Легендарный, летописный Березуй. Глава 5

  5. Легендарный, летописный Березуй
  Березуй – есть такое славное место возле древнего города Скопина, история которого значится в летописях Куликовского цикла и не потерялось в народной памяти, … ныне выброшенное из исторического оборота. Как такое может быть? И вообще-то, плохо это или хорошо? Хорошо, что никто не посягнул на местные топонимы, не переименовал гидронимы, не потоптался по народной памяти, как на старой Непрядве, растерев её в ветхую тряпичную Перехвалку. Прочтёте главу до конца и сами решите: не повезло или повезло? Вот, Свято-Дмитриевский монастырь оказался далековато от нечаевского Куликова поля, а предания и легенды, и даже летописи, звучат в наши дни слишком неправдоподобно, для записных историков. И это – хорошо. И хорошо, что край этот древний Скопинский, не опустошался и не разорялся до тла, как Лебедянский. Свидетели русской истории робко и скромно хранят славную память. Робко и скромно – это как? А так: помнят про поход Дмитрия Донского, рассказывают легенды, но не заявляют о знаковом Березуе, боятся цитировать летописи, нынче несущие крамолу. С другой стороны, не нашлось ни одного голоса против.
  Уважаемые земляки рязанцы, не пора ли заговорить в полный голос?
  Дождался. Из Скопина пришёл Каменщиков Максим, прочёл в сети публикацию «Куликовская битва – летописи, факты и двойники» и громко заявил:
  «Автор, вы нашли Березуй южнее Скопина, у Дмитриева. Могу добавить, в 10 км севернее вашего Березуя есть речушка Старый Келец, которую называли Березник и деревня Старые Кельцы. Кела – это береза.
  Так же, вы не обратили внимания на сёла Секирино (5 км к западу от Дмитриево), Побединка и Победное (5 км к юго-востоку), Чулково – (рядом), где Мамай чулок потерял при переправе, по легенде. Одни топонимы чего стоят!
  Учитывая, что место битвы неизвестно, а, судя по топонимам, здесь явно был бой, может, это оно и есть?
  Я, как раз, здесь живу, в Скопине. Здесь есть еще монастырь. Был слушок, что и его строил Донской. Сейчас он, кажется, Свято-Троицкий. А Дмитриевский, вроде, Дмитрия Солунского. В нем, по легенде, хранился посох Пересвета. Еще есть село Вослебово, которое связывают с Ослябей.
  От этого места до Куликова поля по прямой около 70 км на запад. Это 3 перехода. До Лебедяни – еще больше. Не понимаю, зачем строить монастырь на таком расстоянии от места боя?
  А около 30 км к северо-востоку, по слухам, у с. Делехово исчез обоз с трофеями. Трофеи исчезли вместе с отрядом охраны. Спрятали, все погибли.
  Вообще, если идти с юга, имеем сейчас подсохшее болото около 500 м, Старый Келец, за которым обрывистый берег, метров 30 – вверх. Через пару км – ещё болото, Вёрда и крутой берег, на котором Скопин.
  К сожалению, от того монастыря осталась только одна перестроенная башня. Я был там году в 84-м. С тех пор помню, что башня воротная. Сейчас, кажется, колокольня там – не уверен. Еще из земли торчали купола каких-то помещений подземных. Красный кирпич, купол метров 5 диаметром, около метра высотой. С монахами общался – ничего не знают и знать не желают. Красивые картинки вы, думаю, уже видели – этим постройкам не более 20 лет. Есть еще монастырь – сохранилась довольно длинная стена, по неподтвержденным слухам, его-то Донской и построил. Хотя, откуда у него красный кирпич?
  А на слиянии Вёрды и Старого Кельца был еще женский монастырь – от него не осталось ничего. Вообще, Скопин странный городок. В нем было то ли 11, то ли 13 церквей, причем, немаленьких. Посмотрите старые фото. Это, не считая церквей в окрестных селах».
