Синдром Носорогов нашего сознания

Спектакль «Носороги». ТЮЗ им. А.А.Брянцева
Режиссёр: Николай Рощин, Андрей Калинин.
Композитор, звуковое оформление: Иван Волков.
Артисты: Артемий Веселов, Засл.арт. России Борис Ивушин, Засл.арт. России Сергей Шелгунов, Засл.арт России Сергей Жукович, Засл.арт. России Сергей Надпорожский,
Засл.арт. России Татьяна Ткач, Ксения Плюснина, Дмитрий Ткаченко, Константин Федин,
Анна Мигицко
Николай Рощин и Андрей Калинин в спектакле «Носороги» обращаются к раннему периоду творчества известного французского драматурга Эжена Ионеско, к его пьесе “Rhinoceros”(1960). Особенностью этого произведения заключается в том, что она написана великим драматургом в конце пятидесятых и это довольно сложнй для европейского общества период. На временном отрезке от середины сороковых до конца пятидесятых, в истории европейского обществе происходят значительные изменения, эхо которых доносятся до нас сквозь десятилетия. В этот период Европа медленно восстанавливается после кровавого зарева войны и суровых реалий жизни на руинах, этот сложный и мучительный процесс находит своё отражение на жизни общества. В этот период Эжен Ионеско в своих наблюдениях послевоенного общества Франции исследует французское общество и пьеса “Rhinoceros” - это результаты его исследования, обличенные драматургическую форму. Сюжет пьесы «Носороги» Ионеско воплощен в характерном для него стили произведения написанного для театра абсурда и это видение доказало свою актуальность сегодня, так как  под влиянием исторических событий процесс форматирования и переформатирования общества никогда не завершается.
В спектакле сценическое пространство создаётся проекция фрагмента небольшого, полу - провинциального французского городка и здесь это место типизировано и обезличенно и этот подход визуализирует одно из мириады подобных мест на карте Европы. В этой обезличенной проекции типичности создан микромир обыкновенных людей живущих рутинной жизнью. Люди, собранные в этом пространстве подчеркивают принцип типичности, их образы легко узнаваемы и здесь каждый может узнать жителей маленьких городов, чья размеренная жизнь подчиняется традициям и устоям провинциальной жизни маленьких городов. В «Носорогах» Рощин и Калинин создают портретную галерею персонажей, в которой проецируется подобие среза общества этого мира и таким образом они воплощают типичную репрезентативную социологическую выборку Ионеско и в ней отражается модель общества того времени.
В созданном в сценическом пространстве модели общества Рощин и Калинин визуализируют процессы происходившие в обществе конца пятидесятых на примере взаимодействия между персонажами-членами общества. Здесь, в сценическом пространстве спектакля зритель может наблюдать различные процессы, описанные в массиве пьесы великого драматурга. Это взаимодействие позволяют нам наблюдать процесс самоидентификации членов и здесь он результируется и финализируется в расслоении общества.
Этот процесс условно выделяет в обществе персонажей двух неравноценных категории, которые можно (с большими оговорками) назвать как люди-хищники и люди-жертвы. Это подразделение общества Ионеско в спектакле «Носороги» визуализируется различными путями через художественное оформление сценического пространства. В спектакле «Носороги» сценография с одной стороны подчеркивает унифицированную  типичность, а с другой подчёркивает контрастность этих миров с помощью оформления в монохроматических тонах и это видение усиливает ультимативность видение мира.
В первых картинах спектакля и это видение находит воплощение в образах персонажей, они категоричны во взглядах в собственной самоидентификации и видении другой категории и по вероятности расслоения общества. В начале они предпочитают нивелировать опасность трансформации из одной категории в другую и здесь линия раздела между этими категориями отчетливо видима и ощущается в позициях персонажей. В истории Ионеско группа хищников метафорично воплощена в образе носорогов, но в его видении подразделение на носорогов и людей не финализированна, это выходит за традиционное понимание хищника-охотника. Ионеско расширяет границы понимания хищника и здесь это очень емкое понятие, в котором он создаёт коннотацию к событиям прошлого. В его видении носорог - это синоним  персонажа вседозволенности и власти над всеми, но с другой стороны он метафора покорности и конформизма, взамен на благополучное существование.
Рощин и Калинин в спектакле визуализируют процесс превращения человека в носорога через переосмысливание персонажами своих взглядов на собственную роль в обществе и понимания жизни, что приводит к трансформации человеческого сознания. В «Носорогах» этот процесс происходит постепенно и поэтапно, первоначально человек признаёт превосходство над собой на подсознательном уровне, и это приводит его визуализации в новом качестве на физиологическом уровне. С помощью этого приема Ионеско показывает нам универсальность технологии программирования человеческого сознания и напоминает нам всем что эта технология была и остаётся на службе у диктаторов прошлого и политиков современности. Здесь эта технологическая цепочка трансформация человеческого сознания раскрыта от точки категоричного отрицания к полному конформизму. В спектакле это однонаправленный процесс, в котором человек, ступивший на путь конформизма, переходит через метафоричную точку не – возврата, после которой он постепенно теряет человеческие черты во всех смыслах этого слова. Образы персонажей спектакля позволяют зрителю увидеть программирование человеческого сознание и попытки противостоять этому процессу в их взаимоотношениях и в них присутствуют конкретные примеры типологии самоидентификация Ионеско.
В спектакле «Носороги» Рощин и Калинин подводят нас к пониманию что многие преступления человечества, суровые диктаторские режимы и многие другие катастрофические процессы всех времен начинаются с нашего сознания, в котором мы находим оправдание, а за тем они визуализируются в многомиллионных жертвах и страданиях, которые мы приносим ради собственного комфорта и благополучия.


Рецензии