Милан. Леонардо

   
   Итак,в нашем меню- прекрасный Милан.Кое -чего мы уже коснулись,но это не все достопримечательности Милана. Вы, конечно, вспомните в этом городе великого Леонардо! Кстати, он тоже принимал участие в строительстве собора. И пойдёте посмотреть его «Тайную вечерю» в Санта Марию Делле Грация, в ней он добился почти объёмного изображения.Заказал её правитель, герцог Милана Людовико Мария Сфорца. Писал Леонардо три года и мучительно подыскивал натурщиков, так как никогда не писал без натуры. Особенно долго искал натурщика для образа Иуды. Использовал новшества с красками, это не была фреска, строго говоря, много с красками экспериментировал. Более 500 лет это произведение вызывает огромный интерес и хранит много тайн. Многие туристы приезжают сюда, чтобы взглянуть на этот шедевр. Оно было написано для трапезной доминиканского монастыря. Здесь представлен сюжет последнего ужина Христа, где он скажет о предательстве и не только …я это сделала так-
 
 
ИРОНИЯ СУДЬБЫ.ЛЕОНАРДО
 
Стоит в Милане Монастырь Доминиканский
Санта Мария дела Грация...так вот,
там в трапезной с пятнадцатого века
Фреска известная столетия живёт…
А разговор о "Тайной вЕчере" пойдёт...
можно назвать ещё «Last dinner»-

Шедевр свой Леонардо начинал писать,
его творил умело и красиво.
О! Сколько сил ему придётся прилагать!
Затраты оправдались, это видно было.

В мученьях создавал свою работу
чудесный результат все будут созерцать.
Была привычка у него одна при этом:
с натуры все портреты будет он писать.

А без натуры не писал он никогда!
Вот в этом -то была его беда!
Не все художники «грешили» в этом.
и без натуры создавали все портреты.

Подолгу, тщательно натуру подбирал,
чтобы шедевр создать, - годами их искал,
пока не находил тот образ, нужный, свой.
Знал точно, что не подойдёт другой!
***
Вот " Тайны вЕчери" предстали предо мной -
последний ужин... все за стол уж сели...
Почти  все здесь:  Христос, апостолы - друзья,
кроме Луки, он не был иудеем,
не принимал участие в застолье, может зря...

Мария Магдалина рядом с ним.
Мне кажется, что он её любил...
Он всех любил в тот вечер
и был немного грустен и беспечен.

В тот вечер, разливая красное вино,
как кровь, которая вот - вот прольётся …
Он знал уже, что совершится зло...
и Леонардо это в образе отметил .

Когда об Евхаристии рассказывал друзьям,
то знал, что за столом сидит предатель...
Глядит ему в глаза, как друг, и более,
- как брат...Никто не знает этого ещё...
а тот предаст, и сам не будет рад...

Всё на лице его, как в зеркале мы видим.
Деяния друзей... - он всё предвидел.
И о предательстве услышим тот рассказ.
А поцелуй – не знак любви на этот раз,
измены знак, Иуды...

И трижды отречётся верный Петр,
потом путь на Голгофу...
Кто за ним пойдёт?
Вот Гефсиманский сад,
...Моление о чаше...
Он знал всё, знал... и видел всё...
Кто вместе с ним пойдёт,
а кто предаст, продаст,
и Веронику ту, что плат подаст,
чтоб пот и кровь стереть с лица
...от страшного венца .
Кто оттолкнёт его от стены дома, без сожаления,
видя, как он, Иисус устал, и как страдает.
И Вечным Жидом станет на века,
покой уж никогда он не узнает...
Всё прочитаем на лице его :
слаб человек, - всё это объясняет.
***
Великий Леонардо владел кистью совершенно !
Так утонченно написал Христа и верно!
Взгляд...с нежной грустью на друзей
и лик становится светлее и светлей...
Сквозит в нем кротость и прощение.
Трагедия...и свет - которым нет конца,
есть только Воскрешение...