  Максима дополнил Андрей Серёгин из Кельцов:
  «Среди сельчан есть выражение «идти на берёзу», означающее – «идти в центр деревни». Также на старых картах в этом селе указаны ручей Березовец и Берёзовый верх, а кроме них есть река Старый Келец, село Новые Кельцы и Келецкие Выселки».
  Прочёл такие сообщения и изумился! Вот это – факты! Откуда было мне знать подобные сведения? Все апологеты официальной версии напрочь отрицают роль Березуя в истории и уверяют, что в районе села Дмитриева ничего берёзового нет и в помине. Они меня сбили с толку. Я десять лет исследовал Данковский и Лебедянский районы, наконец добрался и до Скопина.
  По мнению профессора В.Н. Морохина, изложенному в книге «Легенды и предания Волги-реки», «…по-мордовски слово «киля» означает берёзу».
  После комментариев Максима и Андрея, просмотрел в сети современные публикации. Все авторы, стараясь не прослыть крамольниками, не вступают в спор с официальной версией, поэтому хорошо передают местные легенды периода Куликовской битвы и документы самых разных эпох, всех эпох, кроме «куликовской».
  В конце марта 2020-го срочно собрался и, несмотря на карантин, пустился в поход на летописный Березуй по боевой трассе Дмитрия Донского. После Данкова дорога пролегает по водоразделам рек, по гребню возвышенностей. Панорама открывается на полсотни километров в обе стороны. Даже разглядел Чернаву, разместившуюся на высоком холме на северном горизонте. Ландшафт этой рязанской окраины странный, весь уставленный холмами, будто большими курганами. Причём пашутся все холмы и распадки. Трактор ходит по ним вверх-вниз, как в потешном мультике. Древний маршрут проходит от Данкова через Ягодное, Архангельское, Кочуры, Заболотовское, Милославское, Горняк, Победная, Скопин. Прокатитесь. Окрыляет сознание великого дела наших предков, а впечатляют разбитые дороги Рязанщины и неописуемая русская природная красота!
  Приведу в кратком пересказе информацию, полученную с сайтов поселений.
  Победная
  На месте нынешнего села Победного (Побединка), по народному преданью, по возвращении с Куликовской битвы, великий князь Дмитрий Донской дал роздых своему войску, праздновал победу, одержанную над татарами, и принимал рязанских бояр, явившихся к нему с хлебом-солью.
  В селе Воскресенском в 1698 году находилась вотчинная земля Рижского Дмитриева монастыря (так и сказано: Рижского).
  Более ранние сведения о Победном содержатся в Межевых книгах (43). Упоминается «межа Слободы Воскресенской, Победное тож, поместной земли Семена Огломазова да Ивана Максимова сына Огломазова с товарищи, Слободки Чулковой казацкой земли до речки Победенки направо к березовому Ржавцу, да вверх по Ржавцу ...».
  Я сделал фотоснимки, встретился с Романом, который собрал сведения и выложил на сайте своего села.
  Берёзовые рощи совсем исчезли. Дело известное, их спилили на дрова в прошлые века, а новые пока не выросли. Остались они только в названиях. Хорошо струятся Старый Келец и Вёрда, а Победная и другие мелкие речки пересохли.
  Впечатляет глубокая долина Победной реки, и выражение «к березовому Ржавцу» - опять в этих местах особенно удачное – «берёзовое», а ещё больше оно нам пригодится в конце главы, для связи другого события с другим летописным Ржавцом, который под Задонском.
  Древняя Русь в Победном замерла на века и выражена в христианских памятниках. В Березуе – есть Победная, а на Куликовом Поле вместо старой Непрядвы появлялась Славная река – Субар, и всё это с тяжёлой руки князя Дмитрия Донского.
  Обряд освящения воинов перед походами проводился всегда. Ни одно знаковое место, связанное с военными действиями древности, не обходилось без святого источника или колодца. На них проводили водосвятия перед битвами или походами. Для примера, вспомните родник Студенец в районе московской Пресни, на котором благословляли воинов, уходивших на Бородинскую битву. Считается, получив божественное благословение на военный подвиг, ты уходишь в бессмертие под Покровом Пречистой Богородицы.
