Ностальгия по девяностым

               В начале девяностых годов прошлого века, в стране начался кризис.
Предприятия терпели убытки, много людей сократили.
Каждый приспосабливался к создавшимся условиям как мог.
Кто-то занялся бизнесом, кто-то фермерством, не желавшие работать рэкетом.
Многие раннее начатые проекты, были заморожены.
Зарплаты на многих предприятиях задерживали по несколько месяцев.
В канун получения денег, люди с вечера занимали очередь в сберегательную кассу, записывали на листочек бумаги, весь цех.
Потом несколько человек оставалось охранять этот рукописный документ.
Чтоб более наглые личности, не подменили.
Ночью приходила смена, которая дежурила до утра.
Не взирая на кризис, руководство думало не только как сохранить предприятие, но и о людях.
Заключали договора с другими производителями, на бартер, и каждый работник мог взять под зарплату продукты питания, или бытовую технику в рассрочку.
По мимо этого желающим, за скромную плату, давали на сезон, вспаханные земельные наделы.
Так в один весенний вечер, я пришёл с работы, и по привычке собрался идти к друзьям, но мамка остановила.
- Сынок! Надо что-то делать. Давай и мы землю возьмём, что там у нас во дворе за урожай, в основном деревья растут, всё легче нам будет.
На улице возле двора меня ждали приятели, у нас были планы на вечер.
Поэтому долго уговаривать меня не пришлось.
- Ну давай возьмём, попробуем.
Переодеваясь ответил я.
- Так я уже взяла, два надела, на выходные поедем сажать.
- Сколько? Мам ты что шутишь?
Так и застыл я, с открытым ртом. Придя в себя добавил.
- А что сажать? Надо вначале купить картошку, лук, семена.
- Уже купила, не переживай!
В выходной день, мы отправились на электричку.
Не привычно было везти на велосипеде из дома, вёдра и ящики с посадочным материалом.
Но ещё не привычней было, со всем этим грузится в электричку.
Тем более, что огородников на перроне собралось не мало.
С электрички нам, приходилось еще два поля пройти.
И первые разы, энтузиазм по угас.
Но когда пошли всходы, потом цветение, мы вновь воспряли духом.
И все выходные с утра и до последней электрички обрабатывали землю.
Но за рабочую неделю, в чистом поле, трава, особенно после дождя, вырастала быстро.
Поэтому, в отличии от огородов соседей пенсионеров, у нас он был заросшим.
Соседи не могли сдержать сарказма,по этому поводу, при каждой встрече.
И вот одним замечательным утром, мы шли на свой надел.
Издали увидели машину соседа по огороду.
Он возбуждённый ходил вокруг машины и что-то бормотал.
- Здравствуйте Виктор Георгиевич!
Подходя поздоровалась мама.
Я в отличии от неё, после их насмешек, не был расположен с ним общаться, и в знак приветствия поднял руку.
- Привет соседи! Беда у меня случилась!
- Что произошло?
Встревожилась моя мама.
Приехал пораньше, чтоб до вечера успеть картошку выкопать. Смотрю, а у меня трое парней урожай собирают.
- Да вы что?
Не сдержал и я тревогу, глазами осмотрел свои заросли.
- Да! Без зазрения совести.
Продолжал сосед жаловаться.
- Издали им говорю «Вы что же такое делаете?» а они как ни в чём не бывало.
- А ты кто?
- Я хозяин, это мой огород, и картошка моя! А сам побаиваюсь.
Они здоровые детины и говорят мне:
- Ну раз твоя, становись и копай! Пришлось копать, они мешок накопали, сели на мотоцикл, он у них в посадке стоял и уехали.
Мама не на шутку забеспокоилась.
- Георгиевич сочувствуем мы тебе, пойдём посмотрим что у нас делается.
- У вас они не стали трогать, зачем в траве рыться, когда вот оно всё видно. Посетовал он.
И действительно, у нас не тронули.
Но тревогу зародили.
Поэтому мы интенсивно занялись уборкой, понимая что за один день нам всё не вывезти.
Навьюченный мешками велосипед, еле катил по грунтовой дороге.
На перроне творился ажиотаж. Многие как и мы с мешками и велосипедами, в предвкушении посадки, ждали поезд.
Электричка стояла всего несколько минут.
И за это время люди успевали и поругаться, и погрузится.
Но не взирая на ругань, погрузкой занимались очень дружно, одни с перрона подавали в вагон, мешки, сумки и велосипеды, другие принимали и передавали дальше.
Когда разместились и электричка поехала, все облегчённо вздохнули.
И забыв про ссоры, на перебой рассказывали что-нибудь весёлое.
Так прошло лето, и осень пролетела.
Наступила зима. И вот он новый год.
На столе плоды труда, много разносолов, салатов, разных блюд из овощей.
Всё это дополнено взятыми под зарплату мясными изделиями.
И не взирая на кризис, от этого изобилия чувствовали себя счастливыми.
И надеялись что в следующем году, что-то изменится в стране в лучшую сторону.
А если нет, мы и так не пропадём! Было бы здоровье!
                Конец
Сергей Казаков
               
                Февраль 2020


Рецензии