Письма 1948-1949 гг. Часть четвертая

31

24/XI-48 г. Ленинград

Дорогая моя мамочка и Миша, здравствуйте!

Как хорошо, чудесно, получила сразу три письма от тебя (…), от Миши (…)
Сегодня опять слушала по радио «Мертвые души» в постановке МХАТ. Очень понравилось и хотелось бы увидеть самой. Вызывали к доске, решала по физике, задачу решила. Может быть и будет что-нибудь выходить. Меня это очень беспокоит, но я приложу все свои старанья, чтобы одолеть физику. Скоро опять будут по всем зачёты, да и экзамены уже не за горами. Вот бы сдать так, чтобы получать стипендию. Это моя мечта, конечно очень далёкая от действительности. Ты мам пойми, что всё-таки у меня очень глупая голова. Что поделаешь, если нет смекалки. Видно уж в батюшку уродилась. Сейчас открылся ботанический сад, хотим с Эммой сходить. Ещё хотим посмотреть балет «Щелкунчик», в воскресенье будет утренник, но в воскресенье Людмила Николаевна будет стирать и мы с ней хотели. А то у нас всё белье грязное стало, а она затопит прачечную. Придется встать раньше, чтобы к 12 дня всё кончить. Стирать буду Эмминым мылом, ей мама прислала 3 куска. Я один у неё купила.

Я последнее время зарядку не делала, т.к. простудилась, а завтра опять начну и с обтираньем холодной водой. Как хорошо!

Как идут дела в Сыктывкаре? Погода, жизнь, библиотека – всё по-старому? (…) А из чего вы новый шкафик сделали для книг? Как хочется домой, скорей бы снова попасть в свою комнатку. Какие у вас пирожки то вкусные были, у меня здесь и то слюнки потекли. Давайте условимся, если хорошо кончу год, когда я приеду, то вы меня встретите с жареными пирожками. Согласны? Напишите своё мнение на моё предложение. Здесь тоже становится холодно, утром идёшь, темно ещё, Нева серая, волны ударяют в берега. А какой туман сильный бывает! Идёшь и в двух шагах ничего не видно. Около Исаакия стоишь, смотришь вверх и совсем не видно купола, всё сплошь закрыто белой сплошной массой и кажется, что чувствуешь её как какую-то тяжесть.

Пока всё. Крепко целую обоих. Ваша Наташа.

32

26/XI

Здравствуй, Миша!

Решила тебе написать, очень мне скучно одной. Сегодня лекции уже кончились, я стирала, сейчас жду Эмку и варю кашу. Хотим идти в кино, смотреть «Повесть о настоящем человеке», не знаю, достанет ли билеты. А у меня сейчас денег нет опять, сегодня 26/XI, если мама выслала 16/XI  по почте, то уже должны быть. Очень плохо, когда деньги задерживаются долго, приходится снова в долг брать. Сейчас у меня ещё были деньги, а завтра уже не на что жить. Ну на это жаловаться нечего, потому что мама всё равно без денег не оставит.

А я купила хорошие, очень красивые марки. Зашла в книжный магазин и вижу, висит плакат – собирайте советские марки! Я и думаю, плакат повесили, а марок нет, потом прошла дальше, смотрю витрина устроена, под стеклом пакеты  и все марки из них вынуты. Большинство из них у нас есть, но несколько серий новых. Я купила «50 лет со дня смерти Шишкина» и «30 лет УССР». Я знаю, что одну марку – картина «Медвежата в лесу» ты уже достал. Больше из этой серии не бери никаких марок. Я тебе напишу, что на них изображено. На двух портрет Шишкина, синяя и коричневая, затем марка с картиной «Рожь» и четвертую ты знаешь. Мне очень нравятся эти марки. А Украины у нас кажется совсем нет, а может быть ты и достал уже какие-нибудь. Продают и объяснения, как собирать и наклеивать марки, ещё конверты особые для пересылки дублетов марок. Я тебе пошлю маленький агитационный плакатик, который вкладывают в каждый пакет с марками.

