Письма 1948-49 гг. Часть пятая

41

21/I-49 г. Ленинград

Здравствуйте хорошие мои!

Мамочка, Миша, поздравьте меня! Я сегодня математику снова сдавала, получила хорошо, вероятно теперь стипендия будет и для меня. Я так рада этому! Ведь правда sehr gut! Деканат разрешил перездать всем у кого одна тройка. Мы с Эммой сдавали географию на 2 дня раньше срока, чтобы были дни для подготовки математики. В общем у меня по химии, физике и математике -4, по географии -5. Я сама не довольна такими отметками, но всё-таки это ещё терпимо. А то с тройкой мне было очень, очень стыдно. Ну вот и всё пока о моей учёбе.

Теперь напишу о нашей группе. В группе 28 человек, из них трое отсеялись, получив 2.  4 отличницы, 2 настоящие и 2, можно сказать «подложные». Есть такая у нас (...), девочка очень способная, особенно к задачам, но все экзамены сдавала по шпаргалкам, даже на географии и то списала. И вот у неё всё 5. Затем (...). Первые три экзамена сдала очень хорошо, а по географии можно сказать «выклянчила» 5. Не смогла ответить на самые простые вопросы, после экзамена приходит к нам вся в слезах. Мы как раз готовились к математике, раньше ведь сдали. Ну влетает она, бросается на кровать и давай стонать и плакать. – Что такое? – Я провалила, всё ответила, а он мне 2 поставил. – Куда поставил? –  В зачетку, - это она нам. Ну тут уж мы возмутились, ей не поверили, т.к. 2 в зачетку не ставят. А она нам: - Ой, не 2, а 3 поставил. А она должна была вместе с Идой в тот день домой ехать, уже и билеты купили. Ну она конечно слёзы проливает, ест с нами суп и спрашивает, что ей делать с билетом, географией и вообще как быть. Потом вскочила и ушла. Мы конечно взволновались, ничего не понимаем, всякая аналитика из головы вылетела. Пошли на геофак. (...) там бегает как бешеная, бледная, похудевшая. И что же оказалось? У неё была 4, и из-за неё она устроила перед нами целое представленье. Билет продала, Ида уехала, а сегодня (...) получила 5 по географии и уехала. Если бы она так не унижалась из-за этой 5, то всё было бы хорошо, а теперь хоть и 5, но всё-таки не так. Но в общем мы все сдали хорошо, честь школы не уронили, значит всё-таки не зря уехали.

 Ида и Лида уехали домой. Ира завтра едет в Москву. Я не пишу вам о том, как бы я хотела домой, вы это и сами знаете не хуже меня, я понимаю, что сейчас это просто невозможно, нужно ждать до лета. А домой к вам так хочется! Я очень жалею, что ничего вам не смогла послать с девочками. Но сейчас у нас с Эмкой ни гроша денег. Она письмо с Идой послала, а я и письма не хотела, пока с математикой возилась. Ну ладно Миша, ты не сердись.  Посылку я пошлю, ведь стипендия теперь будет. Так что ждал долго, ещё немного подожди.

Мне Ида оставила фотоаппарат. Буду фотографировать, это мне награда за все мои посредственные старания. Мамочка, знаешь ты, как я тряслась перед этим последним испытанием. Всяких двоечников и троечников, желающих получить повышенную отметку, набралось 28 человек, среди них и мы двое. А наш грозный математик со своей замечательной фамилией – Отрадных произнёс нам следующую речь, что все желающие снова сдавать, могут получить как 5, так и 2. Всё зависит от ответа.  Признаться я тряслась как заячий хвост, но решилась отвечать. И попала к нему самому. Билет знала, но опасалась дополнительных вопросов, особенно примеров. Села около него и думаю, чем же я сегодня кончу всю эту историю? Но он благосклонно выслушал все мои объяснения, задал два примера. Я их решила, первый начала неверно делать, он мне только сказал, «Вы думайте!». Я стала думать и решила верно. Ну вот и у меня стоит хор., а противное «удавлю» т. е. удовлетворительно зачеркнуто. Приеду и покажу мою зачетку.

Каникулы до 7 февраля. А там совсем мало учиться. Всего 12 недель учебных. С 1 мая по 1 июня экзамены, потом до 15 июля практика по топографии и геологии в Саблино, а числа 21-22 июля надеюсь увидеть вас живыми и здоровыми. Мама, знаешь что, пошли пожалуйста с Идой или Лидой мой портфель, без него очень плохо. Эмка всё время носила мои тетради в своём портфеле.

Я буду теперь стирать, зашивать, что порвалось, уберём всё в комнате, хотя у нас и так всё в порядке. Потом схожу в библиотеку отдам все ненужные книги, возьму читать побольше, буду ещё фотографировать, ходить в музеи, (…), если будут деньги сходим в театр. Не знаю, писала вам или нет, что мы слушали в Мариинке «Ивана Сусанина». Мне очень понравилось, а особенно акт, где показан двор польского короля, там очень красивые костюмы и танцы с участием артистов балета. Кажется я писала про это, не помню точно, что мы сидели в ложе и чуть шеи не свернули, т.к. не было видно из-за голов, а потом догадались встать и уже всё хорошо видели, но всё время простояли. Вот что я вам не писала, что я и Эмка купили по одинаковой обновке – синие кофточки за 35 р. с длинными рукавами.

Погода стоит очень теплая, вчера было -10, выпал снег, а сегодня -3. На улицах хорошо, красиво. Мам, напиши, как вы там живёте, всё ещё без дров наверное, я думаю, что холодно этой зимой в нашей комнатке. А как плита, совсем уже развалилась, или держится ещё? Мам, неужели никак вывезти нельзя дрова, всё-таки наверное из-за денег вы без дров остались. Мам, ты мне пиши побольше, как вы там живёте каждый день, вот я хочу знать всё. Туфли у меня совсем развалились, ой всё плохо еще. Пока я кончу. Целую вас от всей души. Мамочка береги себя. (…)

42

21/I-49г. Ленинград

Добрый день, дорогая мама!

