Маршал Конев и чехи

Следственный комитет России возбудил уголовное дело в связи с демонтажом памятника советскому маршалу Ивану Коневу в Праге, сообщила официальный представитель ведомства Светлана Петренко.
"Возбуждено уголовное дело по признакам преступления <...> "осквернение символов воинской славы России, совершенных публично", — пояснила она.
В СК добавили, что Чехия продемонстрировала пренебрежение историей борьбы СССР с фашизмом.

Памятник дважды Герою Советского Союза маршалу Ивану Коневу торжественно открыли 9 мая 1980 года на площади Интербригады в Праге как историческое напоминание о спасении города от полного разрушения немцами при его освобождении от оккупационных войск в мае 1945 года.

Третьего апреля 2020 года монумент осквернили: группа людей сняла статую с постамента при помощи крана и канатов, также были сбиты памятные надписи. Инициатором сноса стал староста района Прага-6 36-летний Ондржей Коларж, по словам которого памятник передадут в музей истории ХХ века. При этом жители чешской столицы, а также общественники, депутаты и сенаторы не раз выходили на митинги для защиты монумента.

Седьмого апреля президент России Владимир Путин подписал федеральный закон об уголовной ответственности за уничтожение или повреждение воинских захоронений и памятников, увековечивающих память погибших при защите Отечества. После этого министр обороны России Сергей Шойгу попросил главу СК Александра Бастрыкина привлечь к уголовной ответственности иностранных чиновников, ответственных за снос памятников советским гражданам.
Девятого апреля Шойгу написал письмо своему чешскому коллеге с просьбой передать монумент Москве, а также выразил сожаление, что демонтаж произошел накануне 75-й годовщины победы над фашизмом. В Праге ответили, что происходящее не противоречит закону.

В сентябре прошлого года  городские власти Праги решили убрать памятник маршалу Коневу, а на его место установить монумент, посвященный бойцам Русской освободительной армии во главе с Власовым. По их мнению, это он вместе с чешскими повстанцами освободил Прагу от фашистов, на несколько дней опередив войска маршала Конева. Но тогда до сноса памятника маршалу дело не дошло.

Что же происходило на самом деле в чешской столице в начале мая 1945 года? Что говорят факты и имеющиеся документы о событиях тех дней? Кто не знает историю освобождения Праги? 5 мая 1945 года пражане подняли восстание, советские войска пришли на помощь восставшим, и 9 мая Прага была освобождена.

Но все было немножко не так, а если точнее, так совсем не так. В мае в Праге части немецкого гарнизона действительно вели кровопролитные бои. Только основными противниками их были не восставшие чехи, а бойцы 1-й дивизии РОА (власовцы).

Чехословакия как независимое государство исчезло с политической карты Европы еще до начала Второй мировой войны. Сперва в апреле 1938 года под давлением Великобритании, Франции и Италии Чехословакия отказалась от Судет в пользу Германии (т.н. Мюнхенский сговор).

Затем менее чем через год (14 марта 1939г.) Гитлер вызвал в Берлин президента Гаху и предложил подписать документ о добровольном принятии Чехословакией немецкого «покровительства». Гаха подписал. Страна не сопротивлялась ни дня.

Только в г. Мистек рота капитана Павлика встретила иностранных солдат ружейным огнем. Этот единственный бой продолжался 30 минут. Потеря независимости обошлась Чехословакии в 6 раненых бойцов. Чехия стала протекторатом, Словакия – независимым государством, верной союзницей Гитлера.

В течение 6 лет Чехия была надежным промышленным тылом нацистской Германии. Солдаты вермахта стреляли из карабинов, изготовленных на чешских заводах, чешские танки уродовали своими гусеницами поля Польши, Франции и Украины. Известно, что Гейдрих, став проектором Чехии, добился увеличения пайка для работающих на оборонных предприятиях чехов, и те ответили ударным трудом. Производительность на заводах «Шкода» была выше, чем на аналогичных немецких предприятиях.

Отдельные акции подпольщиков и партизан (вроде убийства Гейдриха) общей картины не меняли: ни сильного подполья как в Польше, ни широкого партизанского движения как в Югославии, в Чехии не существовало. Для убийства Гейдриха пришлось сбрасывать парашютистов из Британии, своих желающих не нашлось.

В апреле 1945 года, когда исход войны уже ни у кого не вызывал сомнений, чешские политики задумались о будущем страны и своем собственном. Им вовсе не хотелось по окончанию Второй мировой  числиться в немецких пособниках. Было принято решение начать борьбу.

В Праге существовало несколько центров сопротивления, действовавших абсолютно независимо. «Комендатура Бартош» ориентировалась на Британию и США, Чешский национальный совет – на СССР.

К концу апреля 1945 года обе группы решили, что время для сопротивления наконец-то пришло. И «Комендатура Бартош» и ЧНС планировали таким образом реабилитироваться в глазах (одни – Запада, другие – СССР) и окончить войну в рядах борцов с фашизмом. Была только одна заковырка: дислоцированный в Праге немецкий гарнизон.