  В селе Перехваль, на берегу Перехвалки (Славной реки) есть благословенный Прощёный колодец с часовней Ильи Пророка, потерявший историю Куликова поля. В селе Победном на берегу пруда стоит Купель, поныне действующая на Победном Верху, на овраге, впадающем в речку Победную. Родник и Купель благоустроены и посвящены целителю Пантелеймону. Эта Купель стала притягательным, знаковым символом Березуя на все времена, и Победная стоит на источнике совсем не случайно. Кто теперь скажет, как давно Купель освящена именем святого Пантелеймона? Во времена Дмитрия Донского или князя Изяслава, на два века ранее? Как бы то ни было, а родник живёт. Из трубки бежит святая вода, которую люди набирают в ёмкости и уносят по домам.
  Полагаю, у источника располагался княжеский лазарет, в котором лечили раны героев Куликова поля, под опекой целителя Пантелеймона. Подобные источники с особо целебной водой известны в других местах. Их называют «белыми колодцами». Пока все лечились и отдыхали, князь Дмитрий заложил церковь Дмитрия Солунского на берегу Вёрды, ставшую основой монастыря. Это в ней хранился посох Пересвета.
  Церковная логика абсолютна! На Поле Куликовом стоит храм Рождества Христова, как символ победного возрождения Руси. В точке отдыха и лечения ран, в километре от Купели к западу поставлен храм Воскресения Христова, и не трудно понять, хранит души погибших и умерших от ран воинов, захороненных где-то рядом с алтарём, служит им, и ждёт часа воскрешения праведников.
  Село Секирино
  О котором на сайте села рассказал Андрей Алекс:
  «Секирино в качестве села упоминается ещё в 16 веке с Борисо-Глебской церковью.
  Попало село и в полосу великого движения русских войск, шедших на битву к Куликову полю, и с победой возвращавшихся обратно. С этим событием местные жители связывают историю названия села. По этой версии, идя навстречу Мамаю в 1380 году, Дмитрий Донской выслал вперед небольшой отряд, который встретился с передовыми частями татар. Между ними произошла страшная сеча, в которой русские воины посекли татар. От слов «сеча» и «секли» и пошло название села.
  По двум другим, тоже легендарным версиям, название происходит от «секиры» – боевого топора. В первом случае, якобы здесь перед Куликовской битвой ковались секиры для русского войска. Во втором – секиринский воевода повел своих ратников, вооруженных только секирами, на Куликово поле к Дмитрию Донскому».
  Село Чулково
  Впервые упоминается в XIV веке в рязанских документах, как вотчина боярина Кабылы-Вислого, от которого пошел дворянский род Чулковых. Позже оно было сторожевой казачьей слободой.
  Все местные легенды связывают название села с потерянным чулком, на месте которого образовалось первое поселение. Чулком в древности называли сапог.
  Согласно разным вариантам, чулок здесь теряли несколько персонажей, начиная с простых разбойников или воинов, и, кончая царём Мамаем, и даже самим князем Дмитрием Донским. Сюжеты не сильно отличаются. Некоторые растеряхи оставили чулок в топком болоте, а другие – трусы, не успели его обуть после привала, потому что пришлось спешно удирать босиком от погони.
  Восле;бово
  По одной из версий (в пересказе с сайта), название села – это дань памяти монаху-воину Андрею Ослябе, героически погибшему во время Куликовской битвы. Направляясь на битву, он отдыхал здесь с другим легендарным богатырем, с Александром Пересветом. Когда тут возникло поселение, его назвали в честь Осляби. Со временем слово трансформировалось в Вослеба, а затем – в Вослебово.
  По другой версии, у названия села гидронимическое происхождение, и имя ему дала речка Вослебка, с последующим преобразованием этого имени по топонимической модели.
  По окладным книгам 1676-го, в селе Вослеба значилась Христорождественская церковь.
  Село относится к числу наиболее старых поселений края наряду с такими городами, как Пронск, Рязань, Ижеславль, Вердерев, возникших в XII - XVI веках.