Решила написать тебе маленькое письмецо, хотя вчера только писала. Ведь вчера в 6ч. вечера исполнилось полгода, как я уехала из дома. (…) Я сегодня тебя мама во сне видела. Сегодняшний день – первый день моих студенческих каникул, я ходила в баню, стирала, гладила, зашивала, а потом сходила на почтамт и получила перевод на 175 р. Очень большое спасибо за деньги. Знаешь, мама, платить за учебу надо к 1 февраля, но Л.Н. советует написать нам заявленье, чтобы нас освободили от платы за учёбу. Мы напишем, но не знаю, что из этого выйдет.
 
Читаю я сейчас «Мой Пушкин» Брюсова. Завтра схожу к А.В., возьму ещё книг.
Мама, ты спрашивала о Каплане, так вот, он ведь в университет не попал, а сейчас  находится в Эстонии, служит в армии и является пограничником. Он сам написал девочкам. Так что я не знаю, как быть с книгами, которые он задолжал.

В Ленинграде сегодня «страшный» мороз -9, у нас окна снаружи замерзли, очень красиво, как всё равно серебряная парча, вышитая еловыми лапками и от лампы, которая висит на улице и освещает окно, переливается разноцветными огоньками. Ты мамочка, наверное уже повидала Иду, а может и Лиду встретила. Напиши, как они на твой взгляд изменились или нет, что тебе рассказывали о себе и о нас. Я Иде велела рассказать, как я живу, чтобы ты ясно себе всё представила и не рисовала несуществующих «ужасов» и трудностей. Ты мам меня удивила вопросом, что у меня на голове? Да всё тот же заслуженный старый платок, который по мнению Л.Н. мне очень идёт. Он правда стал совсем ветхим, но ещё служит верно.
Пока я больше писать не буду. (…) Мама, как твоё здоровье и у Михеля тоже. Будьте здоровы, обо мне не скучайте, только вспоминайте и пишите побольше. До свидания. Приеду и я домой, очень я хочу этого. Крепко, крепко вас целую. Сперва маму, потом Мишу, потом опять маму. Ваша Наташа.

43

Ленинград, 27/I-49г.

Здравствуйте, родные, милые мама и Миша!

Как я без вас скучаю, особенно сейчас, когда много свободного времени. У меня каникулы (…) Я позавчера взяла у А.В. книги: Панферов – Борьба за мир (обе части), Сергеев-Ценский – Севастопольская страда и Избранное Маяковского. А.В. всё расспрашивает о вас, о тебе мам, приедешь ли ты сюда? Я ей говорю, что скорей всего нет, но она считает, что ты должна непременно приехать. Она тоже в очках, и мне всегда смешно бывает, как она их поспешно снимает, чтобы расцеловать меня, когда я к ней прихожу. От неё привет. Дом Учителя собираются ремонтировать, выглядит он сейчас очень уныло, весь облез и какой-то ободранный.

А сегодня праздник ленинградцев. Прошло 5 лет со дня снятия блокады. Улицы украшены флагами, а по радио целый день передают статьи о Ленинграде. Л.Н. много рассказывала о блокаде, очень страшно и тяжело было, но люди не роптали, всё терпели и никто не думал о сдаче города. В честь пятой годовщины освобождения Ленинграда сегодня будет салют в 8ч. вечера.

У меня каникулы проходят довольно бестолково. Встаю поздно, целый день читаю, или зашиваю несчастные чулки. А вечером, часов в 7 сходим с Эмкой в кино. За эти дни посмотрели: «Владимир Ильич Ленин» мне очень понравилось и не знаю с чего, но мне кажется, что Ленин ужасно похож на тебя мам. Нельзя сказать, что лицом, хотя лоб у тебя тоже такой же большой, а каким-то выраженьем в глазах, манерами и особенно характером. Добрый, чуткий к друзьям, строгий, непримеримый к врагам, в жизни необыкновенно простой и скромный, нетребовательный и заботливый о других. Совсем ведь как ты.  И ещё «Ленин никогда не снисходил до людей ниже его положеньем, а всегда чувствовал себя равным среди них». Поэтому с ним и было так легко самым простым людям. Я это замечала часто у тебя мама. Ты как-то сразу найдёшь о чём говорить с любым человеком, и ему становится легко и хорошо около тебя. Я и раньше немножко завидовала тебе, думая, как это ты так можешь заинтересовать любого и притом сама не стесняешься в любом обществе.

Затем смотрели «Восточная сказка» - переложение сказки «Али-баба и 40 разбойников», «Ночная серенада» о Моцарте, как он написал финал к своей опере «Дон Жуан» и вчера видели «Под чужим именем» о знаменитом итальянском певце Ферраро, очень весёлое. Три последние фильма иностранные. Мне очень нравится музыкальное оформление, богатые костюмы, чудесные пейзажи и виды городов Италии, Франции и др. стран, а больше всего мне понравился балет в «Восточной сказке» и в «Ночной серенаде».

Мне ещё ни разу не удалось посмотреть балет в театре, но зато в иностранных фильмах я достаточно его видела. Сегодня в первый раз прошла по льду Невы, ходила на почту, но писем нет от вас. Я была у А.В. и она мне велела так написать «У нас в Ленинграде весна» и правда на улице очень тепло, а сегодня тает во всю., с крыш сосульки висят. Мама, ты мне за учёбу 200р. не высылай пока, меня по моему освободят от платы. Стипендию я тоже наверное буду получать со второго семестра. Выдают её обычно в конце месяца, т.что очевидно свою первую зарплату я получу числа 25-26 февраля, а до этого пока придётся подождать.

