Запись тридцать восьмая. На берегах Томи

23.11.2001 … вечер на «Томском Автографе» Юлия Сергеевича Буркина. (1960 г.р.)
 
На похоронах Колупаева Ольга Геннадьевна подошла к крепенькому, на манер нового русского, мужику и о чем-то с ним заговорила. Наташа Ч. подсказала: «Писатель Буркин». Я пожала плечами - не слыхала. И вот он перед нами. Пришел с гитарой и кейсом. Сел и скороговоркой: "Понятия не имею, зачем я тут. Ольга Геннадьевна меня пригласила на похоронах, а там не принято отказывать. Я в Томске не печатаюсь. Прозаик, фантаст, книги выходят в Москве, до Томска доходят редко и очень дороги. Навряд ли кто здесь что-нибудь читал. Хоть и пишу тексты песен, которые сам исполняю, но поэтом себя не считаю".
И в таком же духе, не переставая (впечатление - боялся, что остановится - повиснет тягучая тишина), но меня уже задело. Как же - фантаст! В этой скороговорке я уловила фамилию Стругацких. И когда он замер, вступила Светлана Александровна Пузанова: она в своих архивах - системный человек, мне и не снилось, - собирает журналы, и в каком-то занюханном «Спутнике кинозрителя» томского разлива нашла продолжение какой-то его вещи, где описывалось, как я поняла, ощущения человека, находящегося в психбольнице. Светлана Александровна задала гостю вопрос - сам ли он там лежал или кто ему рассказал.
Так началась беседа.

Спросили о происхождении и социальных корнях. И пошло-пошло.
Были вопросы о том, как попал в московские писатели (один его роман в прошлом году вошел в сотню лучших бестселлеров) - оказывается, работал журналистом в Алма-Ате, там познакомился с Сергеем Лукьяненко (тоже не знаю. Никого не знаю из современных писателей. Что значит - не читать журналов. Надо  взять за правило  через сеть, раз модем установила, выходить почаще в Журнальный зал да почитывать всё-таки, что современники пишут), а тот сейчас выбился в известные писатели-фантасты. И (по признанию Буркина) тянет за собою и его самого. Так Буркин и вышел на всероссийский уровень. Тоже счастье. Сам Буркин работает в газете АНТЕНА в Томске (это "Ва-банк"-овская "дочка").

Потом перекинулись на Стругацких - тут уже я вступила. Пообщались.  Общее заключение: "Стругацкие на высокой вершине, и равных им пока так и нет".
Он рассказал и про свои встречи с иностранными фантастами - так, в холлах гостиниц. В общем, было интересно, но на анкету он отвечал в основном - "не знаю", т.е. вообще не придал значения этому эпизоду.
Я заметила - так себя ведут люди у нас на "Автографе", кто не проникся уважением к аудитории, кто не принял всерьез этой встречи.
На замечание, что вот после встречи мы будем искать его книги, он усмехнулся, (но явно подавив снисходительность), мол, вас тут от силы два десятка, а книги выпускаются  многотысячными тиражами, мол, что мне от популярности в этой аудитории.
Короче, слава портит.
Вот этого не было у Михаила Андреева, у Колупаева.

А потом Буркин взял гитару и спел несколько своих песен. Мне понравилось про Василиска (он влюбился, но от его взгляда все превращается в камень, и он не может глядеть на предмет своей любви). В ней есть какой-то подтекст, музыка очень агрессивная...
Буркин поддерживает теорию Стругацких, изложенную в их "За миллиард лет до конца света", мол, вселенная противится всему (по крайней мере, в мире людей), что может изменить то состояние, в котором находится она сейчас (по меньшей мере - жизнь на Земле).
Эта же мысль легла в основу его книги о Битлах (он написал ее в соавторстве с кем-то, не запомнила).
По Буркину - мальчики из Ливерпуля несли на себе какую-то мессианскую задачу. Это, на его взгляд, подтверждается тем, что образование группы сопровождалось смертями близких каждого из мальчиков: Вселенная противилась, но, по обыкновению, лупила "ракетами", а цели-то маленькие, вот и делала осечки. Это есть у Стругацких; да и в "Иосифе...» это есть - о несоразмерности Величия Исполнителя, его наказания – человеческим проступкам.

Вечер закончился кратким спичем гостя, мол, он особого ничего не ожидал от этой встречи и даже не знал, что на ней будет происходить, поэтому на всякий случай прихватил гитару. Но разговор получился интересный («Вот даже моих любимых Стругацких вспомнили и очень хорошо про них поговорили»).

Я вышла в сеть - поискать его книги: "Пепел на камне", про Битлов. Книги в сети есть, но их пока нельзя перекачать, а только заказать, но я не стала этого делать - хочется на более мелких произведениях выяснить его стиль. Не люблю я нынешнюю фантастику - никто не обогнал Стругацких, а на меньший уровень не хочется тратить время. 


На берегах Томи.
               
Какие выпадали дни,
Какой разгул природы
Я видел год от года
На берегах Томи.
               
Приятель с юга, извини,
Да, я не спорю - Сочи...
Но ты не видел ночи
Над берегом Томи.
               
Ушастых елей сонмы
(не в Греции маслины),
Стоят там исполины,
Своей судьбе покорны.
               
Осевшая роса,
Вдали полей заплаты,
Осенние закаты
И птичьи голоса.
               
Прошу судьбу: не отними,
Не так уж это плохо -
Вздохнуть последним вздохом
Там где-то у Томи.
4.11.03


Рецензии