Луна ни в чем не виновата

 ***  Рассказ из сборника С.Е.Золотухин «Что было то было…»
Документальные истории из жизни врача.  ***


Полнолуние напомнило мне об одном пациенте. Когда-то он пришел к нам в «Исцелитель» на прием с проблемой разговора во сне. По-научному это явление называется сомнилоквия (сноговорение). Пациента звали Григорием, ему было 33 года, и больным он не выглядел. Он сказал, что уже был на консультации у невропатолога, который ему рекомендовал соблюдение здорового образа жизни с избеганием стрессовых ситуаций и употребление успокоительных трав. Но это ему не помогло. И еще  подчеркнул, что несколько лет назад у нас лечилась его покойная матушка, и она ему советовала всегда за медицинской помощью обращаться к нам. Ей  он верил и поэтому пришел к нам.

Мы подробно расспросили Григория о жалобах, осмотрели и сделали лабораторный анализ крови на предмет  общих признаков воспаления и токсоплазмоза. Все было в пределах нормы.

- Не волнуйтесь, - сказал Сергей Зилов, доктор, который принимал пациента, - наверное, прошло мало времени, соблюдайте и дальше рекомендации невропатолога.

- Да я из-за разговоров во сне развелся с женой, - возразил Григорий.

- А подробнее?

- У меня на работе была подруга, и мы с ней иногда... Во сне я часто с ней разговаривал. Жена однажды это услышала, заинтересовалась, а потом, когда я спал, стала задавать мне вопросы. Что я ей отвечал – не знаю, но в скором времени она устроила мне допрос днем. Пришлось во всем сознаться.

- А теперь вы женились на бывшей любовнице?  – снова спросил доктор.

- Нет. У любовницы семья. Жена была на ее работе, скандалила. Подруга уволилась. У меня есть новая невеста. И я боюсь, что снова могу во сне наговорить лишнее, - ответил пациент.

Тут я вмешался в разговор.

- Сходите на консультацию к психиатру, - сказал я. – В психиатрии есть раздел психотерапии. Психотерапевты при  необходимости лечения проводят гипноз и возможности в этом плане у них шире, чем у нас. Договориться о консультации?

Пациент согласился и ушел.
Сноговорение - это психический феномен. Чаще он возникает у детей 3 – 10 лет, и к 16 годам обычно проходит. У взрослых, чаще у мужчин, он снова может появляться, встречается в  популяции с частотой до 5%. Причиной сноговорения является чрезмерная нагрузка на нервную систему, снижение качества сна, но имеют значение и различные провоцирующие факторы – интоксикация (в первую очередь алкоголем и отдельными наркотиками), лихорадка, прием некоторых антидепрессантов. Как признак болезни, сноговорение бывает при неврозах, черепно-мозговой травме, эпилепсии, инсульте, при опухолевых и нейро-дегенеративных заболеваниях головного мозга (в 50% при болезни Паркинсона). Феномен разговора во сне встречается и при лунатизме (сомнамбулизме, снохождении). Речь при разговоре бывает в одних случаях внятной, в других – неразборчивой. Воспоминания у людей обычно не связаны с событиями предшествующего дня и после пробуждения  полностью отсутствуют. Нейрофизиологи эпизоды сноговорения, как и лунатизма связывают с утратой мышечного расслабления организма в фазе быстрого сна.

Появился у нас Григорий снова через несколько месяцев. Он сказал, что принимал диазепам и еще что-то, что не помнит. В настоящее время во сне он не разговаривает, но появилась у него новая проблема.

- У меня напрочь отпало желание заниматься сексом и возможность его осуществления, - сказал Григорий.

- О, как радикально поступили наши коллеги! - воскликнул Сергей Зилов. Он, видимо, вспомнил, что развод у пациента был связан с упоминанием имени любовницы. Теперь, подумал Сергей, из-за отсутствия влечения не будет и самой любовницы, и упоминания во сне о новой любовнице.

- Так я же еще не женился, - уловив ход мыслей доктора, ответил пациент. – Лучше  разговаривать во сне и уметь заниматься сексом, чем, как теперь, жить импотентом! А назад вернуть меня в прошлое состояние нельзя?

- Можно, если прекратить прием назначенных препаратов, - ответил Зилов. – Но имей в виду, что отменять лекарства надо постепенно, иначе все сильно обострится, получишь синдром отмены.

- А сомнамбулизм снова не появится?

- Какой сомнамбулизм? Откуда он у тебя? – в один голос задали вопрос Зилов и я.

- Я вам раньше о нем не говорил, но он до лечения был. Хождение во сне сохранилось у меня с детства, но происходило оно не часто. Обычно алкоголь его провоцировал. Из-за этого я не пью. Родители и бывшая супруга рассказывали, что я ночью мог встать с кровати, подойти к окну, потом открыть холодильник, выбросить в мусорное ведро продукты, которые были на тарелках, помыть посуду и снова лечь в кровать. Еще мог обувь на полке перекладывать. Но на улицу не выходил.

- Рецидив сомнамбулизма, конечно, после отмены препаратов может возникнуть, - включился в разговор я, - но обращайся с такими вопросами к своему лечащему психотерапевту. Поговори с ним по поводу замены препаратов.

Пациент ушел недовольным, но кое-что он, конечно, понял, в частности, что причиной его новой проблемы являлись принимаемые им лекарства, назначенные психотерапевтом.

Недели через две с дежурства по основному месту работы пришел Зилов (у нас он трудился по совместительству). Он сказал, что вчера в клинике умер больной. Заведующий отделением отправил всех свободных врачей на его вскрытие. Самое главное, что на соседнем столике Сергей увидел Григория. «Что случилось с этим человеком»? - спросил Зилов у патологоанатома. «Этот труп не наш, им занимаются судмедэксперты, - сказал тот. – Его только ночью доставили, был сбит машиной на перекрестке. Гулял по морозу в трусах и майке.  Алкоголем не попахивает, наверное, белая горячка».

Нам оставалось только догадываться, что смерть  пациента произошла во сне во время эпизода его снохождения и, скорее всего, после отмены нейротропных препаратов.


   


Рецензии