Неразделённая любовь

После окончания университета меня послали на работу в небольшой шахтёрский городок. Школьным учителем. А там я сразу же стал классным руководителем выпускного 10-го класса. Ну, какой я им руководитель? Учитель-первогодок. Опыта – никакого. Свой предмет я, конечно, знал. Знал, как его преподавать. Все же мои педагогические знания – в объёме нескольких прочитанных нам лекций. А «дети» всего-то на 5-6 лет младше меня. Как свои отношения с ними строить? Разве только стать им старшим товарищем. О такой ситуации в лекциях ни полслова не было. Кто опытом поделится? Молодых мужчин в школе – ни одного.

Особенность моего положения проявилась быстро. Где-то спустя месяц после начала учебного года в школе был вечер отдыха. Конечно, я на него обязан был прийти как классный руководитель, там все учителя были. И вот – голубой вальс: дамы приглашают кавалеров. Одна из самых решительных моих учениц приглашает меня на танец. Вся школа замерла: пойдёт или откажет? Учителя обычно на школьных вечерах не танцуют. Да и кому там танцевать, мужчин почти нет. Молодых – тем более.

На наших студенческих вечерах я был одним из лучших в вальсе. И «благородным манерам» нас обучали. Что ж, покажем, что мы не лыком шиты. Показал, как вывести даму в центр зала, как после танца отвести её на место, как поблагодарить за танец, как попрощаться. После танца я поймал на себе восхищённые взгляды – и школьников, и учителей.

Новый голубой вальс – и ко мне подбегает другая моя ученица. Явно желая опередить подругу. Так я все «голубые» танцы на вечере и протанцевал. Не знаю, что уж там говорили обо мне за моей спиной, но отношение ко мне моего класса я почувствовал сразу: меня признали. А вскоре последовало неожиданное продолжение.

Как-то в воскресенье ко мне домой пришла та самая первая моя партнёрша. Я не очень удивился тому, что она знала, где я квартирую: в маленьком городке все про всех всё знают. Конечно, визит ученицы классному руководителю – не очень-то выдающееся событие. Однако для меня он был первым.

Девочка заметно волновалась.
– Садитесь, Катюша. Я Вас слушаю: какие проблемы?
– Я должна… Я хочу… Я пришла к Вам…
– Я вижу. Успокойтесь. Что Вас беспокоит?
Она явно собиралась с духом и вдруг выпалила:
– Возьмите меня!
– Куда?– не понял я.
– Просто возьмите. Как мужчина берёт женщину. Я… я люблю Вас.

Опаньки! Я ожидал чего угодно, но не этого. 16-летняя девушка влюбилась в молодого учителя – не бог весть, какая редкость. Но чтобы прийти к нему домой и предложить себя…

– Понимаешь, Катенька, я не могу выполнить твою просьбу.– Что-то подсказало мне, что надо перейти «на ты».– Любовь – это очень серьёзно. Это чувство должно быть взаимным. Ты – славная девушка, но я в тебя не влюблён. Я не могу «брать», как ты выразилась, любую девушку. Это было бы жестоко с моей стороны. Я слишком хорошо к тебе отношусь, чтобы ломать твою жизнь на самом её взлёте. Потом ты сама это поймёшь. Есть ещё одна сторона этого вопроса. Учителю не положено иметь подобных отношений с учениками. В таком случае он теряет моральное право называться учителем. Если я это сделаю и об этом узнают, меня уволят, и правильно поступят. Не просто уволят из этой школы, а вообще без права работы с детьми. Да ещё привлекут к уголовной ответственности за растление несовершеннолетней. Зачем мне всё это?

Она сидела подавленная, не в силах произнести ни слова.

– 16-летней девочке может погрезиться что угодно,– продолжал я. – Ты ведь совсем меня не знаешь. А у тебя вся жизнь впереди. Ты ещё встретишь настоящую любовь. Не торопись кому-либо отдаваться – это необратимо. Однажды попробуешь – остановиться потом трудно. Не с одним, так с другим.

– Во время праздников одну девчонку из 9-го класса… всем классом…
–Я слышал об этом – говорили в учительской. Наверняка весь город об этом уже знает. Надеюсь, тебе не хотелось бы оказаться на её месте? Лечь в постель несложно, а что дальше? Как дальше жить этой девчонке? У нас таких называли дешёвками. Всё – пошла по рукам. Её теперь будут таскать в постель все, кому не лень. Как отказать? Другим, значит, даёшь, а мне нет?! Знаешь, чем обычно заканчиваются такие истории? Беременностью. И безотцовщиной. Кому такая потом будет нужна? Жизнь сломана, и возродить её из руин крайне сложно. Мне очень, очень не хочется для тебя такой участи.

– Скажи, Катюша, ты кому-нибудь говорила, что идёшь ко мне?
– Нет, никому.
– И не говори. Даже самой близкой подруге. Знаешь, как будут думать: ходила к нему – пойдёшь и ко мне. За меня не беспокойся – никто от меня ничего не узнает. А если кто-нибудь видел, как ты ко мне заходила, так ты приходила поговорить о предстоящей контрольной. Только и всего.
– Так я пойду…
– Иди. И не огорчайся. Было бы значительно хуже, окажись на моём месте негодяй, который попользовался бы тобой, уверенный в том, что будешь молчать – девушке огласка ни к чему. Пережить неразделённую любовь легче, чем поруганную.

Я привлёк её к себе и поцеловал. Пусть хоть это, безобидное, ей останется. Может быть, не надо было? Как вы думаете?

Ничего больше не было. На уроках я ничем не выделял её. И называл, как всех, «на Вы».

После окончания учебного года я уехал из этого города и никогда больше туда не возвращался. Ни с кем из моих бывших учеников не переписывался. Настоящим наставником для них я так и не стал. А эта девочка… Надеюсь, она добром меня вспоминает.


Рецензии