60 Культура поздней Республики и ранней Империи

Надеждой высшей дух мой возносится,
Хочу я верить, — боги позволили, —
   Что будут звуки этих песен
      Некогда слышны в безвестных странах.
                (Валерий Брюсов. "Ода в духе Горация")


- Схолий, неужели римляне принесли в культуру что-то значительное? Они же просто всё передёрнули у греков!
- Всё, да не всё. Например, все цивилизованные страны создают законодательство на основе римского права. А наш календарь? Он же в своей основе - римский, а не греческий, начиная с  самого слова "календарь" - по первым дням каждого месяца, календам. А новые формы в архитектуре - арка, например?
- Но в поэзии или скульптуре они не создали ничего своего.
- Ты ошибаешься, Андрей. Жанр сатиры появился у греков, но римляне сделали его более выразительным. И в изобразительном искусстве есть много свежего и оригинального. А сколько ещё слов пришло в русский язык из латыни!
- Форум, трибуна, сенат, триумф...
- А ещё - аквариум, гуманный, лекция, директор, партия, патриот, да и цивилизация! А сам латинский язык? Он до сих пор остаётся международным языком медицины и биологии!

1. "Золотой век" римской культуры.
  Древние римляне любили называть тот или иной исторический период "золотым веком". "Золотой век" в культуре Рима оказался между "золотым веком"Республики и "золотым веком" Империи(II в.н.э.) - в периоде смены форм правления, переворотов, диктатур и гражданских войн и сразу после их окончания - при Августе. Очевидно, бурная общественная активность способствовала культурному подъёму. В это время римляне стараются уже не только усвоить эллинское влияние, но создать на его основе что-то оригинальное.
Вопрос: Сколько примерно лет продолжался наивысший подъём римской культуры?
  Конечно, условия развития науки, литературы, искусства в Риме тех времён имели свои особенности - оно зависело от подачек нобилитета, покровительства правителей. Нарицательным стало имя семьи Меценатов - богачей, собиравших в I в.н.э. у себя в доме цвет учёных и талантливых людей.
Вопрос: В каком значении в новое время употребляется слово "меценат"?
2. Технические достижения римлян.
  В I веке н.э. римляне полностью усвоили технические новшества эллинистического мира и продолжили их усовершенствование. В городах Италии и провинциях создавалась сложная система водопроводов, доставляющих воду по спускам из чистых ручьёв и речек окрестных гор. Под жёлобом-водоводом строились высокие стены и мосты через реки и дороги.
  Римские мосты строились на основе соединения полукруглых арочных пролётов. Арки и здания с их применением строились и на городских улицах. Со времён Августа вместо временных триумфальных ворот стали строиться мраморные триумфальные арки с полуколоннами-пилястрами и изображениями богов.
  Вопросы: В чём преимущество арочного моста перед понтонным или мостом с вертикальным опорами? Почему арка использовалась для возведения парадных сооружений?
  Архитекторы и инженеры Рима научились комбинировать строительство из кирпича и мрамора,  облицовывая мраморными плитами кирпичные основы.Для большей прочности кирпичи заливали бетоном - смесью песка и мелкого камня и извести. Техника строительства различных зданий была обоснована в труде архитектора времён Августа Витрувия, который не потерял своего значения до наших дней.
  Позднее, в I-II веках нашей эры,  в Риме получили распространение здания,  увенчанным куполом, пришедшим на смену ступенчатой крыше.
  Тысячи рабов проложили во все концы римских владений дороги, мощёные кирпичом.  Римские дороги и мосты сохранились до наших дней во многих странах.
Вопрос: О чём это говорит?
3. Литература конца Республики.
  В первые десятилетия I века до н.э. в Риме появилось немало лирических поэтов - авторов элегий, любовных посланий и злободневных политических стихов. Среди них современники и потомки наиболее выделяли Катулла. Поэт прославился стихами, обращёнными к своей возлюбленной - знатной даме Клодии, называемой им на греческий манер Лесбия, то благосклонной к нему, то равнодушной и обманчивой. В образно отточенных стихах Катулл резко нападает на многих современников - участников борьбы за власть и различных политических интриг.
Вопрос: Попробуйте установить, кому из греческих поэтов мог подражать Катулл.
  Катулл прожил очень мало, как и Лукреций Кар - автор большой поэмы "О природе вещей", занимающей особое место в римской литературе. В красочных образных стихах (впервые применив в латинском языке гексаметры)Лукреций изложил учение о природе и человеке Эпикура, взгляды которого он разделял. Поэт и мыслитель впервые разделили историю человечества на каменный, бронзовый и железный век и отказался от представления о древнейшая прошлом как о сказочном "золотом веке". Лукреций ведёт последовательный рассказ о том, как люди овладели огнём,  изобрели различные орудия труда, придумали легенды и мифы о богах, боялись природы из-за незнания её законов. Отдельные главы поэмы посвящены небесным явлениям,  живой природе, физическому развитию человека. Недооценённая современниками, поэма удивляет современного читателя точной научной картиной мира.
Вопрос: Как вы думаете, что позволило Лукрецию написать токе произведение?
4. Литература "века Августа".
  В 30-ых годах I века до н.э. в доме Мецената встретились наиболее известные и талантливые поэты нового поколения, среди которых выделялись Вергилий и Гораций. Сам Меценат сделал немало, чтобы приблизить ко двору Октавиана Вергилия - незнатного  выходца с севера Италии и Горация - бывшего республиканца, сражавшегося в войсках Брута и Кассия.