Когда получу деньги, сразу же куплю пленку, сфотографирую все интересные здания. Аппарат даст Ида, а проявлять буду в фотолаборатории геофака. Там и увеличивать можно. Пока у меня всё. Крепко поцелуй за меня маму, а она пусть тебя тоже вместо меня поцелует.

Привет маме большой пребольшой. Перечитываю «Петр I» А.Толстого. (…) Нам уже выдают зачетные книжки. Скоро экзамены, тогда решится всё, «быть или не быть!»

До свидания. Н.

33

3/XII-48 г. Ленинград

Здравствуйте, дорогие мамочка и Миша.

Очень скупо вы пишите, я всё время жду писем. Вчера получила 200р. телеграфом, а ждала почтовым переводом. Мамочка, большое спасибо за деньги. Мне конечно лучше, да ведь это очень дорого. А сколько приходится платить, если по телеграфу? Сейчас отнесла в починку старые туфли, заплатила 14 р., будут готовы 7/XI.

Шла мимо магазина, заглянула в него и очень удивилась. Продают песок, и никакой очереди нет. Вот чудо! Ещё такого блага ни разу не было, как я приехала. Купила целый кг. Песок стоит здесь 13 р. 50 к.

В Ленинград приехал Маресьев, публично выступает, я слышала его по радио. Снега у нас опять нет, везде сухо, в саду трава зеленая торчит. На Неве был осенний ледоход, замерзло где-то в верховьях, а потом очевидно снова растаяло, и весь лёд спустился к морю. Утром идём, смотрим, вся Нева забита льдом, льдины друг на друга карабкаются, ломаются, трещат и плывут дальше. А если с моста вниз смотреть, то кажется, что не лёд плывёт, а мост. Вот прямо видишь, что льдины плывут навстречу, а на самом деле наоборот. Очень сильный обман зрения. А сейчас Нева снова чистая и гладкая, как зеркало. Сколько огней в ней отражается вечером, а она такая спокойная поблескивает среди берегов. А звезд здесь совсем не видно, и утром очень темно, совсем как ночью и везде огни горят в 9 ч. утра.

Я всё время занята, лекции занимают половину дня, часто всякие собрания, и вечером занимаюсь. Много сделать не успеваю, а время не ждёт. Ещё один месяц, а там экзамены. Они покажут всё, и знания, и труд на них  положенный. А в этом месяце по всем будут зачёты. Наступает страдная пора для студентов. Я последний раз такое ляпнула на семинарах по основам, что мне и сейчас ещё стыдно. Спросили о движущих силах революции 1905 г., я и сказала, что ими являются три класса буржуазия, рабочие и крестьянство. Оказывается, буржуазия ни в коем случае не является ни движущей силой революции, ни союзником пролетариата и ни его гегемоном. Я и думаю, кем же тогда она являлась в этой революции, спросила у Дахия, он сказал, что классом, ворующим завоевания пролетариев, их изменником и до конца антиреволюционным. Но всё же революция была буржуазно-демократической. Значит буржуазия принимала в ней участие каким-то образом, выставляла свои требования. Кем же она всё-таки была? Мама, напиши мне пожалуйста. Я поняла, что это не движущая сила, но какое место она занимала в этой революции не по отношению к пролетариату, а вообще?

Была контрольная по немецкому, написала кажется, для зачета надо сдать 30 стр. домашнего чтения, я сдала 21 стр. Перевожу книжку «Приключения и путешествия». Мне она очень нравится и переводится легко. Рассказы занимательные. Эмка послала такую книжку Вовке, думает, что он будет её переводить.
Миша, я ещё две марки достала. «Юные авиамоделисты» и Островского (зеленого цвета). Читаю сейчас «Петра I», прочту и больше ничего читать не буду, пока экзамены не сдам.

