Любаша

Сочинения Ефимовой Любы
Декабрь 1988 г.

Военная песня

Шли мы с другом на войну, а-а…
Шли мы с другом на войну, а-а…
Шли мы на войну
На войну
Ау нас был командир, а-а…
Ау нас был командир полка…
И еще один командир
Ко-ман-дир.
А один наш командир заболел
А один наш командир уцелел
А один командир
Ра-нен-был.

Стихи

23 06 88 в автобусе

Раз – дорога два - дорога,
Мимо площади в совхоз.
По дорогам много-много
Разбегается колес

22 7 88 в лесу

А у меня травинка
На пальчике висела.
Паучья паутинка
Мне на ручку села

22 07 88 в лесу

А мы по лесу идем
И друзей встречаем в нем,
Бом-бом!
Под деревьям, под кустом.

21 10 88

На вечерней заре птицы поют,
На вечерней заре самолеты летят,
На вечерней заре ребята не спят.

Загадки

Осень 1987 г.

Во поле прикопано,
Во поле привязано.

24 02 88

Борода, кружева,
Старенькие ножки,
Красные сапожки.
 Кто не отгадает, см. ответы а обороте
Отгадки см. в журнале «Дела семейные» № 1 1991. Изд. Шире круг, Лесной городок.


Любаша в экспедиции
Ефимова Е.А. 21 08 91 см. https://krylatl.livejournal.com/567.html и https://www.stihi.ru/2016/11/29/10557 и https://www.stihi.ru/2016/04/20/9691

