Милан. Леонардо. Кумиру 500!

   
 
Милан. Леонардо 500 лет! Кумир Всей планеты
Итак, в нашем меню - прекрасный Милан. В 2019 году во всём мире активно отмечалось 500-летие со дня смерти великого итальянца - Леонардо да Винчи! По этому поводу многие монетные дворы подготовили свои памятные монеты, в этом приняли участие не только Италия и Сан-Марино, но и Острова Кука, Соломоновы острова. Тиражировали «Тайную вечерю», «Мону Лизу», и мой любимый портрет Чечилии Галлерани — знаменитой «Дамы с горностаем», «Иоанн Креститель», «Витрувианский человек», даже была выпущена серия деревянных монет с работами Леонардо. Но главная достопримечательность Милана на сегодня- это встреча с титаном Возрождения великим Леонардо да Винчи!
  Итак, мы у «Тайной Вечери»…Что же вы вспомните в Милане, стоя у «Тайной вечери» положенные 15 минут на человека...Родился 15 апреля 1452г,близ Винчи, под Флоренцией на севере Италии, незаконнорожденный, отец богатый нотариус Пьеро да Винчи взял в свою семью,  где своих детей было 12 человек.
 Учился у Верроккьо живописи и скульптуре с 15 лет, и вслед за учителем универсалом во многих областях, взял от своего учителя много знаний, опыта и умений, освоил технические и механические искусства тоже, отсюда и появился в нём гений изобретательности.Он стал любимым  его учеником .Но ученик превзошёл своего учителя.Верроккьо поручил Леонардо нарисовать Ангела в своей работе"Крещение Христа", а когда увидел то ,что получилось- божественная красота!Верроккьо никогда больше не притрагивался к кисти.Леонардо переехал в Милан в 1482г на службу герцога Людовико Сфорца –где применил все знания для устройства празднеств, костюмов, декораций. Достигает высот в живописи. В это время он создал одну из своих самых известных работ – монументальную настенную роспись огромного размера 4,6;-8,8 м.  "Тайная вечеря" (1495-1497) в трапезной собора, и 12 лет работал над скульптурным конным памятником основателя династии Франческо Сфорца, но нехватка металла, и захват Милана французами прервали работу, она была разрушена, а он вернулся во Флоренцию.
 . В 1499-1506 годы работал во Флоренции на службе у герцога Чезаре Борджиа. Не самый приятный человек, прямо скажем. В это время создаёт свой шедевр «Джоконду». Переехал в Рим на работу ко двору папы Льва X . В это время создал единственный автопортрет сангиной. (1514г) Но потерял благосклонность папы и уехал во Францию к Франциску1.Различные изобретения и конструктивные догадки Леонардо да Винчи намного опередили эпоху. Существуют фолианты его записей и рисунков, проекты его изобретений, тексты по медицине,анатомии, биологии, разные трактаты. Он добрался и в небо со своими летательными аппаратами, и в воды морей и океанов с проектами подводных лодок, и оборудования для плавания, и в сердце человека.Самая дорогая из существующих рукописей"Лестерский кодекс"тетрадь записей Леонардо. На сегодня  этот кодекс стоит 53 миллиона долларов и принадлежит в настоящее время Биллу Гейтсу. В замке Кло - Люсе находится музей, где хранятся модели различных изобретений, воссозданных по проектам Леонардо да Винчи. Это было очень интересно рассматривать, меня потряс его велосипед, это было очень интересно. В Санкт-Петербурге представлены две картины Леонардо да Винчи "Мадонна Литта" и "Мадонна Бенуа".А вообще только 15 работ известны на сегодня законченными, много работ погибло ,так как Леонардо постоянно с красками экспериментировал,а это не всегда
 давало положительный результат.
   Ну, а здесь, в Милане , каждый турист пойдёт посмотреть его «Тайную вечерю» в Санта Марию Делле Грация, в ней он добился почти объёмного изображения. Но, излишки экспериментов привели работу в ужасное состояние. Её уже через 60 лет после написания реставрировали много раз, чтобы сохранить эту роспись. Заказал её правитель, герцог Милана Людовико Мария Сфорца. Писал Леонардо три года и мучительно подыскивал натурщиков, так как никогда не писал без натуры. Особенно долго искал натурщика для образа Иуды. Использовал новшества с красками, это не была фреска, строго говоря. Более 500 лет — это произведение вызывает огромный интерес и хранит много тайн. Многие туристы приезжают сюда, чтобы взглянуть на этот шедевр. Оно было написано для трапезной доминиканского монастыря. Здесь представлен сюжет последнего ужина Христа, где он скажет о предательстве и не только. Я это написала так :
ИРОНИЯ СУДЬБЫ. ЛЕОНАРДО
 