Мама, к А.В. я не ходила больше совсем, всё никак не соберусь. В прошлое воскресенье все трое стирали, кипятили, полоскали и синили бельё, а потом повесили на чердак, и оно всё ещё не высохло, я сейчас сплю без наволочки и не могу дождаться, пока оно высохнет. Ой, забыла, ещё крахмалили. Целый день это заняло, зато теперь грязного совсем нет у меня.

(…) В университете дела идут своим чередом, на лекциях я чуть не засыпаю, совсем не высыпаюсь. Ночью долго не могу заснуть, а потом клюю носом. (…) До свидания. Целую и обнимаю маму и Михеля.

Наташа.

Привет от девочек и Людмилы Михайловны.

34

11/XII-48 г.

Здравствуй, родная мамочка!

Как вы там живёте, здоровы ли, и есть ли теперь дрова? Я очень беспокоюсь о вас, из-за этого не могу нормально учиться и жить (…) Девочки говорят, что им письма идут дней 5-6 из дому, значит на почту обижаться нечего. Я живу здесь хорошо, учусь пока сносно, скоро поставят по всем предметам зачёты, а потом пойдут экзамены. Страшно! Всё-таки первый раз буду сдавать в университете. Дали уже программы по физике, математике и географии. По географии совсем легко, многие вопросы знакомы. Зачета не будет только по геологии, по немецкому я сдала уже 30 стр. домашнего чтения, половина зачета есть, ещё надо будет контрольную написать. Мне ещё предстоит трудное дело – написать контрольные по физике  и математике, если с ними справлюсь, то всё будет в порядке. Недавно я одну письменную по физике решила, в этот раз 2 получила Лида, в общем мы все по очереди.

Погода до сегодняшнего дня стояла замечательно хорошая +5. А сегодня выпал снежок, подморозило, выглянуло солнце, вероятно зима установилась теперь прочно. Я всё ещё читаю «Петра I», а потом начну «Пушкина» Тынянова. Книгу мне принесла Людмила Николаевна. Знаешь, мамочка, я очень скучаю без тебя, так хочется иногда кому-нибудь всё рассказать, посоветоваться. Правда Л.Н. много с нами разговаривает, спрашивает об учёбе, о том, что произошло за день, чем мы довольны, или не довольны. Эмма три дня подряд пропустила утренние лекции, она на неё очень рассердилась и поругала за лень. С тех пор Эмка старается шевелиться побыстрее, чтобы не опаздывать. Мама, мне кажется, что я очень отвыкну от вас. Мне очень страшный сон приснился: «Мы сидим в комнате, за столом (комната Л.Н., сижу я и Эмма). Вдруг, открывается дверь и входишь ты. Ты одета в ватник и в мой чёрный платок, в руках держишь свёрток. Я так удивилась, что только одно и тоже бормочу: «Мама? Как ты сюда попала? Откуда ты?» А ты подошла и целуешь меня в лицо долго-долго. А мне почему-то совсем не радостно, я тебя и спрашиваю: « Мама, почему я не радуюсь? Неужели я так отвыкла от тебя?». Какие-то глупые сны снятся, но этот я видела, словно наяву. Глупые мысли бродят в голове, от них ещё грустнее становится. (…)

Очень интересные сегодня опыты по физике показывали с жидким воздухом, его тем-ра равна -180. Настоящая жидкость, очень сильно испаряется и кипит. На стол выльешь, во все стороны бегут шарики, как на горячей плите холодная вода разбегается. Опустили в него резину, потом разбили её молотком; примула превратилась в ледяной цветок, упала и разбилась на кусочки, слабо звенящий колокольчик обледенел и зазвенел громко на всю лабораторию. Заморозили ртуть в форме молотка и забивали ею гвоздь в доску. Очень интересно, это нам показывали свойства жидкого воздуха. Еле тлеющая лучинка ярко вспыхивает, когда её опускают в эту жидкость, потому что выделяется много кислорода. А жидкость эта голубого цвета, даже не верится, что воздух обыкновенный можно в такое превратить.
 
Пока у меня всё, Жду от вас как всегда писем. Крепко вас целую и обнимаю. Меня не забывайте. Ваша Наташа.