  По преданию, село возникло после Куликовской битвы, когда русское войско возвращалось после сечи с татарами, оставляя на пути к Москве десятки подобных поселков, в которых оседали раненые воины и те, кто за ними ухаживал.
  В 16 веке село Вослеба входило в Пехлецкий стан и принадлежало к вотчинам крупнейших бояр Александра и Василия Никитичей Романовых, которым царь Михаил Федорович приходился родным племянником. Затем вослебовские земли перешли к Алексею Михайловичу.
  Добавлю, что эти же Романовы в начале 17 века значились владельцами земель на территории и рядом с современным Липецком. Они же основали город-крепость Романов (село Ленино). Донские казаки поддержали в 1613 году своих земляков Романовых на выборах нового царя.
  Скопин
  В «Списке Русских городов дальних и ближних» датируется историком В.Н. Тихомировым между 1387-1392 годами. Среди городов Рязанской земли, рядом с городами Вердерев и Дубок, упоминается городок Ломихвост. Птицу скопу, от которой происходит название города, иначе диалектно называли ломихвостом за то, что при атаке на рыбу, она резко тормозит над водой хвостом, при этом хвост визуально ломается. Весьма вероятно, речь идет именно о городе Скопине. Город Скопин на самом деле значительно старше, чем принято считать. Как свидетельствуют археологические исследования, укрепленное поселение Лихарево городище существовало близ города уже в XII веке.
  Рядом со Скопиным расположены старинные села – Секирино, Побединка, Чулково, Вослебово, Дмитриево, Княжое, Князево, названия которых напоминают о витязях и князьях, о древних сечах, известных в русской истории (в пересказе с сайта города).
  Троицкая пустынь под Скопиным была заложена в честь замирения московского и рязанского князей в 1385-м году. В 1620-е на данном месте значился монастырь Святой Живоначальной Троицы. Это одна из заветных обителей преподобного Сергия Радонежского. Согласно преданию, раненный на Куликовской битве воин, испив из местного источника, получил исцеление и остался подвизаться в этом месте. Его в видении посетил преподобный Сергий и благословил основание обители. В 1786 году в его постройки перевели монахов сгоревшего рязанского Духова монастыря. С этого момента монастырь называют Свято-Духовым.
  Добавлю, что Троицкий Скопинский монастырь составляет пару Свято-Троицкому Елецкому монастырю, основанному князем Фёдором Елецким сразу после битвы. После погрома в Смутное время, в 1621 году Троицкий монастырь перевели в Лебедянь. Оба памятника отмечают роль игумена Сергия и Троице-Сергиевой Лавры в истории Руси.
  Все местные легенды передают события периода Куликовской битвы, имеющие прямое отношение к походу князя Дмитрия на Куликово поле.
  Березуй
  В наше время уже никто не спорит о маршруте князя Дмитрия Московского на официальное поле битвы. Историки произвольно нарисовали трассу до ложного места, отбросив все летописные указания и народные предания. Тема подробно разобрана в главе «Дорожная карта Куликова поля», а в данной статье собраны летописные сведения, привязанные к точке Березуя, на которой стоит село Дмитриево с монастырём-памятником, струится речка Старый Келец, звенит родник чистой русской правды в Победной Купели, и в алтаре храма Воскресения Христова живут святые души дружинников Дмитрия Донского.
  Первый этап похода князя Дмитрия начался 20 августа и прошёл от Коломны до устья реки Лопасни. В начале второго манёвра, 26 и 27 августа, русская армия переправилась через Оку и пошла по Татарской сакме. По этой дороге можно было идти от Лопасни до Сарая-Берке, при таком варианте развития событий.
  В результате восьмидневного марша прошли 160 км и встали «на этой стороне Дона» в местечке Березуй «в 23 поприщах от Дона, и тут соединились с литовскими князьями Ольгердовичами в 5 день месяца сентября».