Фотографией я не занимаюсь. Я пошла снимать и решила снять Зимний. А меня милиционер сцапал, оказывается его нельзя фотографировать. Он мне велел плёнку засветить, а я говорю, что не умею, ему отдала аппарат, он его вертел, вертел, не знает что делать с ним и отдал мне обратно. У меня всякое настроение пропало. Мам, попроси у Иды, она тебе покажет Ленинград, её брат снимал и увеличил. На одной карточке пьедестал памятника на нашей площади, мы как раз напротив него живём. (…)

44
 
6/II-49г. Ленинград

Здравствуйте, мамочка и Миша!

Сегодня последний день каникул. Завтра снова учёба. У нас будут новые предметы: экономическая и математическая географии, история географических открытий и практика по геологии. Словом прибавилось три географии, теперь хоть на географический факультет будет похоже.

Каникулы я провела хорошо. Прочла: «Севастопольскую страду» Сергеева-Ценского, очень понравилась, особенно некоторые места, «Борьба за мир» Панферова – так себе и о Пушкине Брюсова, и всё, очень мало прочла, т.к. «…страда» объемистая довольно книга.

Ходила в Зоологический музей, Русский и Эрмитаж. В Зоологическом очень понравились чучела белых медведей, колибри, губка в виде огромной вазы, она так и называется «Нептунова чаша». Много различных птиц, зверей, рыб, пресмыкающихся, водорослей и др. морских жителей. Есть там и ракушки, которые мы в Крыму собирали. Я увидала их и очень обрадовалась. По Эрмитажу бродили 5 часов, очень устали, но остались довольны. Там осмотрела Петровскую галерею, Рыцарский зал, отделения фарфора, гобелена и археологический. Затем живопись Англии, Германии, Франции, Бельгии и Голландии. Слушала нескольких экскурсоводов. Особенно произвела впечатление репродукция с картины Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Эту картину Леонардо написал  на стенах Ватикана в Риме. А репродукцию с неё сделал его ученик. На ней интересно изображен Иуда. Он вместе с Христом и его учениками сидит за столом, а когда Христос сказал о предателе среди них, то все взволновались, а Иуда наклонился в сторону Христа и опрокинул локтем солонку. А вот в Русском есть картина, написанная на эту же тему художником Ге, так на ней Иуда стоит отдельно от всех в темноте и глаза всех учеников устремлены на него. Сразу видно, где Иуда, но мне больше нравится первая. В Русском музее мы дошли до Репина, больше не успели посмотреть. Но я думаю, что ещё не раз сходим туда.

Кроме того фотографировала. Сегодня буду печатать, если что-нибудь выйдет сносно, то пошлю вам. Думали, что девочки приедут сегодня, а они не приехали, мы к ним ходили, да зря, их ещё нет, наверное завтра приедут. Я от тебя мама очень давно не получала писем, за все каникулы ни разу, а ходила на почту чуть ли не каждый день, я уж беспокоюсь, что там у вас такое? На счёт меня не беспокойтесь: жива, здорова, сыта и пока всем довольна, кроме отсутствия писем.

На улице тепло. А недавно по радио передали, что в Сыктывкаре  -22, холодно всё-таки. А вы там без дров, без валенок, да, дела не блестящи. Но может быть теперь чуть полегче будет, я буду получать стипендию и ты мне мамочка если сможешь, то 150 р. посылай в месяц, а если нет, то рублей 100 хотя бы. Я, наверное, буду получать 260 р. Если бы деньги были, то я могла бы купить тут вам валенки по 120 р. пара, но теперь уж нет смысла, потому что весна уж близко. Мама, как у тебя учёба в университете продвигается и работа в биб-ке? Часто придирается этот «директор»  то к тебе? Мам, как ты думаешь, нельзя ли было бы тебе здесь устроиться? Сколько нужно человек в передвижном фонде я не знаю, но там работает одна только А.В.

Михель, а твои успехи каковы? Сейчас ведь третья четверть идёт, вот Миша здесь хорошо учиться, ты знаешь, я хожу по музеям и столько экскурсий встречаю, что мне даже завидно становится.  Все классы начиная с «цыплят»-первоклассников и кончая чубатыми десятиклассниками посещают. Им особенно интересны должны быть уроки по зоологии, дарвинизму, литературе и истории. Да в этом большое преимущество у местных школьников.

Ну я  сейчас попью чаю, а потом уж кончу. Ну вот и напилась, только вспотела очень, у нас жарко. Я ведь должна была выбирать судей, но оказалась весьма несознательным элементом, короче говоря не явилась на выборы. Я прописана в Сестрорецке и выбирать там должна. А это значит: ехать терять целый день, мерзнуть, тратить деньги, которые у меня сейчас кончились, и всё из-за того, чтобы опустить бумажку, я даже не представляю за кого. В общем, я сочла гораздо умнее не использовать своего права.

Да, насчёт денег, у меня их больше нет, но дело в том, что завтра учёба начинается, а у меня совсем нет тетрадей, а купить их не на что. У Эмки тоже денег нет. Но я думаю, что скоро получу от тебя мам. Ну вот и всё у меня (…)

Знаешь, мам, это пальто очень странное, во первых, оно потеряло свой прежний цвет и стало грязно-серым от пыли, которой в Ленинграде хоть отбавляй даже зимой, но это ещё полбеды, а вот горе в том, что подол по бокам отвис очень сильно и чёрт знает, что у меня за фасон, спереди и сзади хорошо, а бока чуть ли не землю метут (это конечно преувеличено), но всё-таки очень некрасиво. Я сама ничего не могу сделать, а в мастерскую отнести ходить не в чём будет. А сколько раз я из-за этого подола краснела. Ну да ладно, я уж привыкла и всё время вспоминаю твои слова мам, в этом случае, что с меня этого никто не снимет, а нового не наденет. Ну уж теперь окончательно всё. Жду от вас писем, крепко целую и желаю здоровья. До свидания мамочка и Мишенька, опять с вами поговорила на бумаге.

