Спрятанный человек

  По еврокину который день итальянские комедии. Сегодня очередная "умора" - человек, стукнувшись башкой об уличный столб, теряет память. И евонна жена с чистого листа пишет ему другую.
  В новой версии муж, в оппозиции к старой, ненавидит рок, футбол, застолья и не имеет друзей. Обожает классическую музыку, Флобера и Пруста, домашнюю работу, романтику и массаж ступней - в точности как жена.
  В жизни воцаряется идиллия и подружки умирают от зависти.
  Рано или поздно память возвращается и мужик, осознав всю глубину падения-унижения, уходит. Мало того, находит другую.
  Разумеется, под конец возвращается и соглашается на мытье посуды, но это уже неважно.

  Тут же всплыл другой - американский. Сверхбогатая дама-сноб, путешествуя на собственной яхте в окружении глупо-жадно-подлого мужа и десятка слуг, падает за борт и ее уносит волна - слава богу, на берег, где ее подбирают и помещают в больницу. Но она теряет память.
  Из больницы героиню забирает столяр - вдовый отец пятерых детей, который когда-то делал миллионщице шкаф, мало того, был ею несправедливо унижен.
  По легенде она его жена, мать пятерых детей и хозяйка деревенской халупы. В конце концов, дама-сноб влюбляется в лже-мужа и признает его детей за своих.
  Вылезшая наружу правда не меняет существа дела. Прежней аристократки больше нет. Наносное отпало, ибо полюбив женщина открывает свою истинную природу - сущность, себя самое. В результате, семья остается вместе.

  В обоих фильмах человеку заново пишут историю, тем самым заставляя жить по-другому.
  В итальянской фильме жена пытается воплотить новомещанский идеал, переписать личность мужа и наконец занять желанное место в счастливой картинке, но поскольку идет поперек живой души, разрушает брак.
  Во-втором, несправедливо обиженный отец старается ради детей, которым нужна мать, при этом неожиданно влюбляется, и дальше бал правит любовь.

  Можно ли переписать человека. И если да, до какой степени - полностью, в части или никак. Другими словами, существует ли радикальный субъект - непоправимый и непреодолеваемый.
  Понятно, отдельные недостатки-качества исправимы. Не мыл посуду - научился и моет. Выучил английский, освоил смартфон, подравнял манеры - улучшился, но остался собой, другим не стал.
  Но можно ли целиком, кардинально, навечно. Отменить пол, веру, расу, язык, национальность, возраст. Родителей и детей, друзей и сослуживцев, дом и родину.
  Чтобы говоря "я", человек имел ввиду другого, доселе несуществовавшего.

  Получается - да, в этом нас убеждает чудесная современность, хотя и не до конца. Ведь тот момент, когда ребенок понял язык, отождествил, нашел себя в слове "я", мы не помним - поэтому его невозможно переписать.
  В каждом из нас живет, пусть на самой глубокой глубине, ощущение выхода из среды - озарения, первосвета. Первый язык, первое слово, первый смысл - таинство обретения души.
  И само таинство обретения, как интуитивное присутствие вспышки, неотъемлемо - неделимого интимного собственного, остается незыблемым навсегда.

  Вечность, открытые врата неба и первый шаг бытия - оттуда сюда.


Рецензии