Средь певчих в храме разыскал натурщика того,
с которого писать собрался он Иисуса:
тот в хоре пел, как Ангел! Голос - Высоко!
Небесным голосом привлёк внимание его.
Божественный услышал голос Леонардо
и сердце закатилось у него...Он подошёл,
увидел ангельские в юноше черты,
они его пленили, обрадовался он...
и тут же все решил:         
               "ИМ – будешь ты, отныне! "
***
Сказал и отошёл, - так выбрал Ангела тогда,
и пригласил его позировать для образа Христа.
За это деньги заплатил большие.
 Решений не менял он никогда.
"Он заслужил, так как послужит миру и искусству!
Небесная в нём не напрасна ж красота!"

Обрадовался тот и согласился,
 а Леонардо быстро написал.
Божественным тот лик он создал!
Как будто сам Господь ему тут помогал.
А заодно путь пролагал свой к звёздам...
 
Но, вскоре встало всё, работа не пошла...
Причина в образе Иуды лишь была:
не мог Иуды подобрать он прототип умело,
три года фреска образ тот ждала.

По всей Италии натурщика искал, свой идеал...
Где только он не побывал,
чтоб образ подлого создать предателя Иуды...
Да, сделать это было очень трудно.

По кабакам, трущобам и «на дне»,
искал среди отвергнутых и падших
и по ночлежкам по ночам бродил
среди воров, разбойников ужасных,
но нужного он всё не находил....

Нет, даже средь воров, грабителей, убийц -
никак не мог найти он нужных лиц.
Ему чего - то в лицах не хватало:
всего там было много, или мало.
Мера нужна во всем....И, наконец...
 
Однажды ночью, в грязной сточной яме
У трактира увидел свой он идеал!
И обомлел...Вот он! Давно его искал!
...Тот -  будто бы из Ада встал,
из Преисподней, уж наверняка,
увидел пьяного гулёну - мужика.
Исчадие Ада, это точно!
Картинка  была - ещё та !

От его тела - ядовитый смрад...
Отвратный облик – кто тут будет рад?
Увидеть мерзость в рваном одеянии,
он еле шевелил мозгами...
Лицо оплывшее от пьЯни,
не чёсан, в рыжих клочьях голова,
в грязи весь, в отвратительной проказе.
Вот, о таких и шла молва,
кто изрыгал потоки грязи.
И не лицо - свиное рыло...
да, именно, всё так и было.
Для Леонардо - то, что надо!
Находка! Это он искал!
Ну, наконец, нашёл и вот - НАГРАДА!

Обрадовался Леонардо...
Верно говорят, что - каждому своё!
И был своей находке очень рад,
что фреску он закончит, наконец,
нашёл натуру, поискам - конец !

Он подождал, когда придёт тот в норму
и пригласил к себе позировать Иуду.
Тот, хоть и пьян был, цену заломил дай Боже!
( На то он и Иуда, на него похоже!)
и Леонардо согласился, ему он нужен тоже.

