Клинская земля холм Перуна

Михаил Леонидович Томилин г. Клин

   Огромное значение для истории родного края имеют его легенды и предания, которые возникают не на пустом месте, а тесно связаны с седой стариной родной земли. Местные легенды и предания необходимо сохранять для потомков. Приведём примеры, клинчане говорят «идём в город» и сразу становится понятно куда – торговые ряды, площади Советская (Долгоруковская) и Соборная (сквер перед входом в собор), или Соболева слободка от которой и следа не осталось, а коренные клинчане помнят о ней и знают где она находилась. До наших дней сохранилась в памяти людей легенда о клинском удельном князе Еремее имевшем прозвище «Полуклинский», «половинить» на древнем русском языке означало делить, то есть князь разделённого княжества, в летописях этого факта не сохранилось. Существует предание и о холме Перуна, находящемся недалеко от Клина, за развилкой дорог на Дмитров и Зубово.
 
На карте масштаба 1:100000, составленной на основе карты генштаба СССР холм Перуна виден во всей своей красе. Холм вытянут вдоль реки Лутосня с запада на восток на 5 километров, от русла реки Лутосня, повернувшего на север до Сарповского ручья. Ширина холма с севера на юг составляет 2,5 километра. На нём располагаются 2 населенных пункта Спас Коркодино, Русино . Сам Перунов холм имеет три обозначенных на карте высотки, самая большая 204,5 метров над уровнем моря севернее центра села Спас Коркодино, вторая в его восточной части, а третья чуть севернее. Как можно доказать, что данный холм был холмом Перуна, которого до принятия христианства почитали клинские кривичи?
      Доктор исторических наук И.Я. Фроянов в своей книге «Загадки крещения Руси», написанной на основе летописных и архивных материалов отмечает: «Итак, если поставить вопрос, что в большей степени определяло мировоззрение древнерусского общества -  язычество или христианство, то можно не боясь преувеличений, сказать: язычество. Данный ответ обусловлен существованием на Руси XI – XII столетий оязыченного христианства, то есть двоеверия, с одной стороны и чистого язычества с другой»
    