  «И приспеша борзо на Дон, и наехаша великого князя Дмитреа Ивановича Московьскаго ещё об сю страну Дону, на месте рекомое Березуй, и ту съвокупишася» (44).
  Название места можно исказить достаточно сильно, и сведения туманны, неконкретны. Это только на первый взгляд и в наше время. А если вникнуть, то точнее не бывает – летописец выдал по-полной!
  Сначала посмотрим, что говорят другие источники, менее известные или специально умалчиваемые? Где это место? Версия А.Л. Никитина опубликована в сборнике ИТУАК:
  «В 40 верстах (64 км) от Непрядвы на восток, неподалёку от Скопина, на левом берегу р. Вёрды, был Дмитриевский Ряжский монастырь, в котором перед битвой был Пересвет с «Грамоткой» и просфорой для князя Дмитрия от Сергия Радонежского – крёстного отца Дмитрия» (45).
  И ещё… Пересвет помолился, облачился в доспехи и оставил свой дорожный посох, который хранился, как реликвия.
  Ошибки А.Л. Никитина: Сергий Радонежский не был крёстным отцом князя Дмитрия, а благословение принёс некий старец, и на момент встречи, на берегу Вёрды стояла часовня. Хотя, как сказать: вдохновитель похода – это тоже «крёстный отец». После битвы в память о самых важных событиях, произошедших в точке Березуя, Дмитрий Донской повелел поставить Дмитриевскую церковь. Несколько позже устроили церковь Сергия Радонежского и основали монастырь.
  В документе ИТУАК фигурирует верхняя Непрядва. Армия прошла мимо, и теперь чтобы попасть к ней из точки Березуя, надо было резко свернуть вправо и вернуться назад к северу. Как же так! Как могли проскочить мимо нечаевского Красного холма с Мамаем?! Поэтому Березуй у историков не вяжется с ложным холмом. Выкрутились, место для фальшивого дублёра подыскали на прямой линии от Лопасни, в Себино, аргументируя тем, что в нём родилась Матрона Московская. Однако дело не в верхней Непрядве, а в том, что достоверно указана точка Березуя. В настоящее время на данном месте, километрах в семи южнее Скопина стоит село Дмитриево с восстановленным Свято-Дмитриевским мужским монастырём. В Победной служит святая Купель, а все окрестности и «берёзовые» топонимы хранят предания о славном прошлом. Посох Пересвета, ставший эстафетной палочкой преданий, после упразднения обители в 20 веке, выставили в музее города Рязани. Символическая эстафета монастыря нарушилась, прервалась – в ней теперь отсутствуют хранители Поля Куликова.
  Почему Победная устроилась так далеко, в 80-ти км от поля битвы? Потому, что регион нижней Непрядвы было слабо заселённым. Не было достаточного числа хранителей. На Куликовом Поле поставили символический храм и основали село Рождественское, которые вскоре сожгли кочевники. Город Ломихвост (Скопин) уже стоял и значился в документах. Из Березуя ушли – в него же вернулись с победой и основали Победную.
  Другая ситуация сложилась на берегах Красивой Мечи, где битва завершилась. Местность стала заселяться на рубеже 16-17 веков. У подножия Красного холма возникла деревня Одоньева, в которой поставили Димитриевскую церковь. Село стали называть Димитриевским (с 19 века – Троекурово). В 1854 году здесь началось создание Троекуровского монастыря. Храмами в честь Димитрия Солунского, духовного покровителя князя, отмечены эти два важных места в истории, на Вёрде и на Мече, связанные с переходом к активной фазе военной кампании, и с её успешным завершением.
  В «Сказании» говорится, что Пересвет уже находился в войске, а благословение принёс некий старец:
  «В то же время прииде к нему посол с книгами от преподобного игумена Сергия, в книгах писано: Великому князю и всем русскым князем, и всему православному въйску мир и благословение! Ещё же дасть посланный старец от игумена Сергия хлебец пречистыа богородица» (46).
