скромно заявил тогдашний начальник ГАИ - ГИБДД.
(«Сенатором» каким-то оказался впоследствии. Не пропадать же такому уму!).
В 2005 году даже Президент страны В.В.Путин уделил внимание ГАИ - ГИБДД. В смысле: ГАИ - в устной речи, в повседневном обиходе; ГИБДД, ничего теперь не поделаешь - в документах. Вроде, на равных...
Нет, совершенно не случайно фантасмагорическая аббревиатура появилась именно в автомобильной сфере. По-э-ты! Автомобилизм - самое наглядное зеркало нашего общества... Надо вернуть ГАИ - пусть это миллионы и миллионы рублей. В преамбуле Указа не забыть указать: это нам урок! Иначе, пройдет какое-то время - и спереди подгородят еще одно Г, а сзади - еще одно Д. Непременно!
Символ. Зеркало заднего и переднего вида...
Годы идут - ничего не меняется! Абсолютно ничего. Разве что поменьше стало трескотни-шумихи, и уже несколько лет как почти ничего… Оказалось - всё просто-напросто окончательно вошло в привычную колею. Сегодня, 13 марта 2017 года беру газету, а там статья : «Оп! Вас развели на деньги». Обычный читатель пишет о купле-продаже автомобиля, о всяких шарашкиных конторах, завязанных-попутанных-перепутанных под одной крышей со всякими МРЭО, ГИБДД… За каждый шаг, за каждый чих, за каждую бумажку - тысячи и тысячи, десятки тысяч рублей.
Всё изначально и неисправимо левое, шиворот-навыворот…
Свидетельство о публикации №220040901132