Миша, в нашей группе девочки многие собирают марки. У одной есть 600 штук. Она мне показывала. Большинство у нас есть, советских всего штук 3 нет. Очень хорошие иностранные 2 марки, немецкая и американская. На немецкой три немецких князя держатся за руки. Написано: «Einung», т.е. объединение. На америк. индейцы по бокам в середине англичане на палубе, смотрят на Америку. Первые завоеватели.

35

P.S. 12/XII-48г.

Сегодня получила от тебя письмо. Очень рада и большое спасибо. Меня очень огорчает одно, что ты мамочка расстраиваешь себя пустяками. Я давно выздоровела и болеть больше не собираюсь совсем. Хожу я не дрожащая и не посиневшая, а румяная и вспотевшая. В пальто мне совсем не холодно, ты об этом не думай, да и погода стоит теплая. У вас зима настоящая, а здесь и снега не видно.
 
Вокруг меня живут хорошие и честные люди, в тяжелый момент всегда охотно помогут. Так что рисовать ужасные картины обо мне совершенно неверно. Живу, учусь и сержусь, когда нет долго писем. Пишите чаще и всё будет  хорошо. Мама, очень прошу тебя из-за меня не расстраиваться.

Думай больше о себе и Мише.

Крепко вас целует ваша Наташа.

Я вас очень люблю и часто думаю о вас.

36

13/XII -48 г.

Здорово, Мишук!

Немедленно поцелуй за меня маму! Слышишь, если её сейчас нет дома, то потом, только не забудь. Сегодня Lenhen принесла мне две марки 50 лет МХАТ и ещё с красноармейцем. Показала мне свои, она не собирает, просто так у неё есть несколько штук. Но ей очень хочется, чтобы у неё было побольше композиторов. Она ведь певец и музыкант. Так вот, если есть лишние марки из серии Чайковского или Римского-Корсакова, а может быть сможешь достать где-нибудь, то пришли мне, ладно! Я тебе писала, что у нас многие девочки собирают марки, но не любят их показывать. А я сказала, что у меня больше 1000, так они глаза вытаращили, а потом завопили сразу: «Да ты на этих марках состояние можешь составить!» Но я конечно не собираюсь на них состояние составлять, как и ты, а просто марки собирать интересно и полезно, и я хочу, чтобы они у нас были в порядке и как можно больше. У меня в книжечке есть 13 новых марок, я всё на них смотрю. Миша, ты сосчитай, сколько их у нас стало.

Сегодня была физкультура у нас. По физкультуре тоже будет зачёт, как и по другим предметам. Чтобы сдать зачёт, надо сделать 8 упражнений, прыжок в высоту, равновесие на буме и наклонной лестнице и лазание по канату. По канату я никак не могла, ноги совсем не держат, а сегодня немножко вышло, ну что я за географ, если по канату лазить не умею. А вдруг попаду в какую-нибудь трещину, вылезть никак нельзя, стены гладкие, бросят мне товарищи веревку сверху, а я и не смогу по ней выбраться. Тогда меня ни в какие экспедиции не возьмут. Географ должен быть смелый, ловкий, выносливый, иначе экспедиции не вынести. У нас девочки со старших курсов ездили на практику в Среднюю Азию, там им приходилось ездить верхом не только на лошадях и всяких ослах, но даже  на верблюдах. И ничего, говорят, привыкали, только одногорбые верблюды очень злые и сильно плюются.

Сейчас я пришла из библиотеки, А.В. просила передать маме привет. Я обещала ей это сделать. Это уж совсем не то, если бы она сама маме написала, было бы гораздо лучше. Сегодня у нас мороз -6.

Как у вас двигаются дела в школе, учителя каковы?

Целую вас обоих, милых, дорогих. Пока у меня всё. Пиши побольше и чаще. Пусть мама обо мне не беспокоится, я здорова и живу gut.

37

26/XII-48г.

Добрый день, мама и Миша!