Ой, как рада! Сразу 2 письма и деньги получила! Большое спасибо. Целую.

Н.Н.7/II-49г.

45

11/II-49г.

Добрый день, мама и Миша!

Приехали девочки. Лида привезла мой портфель, 4 куска мыла, песок, чулки, рейсфедер и письмо от Миши. Мамочка, большое спасибо тебе за всё, а тебе Миша за тетради. Я так обрадовалась своему старому портфелю, что и передать не могу. Встретились с девочками очень радостно, обнимались, целовались, Лида даже прослезилась. Они запоздали на 3 дня, задержался поезд в Котласе и Вологде. Лида всё рассказала о вас, что ты, мам, совсем не похудела, хорошо рассказываешь, (…), что Михель пополнел, делает успех в математике, любит сладкое, ходит в чёрном костюме, развивает теорию о Сыктывкаре и Ленинграде(...)  Ну напиши, что ты делаешь днём, куда ходишь, с кем дружишь?

(…) У нас сейчас погас свет, кажется чинят, начинает мигать. Наши соседи всё ворчат, считают, что мы виноваты в порче. У нас если включить три плитки, то напряжение становится высоким и свет гаснет. И как раз Эмка поставила чай, а там тоже горели плитки, вот и сидим без света. Эту квартиру после блокады не ремонтировали и здесь всё на честном слове держится, а особенно плохая электропроводка, нет ни одного исправного выключателя. Поэтому чуть что, сразу гаснет свет.

Сегодня я смотрела кино «Воздушные акробаты», мне совсем не понравилось, только интересны номера, показываемые акробатами. Фильм иностранный. А совсем недавно видела новое изобретенье советского кино «Суд чести». Конца его еле дождалась, до того захотела спать и стало скучно. А вот 9/II  слушала в Малом Оперном (бывшем Михайловском) оперу Верди «Риголетто», осталась довольна так,  как давно не была.  Хорошая постановка, силы тоже не плохие, особенно понравился сам Риголетто (Дорожинский). Правда роль герцога исполнялась неважно, но в общем очень хорошо. А завтра пойдём в Александринку т.е. театр им. Пушкина, смотреть «Дядя Ваня» Чехова. Сходила к А.В., взяла у неё почитать как раз Чехова и Короленко «История моего современника». Кажется ты мама нам читала её, но я уж не помню. А 20/II  пойдём в Мариинку слушать оперу Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Билеты достали по 4 р. на утренник. Хожу по театрам вдвоём с Эмкой. (…)Пока всё, крепко целую маму и  Михеля.(...)
На лекциях нудно, хочется спать, по Deutsch получила 5, хотя ничего не учила.

46
               
16/II-49 г. Ленинград

Дорогая мамочка!

Как сегодня тепло, солнечно, ну совсем как весной, да и весна уж не за горами! С улицы уходить не хочется!  По Неве конечно не пускают ходить. Эта Нева – святое место. Милиционеры берегут её как зеницу ока. Сами во всех направлениях по льду шагают, а людей не пускают. Сегодня у нас было всего 2 ч. лекций, одна геология, физика почему то не состоялась. Вчера меня спрашивали по немецкому – 5 и по математике не знаю что, только я решила. Ну что ещё об учёбе. На лекциях довольно скучно, хотя несовсем. Сейчас по марксизму рассказывают о диалектике – это интересно, сидишь и слышишь, что жить – это значит умирать, что всё появляющееся вновь уничтожает старое и порождает само новое и т.п. вещи. Хорошо на геологии и лекции – физике. А на топографии, всех видах географии и математике спать хочется.

Видела я «Дядю Ваню» очень понравилось, я смотрела так, как будто это не на сцене, а в жизни передо мной происходит. Так хорошо играли артисты! А когда занавес опускается и дядя Ваня остаётся один, то всем своим существом чувствуешь, как он одинок, несчастен и главное никому не нужен! Мы решили почаще ходить в драму, билет стоит 7 р., а места очень хорошие. В воскресенье ходила в этнографический музей. Там тоже интересно, но музей не очень большой. Красивые вышивки у народов, только способы вышивания различны, у индейцев иглами дикобраза, у китайцев шелками (две работы меня особенно поразили, кажется, что руками такого нельзя сделать, а вышиты цветы и птицы), у эскимосов шерстью, бисером, ещё у каких то народов чудесные аппликации из цветных кусочков кожи. В кунсткамере Петра I есть «уроды скотские и людские». Был отдан им приказ всем продавать для его музея уродов людских по 10 р. пара, а скотских по 3 р. и 5 р. И в банках есть двуголовые младенцы, и чучело двуголового козленка и его скелет – всё это сохранилось со времен Петра. Есть отделение, посвященное путешествиям Миклухо-Маклая, там собраны его зарисовки и коллекции, которые он привёз. Вообще собрано много разных предметов, говорящих о быте и нраве данного народа. Например, у разных племен индейцев сев. Америки самые разнообразные маски, которые они надевали на играх и празднествах, даже не верится, что такие когда то одевались людьми. Мне кажется, что чем больше на человеке нацеплено всяких перьев, черепов, бус, косточек, меха, тем он считался важнее и красивее.

