Былинные земли. Чаша Грааля в долине Vla A. Ч. 4

(Продолжение)

                “Кто от родной земли отказался, тот и от Бога своего отказался"
                (Федор Достоевский)


СОСЕДИ

Московский царь явно не рассчитывал на отпор, он думал, что его примут, как Мономаха, который оставил «православный» след: территория была пронизана святым духом. Но фактор времени – вещь никому не подотчетная, сменились поколения, обогатив жизнь проникновением душ. Сформировалось новое общество, сложился новый тип человека - «литовские люди». Ссылка на таких людей пронизывает описание. Они убегают от воинов Грозного, покидая деревни. А те ведут себя как разбойники: грабят, «сыскивают, что есть мочи».

В глазах опричников"литовские люди" - явно чужие, не свои. Кто же это?

Трудно было удержать берега неприкосновенными. Капитализм, как хищная птица, расправлял крылья, подминая полоцкие земли. Первыми прокладывали путь миссионеры, распространяя новый лад и западные взгляды. Единая христианская вера дробилась под напором выгоды.

Религиозными делами в Великом княжестве Литовском занималось бискупство, созданное по воле папы римского. А коллегиальным органом считался капитул, заседавший в Вильно. Первый виленский бискуп был объявлен еще в 1388 году, после Куликовской битвы.

Разумеется, он не мог существовать без собственности. Какой господин без двора?

Приближаясь к границам Полоцкого повета, бискупство внедрялось на важнейших торговых маршрутах. Так, в 1563 году фиксировались два западных католических владения, и оба в краях, насыщенных топонимами «бель»». Например, виленскому бискупу принадлежала часть Белого озера. Не исключено, что с той поры место было занесено в номинацию «лучших» (лепейших), превратившись в Лепельское. А еще восточнее бискупским называли село Вечера, в 20 верстах от Чашник. Интересно, что непременным спутником духовного «обогатителя» выступал род Зеновичей, происхождение которых связывают с сербскими или молдавскими наместниками провинций – «деспотами», бежавшими после турецкого нашествия в конце 14 века в Литву. Их собственность соседствовала с бискупской. Так было в окрестностях Белого озера, то же самое наблюдалось в области Чашник. Зеновичам принадлежало село Белица, направо от Толпинской дороги, по которой следовали грозновские маркировщики, составляя обзор для царя. Разграничительную линию они тянули от Межжиц на Улле, включая в Полоцкий повет часть южного прибрежья. Грозный видел эту территорию в своем подчинении, вопреки сложившейся структуре. Чашники, как и Лукомль, имели собственные рубежи. И поначалу, описывая «полотцкие волости», ходоки московского царя ориентировались только «до Чашнич».

Бискупы Уллу не переходили: там ощущалось другое влияние. Там землями владели другие религиозные общины – полоцкие, испокон веков распространяя христианский свет. Нет, они не были единственными на земле предков - там тоже появились и панские наделы, и земетцкие, и мещанские, и даже королевские. Отдельными «лоскутками» смотрелись растерзанные княжеские вотчины, что подтверждалось именами собственников - князей. Но особую картину составляли владыческие приобретения. Если на восточных границах Полоччизны располагалось монастырское сельцо Ивановское, то на западе, в «Ветреной волости», на реке Нача, существовало еще одно похожее село – Иванское. Оба удела принадлежали полоцкой Предтеченской обители. Монастырям подчинялись целые волости, не говоря об отдельных деревнях.  А уж церквей было не счесть!

(Продолжение следует).

На снимке: бывшая иезуитская церковь в Мосоре, при озере Бельском.


10.04/20


Рецензии