Зальцбург. Тосканинихоф

Сегодня, 25 марта, легендарному итальянскому дирижёру Артуро Тосканини исполнилось бы 153 года. Без его имени небосвод Зальцбургского Фестиваля утратил бы одну из ярчайших звёзд мировой культуры. В Фестивальном районе города каждый угол-площадь-двор-сад-переулок связаны с людьми, чей талант создавал легенды мировой сцены. И многие из этих имён переплетены крепчайшими не только творческими, но и человеческими узами дружбы и уважения друг к другу. Они все были единомышленниками в восстановлении доверия на разорённой войной планете, понимания и принятия культурами разных стран общечеловеческого наследия прошлого для партнёрства в настоящем и движения в будущее. Они все - отцы и зачинатели первых десятилетий Фестиваля - были образцом духовной чистоты и творческой искренности. Они были профессионалами. И этим идеалам Фестиваль Зальцбурга следует сотню лет.

В честь Артуро Тосканини назван внутренний двор, уходящий с площади Макса Рейнхарда вглубь зданий вокруг сцены Скального манежа. С этого дворика начинается подъём на Петровский дозорный бастион по лестнице Клеменса Хольцмайстера. Здесь расположилась служба пресс-центра Фестиваля, возглавляемая директором г-жой Уллой Кальхмайр, и дворец 17 века Эдмундсбург с «Центром Стефана Цвейга» (директор - проф. д-р Клеменс Ренольднер) и Литературным архивом при «Фонде Адольфа Хаслингера». Президент Зальцбургского Фестиваля, д-р Хельга Рабль-Штадлер, последний год выполняющая свои обязанности, ещё с 2007 года входит в кураториум литературного архива и фонда. Но ещё раньше, с 1987 года здесь работает Австрийский институт по правам человека.

Внизу во дворе под лестницей Хольцмайстера есть проход к служебному лифту пресс-центра, мемориальный знак американского танкового подразделения «Радуга», которое освобождало Зальцбург от фашистской диктатуры в конце Второй Мировой войны в 1945 году, и проход в подгорный тоннель, ведущий к общедоступному лифту на бастион и в систему многоярусной парковки под фестивальными зданиями (Мёнхсберггараже).

Рядом с входом в тоннель расположился уютный маленький локаль с пивом и традиционными австрийскими закусками. И сразу за ним самый большой профессиональный магазин спортивной выездки «Reitsport Toscaninihof”, где на 160 кв м площади продаётся более 10.000 наименований аксессуаров для конного спорта. Именно этот магазин напоминает об историческом прошлом архиепископских конюшен и двух манежах, которые в начале 20 века и в 60-ые годы после войны были перестроены в три зала на 5,5 тысяч человек.

Сбоку от магазина начинается проход по территории мужского бенедиктинского монастыря Св. Петра (основание 696 год). Сюда же с противоположной стороны выходят сценические кулисы зала Дома Моцарта (бывшего Малого фестивального дома). Портал сценического задника обрамляют фигуры летящих ангелов с масками античных жанров, а над ними возвышается в виде балкона открытый орган с 1938 года. До 62-ого года его использовали в фестивальных целях для внутреннего или внешнего во двор акустического сопровождения. Затем сидение и пульт с мануалами органиста были убраны и частично переданы в приходской храм в Парше. После 40 лет молчания, в 2008 году орган реактивировали. Вместе с историческим «Органом героев» в крепости Куфштайна (Тироль), зальцбургский малыш представляет редчайший тип инструментов, звучащих на открытом пространстве.

И завершает дворовое устройство образ каменного змея, ползущего по парапету лестницы Хольцмайстера (1937), названной в честь главного архитектора фестивального комплекса. Змей - древний образ искушения. И, возможно, самым трудным во все века было для человека устоять перед прекрасным. Многого можно лишить человеческую натуру, свести её образ жизни до минимума потребностей, но страдать человек будет по-настоящему только в том случае, если лишить его воображения, отобрать у него мечты, разрушить надежды и запретить чувствовать себя и мир вокруг. Быть свободным - главное условие творчества. И в этой свободе человека искушает творческий порыв любить прекрасное или окружать им себя самого. Как творить и не реагировать на происходящее вокруг тебя? Может ли быть нарушена эта гармония?

Для Артуро Тосканини как и для Стефана Цвейга, и для Макса Рейнхардта, и для Вильгельма Фуртвенглера, чьё имя носит сад Теологического факультета Зальцбургского университета (расположен здесь же, напротив фестивальных фасадов) ответ мог быть только одним: перед подлецами искусство склоняться не будет. Он всегда отказывался дирижировать перед нацистами, так было в Италии, так произошло и в Зальцбурге в год аншлюса в 1938-ом.

Маленький двор, памятные знаки и символы и большая жизнь великого человека.


25.03.2020


Рецензии