Я вам давно не писала, не было от вас писем и пока нет, а потом я не хотела писать, пока не получу все зачеты. И вот теперь в моём едином матрикуле или зачетной книжке стоят зачеты по немецкому, физкультуре, физике, химии и топографии, ещё буду сдавать зачет 29/XII по основам, но это чепуха по сравнению с другими. Чтобы получить зачет по физике, я 4 раза писала контрольную и решала задачи. Но всё-таки кое-как справилась. Вчера вечером сдавала химию. Это мы разделались с практикой, а экзамены по теории начнутся с 4 января. Первый – математика. Затем физика, химия и география. Кончим 18 января, каникулы будут с 20 по 1 февраля. Девочки тоже все кончили благополучно. Ира собирается ехать зимой в Москву. Она учится хорошо. Я её вижу, но очень редко. Учебу мы закончили со вчерашнего дня. Теперь надо готовиться к экзаменам. Очень бы хотелось сдать получше! Миша, знаешь, я ведь научилась лазить по канату, я получила 5 за это. Конечно этого я никак не ожидала. (…)

Часто можно увидеть, как по улице несут или везут елочку. Игрушек в магазинах для ёлки продают очень много, во всех магазинах стоят украшенные ёлки. Ведь скоро новый год. Как вы собираетесь провести новый год. У нас в университете ничего не будет. А мне очень бы хотелось побывать на ёлке. Мы хотим собраться все вместе у нас и встретить новый год. Я от всей души поздравляю мама тебя и Мишу с новым годом, с новым счастьем, с новой жизнью, которая должна же когда-нибудь наступить.

Я получила 23/XII  150 р. Большое спасибо. Сегодня воскресенье, я ходила в баню, стирала, сейчас затопила печку. Погода стоит хорошая, теплая. Мы с Лидой много бродим по Ленинграду. Очень хорошо, тепло, красиво, ходим и не можем налюбоваться вечерним Ленинградом. Особенно хорошо выглядит Исаакиевский, колонны покрыты изморосью и кажутся какими-то прозрачно-розовыми, а черные рельефные украшения четко выделяются на этом фоне. А Невский весь в огнях красных, синих и золотых. Снуют автомобили, автобусы, двигаются трамваи, проносятся маленькие автомобильчики. А по тротуарам идут люди. Я люблю ходить по Невскому. Очень украшает его гостиный двор, его теперь отремонтировали, побелили и посадили возле деревья. Чудесно! Мы с Лидой часто говорим «Ну неужели мы могли представить, что будем ходить по Ленинграду», знаешь, мамочка, когда я собиралась уезжать, говорила об этом, я в глубине души не верила, что действительно буду жить в Ленинграде и учиться в университете. Это казалось каким-то недоступным. Нам никто не верил, что мы попадем в университет. Когда мы сели в Котласе в поезд, я там встретила девочку. Она тоже кончила 10-й класс и ехала поступать в пединститут им. Герцена. Когда она услышала, что я еду в университет, то она на меня посмотрела так, будто я сказала несусветную глупость  и сочла меня, наверное, за дурочку. Но меня только спросила: «Да вы знаете ли, как трудно попасть в университет, а без медали почти невозможно». Но оказывается нет ничего невозможного,  всё возможно, если захотеть. Это я пишу потому, что мы только сейчас поняли, как хорошо, что мы учимся в университете. Живу я тоже не плохо. Варим с Эмкой суп с ливерной колбасой, утром делаем зарядку по радио, очень много спим, прочла «Пушкин» Тынянова.

Я здорова, сыта, пока учёбой довольна. Обо мне не беспокойтесь. А вы там не болеете, мама, как ты себя чувствуешь? Ноги сильно ведь зябнут?

38

30/XII-48г. Ленинград

Здравствуй, Миша!