Люба Ефимова была в экспедиции. Ничего сверхестественного в этом нет. Когда Люда Барабонова предложила мне написать об этом, она сказала: «У тебя ведь Любаша в экспедиции ходила…» Я думаю, что Любе Ефимовой в экспедиции было не труднее, чем например, Маше Тимофеевой в спортивном лагере. И я не понимаю, почему другие наши дети не в экспедиции. Для воспитания очень полезно, да и ребенок при себе.
Возможно, я замахиваюсь на что-то принципиальное, по крайней мере, для многих из нас. Потому что однажды я спросила у одного из наших, берет ли он своего ребенка в экспедиции, а он сделал удивленное лицо так, как только умеет делать, и спросил: «Как? С пятого класса только…»
Первый раз эта мысль (взять Любу с собой) пришла мне, когда я собиралась зимой 1991 г. В Архангельск. Но туда я не поехала и Люба тоже (поехал Саша), и это, считаю теперь, очень хорошо.
А вообще в походах Люба и Наташа бывали неоднократно. Наташа, помню, еще в рюкзаке за моей спиной. Походы были короткими, но все равно- автобус, электричка, пешком. Костер. И то же самое обратно. Причем если только мы вчетвером, это еще рай. А вот когда еще 2-5 мальчишек 10-13 лет со двора (то есть часто случайные, честное слово, выходили во двор. И Саша приглашал всех, кого видел, вот так…) – вот тогда гораздо хуже. Дети еще маленькие, идут медленно, мальчишки балуются, мне надо следить за первыми и удачно беседовать со вторыми, да еще охранять первых от вторых…
А разведку в районе Усова на 1 мая 1988 г. С двумя пятиклашками, но без детей. Я тогда воспринимала как совершенную радость.
Так вот, Люба впервые выехала в Калугу на зимних каникулах. (А кстати, очень важно – летом 1990 г. Вы вчетвером были два месяца в пионерском лагере, причем Люба в отряде. Насчет развития самостоятельности это оказалось кстати. Хотя вожатые были не очень…) Собиралась в Калугу я одна, но поехал (вдруг) и Саша, и я предложила взять и Любу, руководствуясь тем принципом, который я часто потом выдвигала в качесве основного аргумента пребывания Любы в экспедиции – я же не аспид, что бы двух детей на бабушек наваливать (Наташу, я думаю, я еще не скоро вывезу, потому что, во-первых, они вдвоем хулиганят гораздо больше, чем по отдельности, во-вторых, ей нельзя быть на солнце и другие ограничения по состоянию здоровья). И вторая часть этого же аргумента: оставлять детей, а самой уехать развлекаться – это неблагородно. И не говорите мне, что не развлекаться, а работать! Во-первых, я сама не особенно воспринимаю это как работу, скорее, как жизнь в другом измерении, во вторых, так воспринимают это наши родители.
И мы поехали в Калугу втроем, на удивление всего почтеннейшего общества. Там было тяжело физически – погода, напряженная программа, дурдом ночью. Ребенок не выспался и устроил рев из-за мороженного, а мы оба тоже не выспались и чуть не подрались во время этого рева. Я считаю, что неправ был Саша, но за свое поведение стыдно.
Следующий Любин выезд был в Загорск на весенних каникулах 1991 г. На неделю! Она еще без должности, но в полном порядке. Не ныла, спала днем (что меня чрезвычайно обрадовало, т.к. ложились очень поздно), мыла сама ноги холодной водой под краном, чем несказанно удивляла тех, кто это видел. С едой разобрались и, наверное, сэкономили кучу денег экспедиции. Я думаю, мы съедали полторы порции на троих: причем она – что хочет, а я – все остальное. Она даже в деревню на опрос съездила, причем в плохую погоду и буквально по колено в воде. Только у информатора слишком конфетами увлеклась.
Вообще надо сказать, что с Любой, хорошо ходить на опросы – вроде и не одна (или не вдвоем. А анкету не нее делить не надо, ведь она участия в опросе не принимает. И можно на нее указать – вот мол и она танцевать умеет, и она малечину – калечину сама сделала (это когда рассказываем о том, чем занимаемся).
На Волгу этим летом Люба поехала почтальоном. Так же, как и в Рязанскую обл. Я думаю, в этой должности ей быть еще не раз. Конечно, я ее постоянно страховала. Но она старалась. Хотя ее стараний хватало не надолго. Помнит, что надо опустить письма в почтовый ящик, приходилось мне. Выдержки у нее кое-где хватало, кое-где нет…
Но так, в общем-то, у всех. Баловство было. Например на теплоходе я все боялась, что она куда-нибудь влезет или вылезет…
Вообще Люба с раннего детства надежна в экстремальных ситуациях (начиная с перехода дороги и кончая переносом общего снаряжения) и невыносима в быту: забывает умываться и выключать воду, разбрасывает вещи, теряет их, надевает не то и не так, плохо ест… (Нормальный ребенок!)
И вот мы только что вернулись из рязанской обл. Ездили все трое. И скажу, что без Саши Люба ведет себя лучше, чем с ним. Начинаются капризы, залезание папе на ручки. На сину, на шею, хихиканье, щекотание. Причем взаимное… Я этот детский сад даже дома не выношу, тем более в полевых условиях и при ребятах.