Смотрела в то же воскресенье кино «Судьба балерины», а сегодня «Пятый океан». Читаю Чехова рассказы и пьесы. Ходили с Эмкой в баню, я вымылась, а потом залезла под холодный, холодный душ и так долго под ним полоскалась, что тётка подошла и попробовала воду, уж не теплая ли, да и отскочила как ужаленная со словами: «Как ты там не замерзла?». А мне наоборот очень тепло стало. По поводу теплой зимы в Ленинграде начальнику климатологической станции задали много вопросов, и он вчера выступал по радио. Оказывается в Ленинграде тепло оттого, что господствует циклон, который пришёл с Баренцова моря и принёс не снег, а дождь, т.к. воздух нагрелся над тёплым течением и кроме того от экватора движутся теплые массы воздуха как раз захватывая Ленинградскую область. А Л.Н. мне говорит, что это меня зима бережёт.

Я делала карточки, но вышли очень плохо, я всё-таки пошлю, имея воображенье по ним можно кое-что увидеть. На одной Исаакиевский собор, на другой памятник Николаю I, который стоит против нашего дома, на третьей я и Эмма, снимала в зеркало, дала очень маленькую выдержку, поэтому очень неясно, а негатив хороший. Мама, ты говоришь, что я не отвечаю на твои вопросы в письмах, но мне кажется, что я всё пишу о себе, что я делаю, куда хожу, как учусь и как живу. Мне Лида передала это и ещё что ты мне часто пишешь, почти через 2 дня. Но как это так я не знаю получается, я не получаю писем по дней 15-20. Вот и теперь ты  писала мне 31/II  последнее письмо, а сегодня 18/II, ну вот мама суди по числам, часто ли мне пишете? А я за эти 16 дней не меньше 4-х писем вам послала. Ну ладно. Опять наверное ошибок куча, а толку мало. У меня перо отстаёт от мысли. Целую. Наташа. Привет Михелю, у меня прибавились новые марки.

Мы должны сдавать кросс на лыжах, но есть маленькое недоразумение – нет снега!

47

28/II-49г. Ленинград

Дорогая мамочка!

Спешу ответить, получила твоё письмо днём. А сейчас уже 12 ч.ночи. День сегодня прошел быстро и всё время был занят. Утром физкультура была, очень интересно, почти всё выходило, потом я пошла получать стипендию, получила двести девяносто рублей, отдала долги и осталось сто. Но ты мама мне не высылай больше 150 р. в марте. Я постараюсь в долги больше не влезать, у меня теперь совсем их больше нет. Потом зашла на почту, получила от тебя письмо и так обрадовалась, у меня словно гора с плеч свалилась, я уж так беспокоилась, да ещё бы, ведь целых 20 дней ничего не было от вас. Я уж хотела телеграфировать.

После лекций было собрание, посвященное знакомству с основными кафедрами и направлениями нашего факультета, выступали всякие профессора и доценты, говорили очень нудно и так, что я совсем запуталась, куда мне идти. Одно знаю, что океанографом мне не быть, там математика. А это самое основное препятствие для меня. Выбирать надо вот из чего: эконом. география, физич. география, география полярных стран и ботаническая география. На этих отделениях математики нет, но зато другое. Первые две кафедры выпускают в основном преподавателей (а я от этого и уехала из Сыктывкара), полярная кафедра предпочитает мальчиков,  девочек в экспедиции вообще не берут, а бот. география набирает всего 6-7 ч. Ну вот и выбирай. Ну это ладно, что-нибудь выберу, а ты мам, что бы мне лучше посоветовала?

После этого собрания ходила в столовую, там просидела почти до 7 ч. очень долго обслуживают, пришла домой и стали с Эммой собираться в театр. Смотрели балет «Щелкунчик» понравилось, но ожидала чего то большего. Особенно хороши танцы: китайский, трех маленьких кукол, снежинок и Маши (Балабина исполняла). Да ещё понравилось сраженье мышей во главе со своим королём с Щелкунчиком и его оловянными солдатиками. (…)

Читаю Короленко «История моего современника». Книга очень, очень нравится, так много мыслей, которые и у меня в голове возникают, и то как он поступал в институт в Петербурге, мне кажется, что на моё поступление похоже, мне нравится стиль, язык, ну словом от книги я в восторге, и места отдельные смешат до слёз, например о учителях и о его студенческой жизни, которая так иногда похожа на нашу.

Смотрела кино «Секрет актрисы» тоже забавное и ещё хотим посмотреть «Академик Павлов». Было собрание комсомольское, на котором обсуждали часов 5 постановления комсомольской конференции, а на другой день пришли на семинар не подготовившись, Дахия назвал нас оппортунистами (за резолюцию голосовали, а дело не сделали), но я отвечала, что знала (он меня вызвал) и остался очень доволен. А на следующем занятии я такую ерунду наговорила, что сидела и краснела, пока он делал обобщение всем нашим высказываниям и попутно разбирал их. А вечером пришла, и как раз по радио передавали то, что я рассказывала, я тут уж ясно поняла свои ошибки, оказывается я просто не правильно понимала этот вопрос. Я часто мам удивляюсь своей глупости, мы по марксизму учили, что всякая истина человеку сразу не дается, но мне что то черезчур долго не даются все эти истины. Я просто удивляюсь своему мышлению и с ужасом думаю, что же из меня всё-таки выйдет. Но меня несколько успокоил Короленко, он оказывается совсем так же думал, когда поступал в институт, о себе.

Ну ладно. Я пока кончу. Уже поздно, меня торопят спать, да ещё анкету надо составить, нам всем предложили составлять запись своего времени, на что оно у нас идёт после лекций. Пиши мама почаще и побольше. Я так радуюсь вашим письмам. (…) Карточки вам послала, а сегодня передали приказ о снижении цен, может и правда легче будет жить. Целую вас крепко, обнимаю хорошие, родные мои, как хочу скорей к вам! Наташа.

48

3/III-49г. Ленинград

Добрый день, родная мама и Миша!