Что же ты мне совсем не пишешь? Я на тебя очень сержусь. (…) Я очень люблю твои письма, они у тебя очень интересные и смешные получаются. Ошибок ты не очень много делаешь, наверно, меньше чем я. Напиши, как кончил учебные полгода, с какими отметками, как встретите новый год и был ли в школе на ёлке. А я уже писала, что зачёты все сдала, а вчера и последний по основам. Мне попалось два вопроса, работа Сталина «Коротко о партийных разногласиях» и причины революции 1905-1907 г. Отвечала всего 2 м.: не дал Дахия мне договорить, да чего там договорить, начать и то не успела. А вот фамилия моя его заинтересовала, очевидно когда-то такую слышал, но его смутил мой ответ, что я из Сыктывкара. А А.В. мне сказала, что он кончил университет и аспирантуру и маму очень хорошо знает и прекрасно помнит. Я была у неё вчера, взяла книги. «Воспоминания» Смирновой о театральном мире, книга очень интересная. Я сейчас выпишу оттуда место, где Смирнова выступает на сцене, и она должна убить из револьвера человека.

«С револьвером я никогда не умела обращаться, поэтому выстрел должен был раздаться за кулисами. В хорошо оборудованном театре всегда заготовляют на такой случай несколько зарядов, чтобы осечка не испортила всего дела. В Луганске бутафором у нас была Аннушка; у неё был сынишка 10-12 лет, который помогал матери. Я очень волновалась за выстрел: надо было попасть точь-в-точь в тот момент, как я спускала курок, но мальчуган успокаивал меня, говоря: «Уж будьте покойны, мадам Смирнова, я всё устрою. Заряжу ружье. Если ружье не выстрелит, я сломаю доску, которая даст тот же звук. Не волнуйтесь, всё будет сделано вовремя». Настал спектакль. Кончается объяснение, я вынимаю револьвер, спускаю курок – никакого выстрела. За кулисами слышу волнение, громкий шепот. Я нажимаю ещё раз – ничего! За кулисами беготня, шум, но ничего, похожего на выстрел. Я в отчаянии: что делать? Человек, которого я намеревалась убить, стоит неподвижно, ожидая моего выстрела и как будто не замечая направленного на него револьвера. Вдруг дверь отворяется, из неё высовывается испуганная мордашка с громадными черными глазищами, всклокоченные курчавые волосы торчат дыбом, рот широко открывается и во всю мочь орёт: «Пу-у!». Актёр падает, сраженный этим страшным выстрелом. Хохот в публике невообразимый. Смех продолжался весь антракт. И сама я без смеха не могла вспомнить мордашку и крик «Пу-у!». Больше я этой пьесы никогда не играла».

А как я смеялась над этой сценой. Действительно не подвёл мальчуган, сам убил. Хорошо она пишет. Пусть мама принесёт. Прочитайте.

Ещё я взяла книгу «Кингсблад, потомок королей» Льюиса и Брюсова «Мой Пушкин», там два зала заполнены различными материалами о Пушкине. Есть там рабочий стол и стул его, за который Эмма изволила усесться  и её за это выругали, а мне тоже очень стыдно за неё стало. Я даже больше смотреть не могла, скорей ушла домой. Кроме того там собраны сведения о Тургеневе, Лермонтове, Гоголе. Как раз ребята из 9 кл. пришли на экскурсию, им рассказывали о Гоголе, я тоже немножко послушала. В этом отношении здесь большое преимущество для школьников, всё что они проходят по истории, литературе – всё это можно увидеть своими глазами в музеях, на выставках, а это так интересно и запоминается гораздо лучше. А сколько различных лекций передают для школьников на самые разнообразные темы по радио.

В новый год я буду дома, а 1 пойду на ёлку в цирк (…) Потом напишу об этом. Вот бы и ты здесь был, я знаю, как ты любишь посмотреть всё весёлое. Но ничего, увидишь и ты ещё много хорошего. Вот если пойдёт картина «Приключения венецианца», а она наверно будет показана, если ещё не была, то сходи обязательно, да и маму уговори, посмеётесь от души, картина прекрасно оформлена, артисты играют чудесно. Я уже два раза смотрела. Кино это о венецианском купце-исследователе Марко Поло и его знаменитом счетоводе Бенгуччио. Вот увидишь, что понравится.