  "Я пел пастбища, поля, вождей". В этой эпитафии - посмертной надписи на гробнице Публия Вергилия Марона (70-19 г.г. до н.э.) кратко обозначено содержание его трёх поэм. Первые две - "Буколики" и "Георгики" посвящены природе Италии и её пастухам и землевладельцам. Но особую славу Вергилию принесла "Энеида". Поэма писалась как переключать с Гомером с целью создать римский литературный эпос о переселении в Лаций троянского героя Энея - предка Ромула и даже Юлия Цезаря и Октавиана Августа. По греческим источникам в начале "Энеиды"рассказано о падении Трои и спасении из горящего города Энея со ставим отцом Анхизом и маленьким сыном Асканием. Об этом повествует сам Эней царю латинов. По пути на Тибра он пережил немало приключений и опасностей,  Встретившись и со Сциллой и Харибдой, и с сиренами. Описаны путешествие Энея в загробный мир и его щит,  на котором изображены дела его потомков (в том числе и битва при Акции и триумф Октавиана).
Вопросы: Установите, каким эпизода поэм Гомера конкретно подражает Вергилий. Как в "Энеиде" использованы старинные мифы для "связи с современностью"?
  Квинт Гораций Флакк(65-8  г.г. до н.э.) в молодости писал гневные сатиры, обращенные к участникам гражданских войн:
Куда, куда вы валите, преступные,
Мечи в безумье выхватив?!
Неужто мало и полей, и волн морских
Залито кровью римскою...
Ни львы, ни волки так нигде не злобствуют,
Враждуя лишь с другим зверьем!
Ослепли вы? Влечет вас всех неистовство?
Иль чей-то грех? Ответствуйте!
  Воцарение Августа, установившего в Риме мир, Гораций также прославлял, посвящая принцепсу оды.
Во всей вселенной, солнце какой бы край
Ни озарило, ты - величайший вождь...
  Самое известное стихотворение Горация - "Памятник". Оно посвящено посмертной славе поэта. Самые известные навеян ныне Гоацием "Памятники" написали в русской поэзии Г.Р.Державин и А.С,Пушкин.
Вопрос: Где зародились часто используемые в Риме жанры сатиры и оды? Чем похожи и чем не похожи оды Горация на греческие?
  Август покровительствовал поэтам, но лишь тогда, когда они его устраивали. Примером может быть судьба третьего великого стихотворца "века Августа" - Публия Овидия Назона (43 г.до н.э. - 18 г. н.э.). Овидий - автор многих произведений: поэм "Метаморфозы"("Превращения") - о превращениях в природе, мифологии и истории; "Фасты" - о римских календарных традициях и праздниках;  различных стихов и поэм на тему любви. В конце правления Августа Овидий был неожиданно сослан в городок Том на Чёрном море (ныне - Констанца в Румынии). Возможно,  причиной ссылки стали слишком смелые по отношению к римскому законодательству стихи или подозрение в причастности поэта к кружку критиков императора. Овидий так и умер в ссылке, прислав оттуда в Рим проникновенные "Печальные элегии".
Задание: Сосчитайте,  сколько лет прожили Вергилий, Гораций и Овидий.
  Видные писатели жили в Риме и в последующие десятилетия ранней Империи. Среди них - Лукан, автор исторической поэмы "Фарсалиада", прославлявшей ушедшие идеалы республики (был погублен Нероном), Ювенала - создатель бытовых сатир, Марциал - мастер эпиграммы, короткого смешного стихотворения в чей-либо адрес.
5. Учёные труды.
  I век до н.э. - начало нашей эры дали в Риме многих выдающихся учёных. Грек Страбон и испанец Помпоний Мела написали обобщающие труды по географии известных им стран. В "Естественной истории" Плиний Старший исследовал мир природы. Плиний широко использовал наблюдения и опыты с живыми организмами и веществами. Учёный погиб в августе 79 г.н.э. при извержении вулкана Везувий, наблюдая за грозной стихией.
Вопрос: О чём говорит такой факт: Плинию Старшему принадлежала в Риме одна из крупнейших библиотек, в которой в основном находились произведения греческих авторов?
  Историки Рима времён "золотого века" культуры по-настоящему создали жанр биографии исторического деятеля, которая писалась на основе различных письменных источников и устных преданий. Классика биографической прозы стали Светоний, автор жизнеописаний "двенадцати цезарей" от Юлия Цезаря до Домициана и грек Плутон,  автор "Сравнительных жизнеописаний" знаменитых греков и римлян. При Августе многотомную "Римскую историю" написал Тит Ливий. Труды Апписнам и Саллюстия повествуют о времени гражданских войн,  а Корнелия Тацита - о начале империи. Среди других авторов Тацит выделяется особой критичностью по отношению к источникам и красотой языка. Многие образованные люди нового времени узнавали о произволе Тиберия или жестокостью Нероне по его "Анналам"(анналы - изначально:"записи по годам").
6. Изобразительное искусство.
  Со времени Цезаря и Августа в Риме появились парадные статуи императоров, уподоблявшихся богам. Так, Август, бывший на самом деле болезненным и хилым, изображался в образе могучего Юпитера. Но наряду с этим существовал глубокий и точный скульптурный и живописный портрет. Среди различных римских бюстов мы видим изображения умудрённого старика, заносчивого юноши, представителей провинций - галла, нумидийца, сирийца. В это время охотно изображали детей - например, мальчика, играющего с гусем. На живописном портрете из погибшего при извержении Везувия города Помпей мы видим образованную женщину, пишущую на дощечке стихи. В восточных провинциях империи погребальный портрет стал заменять мумию.