Гарнизон был не так уж велик. В распоряжении коменданта (генерала Рудольфа Туссена) было около 10 тыс. солдат дислоцированных непосредственно в городе и около 5 тыс. в окрестностях. Но это были воинские части, имевшие опыт боевых действий.

Чехи могли противопоставить им только гражданских повстанцев, вооруженных револьверами и охотничьими ружьями. При таком раскладе восстание было обречено на неудачу, если только никто не придет на помощь.

Но американцы (части генерала Паттона) находились в 80 км от Праги в районе Пльзеня, а ближайшие части русских (войска 1-го Украинского фронта) еще дальше - в 150 км, в районе Дрездена.

Помощь пришла оттуда, откуда ее никто не ждал. 29 апреля в 50 км северо-западнее Праги появилась 1-я пехотная дивизия РОА под командованием генерал-майора Буняченко (власовцы).

Дивизия, сформированная в ноябре 1944 года, 15 апреля 1945г. самовольно снялась с фронта и пешим маршем двинулась на юго-запад, чтобы сдаться американцам. В дивизии насчитывалось около 18 тыс. бойцов, на вооружении власовцы, кроме легкого стрелкового оружия, имели пулеметы, легкую и тяжелую артиллерию, зенитные орудия, минометы, противотанковые орудия, зенитки, самоходные установки и даже 10 танков.

Командующий группой армий «Центр» генерал-фельдмаршал Шернер издал приказ остановить и вернуть дивизию на фронт (в крайнем случае - разоружить), но желающих останавливать и разоружать эту вооруженную до зубов орду русских почему-то не находилось.

В сложившейся ситуации восставшие обратились за помощью к генерал-майору РОА Буняченко. Его дивизия была расквартирована недалеко от Праги. Там же находился и Власов. Он планировал двинуться на запад, чтобы сдаться американцам. И тут мнения руководителей РОА разделились. Власов опасался ввязываться в авантюру и не хотел оказывать помощь восставшим чехам. Буняченко же отдал приказ своим подчиненным поддержать мятеж. Оказалось, что бывшие бойцы Красной Армии, вставшие на путь предательства, были не прочь в конце войны ударить по немцам.

30 апреля к Буняченко пришли представители «Комендатуры Бартош» и попросили поддержать вооруженное восстание в Праге. Начался торг, продолжавшийся до 4 мая. В обмен на поддержку будущие повстанцы пообещали власовцам после победы статус союзников и политическую защиту.

Вечером 4 мая Буняченко вызвал к себе командиров полков и отдельных батальонов, чтобы обсудить поступившее предложение. Буняченко высказал идею не только вступить в союз с чехами, но и сыграть свою партию: захватить город, преподнести его американцам на тарелочке с голубой каемочкой и заодно сдаться в плен. Предполагалось, что американцы в благодарность предоставят всем сдавшимся политическое убежище. Только командир первого полка Архипов был против, все остальные были «за».

Утром 5 мая представители командования 1-й дивизии РОА и представители «Комендатуры Бартош» подписали документ «О совместной борьбе против фашизма и большевизма». Поставив одновременно и на чехов и на американцев, власовцы надеялись, что хоть одна ставка окажется выигрышной.

Получив гарантии поддержки, руководители «Комендатуры Бартош» 5 мая около 11 часов утра начали восстание. Прочим группам Сопротивления не оставалось ничего, кроме как присоединиться. К 14 часам в городе были построены около 1600 баррикад, в эфир полетели призывы о помощи.

Советское командование планировало освобождение Праги на 11 мая. Из-за восстания в планы срочно пришлось вносить коррективы. 6 мая войска 1-го Украинского фронта начали движение к Праге. Но до нее было почти 150 км, тем временем как дивизия Буняченко еще 4 мая вошла в с. Сухомасты, откуда до Праги оставалось менее 20 км.

Для отступающих частей вермахта Прага была главным узлом коммуникаций. Просто отдать ее чехам никто не собирался. Для подавления восстания в город ввели дополнительные войска.

Утром 6 мая передовые части дивизии Буняченко вошли в город. С приходом русской дивизии акции восставших резко пошли в гору. Если еще 5-го числа их положение расценивалось как катастрофическое, то в течение 6-7 мая власовцы заняли всю западную часть Праги и рассекли город на 2 части. Капитуляция немецкого гарнизона стала просто вопросом времени.

7 мая бойцам РОА удалось прорваться в центр города и захватить в плен несколько тысяч фашистов. Тем не менее, сил у них для освобождения Праги было недостаточно. К городу подходили отступающие войска вермахта.

А в это время среди восставших произошли существенные изменения и ситуация для власовцев стала не просто плохой, а очень плохой. Во главе восстания стал Чешский национальный совет, ориентирующийся на СССР.

Руководители ЧНС не хотели «пачкать» себя сотрудничеством с власовцами и заявили, что договоренности, заключенные с «Комедатурой Бартош», они не признают, выполнять не собираются и посоветовали солдатам дивизии сдаваться Красной Армии.

