Запись тридцать девятая беду мне нагадала...

7.12.2001 …вечер Климовской Галины Ивановны, нашего профессора филилогии . Она представляла книжечку "Синий дым Китая" - две повести (автобиографические, но это не важно, вполне художественные вещи).
Первая - день четырехлетней девочки, один день 1937 года (или около того). Впечатления, семья, родители, выход с няней в магазины, домашние и соседи, экскурс в день, связанный с поездкой с няней в деревню, на праздник.
Вторая "На Перекрестной" - несколько дней из жизни той же героини, но уже взрослой женщины, вернувшейся на несколько месяцев в родной город ухаживать за умирающей тетей.
В первой - быт интеллигентной семьи (не забудем год!) в восприятии четырехлетнего ребенка («Синий дым Китая» - на самом деле, как слышатся девочке слова песни "Любимый город в синей дымке тает", и как слышатся ей постоянно в разговоре взрослых слова "Полинин Кавыдей" - по линии энкавэдэ, когда те обсуждают вдруг непонятное ей, ребенку, исчезновение соседей, родственников). Окружающий мир (а в нем и сложившийся быт семьи, и отношение между людьми, да и сама эпоха) - вот что главное в передаче ощущений маленького ребенка, то, что ей еще предстоит осмыслить позже, и как берегут ее родные, как пекутся о радостном, незамутненном восприятии жизни вступающей в нее девочки. Как важен дух семьи, бережность в отношении друг к другу.

(И тут же вспоминаешь, как не было этого у нас, в среде не интеллигентов, где нараспашку все эмоции, все чувства, не берегутся слова, мысли - все выплескивается наружу, иногда даже - у самых чугунных - за стены квартиры. Но даже если и внутри - истерики, крики, а потом это идет дальше, в семьи выросших детей. И если что-то вдруг в выросшем сыне или дочери скажет: "стоп, нельзя так, плохо это", тогда дальше не пойдет, опять же если не свяжет этот отпрыск жизнь с человеком, вышедшим из той же среди и с теми же замашками. Крики, истерики - не должно быть этого в семьях, как бы ни было тяжело, этого не должны видеть дети).
 
А вторая повесть - это экскурсы в родословную, в родственные отношения, характеры и судьбы людей.
Очень интересно было читать, особенно, если знаешь, о ком написано.
Но надо сказать, сама Г.И., вот какая сейчас,  всесторонне не прорисована. Можно только догадываться об ее истинном отношении к тому или иному человеку. Она старалась быть беспристрастной, но раз человека нет, то "только хорошо". А все равно истончалась эта розовая окраска, и хотела этого автору или нет, но портреты ее имели и другие тона...


***
"Тебе не нужно уезжать туда", -
Мне старая цыганка нагадала,
Но я уехал в тот же день тогда
С огромного и шумного вокзала.
               
И по пути в окошке наблюдал,
Как рельсы параллельные бежали,
А между ними промежутки шпал
Прижаться им друг к другу не давали.
               
А в городе чужом гуляла осень,
И дождь сопровождал меня повсюду.
О том, как ты явилась утром в восемь,
Я никогда, пожалуй, не забуду.
               
Я не забуду - снова полустанки,
И как я не хотел того скандала,
И грустные глаза больной цыганки,
Которая беду мне нагадала.

2003 г.


Рецензии