Тот пробурчал, чуть шевеля губами,
и тихо прохрипел про то, что уж однажды
позировал ему, когда - то.
- Меня вы не узнали?
- Постой, дай вспомнить... Нет! Не узнаЮ.
- Когда же это было?  Нет, не помню....
Кого же я с тебя писал тогда?
– спросил его Великий Леонардо,
           его совсем художник не узнал...
...Так, этого,...Иисуса...- тихо тот сказал....
07.11.2013
 Что же вы вспомните в Милане, стоя у Тайной вечери положенные 15 минут на человека...
Леонардо всегда тщательно подыскивал натуру, знал, что хочет. Собирал на улицах натурщиков в разных местах, и всегда писал с натуры. Считают, что рядом с Христом слева находится Иоанн, любимый ученик Христа, но существует и другое мнение,- что это Мария Магдалина, и здесь заложена загадка Леонардо, которую раскрывает Дэн Браун в "Код Да Винчи".
  Лука не входил в 12 апостолов Христа, входил в его более широкий круг друзей и последователей - их было(70, 72) и не отмечал шабат,так как был не иудей,а это была пятница. 15 минут- это ничто! Поэтому я решила продолжить свои размышления, выйдя на просторы Милана и побродить, так как Леонардо не отпускал от себя.    Хорошо покататься по всему Милану, и съездить на кладбище, полное необыкновенных шедевров. Хотя в Генуе нужно будет обязательно посетить самое красивое кладбище в мире тоже.Тут я вспомнила интересную картину Жан -Огюст-Доминик Энгра, он написал сцену- Франциск I у смертного одра Леонардо.Он теряет друга и великого творца, Франциск его очень любил .Вот поэтому вы не найдёте его могилу не в Милане, ни в Генуе, ни во Флоренции. Его могила находится в роскошном замке Амбуаз на берегу Луары во Франции. Это красивейшее место. Мне нужно было какое-то завершение с Леонардо, и я решала куда двинуться. Возможно,стоит попробовать очень вкусное итальянское мороженное- джелато. Такого нигде нет!Я его люблю, или лучше бокал приятного вина с историей...  Он не отпускал, и я решила пойти посидеть в ресторанчик, а по пути, конечно, не забыть зайти в галерею Vittorio Emanyel ll, где стоит очередь, чтобы загадать заветное желание, и трижды повернуться на гениталиях быка на полу в левой части галереи. Её вы найдете по толпе народа. Все жаждут исполнения желаний. Вообще, эти манипуляции с быком я встречала во многих городах Италии - Турине, Неаполе и вот в Милане.Бык у них всегда в почёте.
     Итак, после посещения «Тайной вечери»,я отправилась в ресторанчик, где хотелось посидеть, подумать, всё "разложить по полочкам", и поесть. Леонардо шёл рядом... Давно усвоила, что обедать нужно в Тратториях, где едят итальянцы. Там всегда вкусно, по-домашнему и обстановка приятная, а главное цена - "в рамках прекрасного" тоже. Днём туда попасть можно с 12-15.00, вечером с 19- 21, или до 22,00, а перед этим, если душа потянет в бар, то можно с 18-20- вкусить аперитив перед ужином. Итальянцы ни в чём себе не отказывают, и обязательно стараются принять аперитив для куража с друзьями, встречаются,чтобы обсудить последние новости. Самое вкусное для итальянцев еда- это паста! И баста! За 6-10 евро, вы утолите голод и выпьете вина.Порции очень большие, иногда мы брали одно блюдо на двоих, и наедались вполне. Пока я рассматривала винную карту,залезла в сумочку и увидела свои духи "Арабеск",- это была мне подсказка,что выбрать! Вспомнила, что есть хорошее вино «Арабеск»,которое я ещё не пробовала, но слышала о нём одну историю, и дизайн этикетки делала правнучка Джоконды - Натали!Вот и продолжение... Да, Натали Строцци, а ещё есть её сестра Ирина. Недавно были найдены документы, доказывающие, что Наталья и Ирина последние потомки Лизы Герардини,они в 15 поколении наследницы той самой жены Франческо дель Джокондо. Согласно Вазари - благородная дама позировала самому Леонардо да Винчи. Они утверждают, вслед за своей бабушкой, что в списках семьи значились два портрета, которые он писал с Лизы, но один исчез. Их родина Тоскана, Флоренция, и  это их любимое место, хотя любят и Францию, так как в крови есть часть французской от деда, а главное - часть русской от бабушки Натальи, в честь её и назвали княжну.Россию они тоже очень любят. Они с детства говорили на русском языке, знали все русские народные сказки наизусть, бабушка вселила в них и кусочек русской любознательной души, что и привело Наталью на сцену.