Стоит в Милане Монастырь Доминиканский
Санта Мария дела Грация …так вот,
Там в трапезной с пятнадцатого века
Фреска известная столетия живёт.
А разговор о "Тайной вЕчере" пойдёт.
Можно назвать ещё «Last dinner»-

Шедевр свой Леонардо начинал писать,
Его творил умело и красиво.
О! Сколько сил ему придётся прилагать!
Затраты оправдались, это видно было.

В мученьях создавал свою работу
Чудесный результат все будут созерцать.
Была привычка у него одна при этом :
С натуры все портреты будет он писать.

А без натуры не писал он никогда!
Вот в этом -то была его беда!
Не все художники «грешили» в этом.
Бывало без натуры создавали все портреты.

Подолгу, тщательно натуру подбирал,
Чтобы шедевр создать, - годами их искал,
Пока не находил тот образ, нужный, свой.
Знал точно, что не подойдёт другой!
***
Вот " Тайны вЕчери" предстали предо мной -
Последний ужин... все за стол уж сели.
Почти  все здесь: Христос, апостолы - друзья,
Кроме Луки, он не был иудеем,
Не принимал участие в застолье, может зря.

Мария Магдалина рядом с ним.
Мне кажется, что он её любил.
Он всех любил в тот вечер
И был немного грустен и беспечен.

В тот вечер, разливая красное вино,
Как кровь, которая вот - вот прольётся,
Он знал уже, что совершится зло...
И Леонардо это в образе отметил .

Когда об Евхаристии рассказывал друзьям,
То знал, что за столом сидит предатель
Глядит ему в глаза, как друг, и более,
Как брат...Никто не знает этого ещё...
А тот предаст, и сам не будет рад.

Всё на лице его, как в зеркале мы видим.
Деяния друзей... – всё он предвидел.
И о предательстве услышим тот рассказ.
А поцелуй – не знак любви на этот раз
Измены знак, Иуды...
И трижды отречётся верный Петр.
Потом путь на Голгофу...

Кто за ним пойдёт ?
Вот Гефсиманский сад,
Моление о чаше...
Он знал всё, знал, и видел всё...
Кто вместе с ним пойдёт,
А кто предаст, продаст,
И Веронику ту, что плат подаст,
Чтоб пот и кровь стереть с лица
.От страшного венца .

Кто оттолкнёт его от стены дома, без сожаления,
Видя, как он, Иисус устал, и как страдает.
И Вечным Жидом станет на века,
Покой уж никогда он не узнает.
Всё прочитаем на лице его :
Слаб человек, - всё это объясняет.
***
Великий Леонардо владел кистью совершенно !
Так утонченно написал Христа и верно!
Взгляд с нежной грустью на друзей
И лик становится светлее и светлей...
Сквозит в нем кротость и прощение.
Трагедия...и свет - которым нет конца,
Есть только Воскрешение...

Средь певчих в храме разыскал натурщика того,
С которого писать собрался он Иисуса:
Тот в хоре пел, как Ангел! Голос - Высоко!
Небесным голосом привлёк внимание его.
Божественный услышал голос Леонардо
И сердце закатилось у него. Он подошёл,
Увидел ангельские в юноше черты,
Они его пленили, обрадовался он 
И тут же все решил:         
               "ИМ – будешь ты, отныне! "
***
Сказал и отошёл, - так выбрал Ангела тогда,
И пригласил его позировать для образа Христа.
За это деньги заплатил большие.
Решений не менял он никогда.
"Он заслужил, так как послужит миру и искусству!
Небесная в нём не напрасна ж красота!"

Обрадовался тот и согласился,
А Леонардо его быстро написал.
Божественным тот лик он создал!
Как будто сам Господь ему тут помогал.
А заодно путь пролагал свой к звёздам.
 