  Соотношение одной версты к одному километру, как 1 км к 1,6 (в версте было 750 саженей), применялось до времени царствования Алексея Михайловича. Цифра «в 40 верстах» могла быть позаимствована из документа, который появился до 1649 года, в котором перешли к соотношению 1 км к 1,063. Прошла реформа, и после этой даты в версте стали считать 500 саженей.
  В публикации от 1892 года значится верхняя Непрядва, и одновременно показана знаковая точка Березуя, увековеченная на Вёрде, которая ещё не была отброшена и затуманена историками окончательно. С одной стороны, тамбовцы не имели мужества выступить против официального назначения места битвы у верхней Непрядвы, а с другой – игнорировать убедительные факты, говорившие о расположении Березуя. Здесь ярко высвечивается роль служителей культа, как хранителей славного места.
  А как считать «23 поприща от Дона», если здесь по кратчайшему пути на запад от Березуя до Дона около 50 километров? Совпадение идеальное, если умножить 23 поприща на 2,16, то получим 49,68 км. В древней Руси поприще состояло из 1000 саженей (47).
  Главное, в поисках отметок, для измерения, ошибиться невозможно. В месте впадения речки Паника, Дон делает приметную петлю огромного размера, поворачивает направо под прямым углом, а вершина угла в виде стрелы показывает на точку Березуя, что служит отличным ориентиром! Никакой мистики, сплошная удивительная конкретика. Вспомните выражение «ставить во главу угла» – ну прямо, про это место!
  Почему так конкретно и точно отмечено это расстояние до Дона? Оно отмерялось по хорошо известной дороге, которая проходила в левобережье реки Паника. Дорога и в наше время хорошо прослеживается из этого угла на Чернаву, Скопин, Рязань. Весьма вероятно, по ней с запада пришли Ольгердовичи, тоже проскочившие мимо верхней Непрядвы! Ничего не вяжется к верхней Непрядве!
  Русские летописи гласят, что 5 сентября в Березуй прискакали разведчики и доложили:
  «Уже царь на Кузьмине гати стоит, но не спешит, поджидает Ольгерда Литовского и Олега Рязанского, а о твоих же сборах царь не ведает и встречи с тобою не ожидает, по письмам от Олега, и через три дня должен быть на Дону» (48).
  Летописец ошибся – Ольгерд к этому времени уже умер. Участником событий был его сын Ягайло. Князь Олег состоял в сговоре с князем Дмитрием, писал ему письма и в поход не собирался. В докладе не говорится о том, что на Кузьминой Гати, на речке Цне, стоял сам Мамай. По булгарским источникам, здесь коней пас Багун, его подчинённый командир отряда, который мог преодолеть расстояние в 160 км до Гусина брода за три дня, а вот войско было царское, мамаевское, поэтому сказано так. Это типичная русская фразеология – фигура речи. Вспомните, что согласно ей, Гитлер тоже стоял под Москвой. Сам царь с войском три недели отдыхал на Красном холме, вплоть до дня Куликовской битвы – это отлично известно. Однако! Прямо раскрыт стратегический план Мамая: Ольгерда и Олега ждали на Кузьминой Гати, а не в Москве!
  Сколько не черните булгарские летописи и русские, истина непоколебима! Достоверные сведения идеально ложатся на свои места.
  Серия благоприятных событий и встреч в Березуе позволила определиться и перейти к третьему этапу. Благословение вдохновителя всей военной кампании, мудрого старца Сергия Радонежского, имевшего необыкновенно высокий авторитет на Руси, укрепило уверенность в правоте дела и подняло боевой дух войска. Пришла отборная конная дружина литовских князей Ольгердовичей и значительно усилила боевой состав армии. Хорошие вести принесла разведка: две части армии Мамая смогут соединиться на Дону не ранее, чем через трое суток. Багун теперь скакал от Кузьминой Гати в сторону Гусина брода по Ногайской дороге, что поторопило русских князей.
   Момент истины хорошо описан в документах. Стало ясно, что основные события военной кампании состоятся в Подонье, поэтому приняли решение идти «за Дон в поле чисто, в Мамаеву землю, на устье Непрядвы». С берега реки Вёрды армия вступила в фазу активных боевых действий.