А вот на эту тема цитата из «Трактата «Что дало»» (О Волжской экспедиции): « От Любы Ефимовой я ждала и продолжаю ждать и требовать больше взрослости и меньше проявления «резвого младенца» - как называется у нас в семье. Ее участие в массовых играх необходимо для привлечения дошкольников. Кроме того! Пока она маленькая, она отлично может солировать, это выглялит очень выигрышно. В идеале, я хотела бы, чтобы она вела себя так, чтобы была не обузой, а примером». Последняя фраза очень важная. Это еще один аргумент пребывания Любы в экспедиции. Правда, он появился сам, я его заранее не придумывала.
Логично перейти к следующему вопросу – как относятся к Любе ребята. Есть хорошее отношение, есть нейтральное, есть пренебрежительное. Поскольку последнее самое плохое и вообще не него я сама обращала внимание, отмечу несколько случаев.
В Калуге Борисов говорил: «А ваша Люба тоже ночью болтала!» (Они бузил, а она со своей ракладушки их уговаривала: «Мальчики, тише, считаю до трех…» - курам на смех… Несчастный ребенок!) В Городце было, что один дурак все время вылезал: «А ваша Люба тоже…, а ваша Люба цветы рвала…, а нам, что нельзя?...», а они вишни рвали. И Катя Морозова сказала: «Знаете, Е.А., ваша Люба мне уже надоела…» Я даже допускаю, что ухудшение отношения ребят ко мне, которое я почувствовала в конце экспедиции (об этом я писала в «Трактате» «Что дало»»: в какой-то степени обусловлено присутствием Любы. Мне сказала одна серьезная девочка: «Знаете Е.А., ребята Любашу не любят…» «Все – спросила я – я думала только Борисов». Я в этот день в разговоре с одним из наших ребят (который сам по себе склонен к резонерству и скептицизму, но очень честный, и я ему доверяю). Я спросила : «Правда, что ребята Любу не любят?» «Ну знаете, = сказал он – она всюду лезет, болтает, надоедает. Это такое свойство маленьких детей – надоедать…» «Это такое свойство подростков – быть безжалостными…» - ответила я. Возможно, есть такой момент в восприятии ребят – «Вот тетка, таскает за собой ребенка.» Ну тут есть доля истины…
Вообще, взрослые в экспедиции защищают Любу от моей строгости, а я – от попыток командовать ее со стороны ребят. А итоговой оценки она больше «оранжевого» в экспедиции не получит, пока не станет совершенно самостоятельной. Т.е. не ранее, чем через 3 года. И не надейтесь товарищи взрослые!
Несколько эпизодов. В Узморье танцевали «Светит месяц», и она забрала у меня кавалера – Сашу(т.е. папу). Я ей уступила. Но когда в Городце й не хватило пары для игры в «Хожу варю пиво», и она потребовала, чтобы я уступила снова ей свое место, тут я уже не согласилась. Она пытается танцевать «Коробочку» и русского. В Ижевском она поразила. Когда пошла сама плясать со мной и Сашей цыганочку. А потом с Сашей русского – в меру своих способностей. Я ему тогда так и сказала: «Я не буду приглашать Любу».
А вот игры, где надо бегать, она играть боится, даже «Караси и щука». А с ремнем и подавно. Было даже, что из «Поезда Жужи» убежала – а эту игру мы даже с ней и Наташей учили.
А еще она искренний благодарный музейный зритель. Когда так получилось, что в Нижнем Новгороде мы с ней вышли в город одни, я спросила ее: «Ну, что будем делать?» «Давай бродить по музеям» - ответила Люба. Ей и вправду интересно в музеях. В Саратове, в краеведческом музее она таскала меня от одной витрины к другой и верещала: «А вот смотри, какая старинная вещь!» У нее вообще интерес к старинным вещам и вещам, которые могут быть старинными в ее понимании. Тут я вспомнила, ка мы с ней ездили в Мелихово с Пушкинской школой. Даже незнакомая учительница сказала: «Какой у вас талантливый ребенок» Мне, конечно приятно…
А вот мнение самой Любаши об Волжской экспедиции6 «По-моему, на сборе было хорошо. Плохо было то, что мам много ругалась. Еще плохо, что все мною командовали. Было хорошо, что много купались. Хорошо было на теплоходе. Хорошо было, что мы узнали все города. Мне понравилось, что эта экспедиция была такая длинная. Было бы лучше, если бы нас больше качало на теплоходе. И было бы лучше, если подъем попозже был. Хорошо было бы, чтобы побольше было вкусного. И чтоб не так долго принимали инструкторов». Последнюю фразу надо пояснить. Инструкторов принимали в нашей комнате до часу ночи. Она страдала, страдала… и заснула.
А вот ее мысли перед экспедицией в рязанскую обл.: «Хочу, чтоб мама меньше ругалась Хочу побывать в других местах, хочу побольше веселого.» А вот после: «Там было хорошо. В конце ели много конфет. Мне непривычно приезжать на то мсть, где были первый раз (это о дворце пионеров в Рязани). Я не думала, что будет хорошо в экспедиции, но было хорошо.» От Е.А – Любой в Ижевском я довольна.
А я поймала себя на том, что уже часто воспринимаю Любашу как свою подругу. Ну что, хорошо, ребенок вырос (Любе 7 лет!)…
И так. Возвращаясь к началу, хочу повторить вопрос – почему только люба ездит в экспедиции? Ведь все равно наши дети будут заниматься нашим делом, так что можно начинать уже сейчас…
Ефимова Е.А. 21 08 91