Она сама решила, что посвятит себя балету. Бесконечные бабушкины подруги, интересные встречи, воспоминания, рассказы о России, подогревали интерес у девочек к нашей стране, и это дало свои результаты. Это не могло пройти бесследно, поэтому Наталья отправилась в Россию учиться балету,а куда же ещё? Ведь всем известно, что даже "в области балета, мы впереди планеты всей". А Ирина менеджер, много работает в области виноделия и экскурсий. Они с сестрой ездят по миру, и везде представляют прекрасные вина из их поместья. Вина с их виноградников имеют особый вкус, чуть с горчинкой, из-за сортов винограда, и его любят во многих странах. Его поставляют и в нашу страну. Плюс тут ещё такая история рода в сопровождение к вину, это нравится многим. Производится вино - белое и красное. На моё счастье оно было в этом ресторанчике, и я с удовольствием пригубила его, вспоминая ту самую Джоконду. На этой этикетке должны быть два лебедя- белый и чёрный в честь балета «Лебединое озеро» Чайковского, который так любит Наталья, - это было красиво сделано. Наталья с 13 лет уехала из дома учиться в Россию, окончила Академию Русского Балета имени Вагановой, занималась с Нуриевым и Плисецкой, затем танцевала на сцене Мариинского театра несколько лет, написала книгу своих воспоминаний, и на этом поставила точку в балетной карьере. Теперь она актриса театра во Флоренции, но,часто водит экскурсии по своим виноградникам и вилле. Этот семейный бизнес они развивают уже более 1000 лет. Их вино пили многие великие люди - Данте, Петрарка, Боккаччо, Медичи, Микеланджело, Аннунцио, Папы Римские, Феллини, Мазина и многие другие, кто и сейчас приезжают в поместье к ним в гости- Валерий Гергиев, принц Чарльз, знаменитые актёры и музыканты, художники и бизнесмены.
     Вспомнилось моё первое свидание с Лизой Герардини в Лувре… Это было очень давно, когда "железный занавес" раздвинули,и мы, первые русские туристы,ринулись к мечте... Ах! Париж! Лувр! Версаль! - святые для нас места и слова, как и вся французская литература и искусство. Тогда мы,затаив дыхание подходили к Джоконде и рассматривали этот портрет через толстое пуленепробиваемое стекло, двое из стражи музея стояли рядом для охраны. А сколько было разных версий о ней! Даже я читала у Фрейда интересные исследования по поводу её, там всё через "либидо" и комплекс "Электры" были обобщения, говорящие что это его мать. В чём её загадка? Кто стоит за этим лицом? Некоторые считают,что это лицо беременной женщины,ведь это всегда видно в глазах, что что-то меняется и что-то зарождается невидимое,новая жизнь...чудо! Кто - то писал, что в этом портрете художник изобразил себя, кто-то- мать, а японцы даже вычислили голос Джоконды. Он никогда не расставался с этой картиной, всюду её возил с собой, как возлюбленную. Столько я слышала о ней легенд, о её загадочной улыбке.Его техника "сфумато"- т.е. "дымка" всех завораживает до сих пор.Все черты в дымке растворяются,смягчаются,то приближаются, то удаляются. Непостижимый эффект живых глаз и лица. Мазки настолько крошечные,что такие даже не сделаешь тонкой кистью. Чем, и как он писал её? Неизвестно.А её очаровательная, загадочная "мерцающая"улыбка до сих пор тайна. Может, это оптический эффект? Писал её четыре года, не закончил и взял с собой во Францию, где он и находился во дворце Франциска I, три года на службе короля главным инженером по развлечениям, вносил всевозможные новшества в дворцовые праздники при короле,строил загадочные сооружения. Почти ничего не писал, только три работы, одной из которых, по разным источникам, была Мона Лиза.Через три года у него отказала рука, затем уже не мог двигаться без помощи, и вскоре умер на руках Франциска I, в 1519 году,который его очень любил. Наталья считает, что слишком много легенд вокруг этой Джоконды, и всё преувеличено. У Леонардо есть и более значительные работы, чем эта.Это не самое гениальное произведение Леонардо, и о ней мало,что известно особенного. « У нас в роду и без неё есть чем гордиться, хотя её писал сам Леонардо!» Она прожила 63 года. На самом деле она была просто прекрасной женщиной, её страстно любил муж, торговец шёлком, редкими тканями, она была его третьей женой, родила шестерых детей. Я видела дом во Флоренции,где она жила со своей семьёй и вышла замуж совсем молодой в 15 лет. Этот княжеский род Строцци всегда враждовал с другим известным родом - Медичи. Наталья об этом жизнерадостно говорит, но оружием не бряцает...Время войн ушло... Девочки любят Россию,так как частичка русской крови от бабушки Натальи, обладательницы очень красивого голоса- сопрано с красивой колоратурой, делает своё дело. Её голосом восхищались многие и Мария Каллас, и Галина Вишневская, видимо бабушкины гены привели и Наталью на сцену.