  После принятия христианства на Руси - во времена гонений против язычников, просто так и быстро (если не уничтожить большое количество народа, проповедников и волхвов древней веры) сразу отказаться от древней языческой веры, вернее ведических мировоззрений нашим предкам в X - XIV веках, просто было немыслимо, и старинные боги славян продолжали почитаться, но уже под видом христианских святых, это явление названо двоеверием. Двоеверие стало появляться двумя путями, во - первых христианские проповедники и священники стали ставить на капищах и древних урочищах, в почитаемых местах славян храмы и монастыри, посвященные христианским святым близким ко времени их почитания к языческим богам, а язычники переносили на новых христианских святых свойства и славянских божеств и духов.
     И. Я. Фроянов отмечает: «Языческому переосмыслению в Древней Руси подверглись и христианские святые, а церковный календарь вплотную увязан с ходом языческих празднеств. С принятием христианства на смену Перуну пришёл Иисус Христос. О чем свидетельствуют древние авторы… В результате Иисусу Христу стали присущи некоторые черты Перуна и поклонение ему во многом напоминало поклонение Перуну». Но и у других христианских святых были свои соответствия: «В образах русских святых угадываются языческие боги. За Георгием Победоносцем (Егорием Храбрым) скрывается Бог солнца Хорс, восседающий на солнечном коне. Илья – пророк принял некоторые черты Перуна – громовержца… Покровитель скота Власий стал преемником бога Волоса (Велеса), а Параскева Пятница женской богини - пряхи Мокоши.  Прототипом святых Козьмы и Демьяна был Сварог – покровитель кузнецов, занятых «огненным делом». Илья перенял черты языческого Бога-Громовника Перуна. Пророка Илью стали называть Ильёй Громовником.»
 Миф о Перуне, который скачет по небу на колеснице, отчего раздаётся гром, а также о молниях, которые поражают злых духов, также перенёсся на Илью Пророка. Камень известный также как белемнит. В народе его назвали и называют «чертовым пальцем», «пальцем дьявола», «громовицей». Наши предки были убеждены, что это стрелы Перуна, которые получались после попадания молнии в землю. Считалось, что стрелы Перуна обладают сверхъестественными свойствами, они заживляли раны, их носили при себе для защиты от темных сил.               
     Поэтому по древним храмам и монастырям по соответствию христианским святым и языческим богам можно определить каких славянских богов почитали до христианства в искомом месте.
     В селе Спас Коркодино был храм Преображения Господня, в честь праздника посвящённого Иисусу Христу, а «С принятием христианства на смену Перуну пришёл Иисус Христос… В результате Иисусу Христу стали присущи некоторые черты Перуна и поклонение ему во многом напоминало поклонение Перуну». Необходимо отметить праздник Пребражения связан с ярким светом (таким же, как при молнии), что На горе Фавор Христос молился Богу Отцу, и открылась слава Его Божества: лицо Спасителя просияло как солнце, а одежды стали белыми как снег. А ученики не могли смотреть на сияние лица Иисуса и пали на землю.  То есть центром почитания Перуна было место где находился идол Перуна – где позднее был поставлен храм Преображения в селе Спас Коркодино. Также с северной стороны холма находилось село Доршево, в нём первоначально был храм Пророка Илии – «Илья – пророк принял некоторые черты Перуна – громовержца», а после на его месте был построен храм Преображения Господня.
   Вокруг холма Перуна расположено много археологических памятников, часть к сожалению практически уничтожена карьерами и при строительстве дорог. У Зубово к северу отпоселения, на левом берегу реки Лутосня памятник эпохи бронзы: «в песчаном карьере близ пионерского лагеря экспедицией Государственного исторического музея в 1959 году найден длинно обушковый каменный сверленый топор-молот. Тогда же место находки обследовалось Д. А. Крайновым и О. С. Гадзяцкой, которые предположили наличие здесь могильника фатьяновской культуры».  Городище Вороновское, у деревни Ельцово, памятник дьяковской культуры раннего железного века. Селище, раннего железного века, третья четверть I тысячелетия нашей эры – 300 метров к юго-востоку от поселка, западная часть мыса правого берега реки Лутосня, так же относится к дьяковской культуре. Городище так же дьяковской культуры у деревни Мишнево, раннего железного века. (По материалам: Археологическая карта России: Московская область. Часть 2 / Сост. Г.Г. Король, Т.Д. Николаенко, Б.Е. Янишевский. Институт Археологии РАН. – 1995 240 с).
    Носителей дьяковской культуры относят к фино – уграм, но существует и другая точка зрения о том, что: «дьяковские племена, занимавшие верховья Волги, надо причислить, по-видимому, к славянам. Едва ли это можно сказать о всех дьяковцах в целом. Частично они были, вероятно, предками мери (на Волге, ниже Березняков) и других неславянских племён. Нет никаких оснований предполагать этническое единство дьяковцев: археологи ещё не умеют определять этническую принадлежность отдельных дьяковских поселений, объединённых главным образом общим характером хозяйства» (http://historic.ru/ 'Historic.Ru: Всемирная история. Глава одиннадцатая. Древние славяне. Раннее средневековье Восточной Европы)

     Холм Перуна был удобен для обороны, он имеет достаточную высоту и не мог не заселяться в древности, о чем свидетельствует карта составленная В. С. Кусовым, где на западной стороны холма отмечена  пустошь Городищи, которая свидетельствует о древнем укреплённом поселении на данном месте. Так как названия пустошей и населённых пунктов появлявшихся на них имели преемственность в названии.
     Таким образом легенда о холме Перуна - одного из пантеона славянских языческих богов наших предков подтверждается.  Поэтому и Тверь – город Спаса говорит нам о том, что верхневолжские кривичи особо почитали Перуна. Необходимо обратить внимание на то, что главные храмы в городах Тверского княжества были посвящены Христу Спасителю.  Тверь называли город Спаса.  И в городах Тверского княжества Зубцов – храмы Преображения и Вознесения Господня, Старица -  Вознесения Христова и Воскресения Христова, В Кашине Воскресенский кафедральный собор, в Клину Воскресения Христова, что на посаде, был соборным до 1836 года и так далее.
     В Московском княжестве главные храмы городов были посвящены Пресвятой Богородице - " Богородица заменила Рожаниц в качестве женского божества плодородия"(И.Фроянов "Загадка крещения Руси"). То есть у кривичей превалирует мужское начало, у вятичей женское. Аналогично города центры княжеств кривичей Псков, Полоцк, Смоленск, по мнению В.С. Борзаковского был древний город Крево – центр славян на верхней Волге (у современного Конакова, в Клинской земле, Тверь построена словенами Новгородскими), Суздаль и далее вплоть до Мурома.  У вятичей их главные города Москва, Рязань, Коломна, Калуга, Тула и так далее женского рода.


Рецензии