Но, вскоре встало всё, работа не пошла.
Причина в образе Иуды лишь была:
Не мог Иуды подобрать он прототип умело,
Три года фреска образ тот ждала.
По всей Италии натурщика искал, свой идеал...
Где только он не побывал,
Чтоб образ подлого создать предателя Иуды...
Да, сделать это было очень трудно.

По кабакам, трущобам и «на дне»,
Искал среди отвергнутых и падших,
И по ночлежкам по ночам бродил
Среди воров, разбойников ужасных,
Но нужного он всё не находил. 
Нет, даже средь воров, грабителей, убийц -
Никак не мог найти он нужных лиц.

Ему чего - то в лицах не хватало:
Всего там было много, или мало.
Мера нужна во всем....И, наконец !
Однажды ночью, в грязной сточной яме
У трактира увидел свой он идеал!
И обомлел...Вот он! Давно его искал!
Тот -  будто бы из Ада встал.

Из Преисподней, уж наверняка,
Увидел пьяного гулёну - мужика.
Исчадие Ада, это точно!
Картинка  была - ещё та !
От его тела - ядовитый смрад...

Отвратный облик – кто тут будет рад?
Увидеть мерзость в рваном одеянии,
Он еле шевелил мозгами...
Лицо оплывшее от пьЯни,
Не чёсан, в рыжих клочьях голова,
В грязи весь, в отвратительной проказе.
Вот, о таких и шла молва,
Кто изрыгал потоки грязи.
И не лицо - свиное рыло...
Да, именно, всё так и было.
Для Леонардо - то, что надо!
Находка! Это он искал!
Ну, наконец, нашёл и вот - НАГРАДА!

Обрадовался Леонардо...
Верно говорят, что - каждому своё!
И был своей находке очень рад,
Что фреску он закончит, наконец!
Нашёл натуру, поискам конец !
Он подождал, когда придёт тот в норму
И пригласил к себе позировать Иуду.

Тот, хоть и пьян был, цену заломил дай Боже!
( На то он и Иуда, на него похоже!)
И Леонардо согласился, ему он нужен тоже.
Тот пробурчал, чуть шевеля губами,
И тихо прохрипел про то, что уж однажды
Позировал ему, когда - то.