Этнографический доход на выживание ,
Где, раздавались Нато-Любины стенания,
И пекло солнца, причинявшее страдания –
Наверно, мальчики, запомним мы его!

Мы вышли в путь уже с потерей барабанщика
В послеобеденное солнце - лучше б раньше бы –
И зашагали с интервалом где-то в полшага,
От зноя страшного не видя ничего.

Как мы усердно поливали свои кепочки!
Но все держались, даже маленькие девочки,
Особо те, которые на маме ехали
Или за папочку держались своего.

Не устрашили нас коровы сверхрогатые,
Ни обжигающее солнце предзакатное,
Ни склон холма, что совершенно не покатым был –
Мы даже с ведрами взбирались на него!

А всё же лучше был костер и чай заваренный,
И вечер заполночь - прекрасный, как подаренный
И общий смех, и хлеб на палочках поджаренный
И песнопения святое волшебство.

Увы, с рассветом очень много изменилося:
В кого идея древолазанья вселилася,
Желанье прятаться на поле появилося,
Матрас, палатки - не припомнишь и всего.

Но хулиганство и сонливость побороли мы,
На два часа распределили свои роли мы,
В село Никитино, как лебеди, поплыли мы:
Опрос, опрос - ведь мы пришли из-за него!

И повстречались там нам люди интересные,
Там старожилы есть приезжие и местные,
Что рассказали нам все праздники окрестные.
Качельный мастер - вы бы видели его!

Как половина на футбол от нас уехала,
В тенечке спали превосходно без помехи мы.
И, окрыленные опросными успехами,
В обратный путь помчались чуть ж не бегом.

И вот дошли - не доплелись мы, а дотопали,
И так бодры, что стоит, чтобы нам похлопали
И поприветствовали радостными воплями
Частицу лагеря родного своего!

см. также https://stihi.ru/2020/04/30/7244

ПОХОД КЛУБА ДРУЗЕЙ ИГРЫ 6-7.07.90
Ефимова Е.А.