Как живёте-поживаете? Здоровье? Ну а как с топливом и погодой! У нас началась, наконец, зима. Нева снова замерзла, ходят по льду, мороз -13, а днём -8. Конечно, это тепло, но по сравнению с тем, что было (от 0 до +5) всё-таки стало значительно холоднее. Я хочу написать мама тебе об одном деле. Людмила Николаевна меня настойчиво просит написать, чтобы ты посудила, правильно я поступила или нет.
Ещё в начале учебного года, когда у меня было особенно туго с деньгами, Л.Н. поговорила с кем-то и велела мне написать заявление в профком для оказания помощи. Я долго отказывалась, доказывала ей что мне очень стыдно обращаться туда  (т.к. на вступит. экзаменах я получила 3, да и по математике с физикой дела шли плохо уже во время учебы), но она ещё убедительнее доказала мне, что в этом нет ничего особенного, что на это есть закон и т.п. В общем я написала и отдала профоргу заявление, причём сама членом профсоюза ещё не была. Прошло довольно много времени. Как-то Л.Н. говорит мне, чтобы я взяла свой профбилет и шла за деньгами. А я даже и не знала, что для помощи надо обязательно быть членом профсоюза. Пока я вступала, получала билет, прошло несколько дней. Наконец билет в руках, иду в профком, а там нет денег, велят придти через дня 3-4. За эти дни я простудилась и валялась в кровати. Ходила за меня Эмма с моей доверенностью, но ей сказали, что никакого решения относительно меня не было. Я уж думаю, ладно, не было и не надо! Но Л.Н. не успокоилась, встретила девочку из профкома и узнала, что произошла смена профорга. Велела мне встретиться с новым профоргом и выяснить всё. Я опять упрямилась, но она даже рассердилась, говоря, что она столько сделала, а я сходить не хочу. Ну я пошла, нашла другую, она мне объявила, что дела ей достались в таком плачевном виде, что ни одного заявления найти нельзя и лучше, если я снова его напишу. Я написала, отдала, обещали выдать деньги на той же неделе, но почему то не выдали. Я махнула на всё рукой. Уже во время зимней сессии прихожу домой, открываю дверь и вижу на полу бумажку с адресом профорга. Съездила к ней домой, а она мне предлагает бесплатную путёвку в дом отдыха на каникулы. Для меня это было так неожиданно, что я растерялась и наотрез отказалась ехать. Ты знаешь мам, я подумала, что я там буду делать одна среди чужих? Есть, спать, а ещё, нет, я решила не ездить. Тогда она позвала свою маму, соседку, все трое меня уговаривали, прельщали особыми благами жизни, но ничего не помогло. «Ну что ж, тогда приходите дня через 2, получите 100р.» - объявила Нина (профорг). Приехала домой, рассказала всё Л.Н., она на меня как на сумасшедшую уставилась, но ничего, легли спать. Уже тогда были каникулы. Утром спим с Эммой блаженным сном, вдруг Л.Н. будит и велит собираться. «Куда?» - «Поедете к Нине, возьмете путевку!» -  «Как, я же отказалась» - «Ничего, поезжайте и берите путевку!». Тут опять споры, крики, но Л.Н. самым серьезным образом велит ехать, уверяя, что я истрачу денег больше, толку будет меньше, а там мне ни о чём не надо думать. Поехала, Нина послала меня в профком за путевкой, путевки выдавали с 3-х, мы ушли в кино и я прозевала. Пришла, а мне предложили тоже бесплатную, но во время учёбы. Я не взяла и решила больше никогда и никаких дел с профкомом и  подобными ему организациями дела не иметь. Л.Н., её сестра и все знакомые считают, что я упустила большое счастье. И Л.Н. очень просит спросить, как ты думаешь на счёт всего этого. Денег мне конечно тоже не выдали и лежит моё заявление под спудом. Да, а потом мы уж с Эмкой вдвоём писали заявление об освобождении от платы за учёбу, ну тут всё вышло, обоих освободили, так что платить за второй семестр не пришлось и те деньги которые ты мне прислала (300р.) я истратила на себя. Я тебе, мам, по моему писала, чтобы ты воздержалась высылать за учёбу, а ты выслала, мне не хуже, но вам совсем плохо было. И тут ты меня, мам, не верно поняла, будто бы мне всё равно 3 или 4. Дело не в этом. Я тогда так написала, «мне теперь всё равно, 3 или 4, потому что другие отметки ничего не исправляли, т.к. стипендии с 3 не дают». Я думаешь, мам, только из-за стипендии учусь, конечно нет, но я то ведь знаю, как вы там перебиваетесь с хлеба на воду. Сколько бы ты ни писала, что живёте вы хорошо, а Михель, что всё это ерунда, я прекрасно понимаю, что не ерунда и не хорошо, а очень плохо и что это очень важно. Ты там совсем с долгами загоревалась, а Михелю учёба в ум нейдёт.

Ведь как мы думали, что вот когда я буду учиться и стипендию получать, тогда и жить будет легче, а что выходило на самом деле? Из-за этого я так и мучилась. А теперь уж тебе не надо так много высылать, может чуточку и будет получше? Ведь, мам, это всё правда? Ты вот мне сколько раз писала, как тяжело сознание своей беспомощности, а у меня ведь как раз так и было. Я отлично знала, как вам было тяжело и ничем не могла помочь! Вот что меня и огорчало. Я и сейчас ничем не помогаю, но всё-таки теперь далеко не то.

Хватит об этом. Живём мы хорошо, получили деньги, купили картошки, муку, вермишели, сала, песку, каждый день варим, ходим на лекции, ждём писем из дома. Сегодня смотрели кино «Девушка из Неаполя» о итальянском композиторе Франческо Беллини. Хотим сходить на «Травиату», если достанем билеты в Мариинку. Читаю всё ещё Короленко. Хорошая книга!  Экзаменов будет 5 (мат-ка, физика, геология, топография и марксизм). С 15 апреля зачёты, затем экзамены. К несчастью с 1-10 июня будут свободные дни, на практику поедем числа 11 июня и до 25 июля, т. что домой вероятно приеду только в конце июля. Такая досада право, меньше месяца придётся дома пожить. Но хоть бы только домой скорей, скорей увидеть маму, Михеля, очутиться дома! Когда только я этого дождусь!
 