На полях:

               Из поэмы Лукреция "О природе вещей"
Я не таю от себя, как это туманно, но острый
В сердце глубоко мне тирс вонзила надежда на славу
И одновременно грудь напоила мне сладкою страстью
К Музам, которой теперь вдохновляемый, с бодрою мыслью
По бездорожным полям Пиэрид я иду, по которым
Раньше ничья не ступала нога. Мне отрадно устами
К свежим припасть родникам и отрадно чело мне украсить
Чудным венком из цветов, доселе неведомых, коим
Прежде меня никому не венчали голову Музы.
Ибо, во-первых, учу я великому знанью, стараясь
Дух человека извлечь из тесных тенёт суеверий,
А во-вторых, излагаю туманный предмет совершенно
Ясным стихом, усладив его Муз обаянием всюду.

           Описание бури из поэмы Вергилия "Энеида"
  (Юнона насылает бурю на море, по которому плывут корабли Энея)
             Тучи нежданные вдруг исторгают и день и свод неба
             Тевкров из глаз; и на море ночь черная опочивает.
             Полюсы загрохотали, эфир частым пламенем блещет,
             Неизбежную мужам вокруг представляет все гибель...
                ...Аквилоном порыв завывавший
             Спереди парус срывает и взводень возносит к светилам;
             Ломятся весла; потом он корму обращает и волнам
             Бок подставляет; вслед грудой отвесная встала гора вод.
             Те на вершине волненья висят; этим вал, разверзаясь,
             Дно между волнами кажет; кипит на песках бушеванье.