- Меня вы не узнали?
- Постой, дай вспомнить. Нет! Не узнаЮ.
- Когда же это было? Нет, не помню.
- Кого же я с тебя писал тогда?
–Спросил его Великий Леонардо,
  Его совсем художник не узнал.
-  Так, этого, ... Иисуса - тихо тот сказал.
07.11.2013
Леонардо всегда тщательно подыскивал натуру, знал, что хочет. Собирал на улицах натурщиков в разных местах, и всегда писал с натуры. Считают, что рядом с Христом слева находится Иоанн, любимый ученик Христа, но существует и другое мнение,- что это Мария Магдалина, и здесь заложена загадка Леонардо, которую раскрывает Дэн Браун в "Код Да Винчи".
  Лука не входил в 12 апостолов Христа, входил в его более широкий круг друзей и последователей - их было (70, 72) и не отмечал шабат, так как был не иудей, а это была пятница. 15 минут- это ничто! Поэтому я решила продолжить свои размышления, выйдя на просторы Милана и побродить, так как Леонардо не отпускал от себя. Тут я вспомнила интересную картину Жан -Огюст-Доминик Энгра, он написал сцену- Франциск I у смертного одра Леонардо. Он теряет друга и великого творца, Франциск его очень любил. Вот поэтому вы не найдёте его могилу ни в Милане, ни в Генуе, ни во Флоренции. Его могила находится в роскошном замке Амбуаз на берегу Луары во Франции. Это красивейшее место.
    Мне нужно было какое- то завершение с Леонардо, и я решала куда двинуться. Возможно, стоит попробовать очень вкусное итальянское мороженное- джелато. Я его люблю, или лучше бокал приятного вина с историей. Он не отпускал, и я решила пойти посидеть в ресторанчик, а по пути, конечно, не забыть зайти в галерею Vittorio Emanyel ll, где стоит очередь, чтобы загадать заветное желание, и трижды повернуться на гениталиях быка на полу в левой части галереи. Её вы найдете по толпе народа. Все жаждут исполнения желаний. Вообще, эти манипуляции с быком я встречала во многих городах Италии - Турине, Неаполе и вот в Милане. Бык у них всегда в почёте.
     Итак, после посещения «Тайной вечери», я отправилась в ресторанчик, где хотелось посидеть, подумать, всё "разложить по полочкам", и поесть. Леонардо шёл рядом.  Давно усвоила, что обедать нужно в Тратториях, где едят итальянцы. Там всегда вкусно, по-домашнему и обстановка приятная, а главное цена - "в рамках прекрасного" тоже. Днём туда попасть можно с 12-15.00, вечером с 19- 21, или до 22,00, а перед этим, если душа потянет в бар, то можно с 18-20- вкусить аперитив перед ужином. Итальянцы ни в чём себе не отказывают, и обязательно стараются принять аперитив для куража с друзьями, встречаются, чтобы обсудить последние новости. Самое вкусное для итальянцев еда - это паста! И баста! За 6-10 евро, вы утолите голод и выпьете вина. Порции очень большие, иногда мы брали одно блюдо на двоих, и наедались вполне. Пока я рассматривала винную карту, залезла в сумочку и увидела свои духи "Арабеск",- это была мне подсказка, что выбрать!
   Вспомнила, что есть хорошее вино «Арабеск», которое я ещё не пробовала, но слышала о нём одну историю, и дизайн этикетки делала правнучка Джоконды - Натали! Вот и продолжение.
 Да, Натали Строцци, а ещё есть её сестра Ирина. Недавно были найдены документы, доказывающие, что Наталья и Ирина последние потомки Лизы Герардини, они в 15 поколении наследницы той самой жены Франческо дель Джокондо. Согласно Вазари - благородная дама позировала самому Леонардо да Винчи. Они утверждают, вслед за своей бабушкой, что в списках семьи значились два портрета, которые он писал с Лизы, но один исчез.
   Их родина Тоскана, Флоренция, и это их любимое место, хотя любят и Францию, так как в крови есть часть французской от деда, а главное - часть русской от бабушки Натальи, в честь её и назвали княжну. Россию они тоже очень любят. Они с детства говорили на русском языке, знали все русские народные сказки наизусть, бабушка вселила в них и кусочек русской любознательной души, что и привело Наталью на сцену. Она сама решила, что посвятит себя балету. Бесконечные бабушкины подруги, интересные встречи, воспоминания, рассказы о России, подогревали интерес у девочек к нашей стране, и это дало свои результаты.
   Это не могло пройти бесследно, поэтому Наталья отправилась в Россию учиться балету, а куда же ещё? Ведь всем известно, что даже "в области балета, мы впереди планеты всей". А Ирина менеджер, много работает в области виноделия и экскурсий. Они с сестрой ездят по миру, и везде представляют прекрасные вина из их поместья. Вина с их виноградников имеют особый вкус, чуть с горчинкой, из-за сортов винограда, и его любят во многих странах. Его поставляют и в нашу страну. Плюс тут ещё такая история рода в сопровождение к вину, это нравится многим.