Сейчас надо учить математику, 4-го сдаю. Ну вот и всё у меня пока что. Живу sehr gut (...)

Мама, напиши, что бы мне почитать о Марко Поло. Я спрашивала у А.В., но она ничего не нашла.

Поздравляю ещё раз с новым годом. Пиши Миша непременно, и ты мам почаще. (…) Мам, по марксизму я всё поняла, большое спасибо. Ну, я кончаю. Ошибок, наверно, целый воз! До свидания. Ко дню рождения конечно буду дома.
Целую вас  дорогих, милых, родных крепко-раскрепко. Ваша Наташа.

P.S.
О мореходке постараюсь узнать. Письмо получила 30/XII. Пожелание прочту точно в указанный срок. Не грусти, песню пой, друг ты мой. Желаю всего хорошего, Наташа. Дописываю на почте, сейчас только прочла твоё письмо.

39

8/I-49 г. Ленинград

Здравствуйте милые мои мамочка и Миша!

Я вам пишу.
Чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы к моей несчастной доле, хоть каплю жалости тая,
Вы не оставите меня!
Поверьте, моего стыда вы не узнали б никогда,
Когда б надежду я имела…

Но что об этом говорить, у меня самой такое настроенье, что не знаю, куда и деться. Математику я сдала на 3 и всё дело в этом, не видать мне стипендии как собственных ушей. Пересдавать нельзя с 3, а получила я её по своей глупости, тупости и вообще потому, что в математике я осёл. Да конечно, билет я знала, а вот запуталась и вылезть не смогла. Лида получила 5, а Эмма 2, будет пересдавать. Не говори, мам, её маме, а ты, Миша, Лосёнку. А то она очень расстроится. Сегодня я получила письмо от Миши, чувствую, что живёте очень тяжело, а от меня не то что помощи, но только обуза одна. Я так надеялась, что сдам получше, а вот и сдала.

Мишенька, твоё пожеланье я прочла как раз  в самый новый год, но как видишь существенная его часть уже не выполнима. (…) Новый год мы провели трое, я, Эмма и Ира. Тоже пили чай с конфетами. Были ещё мандарины и яблоки. У вас треска и сушки, а у нас были булки и колбаса. Колбасу Ира купила. Потом мы проводили её домой и легли спать. Ёлки конечно не было, вообще я в этом году ёлки не видала. Нет, вру, видела в цирке, но у нас с Эмкой были очень плохие места и почти половину не слышали и не видели.

Сегодня я сдала физику на 4. Отвечала я профессору Фришу, тряслась как осиновый лист, но он остался очень доволен, а 4 поставил за то, что на 1 вопрос я как всегда не ответила. Я очень боялась физики, особенно задач, но всё вышло хорошо. А как стыдно было после математики! Идём мы с Эммой, уже 11 ч. вечера было, значит Л.Н. дома, а у нас такие отметки. Но Эмка может исправить ещё, а я нет. Теперь хоть все пусть 5 и 4, всё равно без толку.

Но я могу сказать только одно, я сдаю без всяких шпаргалок, подсказок и т.д. Сколько 4 получили девчонки, которые всё списали. Они сами в этом признаются, да разве это скроешь. От одной отняли тетрадь и поставили 2. Я как раз пришла и встретила её. Смотрю она как смерть бледная. Оказывается, её выгнали с экзаменов. Я знаю, как я виновата перед вами, но мама, ты ведь сама очень хорошо знаешь, как у меня всегда было с этим предметом. Нет, не буду я больше писать, не могу я просто. Во всём остальном всё хорошо. Не мерзну, не болею. Совершенно здорова, ты мам этим себя не пугай зря.