Идея похода составом КДИ возникла в нескольких умах одновременно. .Александр Владимирович решил, что лучший способ ее воплотить - это совместный поход с III отрядом, плюс «наши люди» из других отрядов. Не сахар, конечно, но обстоятельства были против нас даже е этом. I отряд, вернувшись накануне и: похода, устал, да и вообще уехал на экскурсию в Константиново. Наши ряды уменьшились, и некоторые из активных поборников идеи похода КДИ упали духом. Затем, 6 июля за завтраком обнаружилось, что III отряд собрался в поход на 200 метров от лагеря с двумя ночевками, а воду собираются брать в лагере "Ну, это вообще. Я тогда не пойду",- сказали вышеупомянутые некоторые /то есть, скромный автор этих строк/, и мы немного поругались с Александром Владимировичем. Но затем мы подошли к III отряду с идеей "автономного плавания", т.е. всё же поход в сторону села Никитино составом КДИ, плюс желающие из III отр. Идея нашла горячий отклик, и даже Андрей Класс, который не собирался в поход со своим Ш отрядом, засобирался в "автономное плавание". "Плюс желающими" стали Волков Павел и Балханов Сергей, и мы очень рады, что они пошли с наш в поход, потому что это оказались отличные ребята!
Разрешения начальника лагеря и вожатых II, III,YI,YII отрядов - получены. Итак: Ефимов А.В., Ефимова Е.А.; Ш отряд - Березин Сергей /дежурный командир/, Класс Андрей /комендант/, Логинов Игорь /штурман/, Балханов Сергей /костровой/, Волков Павел /повар/; II отряд - Демин Алексей /костровой/, Хохов Тимур /повар/; YI отряд - Выставкин Андрей/костровой/; YII отряд - Ефимова Люба/без должности/ и еще Ефимова Наташа /без должности. Первым суровым препятствием стала медицинская проверка.
По причине красного горла, оказалось, нельзя идти Хохову, Балханову, Выставкину. Старших кое-как отпросили - с условие что не будут купаться, а Андрюшу Выставкина не удалось. Виктор Иванович обещал привезти его на место привала вместе с ужином, чтобы посмотрел, как там и что. Кстати, мы просили дать все продукты с собой, а не возить ужин, но это не удалось И вот мы вышли в раскаленное Засечье с песней про маленьких барабанщиков - в честь Выставкина, потому что он как раз - барабанщик.
Надо сказать, что наш первый привал был еще в Засечье возле магазина. Ну, во-первых, - +32 , а во-вторых, - чай купили.
"Мы пьем турецкий чаи ..." - и до сих пор, на пересменке, наша семья всё еще пьет его. Просто так привалов у нас не бывает, Александр Владимирович успел немного расспросить хозяев дома, к стенке которого мы привалились, об играх и праздниках с. Засечья.
Второй привал был перед большим солнечным участком пути у последнего дома в Засечье. Там еще колодец был. Я тут состоялся опрос. Причем люди оказались душевные и разговорчивые, и мы проговорили долго (опрос можно прочитать е этом номере нашего журнала). Из ребят опрос записывали только Березин и Класс. Ну, это собственно говоря, мужественный поступок, - зайти в дом (а там душно), и поддерживать беседу с немолодыми людьми, и припоминать игры, которые могли существовать в их молодые годы, чтобы. они тоже их припомнили, и еще суметь стоя чего-то записать так чтобы потом понять...
Третий привал был после раскаленной, как сковородка, дороги, под большим деревом недалеко от огороженного пляжа. Просто невозможно было идти дальше, и Тимур перегрелся. Здесь нас обошло с двух сторон стадо коров. И я потом рассказывала ребятам, как в романе Фенимора Купера "Пионеры" главные герой Натаниэль Бампо разделил стадо диких бизонов, и оно вот так же обошло , обтекло рощицу, в которой скрывались путешественники. Грохот от копыт бизонов не прекращался несколько часов...
Далее наш путь лежал по берегу реки, мимо леса, мимо родника, до .двух рыболовов с палаткой. Отправили разведку в составе А.В., Березина, Класса, искать место для лагеря у деревни Никитино, которая уже появилась впереди и наверху. Они ушли в гору, а мы их подождали внизу. Побеседовали с рыбаками, и это знакомство нам впоследствии пригодилось. Пришли разведчики - и мы все полезли в гору. Кстати, шли мы по плану, начерченному IY отрядом, он был в руках у штурмана, и мы были уверены, что повторяем их маршрут точь-в-точь.
Место для лагеря оказалось в перелеске на краю овсяного поля. Поставили палатку, двое отправились купаться. Мы с Пашей Волковым сходили за водой к роднику. Это было очень тяжело - особенно в гору! Потом искупалась вторая пара, к ней через некоторое время примкнула я с. Любой и Наташей. А остальные сторожили машину с ужином под горой и собирали землянику.
И вот идем мы с пляжа, и от палатки рыбаков раздается вопрос "Елена Алексеевна, а сколько вариантов чижика существует?" - "Четыре известно” - отвечаю. "Есть пятый!" Ребята, которые караулили машину - Сергей Балханов, Игорь Догинов, Тимур Хохов - кроме варианта чижика нашли у рыбаков еще и котелок с ухой, Спасибо добрым людям!