  Производится вино - белое и красное. На моё счастье оно было в этом ресторанчике, и я с удовольствием пригубила его, вспоминая ту самую Джоконду. На этой этикетке должны быть два лебедя- белый и чёрный в честь балета «Лебединое озеро» Чайковского, который так любит Наталья, - это было красиво сделано.
    Наталья с 13 лет уехала из дома учиться в Россию, окончила Академию Русского Балета имени Вагановой, которую сейчас возглавляет Николай Цискаридзе.
   Она занималась с Нуриевым и Плисецкой, затем танцевала на сцене Мариинского театра несколько лет, написала книгу своих воспоминаний, и на этом поставила точку в балетной карьере. Теперь она актриса театра во Флоренции, но, часто водит экскурсии по своим виноградникам и вилле. Карьера балерин очень короткая, к сорока годам уже на пенсию. А вековые традиции рода требуют внимания и продолжения, это надёжней. Их никто не отменял, надо поддерживать и развивать.
   Этот семейный бизнес они развивают уже более 1000 лет. Их вино пили многие великие люди - Данте, Петрарка, Боккаччо, Медичи, Микеланджело, Аннунцио, Папы Римские, Феллини, Мазина и многие другие, кто и сейчас приезжают в поместье к ним в гости- Валерий Гергиев, принц Чарльз, знаменитые актёры и музыканты, художники и бизнесмены. Делаешь глоток вина- и тут же вспоминаешь, что и Данте его пил…рядом его представляешь и всех великих творцов Возрождения, и Мону Лизу ощущаешь, вот уже разыгрывается история в твоей фантазии. Вино с историей…
     Вспомнилось моё первое свидание с Лизой Герардини в Лувре. Это было очень давно, когда "железный занавес" раздвинули, и мы, первые русские туристы, ринулись к мечте. Ах! Париж! Лувр! Версаль! - святые для нас места и слова, как и вся французская литература и искусство.
  Тогда мы, затаив дыхание подходили к Джоконде и рассматривали этот портрет через толстое пуленепробиваемое стекло в Лувре, двое из стражи музея стояли рядом для охраны. А сколько было разных версий о ней! Даже я читала у Фрейда интересные исследования по поводу её, там всё через "либидо" и комплекс "Электры" были обобщения, говорящие что это его мать. В чём её загадка? Кто стоит за этим лицом?
   Некоторые считают, что это лицо беременной женщины, ведь это всегда видно в глазах, что что-то меняется и что-то зарождается невидимое, новая жизнь, чудо! Кто - то писал, что в этом портрете художник изобразил себя, кто-то- мать, а японцы даже вычислили голос Джоконды. Он никогда не расставался с этой картиной, всюду её возил с собой, как возлюбленную.
 Он только губы Лизы писал 12 лет, добиваясь совершенства и её улыбки. Столько я слышала о ней легенд, о её загадочной улыбке. Его техника "сфумато"- т.е. "дымка" всех завораживает до сих пор. Может, это оптический эффект?  Все черты в дымке растворяются, смягчаются, то приближаются, то удаляются, границы исчезают. Непостижимый эффект живых глаз и лица. Глаза Моны Лизы всегда смотрят на вас, когда вы перемещаетесь - берёт след за вами.Этот приём был известен ещё в Древнем Египте, даже в фаюмских портретах это прослеживается. Мазки настолько крошечные, что такие даже не сделаешь тонкой кистью. Чем, и как он писал её? Неизвестно. А её очаровательная, загадочная "мерцающая" улыбка до сих пор тайна.
  Он очень медленно работал и очень тонкой кисточкой- тоньше одного волоса. Это была какая-то магия. Мог часами стоять и смотреть на работу, а потом сделать один мазок. За всю свою жизнь примерно написал 200 -250 работ. И некоторые так и остались незаконченными. Темп не увеличивал, никуда не спешил. Знали все, что работает очень медленно. Писал её четыре года, но по многим свидетельствам писал намного дольше и постоянно возвращался к ней, не закончил и взял с собой во Францию, где он и находился во дворце Франциска I, который его очень любил и ценил. Около 17 лет  работал над ней.
Работал три года на службе короля главным инженером по развлечениям, вносил всевозможные новшества в дворцовые праздники при короле, строил загадочные сооружения. Почти ничего не писал, только три работы, одной из которых, по разным источникам, была Мона Лиза. Через три года у него отказала рука, затем уже не мог двигаться без помощи, и вскоре умер на руках Франциска I,  2 мая 1519 года, который восхищался талантом старца( ему было 67 лет).
