Программа и сбои

                Посвящается ВладиГеру.

Несколько раз у меня возникали конфликты с моим школьным другом, с которым три года сидели за одной партой. Золотомедальника, чего про меня, устойчивого двоечника-троечника и, крайне редко, четвёрочника никак не скажешь.
Все конфликты, не ссоры, остаёмся друзьями и по сей день, возникали из-за одной особенности моего характера. ДАЛЬТОНИЗМА, нет, не зрительного, а морально-этического. Писал об этом пару раз.
Мой друг, человек умный, добрый, несомненно порядочный, упрекал меня в чёрно-белом вИдении мира.
«У тебя мир – чёрно-белый! – Говорил он. – А он, да будет тебе известно, ЦВЕТНОЙ!!!
Люди – только люди, они могут ошибаться. А ты сразу зачисляешь их в «чёрный» список.
Ты сам, что, ни разу не ошибался, не допускал даже неэтичных поступков! Ты – не святой и, к счастью, не святоша, но нельзя так резко делить весь мир на два лагеря!»

Должен признать, что я охотно с ним соглашался, зная за собой такой «грех» чёрно-белого раскрашивания мира.
Несколько раз пробивались у меня смутные мыслишки об истинной причине такого «зрения», но высказывал я их в форме очень гипотетической и не слишком убедительной.
Но всё же дошёл, наконец, думаю, до сути. Надеюсь!

Каждым человеком управляет некая программа. Это гены, воспитание, влияние окружающей среды. Всё это на определённом этапе формирует достаточно устойчивую и последовательную  программу нравственности, самокритичности и поведенческих установок (Динамический Стереотип).
Естественно, в нашей жизни действует много разных факторов с разными весовыми коэффициентами. И случается, что в какие-то моменты происходит сбой программы. То есть человек совершает поступок или выбирает временно образ мышления, ему обычно несвойственный. Потому это и называется СБОЕМ программы.
И вот тут как раз возникает серьёзная проблема для окружающих:
ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
Сбой ли программы или сама программа?
Такая постановка вопроса сразу проясняет суть наших конфликтов.
Он – склонен видеть сбои в работе по-естеству ХОРОШИХ программ. ОШИБКИ!
Я – стараюсь отделить друг от друга эти понятия и разобраться, где сама программа, а где её сбой?  Увидеть злонамеренные программы, а как раз «хорошее» поведение многих, это лишь умышленные «сбои», камуфляж, обман!
Кто из нас прав, разобраться нелегко, ибо ведёт к более общей установке: Кем быть – оптимистом или пессимистом?
Он считает, что в целом большинство людей – люди неплохие. Разумеется, есть мерзавцы, но они в явном меньшинстве. ОПТИМИСТ!
Я – мизантроп и мрачный пессимист --- исхожу из антропологии: Два миллиона лет некие пралюди-послеобезьяны (генетический сбой, породивший два миллиона лет тому назад некую популяцию хищных и злобных обезьян) были НОРМАЛЬНЫМИ КАННИБАЛАМИ. То есть ели поедом друг друга. В такой среде выживал лишь самый злобный, самый коварный, самый бесчестный, самый безжалостный, самый жестокий. Была вель насущная, ЖИЗНЕННО ВАЖНАЯ  необходимость развития мощного КАННИБАЛЬСКОГО интеллекта – дабы выжить и дать потомство. И только вот такие существа выживали и, да, давали потомство!
Так появился на Земле «человек разумный», ничего с разумом, то есть интеллектом, управляемым нравственностью, не имеющий.
Голый людоедский интеллект, а «нравственность» – это лишь обычное лицемерие, камуфлирующее истинную сущность потомков наших славных предков.
Если за основу оценки принять именно антропологию, а не очень приятную и желательную доктрину об исходной и природной «хорошести» двуногих тварей, то поневоле научишься видеть разницу между ПРОГРАММОЙ и её СБОЯМИ. И часто там, гда мой друг видел и видит СБОЙ, я вижу – злобную ПРОГРАММУ, записанную в наших генах  – генах потомков людоедов!

Дай-то Бог, чтобы я ошибался радикальнейшим образом! Но пока общественная практика, которая и является критерием истины, подтверждает, по-моему, как раз мой подход.
А вообще-то, невредно нам всем научиться ясно и трезво отделять ПРОГРАММУ от ЕЁ СБОЕВ!
7 IV 2020


Рецензии