Вслед за чехами «подложили свинью» и американцы. Вечером 7 мая в город прибыла разведка 16-й американской бронетанковой дивизии. На предложение взять уже почти освобожденную Прагу американский офицер ответил: «No!»

К маю 1945 года страны-победительницы уже поделили Европу на зоны «ответственности». Прага должна была стать советской. Генерал Паттон может быть был бы и не против остаться в истории как освободитель Праги, но главнокомандующий объединенных англо-американских вооруженных сил в Европе Эйзенхауэр уже мыслил не только как военный, но и как политик. Он категорически запретил двигаться восточнее линии Карловы Вары – Пльзень – Ческе Будейовице. Паттон мог только наблюдать со стороны за течением событий.

Для власовцев это был удар. Участие в восстании потеряло для них всякий смысл. Вечером 7 мая Буняченко отдал приказ прекратить боевые действия и покинуть Прагу. Утром следующего дня 1-я дивизия РОА ушла из города.


Маятник качнулся в обратную сторону. Гитлеровцы перешли в наступление, территория, контролируемая повстанцами, начала стремительно съеживаться, и об условиях капитуляции впору было думать уже не немцам, а чехам.

Комендант Праги генерал Туссен не был ни фанатиком, ни дураком. Германия разгромлена, Берлин пал. Американцы или русские (а скорее всего именно русские) все равно возьмут город. В этой ситуации генерал решил не заморачиваться уже бессмысленной обороной, а спасти жизни последних оставшихся под его началом солдат.

На контролируемый повстанцами островок был послан парламентер, и руководители ЧНС с удивлением узнали, что они победили, и немцы готовы сдать им Прагу. 8 мая в 16:00 генерал Туссен подписал акт о капитуляции. Капитуляция более напоминала мировое соглашение: оставляя в городе тяжелое вооружение, немецкие войска уходили на запад сдаваться американцам, чехи обязались им не препятствовать.

8 мая 1945 года гитлеровская Германия капитулировала. Узнав об этом командующий группы армии «Центр» отдал приказ покинуть Прагу. Им предписывалось следовать в американскую зону. Кто не успел, был пленен частями Красной Армии, вступившими в город утром 9 мая. Последние очаги сопротивления были подавлены в течение нескольких дней.

Рано утром 9 мая в оставленную немцами Прагу вошли войска 1-го Украинского фронта, потеряв в перестрелках с засевшими в городе фанатиками из СС убитыми и ранеными 30 бойцов.

Таким образом, Прага была освобождена советскими войсками под руководством командующего 1-м Украинским фронтом маршала Конева. Генерал Власов выступил против оказания помощи чешским повстанцам и устранился от руководства в ходе последующих событий. Ставить ему памятник за освобождение Праги – полнейшая глупость.

Вполне очевидно, что история «освобождения Праги власовцами» имеет целью исказить историю, принизить роль Красной Армии в освобождении Европы от фашистов и реабилитировать немецких прислужников. Это лишь часть компании, в ходе которой Советский Союз приравнивают к Третьему рейху, а Гитлера оправдывают, поскольку он, якобы, защищал Европу от вторжения коммунизма.

На Ольшанском кладбище в Праге похоронены 437 советских солдат и офицеров. Даты смерти 9 мая, 10 мая, 12-е, вплоть до июля и августа. Это бойцы Красной Армии, умершие уже после Победы от ран в пражском военном госпитале. Они и есть истинные освободители Праги. Если бы не было Сталинграда и Курска, не устоял Ленинград и не пал Берлин, если бы в мае 1945 года победоносная Красная Армия не стояла в 150 км. от Праги, чехи и не подумали бы поднимать восстание, а немцы – перед ними «капитулировать». Разве не так?

P.S. Миф о том, что Прагу освободили части РОА запустил Солженицин в своем произведении «Архипелаг ГУЛАГ». Он считал Власова русским патриотом, боровшимся с «кровавым» сталинским режимом.

В завершении хочу сказать, что чехи испокон веков тяготели к Германии,  у них не было таких натянутых отношений, как у Польши с Германией. Чехословакия, которая появилась на карте мира после Первой мировой войны как проектно-конструкторское государство, ибо Чехия всегда входила в состав какого-то более сильного государства, в частности, в состав Австро-Венгрии.  И хотя с помощью Советского Союза в Чехословакии, появившейся снова уже после Второй мировой войны, было построено развитое государство народной демократии,  в ней под влияние спецслужб Запада зрело недовольство социалистическим строем. И когда случилась так называемая «Пражская весна» и в страну были вынуждены вводиться войска союзников ЧССР,  местными протестующими оказывалось вооруженное сопротивление только против Советской армии.  А вот войска ГДР, тоже введенные в Чехословакию, которые шли строем под марши военных оркестров,  чехи встречали с испугом и молча.


Рецензии
Интереснейший эпизод 2 мировой войны. Поучительный для возможных будущих предателей.Огромная благодарность автору за литературно талантливую,актуальную информацию.

Владимир Казаков Нн   11.04.2020 07:57     Заявить о нарушении