de omnibus dubitandum 111. 142

ЧАСТЬ СТО ОДИННАДЦАТАЯ (1902-1904)

Глава 111.142. СТЕПАН…

    Новый Степан принес в мою комнату огромную цинковую ванну, грохнул. И улыбнулся в меня чудесными белыми зубами.

    – Доброго здоровьица, казачок! – весело сказал он, и меня просто осияло.

    Он был огромный, тяжелый, мягкий, пушистый даже. Белая его рубаха, из деревенской холстины, блистала белизною, подчеркивала здоровое, крепко румяное, ясное лицо его, светлые, голубые его глаза, – удивительно добрые, радостно и спокойно смотревшие на меня, в улыбке.

    Большая русая голова, в добрых вихрах, мягко курчавившаяся пушком бородка – придавали ему пушистость огромного, доброго медведя. От него пахло знойной степью, раздольем, солнцем. И это раздолье слышалось в медленной, чуть с напевом, ласковой его речи.

    – А я пОмыть вас хОчу, все ваши бОлести смыть… как гОвОрится, «банею вОднОю вО глагОле»… Чистая душа – чистОе телО-плОть. И пОмОемся, и БОгу пОмОлимся… вОт и хОрОшО, ладнО будет. ВОдички вам сейчас нанОшу. Образа у вас благОлепнО хОрОши! Древлии, старОгО письма. Ну, по вОдичку пОшел.

    Я вдруг полюбил его, этого нового Степана, – у меня заиграло в сердце. До чего же чудесно жить!.. И чудесно-ловко позвякивает он ведрами, опрокидывает их в ванну, как чашечки, идет плывуче, любуется, как шипит вода.

    – Ну, с ГОспОдОм… вОт худященький вы какОй! ЭтО ничегО, душа была бы в духОвнОм теле, а… Не горяча вОдичка-тО? – напевал он, лаская меня мочалкой. – НапечатанО в книгах – пустынники не мылись… – разговаривал он со мной, с собой, с водичкой, с мыльцем, казалось мне.

    – НО я пОлагаю, чтО этО не От ГОспОда, а От мнения. МОйся, питайся, радуйся… – будь как лилия пОлевая, умывайся рОсОй-красОй, сОлнышкОм вытирайся… – а душа петь будет ГОспОду красОту ЕгО!..

    У вас вОт гОре былО, мОзги гОрели… а этО в Очищение! ПОслал БОг. Я знаю, мне Даша гОвОрила… а вы радуйтесь! ГОспОдь ОгОнь пОсылает – Опалить телО, как свинью палят к празднику! И ИОанн ЗлатОуст гОвОрит: «Опалитесь и ОбнОвитесь!». В глазОк пОпалО?… А вОт кОгда в сердце Оружие прОйдет, гОре… – надО живОй вОдОй Омыться, От Писания: «Аз есмь вОда живая»!..

    Он напевал как будто ласкающую песню. Он обвивал мое сердце светом, – пушистый, мягкий мужик Степан. От него веяло чистотой и волей. Сидя в ванне, под его светлыми глазами, под его мягкими и ловкими руками, я чувствовал, как мне славно. Взмывала моя душа, и темное, что в ней было, стекало в ванну.

    – ПОсле баньки всегда легчает. Еще Окачу разОк… – ласково говорил Степан. – Ну, ГОспОдь даст, на здОрОвье будет… так-тО-ся. И лОшадки любят, как мыть пОведешь к реке, а челОвечья душа играется!.. А пустынники этО От мнения. Будь чистый… а тО есть нечистый! Ему так ОпределенО. Он – те-мный… и дела егО темные. Есть свет, и есть тьма. Есть злО, и есть дОбрО… и каждый в себе пОнимает. «Аз есмь – Свет! – сказанО в святОй книге. – Берегите Свет, и тьма егО не Обья!» ВОт. С легким парОм.

    Он накинул на меня простынку и перенес перышком на кровать, нежно обтер меня, перекрестил почему-то и поцеловал в голову.

    – ЗдОрОвей рОсти, братик… – перешел он со мной на «ты», и я – заплакал… от этой ласковости, от мягкости его рук, от синеватого света глаз, – от Света.
В этот памятный день выздоровления, первой моей встречи со Степаном, с другим Степаном, я особенно глубоко почувствовал, гораздо глубже, чем в золотистый субботний вечер, когда я смотрел на стадо, что есть две силы: добро и зло, чистота и грех, – две жизни! Чистота и – грязь… что разлиты они в людях, и люди блуждают в них...

    – А теперь, братик, ГОспОдний сОн на тебя найдет, пОсле баньки всегда бывает. И вОт, погляди… кататься с тОбОй пОедем скОрО.

    Через смыкавшиеся глаза я видел светлого мужика, возившегося с водою, пушистого, мягко ступавшего, ласково громыхавшего. Я думал дремотной мыслью: «Как хорошо на свете… милый какой Степан… как легко на сердце… все прошло… петушки поют ласково… светлое какое небо, вечернее… если бы все такие были… как славно поет молитву…».

    Степан поднял ванну, взвалил на спину, поволок. Уже со двора доходило пение: «Без нетления БОга-СлОвО рО-О-Одшу-юуууу…»

    И засыпая, я мысленно закончил: «…сущую Богородицу Тя велича-ем!..».


Рецензии