                Гораций. "Памятник"
Создал памятник я, бронзы литой прочней,
Царственных пирамид выше поднявшийся.
Ни снедающий дождь, ни Аквилон лихой
Не разрушат его, не сокрушит и ряд
Нескончаемых лет — время бегущее.
Нет, не весь я умру, лучшая часть меня
Избежит похорон. Буду я вновь и вновь
Восхваляем, доколь по Капитолию
Жрец верховный ведет деву безмолвную.
Назван буду везде — там, где неистовый
Авфид ропщет, где Давн, скудный водой, царем
Был у грубых селян. Встав из ничтожества,
Первым я приобщил песню Эолии
К италийским стихам. Славой заслуженной,
Мельпомена, гордись и, благосклонная,
Ныне лаврами Дельф мне увенчай главу.
  Авфид - река в Апулии, на родине Горация. Давн - легендарный царь Апулии. Песня Эолии - греческая лирика малоазийского образца.

               Из поэтической автобиографии Овидия
Тот я, кто неко­гда был люб­ви пев­цом шалов­ли­вым.
Слу­шай, потом­ство, и знай, чьи ты чита­ешь сти­хи.
Город род­ной мой — Суль­мон, водой студе­ной обиль­ный,
Он в девя­но­ста все­го милях от Рима лежит.
Здесь я увидел свет (да будет вре­мя извест­но)
В год, когда кон­су­лов двух гибель настиг­ла в бою.
Важ­но это иль нет, но от дедов доста­лось мне зва­нье,
Не от Фор­ту­ны щед­рот всад­ни­ком сде­лал­ся я.
Не был пер­вен­цем я в семье: все­го на две­на­дцать
Меся­цев рань­ше меня стар­ший мой брат родил­ся...
Рано отда­ли нас в уче­нье; отцов­ской заботой
К луч­шим в Риме ходить ста­ли настав­ни­кам мы.
Брат, для сло­вес­ных боев и для фору­ма буд­то рож­ден­ный,
Был к крас­но­ре­чью все­гда скло­нен с маль­чи­ше­ских лет,
Мне же с дет­ства милей была небо­жи­те­лям служ­ба,
Муза к тру­ду сво­е­му душу украд­кой влек­ла...
Сами собою сло­ва сла­га­лись в мер­ные строч­ки,
Что ни пыта­юсь ска­зать — все полу­ча­ет­ся стих.
Год за годом меж тем про­хо­ди­ли шагом неслыш­ным,
Сле­дом за бра­том и я взрос­лую тогу надел.
Пур­пур с широ­кой кай­мой тогда оку­тал нам пле­чи,
Но оста­ва­лись вер­ны оба при­стра­стьям сво­им.
Умер мой брат, не дожив вто­ро­го деся­ти­ле­тья,
Я же лишил­ся с тех пор части себя само­го...
Знать­ся с поэта­ми стал я в ту пору и чтил их настоль­ко,
Что небо­жи­те­лем мне каж­дый казал­ся певец...
Слух мне одна­жды пле­нил на раз­ме­ры щед­рый Гора­ций —
Звон авзо­ний­ской стру­ны, строй без­упреч­ных сти­хов.
Мно­го писал я тогда, но все, в чем видел изъ­я­ны,
Отдал охот­но я сам на исправ­ле­нье огню.
Сжег перед ссыл­кой и то, что мог­ло бы понра­вить­ся людям,
В гне­ве на соб­ст­вен­ный дар страсть к сти­хотвор­ству про­кляв.

                Эпиграммы Марциала
Квинт в Таиду влюблён. В какую Таиду? В кривую.
Глаз у Таиды один. Квинт же на оба ослеп.

Друг, я взаймы попросил сто тысяч сестерциев дать мне.
Ты мне сказал:"Пустяки! Право, какой разговор?"
Справки наводишь теперь, колеблешься, медлишь неделю,
Мучишь себя и меня. Лучше уж, друг, откажи!


Рецензии