Место, где они живут всей семьёй и занимаются виноделием, называется Сан Джиминьяно с 13 века. Если вы захотите попробовать их вино, то возьмите Верначча или Санджовезе. При вилле есть музей, где вас с удовольствием примут и сделают экскурсию.Здесь можно заказать любой праздник, свадьбы, юбилеи и прочие. Так что можно попасть на аристократическую виллу и даже можно заказать пообедать там. Обе сестры очень любят русскую кухню и сами прекрасно готовят её блюда. Вот где сказались бабушкины гены тоже. Этот старинный род, в котором было много Римских Пап, кардиналов, и Лиза Герардини – имеют достойное продолжение. Девочки уже с шести лет знали шесть иностранных языков, потому что в доме всегда много разных гостей из разных стран.Языки осваивались сами собой. Княжны очень приятны в общении,обаятельны,очень скромные, никогда не кичатся своими титулами и родословной, очень трудолюбивы, работают не покладая рук, ведь они сами себя должны обеспечивать. Они имеют русское гражданство, сам В.В.Путин подарил им его. А ещё, они являются обладательницами прекрасной улыбки, куда более приятной, чем у их родственницы Моны Лизы. Нет,я Лизу люблю, но всегда рассматривая её лицо без бровей, думаю, что зря брили раньше брови,эта мода кватроченто мне не очень нравилась,но все считали красивым выбритые брови и лоб, подчёркивающим ум человека. Вот у праправнучек они красивые без этой процедуры,...и ещё украшают девушек. Вы замечали это на портретах тех времён? Такие были каноны красоты.
    Ещё, я никогда не забуду один день, я гуляла в Париже на улице Риволи много лет назад, и впервые на асфальте увидела рисунок Джоконды, сделанный мелками,превосходно выполненный!Это был образец уличного искусства Арт-Стрита, мадоннари… Чаще всего раньше рисовали христианские сюжеты из Библии и Мадонну - матерь Божью. Поэтому и искусство уличной росписи стали называть "мадоннари", в переводе с итальянского языка- "художник, рисующий Мадонну".Картине уже больше 400 лет. А до этого, я в Лувре её созерцала и сравнивала их про себя. Для меня это было тогда потрясением. Как? На асфальте и такая красота! А вдруг дождь или машина, моющая дороги проедет… Что тогда? Как мне хотелось её защитить, укрыть от исчезновения. - "Прощай, Мона Лиза! - сказала я ей, береги себя." и мы поехали дальше.
Да такую с асфальта не украдёшь, как дерзко другую украли из Лувра 21 августа 1911г. Под подозрение тогда попали Пабло Пикассо, Гийом Аполлинер, произошло громкое хищение "Моны Лизы". Она была похищена работником Лувра Винченцо Перуджей. Предполагают, что он хотел её вернуть на историческую родину.Ну, а кто бы не захотел? Благородное желание... Через два года она нашлась в Италии, и после триумфальных выставок по итальянским городам вернулась в Лувр с грандиозным успехом.
    В годы Второй мировой войны её прятали от фашистов в замке Шамбор, как и многие картины из Лувра. Как выяснилось потом, у Гитлера была идея фикс- создание «самого огромного музея в мире» в Линце. Свою коллекцию собирал и Гиммлер, большой любитель искусства. Да, многие в то время обратились к древнему виду разделения труда -"собирательству", в нашем понимании грабежу. Для этого Адольф Гитлер организовал целую кампанию по собирательству музейных ценностей со всех музеев подопечных территорий в специальные запасники,собирали из частных коллекций дворцов и замков аристократии,опустошали всё- забирали всё, что возможно,прихватывая украшения из золота, серебра,фарфора и хрусталя. Туда попала и знаменитая работа «Адель» Климта, и многие другие шедевры. Многие отметили, что жена Гиммлера носила золотой браслет Адели...Ну, почему же нет? Победителей не судят.Была организована для этого комиссия под руководством немецкого знатока искусства Ганса Поссе.Что бы уж не промахнуться с шедеврами, не пропустить мимо, наверняка.
   