   Наталья считает, что слишком много легенд вокруг этой Джоконды, и всё преувеличено. У Леонардо есть и более значительные работы, чем эта. Я согласна с ней. Это не самое гениальное произведение Леонардо, и о ней мало, что известно особенного. «У нас в роду и без неё есть чем гордиться, хотя её писал сам Леонардо!»-говорит она.
 Мне очень нравится его работа - Дама с горностаем.
 Лиза прожила 63 года. На самом деле она была просто прекрасной женщиной, её страстно любил муж, торговец шёлком и редкими тканями, она была его третьей женой, родила шестерых детей. Я видела дом во Флоренции, где она жила со своей семьёй и вышла замуж совсем молодой в 15 лет.
 Этот княжеский род Строцци всегда враждовал с другим известным родом - Медичи. Наталья об этом жизнерадостно говорит, но оружием не бряцает. Время войн ушло. 
   Девочки любят Россию, так как частичка русской крови от бабушки Натальи, обладательницы очень красивого голоса- сопрано с красивой колоратурой, делает своё дело. Её голосом восхищались многие и Мария Каллас, и Галина Вишневская, видимо бабушкины гены привели и Наталью на сцену.
   Место, где они живут всей семьёй и занимаются виноделием, называется Сан Джиминьяно с 13 века. Если вы захотите попробовать их вино, то возьмите Верначча или Санджовезе. При вилле есть музей, где вас с удовольствием примут и сделают экскурсию. Здесь любят общаться с русскими. При желании можно заказать любой праздник, свадьбы, юбилеи, пати, вечеринки и все будут довольны. Так что можно попасть на аристократическую виллу и даже можно заказать пообедать там.
   Обе сестры очень любят русскую кухню и сами прекрасно готовят её блюда. Вот где сказались бабушкины гены тоже. Нет ничего лучше наших русских бабушек! Их песен и сказок! А их блинчики с икрой и пельмени!Пирожки с картошкой! Селёдочка под шубой! Да и салат «Оливье» от Люсьена Оливье! Он поделился с русскими этим рецептом и похоронен в Москве на Введенском кладбище.
   Этот старинный род, в котором было много Римских Пап, кардиналов, и Лиза Герардини – имеют достойное продолжение. Девочки уже с шести лет знали шесть иностранных языков, потому что в доме всегда много разных гостей из разных стран. Языки осваивались сами собой.
 Княжны очень приятны в общении, обаятельны, очень скромные, никогда не кичатся своими титулами и родословной, очень трудолюбивы, работают не покладая рук, ведь они сами себя должны обеспечивать. Они имеют русское гражданство, сам В.В. Путин подарил им его. А ещё, они являются обладательницами прекрасной улыбки, куда более приятной, чем у их родственницы Моны Лизы.
 Нет, я Лизу люблю, но всегда рассматривая её лицо без бровей, думаю, что зря брили раньше брови, эта мода кватроченто мне не очень нравилась, но все считали красивым выбритые брови и лоб, подчёркивающим ум человека.
 Вот у праправнучек они красивые без этой процедуры, и ещё украшают девушек. Вы замечали это на портретах тех времён? Такие были каноны красоты.
    Ещё, я никогда не забуду один день, я гуляла в Париже на улице Риволи много лет назад в 1971г, и впервые на асфальте увидела рисунок Джоконды, сделанный мелками, превосходно выполненный! Это был образец уличного искусства Арт-Стрита, мадоннари. Чаще всего раньше рисовали христианские сюжеты из Библии и Мадонну - матерь Божью. Поэтому и искусство уличной росписи стали называть "мадоннари", в переводе с итальянского языка- "художник, рисующий Мадонну".
 Картине уже больше 400 лет. А до этого, я в Лувре её созерцала и сравнивала их про себя. Для меня это было тогда потрясением. Как? На асфальте и такая красота! А вдруг дождь или машина, моющая дороги проедет. Что тогда? Как мне хотелось её защитить, укрыть от исчезновения. - "Прощай, Мона Лиза! - сказала я ей, береги себя," и мы поехали дальше.
 Да такую с асфальта не украдёшь, как дерзко другую украли из Лувра 21 августа 1911г. Под подозрение тогда попали Пабло Пикассо, Гийом Аполлинер, произошло громкое хищение "Моны Лизы". Она была похищена работником Лувра Винченцо Перуджей. Предполагают, что он хотел её вернуть на историческую родину. Ну, а кто бы не захотел? Благородное желание.