Кончу, лист кончился и рука устала. Целую, обнимаю, Н.

Завтра физкультура, поедем на лыжах сдавать кросс, наконец выпал снег.
Привет от Лиды, Эммы и Л.Н. От меня тоже огромный привет.

49

5/III-49 г. Ленинград

Здравствуйте, мама и Миша!

Сегодня, мама, я получила твоё письмо от 24/II . Решила сразу ответить, хотя вчера только послала вам письмо. Сегодня получила по марксизму 5. Дахия не даёт мне покоя, спрашивает на каждом занятии, у нас сидел представитель, я отвечать не собиралась, думая что и без меня говорунов хватит, так он сам вызвал. Я как раз в этот момент о чем-то задумалась и когда назвал мою фамилию, то несколько растерялась, просто не знала, с чего начать. Но потом ничего, чего-то наговорила, очевидно верно. На следующее занятие будут стенографировать наши ответы, он роздал темы, чтобы подготовились получше, мне дал тоже. Мы этого марксизма боимся, как огня, очень бывает стыдно, когда сморозишь какую-нибудь ерунду. Мне мам очень не хватает тебя и соответствующих книг. Я чувствую, что если бы обращалась к тебе и к своим энциклопедиям, то многих ошибок могла бы не допускать. А тут я сижу, читаю, встречаю у Ленина массу слов, смысла которых не понимаю (например катакализм) и спросить не у кого, прочитать объяснение негде. А я помню, что по марксизму или по истории ты всегда мне могла объяснить толково. Ты мам, скажешь надо спросить у того же Дахия, я и спрашиваю, но уж после того, как этот материал мы разберём. Т.к. видим мы его раз в неделю, то естественно до занятия выяснить ничего не можешь.  А хочу взять у А.В. философский словарь, думаю, что он во многом поможет.

Письмо продолжаю 6/III-49 г. Вчера не успела кончить, сперва стирала, потом пришла Лида, проболтали до 11 ч. вечера. А сегодня встали поздно, Л.Н. уже ушла, попили чаю, сейчас буду гладить, а потом пойду в баню и на почту. Я купила себе чёрные трусики, чтобы заниматься на физкультуре, а то всё время в белых ходила. Мама, письма о которых ты мне написала, я все получила и очень смеялась над адресом, который написала на конверте. Марки отдала Зое, табель-календарь ношу в портфеле и считаю, сколько дней осталось до отъезда домой, рисунок твой берегу. Я знаешь, мам, сфотографируюсь у настоящего фотографа и пришлю тебе. Я всё такая же, только лицо круглое очень, как репка. Мамочка, неужели тебе нельзя поменьше работать?! Ведь ты сама чувствуешь, что устаёшь, нельзя же так себя мучить. Я мам хорошо понимаю, как тяжело бывает одной, особенно это тяжело для тебя, но ты не грусти дорогая моя и не думай обо мне много. (…)

Я тебе мама еще раз пишу, чтобы ты мне больше 150 р. в месяц не высылала, вам деньги очень нужны, а мне будет лишнее. Твой совет относительно пальто постараюсь выполнить, уж не знаю, что выйдет. Как мама выдержала политэкономию, что досталось, какая оценка и довольна ли сама своим ответом? У меня А.В. всё спрашивает, зачем ты учишься, когда и так всё знаешь? Она вспоминает, как ты читала книги и кратко записывала их содержание просто для себя, спросила меня, такой ли у тебя крупный и понятный почерк, как был прежде. Я ответила, что всё такой же. Мама, я постараюсь купить для тебя ниток мулине, а ещё что надо для вышивания, да и сможешь ли ты, наверное глаза и так устают. Ты мама напиши, ниток здесь продают очень много и самые разнообразные.

Знаешь, мам, как по твоему, если я из следующей стипендии постараюсь приобрести себе юбку. Я кажется писала, что прыгнула с трамвая на ходу и разорвала свою юбку спереди, я её зашила, но всё равно она уж очень старая и если посмотреть на свет то видно, что во многих местах стала совсем, как паутинка. Как по твоему мам, стоит или нет, если стоит шить, то сколько надо материалу и как сшить лучше? Стипендию мы получаем все, и все, кроме Иды пересдавали: я и Эмма мат-ку, Лида – географию, Ира – физику, но сейчас у всех дела обстоят благополучно.

Милая мама, среди школьниц ты меня уж больше никогда не увидишь, зато встретишь летом среди студенток, как хочется скорей домой, я часто думаю о том, что живём мы отдельно, но когда я ложусь спать, то стараюсь представить, что вы делали в этот день, где были, думаю, спит сейчас мама или читает, или сидит на собрании, или возвращается с какой-нибудь лекции, и когда подумаю, что может быть ты идёшь одна поздно ночью, то мне становится страшно за тебя. Ах, и неугомонная, бесстрашная у нас мама! Знаешь, мама, мне кажется, что я теперь тебя вижу совсем в другом свете, после того, как я много сама передумала о тебе, слышала от А.В., девочек и из твоих писем, узнала чуточку жизнь и многое поняла.

Сейчас кончу писать, Эмка собирается стирать, я гладить. На улице весна и солнце, я в том письме написала, что наступила зима, а сегодня уже снова весна. Л.Н. ушла к своей сестре, я сегодня схожу к А.В. за книгами. Милая мамочка и братец-кролик Мишенька будьте здоровы, как бы я хотела, чтобы вы немножко полегче зажили! Целую вас, от души желаю всего хорошего, Миша, ну как у тебя с алгеброй, ведь скоро экзамены! Ты мне напиши, уж совсем не пишет, тоже какой! Пока всё. Ещё раз целую. Привет от всех «лохматых» и Л.Н. Ваша (...) Наташа.