Сидя в этом ресторанчике, я пила вино и рылась в своей памяти, думая о прекрасных шедеврах, которые до сих пор волнуют души людей. Какой интересный был художник и скульптор, инженер, учёный и психолог Леонардо! Как много он открытий сделал, а сколько тайн зашифровал в свои работы. Как интересен его метод концентрации, где он давал советы, как победить то или иное состояние души и тела. Я давно взяла его на вооружение. «Устал-рисуй цветы. Злой - рисуй линии, отчаялся – рисуй дороги. Болит – лепи. Грустно - рисуй радугу. Возмущаешься - рви бумагу на мелкие кусочки, важно вспомнить - рисуй лабиринты. Хочешь понять свои чувства- рисуй автопортрет. Разочарован- сделай копию картины. Надо быстро восстановить силы - рисуй пейзаж. Важно сконцентрироваться на мыслях — рисуй точками. Для поиска оптимального выхода из ситуации — рисуй волны и круги.Чувствуешь, что «застрял» и надо двигаться дальше — рисуй спирали. Хочешь сконцентрироваться на цели — рисуй сетки и мишени. Важно сконцентрироваться на мыслях — рисуй точками.» Это. действует лучше любой консультации у психолога. Сколько раз я рисовала радугу, волны или любимую спираль… Я сидела и думала о его "Тайной вечере", о Моне Лизе, и Дэне Брауне, о всех, кого коснулся гений великого Леонардо. Я мысленно подняла тост за всех моих незримых гидов, которые водили меня по прекрасным местам, и дарили воспоминания дорогие моему сердцу.- Чин- Чин! Леонардо! До следующего свидания... Кстати, почему у всех присутствующих на последнем ужине в Вашей картине, Вы не изобразили нимбов? Они простые смертные? Это тоже загадка Ваша, дорогой Леонардо, и никто не знает почему?
07.04.2020


Рецензии
Оля, какая ты умница!, как интересно и столько неожиданных строчек из биографии Леонардо! И как прекрасно сумела все во все вкусное обернуть и подать читателю! Когда смятение в душе и маета от вечных творческих мук иду к тебе на страницу и всегда нахожу очередную красивую легенду, и вот уже чувствую,что есть еще огонь в крыльях. Вспоминаю сразу слова Эйнштейна:- Жизнь- это, как езда на велосипеде. Для того, чтобы не упасть, нужно двигаться!(примерно так). Пусть твой велосипед будет всегда исправен ! Спасибо тебе! С весной и добрыми планами на лето!

Владимир Ендурайский   10.04.2021 23:37     Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.