  Что теперь скажете, ходил ли Дмитрий Донской через Березуй? Убедительных свидетельств показано вполне достаточно. Туда, на Куликово поле, он прошёл через Скопин по принуждению, уж так вышло, так сложилась траектория.
  И тут же выскакивает язвительный вопрос к оппонентам: обратно, зачем его, измученного, понесло крюком через этот же Березуй в Коломну, если, по-вашему, «устоявшемуся» мнению, битва была на нечаевском поле под Епифанью?
  Поход князя Изяслава на половцев
  Теперь вспомним «берёзовый Ржавец» у речки Вёрды, отмеченный выше, и я расскажу вам ещё об одном походе, связанным с этим же ключевым местом. Уж так повезло нашему Березую стоять на большой дороге, на окраине русских земель, и провожать на битвы самых знаменитых князей, освящая походы в святой Купели. Село Победное – дважды Победное! Первый раз за князя Изяслава, громившего половцев, а второй – за князя Дмитрия, победившего ордынцев.
  Про подвиги Дмитрия Донского мы хорошо помним. Победа Изяслава, сына Андрея Боголюбского, в союзе с русскими князьями, среди которых рязанские и пронские, суздальские и ростовские, муромские и другие, не менее важна для Руси. Битва с половцами произошла у другого Ржавца, который впадает в Дон рядом с Задонском. По свидетельству местных жителей и краеведа Николая Селезнёва, наконечники стрел и копий находили на правом берегу Дона, за околицей села Ржавец. Совсем не случайно, в момент новой волны заселения края, в этой ключевой исторической точке в 17 веке поставили Ржавецкую крепость. Два этих Ржавца связывают названия и дороги, и рязанские участники. Дрысинская дорога проходила через Донскую Переволоку, где с ней перекрещивался Дивьев шлях, пролегавший по водоразделу Дона и Воронежа, хорошо известный из документов о Сторожевой службе.
  О великой битве Изяслава с половцами на Гибельном поле у Дона рассказала Никоновская летопись 1160 года:
  «Князь Андрей Юрьев, сын Долгорукого, послал сына своего князя Изяслава и с ним друзии мнозии князи и воинство Ростовское, и Суздалское, и Рязанцы, и Муромцы, и Пронстии и друзии к сим мнози совокупишася к ним же в помощь, и идоша на Половцы в поле за Дон далече, и соступишася на бой, и бысть брань велиа и сечя зла, и начаша одолевати Русстии князи. Половци же разсыпашася на вся страны по полю; Русьским же воем за ними гнавше и пришедшим на Ржавцы, и Половци паки собравшеся удариша на Русское воинество и многих избиша; но паки поможе Господь Бог и Пречистая Богородица христианьскому воинеству, и прогнаша Половцев. Половьцем же разсыпавшимся в поле и бежавшим восвоаси; князи же Русстии возвратишася во своя отнюдъ в мале дружине, вси бо избиени быша в поле от Половцев» (см. прим. 25).
  Будто бы звучит рассказ о походе Дмитрия Ивановича под Покровом вездесущей Богородицы. Половцев вынудили покинуть донские земли, они откочевали в сторону Кавказа и, согласно одной из версий, поступили на службу к грузинскому царю.
  Слышу, слышу реплику: нету никакого Березуя, зато есть авторитетное мнение кабинетных академиков, общепринятое.

  Список примечаний и источников информации смотрите на сайте «Каменный Конь»
  Полный вариант исторической монографии «Свет забытой Непрядвы» - 2022 опубликован на сайте «Каменный Конь»
Полный комплект карт смотрите на сайте «Каменный Конь» "Куликовская битва карты. Части 1 и 2".  
Полный комплект фотографий смотрите "Фотоальбомы" http://kamenny-con.narod.ru/photo/
  Продолжение следует в главе «Дорожная карта Куликова поля" http://www.proza.ru/2017/03/27/807
  Последняя правка в сентябре 2023 года.
  Николай СКУРАТОВ


Рецензии