Ели уху непосредственно из котелка.
И мы тоже поели, и в лагерь гонцов послали - уху дают! - это было уже половина десятого вечера...
Я вот приехала наша машина. Вышли из нее Виктор Иванович и остальные и говорят: "Вон они! Нет, это не они..." (палатка у рыбаков одна и мотоцикл рядом стоит). А тут мы: "Нет, это мы" И понесли наш провиант в лагерь, в гору.
Тут же выявился дефицит посуды и ложек. Ужин решили оставить на завтрак. Устроили хлебное дерево, чтобы муравьи хлеб не съели. Спели Андрею Выставкину ту песню - про маленьких барабанщиков. Пели мы с А.В. Жаль, что все захлопали, это ведь не песня-концертный номер, а песня-разговор...
Костер горел. Пили чай, жарили хлеб, пекли картошку. .И то что я не забуду никогда - до трех .часов ночи пели песни.
То есть пели, в основном, мы с А.В., но никто не боялся подпевать, а кое-кто и сам пел. Но все вспоминали строчки из песни застрявшие в памяти и запавшие в душу, и часто по кусочкам мы определяли песню и пели ее! "Еще раз про друга..." - попросил один мальчик, уже, кажется, совсем засыпая. Пели и лирические, и мужественные, и смешные песни. Кое-что мы с А.В. вспомнили, что пели тогда, когда ребят этих и на свете-то не было! И рассказывали страшные и смешно-страшные истории, а Тимур пугал нас своими выпрыгиваниями. Отряд кладоискателей искал клад по папоротнику - это была ночь накануне Ивана Купала. А я осталась одна у костра, и было страшновато. Ничего не нашли, но на них налетел в лесу филин.
Вдруг Тимур вылез из палатки и ржет: оказывается, там Наташа спала, а он не знал - нашел ее там и испугался. Ната кстати, спала всю ночь, как хороший ребенок. А Люба сидела у костра до часу ночи, и то еле загнали спать.
Зря я ушла спать в три часа. Спать мне всё равно их вопли не дали, а дух потерялся. В пять часов я встала и разогрела им вермишель, тем более, что есть хотели все, а в палатках к этому времени спали только А.В., Люба и Наташа. А вообще ночью спали только Сергей Березин и Андрей Класс. Но они и потом и дали жизни - бузили, лазали по деревьям и вообще шуму было много. Замнем это дело.
От бузы лагерь пришлось свернуть е 9 часов утра. "Вы сегодня на допрос пойдете!" - кричал мальчишкам Сергей Березин, перепутав допрос с опросом. Но в Никитино на опрос пошла все та же компания : А.В., Е.А., Класс, Березин, Люба, Наташа.
А остальные сторожили лагерь и собирали землянику.
Опрос по жаре и с недосыпа - это да! Причем интересность информаторов росла к концу опроса, а наша способность соображать падала так же. Но мальчишки вели себя нормально, и я спросила, "Почему вы здесь как люди, а в лагере - как наоборот?" "Потому что здесь чужие,-" ответили они. Изнемогши, поплелись в лагерь (опросы тоже можно прочитать в этом номере журнала).
Когда вернулись е лагерь, А.В. ушел с частью мальчишек.-кто купается - на пляж, а я с не купающимися осталась в лагере.
Спать мне теперь не дали свои собственные дети. Когда, наконец все собрались - а было около 13 часов- я сказала, что пойду за земляникой, а то все собирали, а я нет. А.В. подсказал мне хорошее местечко. И правда - это было местечко! Достаточно, сказать, что основное время у меня занимало поедание ягод, а искать их не надо было. Они были везде. Я сначала наклонилась, потом присела на корточки, потом села на землю... За сорок минут я, не переставая жевать, набрала кружку. Ну, как горожанин, я эти несколько квадратных метров хорошо обработала - там даже зеленых не осталось. В лагере я разделила эту землянику между совершенно спящими мальчишками...
Как и договаривались, в 16 часов приехал Виктор Иванович на машине с обедом и с целью забрать Березина и Класса играть в футбол за лагерь против "Автомобилиста". И врач с ним. Кроме Сергея и Андрея надумали еще возвращаться на машине Леша Демин и Тимур Хохов. Демина якобы укусил шершень, а Хохов просто так. "Вот видите, я не заболел," - сказал Тимур врачу, садясь в санитарную машину.
Наше спящее царство поело и завалилось спать снова. Подъем был в 18 часов. А.В. ранее сходил на разведку и нашел путь поверху, более тенистый. И пошли, очень бодро и шустро. Конечно через Засечье - в гору и по солнцу - было тяжеловато, но всё же гораздо легче, чем туда.
Самое обидное, что первый вопрос, который я услышала в лагере был: " Елена Алексеевна, почему вы сегодня не открывали мягкую игрушку?" ...


8.07.90 состоялся небольшой сбор клуба друзей игры.
Была проведена оценка похода (такова традиция клубов друзей игры). Оценки такие - за этнографическую работу -"красный”
за дух - " красный” (=5),
выделить Березина и Класса на   желтый (=3) {за утреннее хулиганство}


Рецензии