 Через два года она нашлась в Италии, и после триумфальных выставок по итальянским городам вернулась в Лувр с грандиозным успехом. В годы Второй мировой войны её прятали от фашистов в замке Шамбор, как и многие картины из Лувра. Как выяснилось потом, у Гитлера была идея фикс- создание «самого огромного музея в мире» в Линце. Свою коллекцию собирал и Гиммлер, большой любитель искусства. Да, многие в то время обратились к древнему виду разделения труда "собирательству," в нашем понимании грабежу.
Для этого Адольф Гитлер организовал целую кампанию по собирательству музейных ценностей со всех музеев подопечных территорий в специальные запасники, собирали из частных коллекций дворцов и замков аристократии, опустошали всё- забирали всё, что возможно, прихватывая украшения из золота, серебра, фарфора и хрусталя. Туда попала и знаменитая работа «Адель» Климта, и многие другие шедевры. Многие отметили, что жена Гиммлера носила золотой браслет Адели... с полотна Климта. Ну, почему же нет? Победителей не судят. Была организована для этого комиссия под руководством немецкого знатока искусства Ганса Поссе. Что бы уж не промахнуться с шедеврами, брать, так наверняка.
 Сидя в этом ресторанчике, я пила вино и рылась в своей памяти, думая о прекрасных шедеврах, которые до сих пор волнуют души людей. Какой интересный был художник и скульптор, инженер, учёный и психолог Леонардо! Как много он открытий сделал, а сколько тайн зашифровал в свои работы. Самый загадочный художник ,левша. Как интересен его метод концентрации, где он давал советы, как победить то или иное состояние души и тела. Я давно взяла его на вооружение. «Устал-рисуй цветы. Злой - рисуй линии, отчаялся – рисуй дороги. Болит – лепи. Грустно - рисуй радугу. Возмущаешься - рви бумагу на мелкие кусочки, важно вспомнить - рисуй лабиринты. Хочешь понять свои чувства- рисуй автопортрет. Вот этим так увлекался Рембрандт, создал более ста автопортретов. Разочарован- сделай копию картины. Надо быстро восстановить силы - рисуй пейзаж. Важно сконцентрироваться на мыслях — рисуй точками. Для поиска оптимального выхода из ситуации — рисуй волны и круги. Чувствуешь, что «застрял» и надо двигаться дальше — рисуй спирали. Хочешь сконцентрироваться на цели — рисуй сетки и мишени. Важно сконцентрироваться на мыслях — рисуй точками.» Это. действует лучше любой консультации у психолога. Сколько раз я рисовала радугу, волны или любимую спираль.
    Я сидела и думала о его "Тайной вечере", о Моне Лизе, и Дэне Брауне, о всех, кого коснулся гений великого Леонардо. Я мысленно подняла тост за всех моих незримых гидов, которые водили меня по прекрасным местам, и дарили воспоминания дорогие моему сердцу. Чин- Чин! Леонардо!
 Кстати, когда будете рассматривать глаза Моны Лизы, то вспомните, что в правом глазу Леонардо выцарапал свои инициалы"LV",а в левом пока расшифровать не удалось  "CE" и 72.Правда понадобиться микроскоп. Мы ещё все долго будем разгадывать его загадки. Время у вечности есть, возьмём с кумира пример и не будем торопиться. До следующего свидания, Леонардо! Кстати, почему у всех присутствующих на последнем ужине в Вашей картине, Вы не изобразили нимбов? Они простые смертные? Это тоже загадка Ваша, дорогой Леонардо, и никто не знает почему?
 Прощаясь с вами, вспоминаю слова В. Набокова: "И поперёк листа полупустого моё перо, как чёрная стрела, и недописанное слово..."
до новых встреч, дорогой читатель!
07.04.2020
 Последняя редакция 05.12.24.


Рецензии
"в 1971г? "
как вы туда попали в 1971? я 1й раз лишь в 2001.посл - в 2019
как потрясающе интересно

Нина Тур   12.12.2024 16:28     Заявить о нарушении
Это только занавес подняли...на нас смотрели как на диковинку.От вопросов я просто шалела.Про медведей и одежду,еду.Я всё описала. Нас рассматривали как инфузорию туфельку под микроскопом.Следовали по всей Франции от Парижа и до Марселя, заезжая всюду, мы и в БОЖОЛЕ замке были,где делают это вино...моё любимое .Целый месяц! такого я больше не помню, потом много раз была во Франции, много там друзей было, многих уж нет. А память- как вчера словно всё было и всё помню.Я была тогда студентка универа.Меня наградили за общественную деятельность я самая молодая в группе была,комсомолка, все коммунисты.Все следили,чтобы французы меня не украли. Ох,смешно даже.Почитай у меня о Париже, Марселе и тд. Много было интересных встреч.

Ольга Сергеева -Саркисова   13.12.2024 00:00   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.