Погода стоит очень теплая. Всё время +3,+1. Ниже -5 пока в это время не было. Так что видите, с этой стороны всё благополучно. Миша, мне очень нравится ёлочка, которую ты нарисовал. Эмка даже позавидовала. Мама, знаешь, ты посылай мне денег меньше, и старайся почтой, когда во время зарплату выдают. Я как-нибудь проживу здесь одна. Вот если бы аккуратно деньги тебе выдавали, то и у меня в этом отношении всё хорошо бы было. Мама, как ты думаешь, смогу я без стипендии дальше учиться или нет, я то смогу конечно, а вот как у тебя с деньгами? Наверно долгов очень много, ведь если мне 400 посылаешь, то вам на двоих наверно столько же не остаётся. Ты знаешь, мам, посчитай, сколько из твоей зарплаты приходится на каждого из нас, и посылай мне 1/3 почтой. Должно хватить мне. Пока я кончу. Письмо вышло плохое, но лучше не могу писать. Я сейчас ходила в баню, с экзамена пришла в 2 ч. сейчас лягу, не выспалась сегодня из-за физики.

Целую крепко-крепко вас. Наташа.

40

14/I- 49 г.

Здравствуйте, мамочка и Миша!

Вчера получила письмо от тебя мам (…). Но сразу ответить не было времени. Готовилась к химии, как ты и думала. А сегодня уже сдала, но очень недовольна своим ответом, получила хорошо. А перед химией я такое учинила, что не знала, что и делать дальше. Опрокинула чернила химические на белую скатерть. По совету Лиды замочила её в таз с водой и нашатырём. Сижу, никакая химия в голову не лезет. Потом стали вспоминать из химии различные окислители, обесцвечивающие краски. Вспомнили и перекись водорода. Пошла в аптеку, там нет ничего, кроме какой-то мыльной композиции с содой для отмывания пятен. Но к сожаленью, чернильных пятен она не отмывает. Пришла я с этой покупкой, сидим трое, я, Эмма и Лида, и гадаем, что дальше делать? И решили ехать со скатертью в химический институт нашего университета. Отжали скатерть, завернули в бумагу и прибыли на химфак, к нашему счастью лаборантки приняли моё горе горячо к сердцу. Достали щавелевой кислоты и давай отмывать. Чернила почти совсем отошли, но всё-таки ещё слабый след оставался. По их совету я дома поставила её кипятиться с этой самой композицией, а сама ушла на геофак химию зубрить. Сижу там и думаю, отойдёт совсем или нет. Пришла вечером домой, а Эмма жалуется, что чуть не задохнулась в парах этого варева. Стали смотреть, ищем, ищем, нигде ни следа чернил, совершенно белая скатерть! Замочила я её снова в холодную воду, чтобы мыло отстало, а сами учить сели. Л.Н. пришла, совсем не удивилась, что  стол без скатерти, привыкла, что мы её снимаем обычно, ничего не подозревая легла спать, а утром ушла на работу. А я сегодня после её ухода  её выполоскала и сейчас она почти сухая, я её выглажу, постелю на стол, а потом спрошу Л.Н., не видит ли она где-нибудь чернильных пятен, а потом уж всё ей расскажу. Вот и вся история. Всё хорошо, что кончается хорошо, а могло быть иначе и мне было бы очень, очень стыдно. Но эта возня отобрала у нас вчера добрых полдня, мы не успели за день всё повторить, решили сидеть ночью, сперва Эмма до 3-х часов ночи, потом я до 6 утра. Поэтому сегодня болит голова, хочется спать и конечно всё повторить не успели. Эта недоработка и сказалась при ответе. Ну ладно. Пока всё. Хотя не всё, ходили с Эмкой в кино, смотрели «Жизнь Рембрандта». Очень понравилось. Погода стоит тёплая, сегодня +3. Жива, здорова, но из-за экзаменов настроение плохое. Да конечно уж в этом сама виновата.

Крепко целую вас хорошие мои. Ваша Наташа.

Мамочка я тебя очень прошу, ты меня не очень презирай за мою глупость. Сегодня встретили Иру, она провалила физику. Хорошо сдают Лида и Ида. Но эти экзамены и меня многому научили. Ещё осталась география.


Рецензии