50

14/III-49

Мамочка!

От тебя заказное письмо! Когда мне дали извещение, то я даже испугалась. Думаю, почему заказное? Может быть, что-нибудь случилось! С собой не было паспорта, пришлось съездить домой, пока ехала туда и шла обратно так неспокойно было на душе, да еще на почте одна девушка так закричала, что невольно все вздрогнули, очевидно плохое известие она получила, всё это на меня навеяло какую-то хандру. А потом дают письмо от тебя и всё в порядке, хотя и в относительном. Я сразу ожила и домой галопом помчалась, у меня что-то Эмка скисла, сегодня весь день пролежала.

Как я хочу мамуленька, чтобы у тебя не было долгов и чтобы вам немножко веселее жилось. Ты спрашиваешь, обрадовалась бы я вашему приезду? Ну конечно. Я и во сне и на яву только и думаю о том счастливом дне, когда снова увижу вас. Вот мне вчера приснилось, что я получила от тебя письмо, в котором ты велишь мне встречать на вокзале и я во сне от радости стала целовать и обнимать противную Эмку, хотя в жизни этого ни за что бы не сделала. Выиграть 50 т. – это, конечно, утопия, а вот реальное свидание откладывается на целый месяц. Дело в том, что все мы поедем после практики на месяц работать, строить гидростанцию. Ленинградская молодежь обязалась построить колхозам ленинградской области 15 электростанций.

Меня это страшно огорчает. Я совсем не отказываюсь работать с коллективом, но это будет за счет отдыха. Дома едва ли удастся пожить дней 20 августа, а потом опять целый год впереди. Нет, мы просто хотим удрать после практики. Сегодня вот тоже пошли восстанавливать общежитие, а я не пошла из-за погоды и из-за Эмки. Ну, свои 5 часов я отработаю в один из теплых дней, ведь общежитие для нас же строят. А сегодня такая пурга, снег, ветер с ног сшибает, но не очень-то холодно -9. Ты, мама, не скучай без меня, ну что ты! У тебя и так много дел. Я приеду здоровая, полнею не по дням, а по часам.

Я часто думаю, как человек растет и меняется. Вот ведь раньше, разве я могла представить, что буду жить одна, а сейчас я не могу подумать без содрогания о Сыктывкарском институте. Только омрачает одно, что нет вас рядом возле меня. Я стараюсь представить тебя и Мишу ежедневно, так много думаю о вас и всё хочется сделать что-то хорошее, радостное вам, а ничего не выходит. Твои письма, мам, совсем даже не длинные, я их читаю раз по 5 и знаю наизусть. Я так радуюсь каждому письму, но получаю тоже редко. А зато когда получу, то словно сумасшедшая ношусь, и девочки  уже знают, что я письмо получила.

Я совсем забыла, что Мише исполнилось 24 января 16 лет. Дорогой братик, поздравляю тебя, хотя и поздно, тебе уже паспорт надо. Что я могу тебе написать о моряках и геологах. И в морское училище и в горный институт и на геолого-почвенный факультет университета можно поступить после 10 класса. Но все эти специальности связаны с математикой, физикой, астрономией, химией и др. подобными предметами. Поступить можно, куда захочешь, всё зависит от самого. Из военно-морского училища выпускают офицеров, радиосвязистов и ещё кого-то, я точно не знаю, из геологического института можно выйти инжинером горного дела, а из университета научным работником или исследователем, у нас геологию читает профессор Рухин очень интересно. Но только странно, почему ты хочешь в техникум, разве 10 классов не хочешь кончать?

По-моему хорошо бы было, если бы ты серьезно взялся за учебу, кончил как можно лучше и приехал в Ленинград. Зачем это ехать в Устюг или в Воркуту, когда ты и здесь мог бы прекрасно учиться. Совсем оказывается это не недоступно, как я думала раньше. Правда я еще не знаю, что из меня выйдет, но я уже писала и ещё раз напишу, что Короленко думал совсем как и я, когда поступил в институт: «Через несколько лет… Точнее – через четыре года… Нет, совершенно невероятно. Такие люди, очевидно созданы из другого теста. А мы учились… кое-как, без одушевления, без искреннего стремления к знанию. Я опять казался себе таким маленьким и тусклым». Вот он тоже не верил сначала в себя, а ведь человек замечательный вышел. Я не хочу сказать, что тоже хочу быть знаменитой или что-нибудь, я просто хочу быть полезной и нужной как мама. И ещё раз повторяю, если будет желание, то без всяких выбирай любой институт. Читаю я сейчас вторую часть Короленко. Учеба идет благополучно пока, скоро Миша у тебя и меня экзамены. Давай сдадим их по-настоящему, чтобы не было стыдно, согласен? Вчера и третьего дня мы с Лидой чертили, а сегодня поймали нашего топографа, показали ему свой полигон и он велел снова переделать. Ох и чертежники мы с Лидой. Эмка сидит часов 8 без перерыва, зато такой сделает, что не придерешься. А мы за это время воз бумаги испортим и всё без толку.

Была у А.В. тебе мам привет и Михалику тоже, спросила, не наградили ли тебя? Я ответила, что нет. По марксизму отвечала на семинаре, на этот раз всё верно. Помнишь, мам, я тебе жаловалась летом, что ничего в философии не понимаю? А теперь немножко проясняется. У меня всё. Жду писем. Михель, почему ты не пишешь? Ну отвечай, что это значит? Пиши, да побольше, а то совсем уж ни одного письма от тебя нет. Я купила тапочки для физкультуры за 36 рублей. Теперь не хватает только майки, будет и она.

До свидания родные, целую вас сто раз. Наташа.


Рецензии