5 день - посещение предприятия по добыче золота

5 день 5 июля – посещение предприятия добывающего золото для Новой Швабии

          Сегодня мы едем смотреть, как добывается золото, - объявила Эмма, зайдя в обеденный зал. Это удивило группу.

          - И вы нам покажите, как у вас моют золото? – переспросил удивлённый Владимир Ильич.

          - Нет, у нас золото не моют, а добывают. А, как? Впрочем, вы всё это увидите своими глазами, - ответила девушка.

          В автобусе Эмма, впрочем, как и всегда, начала свой рассказ:

          - Российские полярники только в 2019 году сделали открытие, которое не на шутку взбудоражило весь ученый мир. Но особенно пристально за тем, как развивались события вокруг антарктической станции "Восток", следили ихтиологи, ювелиры и любители сказок.

          Когда ваши ученые сверлили скважину к озеру «Восток», поднимали на поверхность ледяные стержни и укладывали их в специальном строении. Когда их начали изучать, то оказалось что они достали сокровище. В прямом смысле: - практически золотые слитки. Когда ученые провели спектральный анализ льда и воды полярного озера, концентрация ионов золота в них оказалась почти 80%.

          "В одном только стержне ионов золота примерно столько же, сколько в слитке 700-й пробы, - докладывал тогда ваш руководитель центра прикладной химии Сергей Мухин. - Другое дело, что весь этот драгоценный металл находится в молекулярном состоянии, поэтому невооруженным взглядом его почти не видно".

          Кроме золота в пробах воды, взятой с глубины 4 тысячи метров, была обнаружена чешуйку неизвестной науке рыбы, - и при этом Эмма подняла пальчик вверх, – ваши учёные наконец-то определили, что антарктические озера обитаемы. Эта чешуя неизвестной рыбы была найдена в одном из ледяных кернов. Ученые неофициально называли ее золотой. Очевидно, вполне обоснованно. Золото, растворенное в воде, покрывало чешуйку тончайшим слоем. Как вы уже знаете, мы рыбу из подлёдных рек и озёр ловим и кушаем много десятков лет. Да, и сами вы уже неоднократно её кушали и оценили её неподражаемый вкус. Так что и в этом вопросе вы тоже не были первыми.

          Теперь о золоте. Мы, новошвабцы, уже давно добываем золота столько, сколько нам необходимо. Избыток золота в мире может повлиять на его цену, и оно может просто обесцениться, и тогда мы понесём огромные убытки. Здесь, как и с алмазами, и снефтью. Если их добывать слишком много, а это возможно, то цена алмазов может упасть до стоимости стекла, поэтому существуют ограничения по их добыче и переработке.

          За миллиарды лет, воды, которые прошли сквозь Землю, вымыли из неё миллионы тонн золота. Это золото растворилось в воде на молекулярном уровне. Диффузия - школьный курс химии. От внешнего мира озеро Восток полностью закрыто слоем льда почти в 4 километра толщиной. Поэтому за прошедшие годы золото никуда не делось. Оно находится как в сейфе, по счастливой для вас случайности, ровно под российской антарктической станцией "Восток".

          До открытия золота в кернах, они хранились в обыкновенном сарае. Теперь это крепость с сокровищами. Их запас окупает и 30 лет буровых работ, и дальнейшие антарктические исследования. Для охраны нескольких тонн золотоносного льда в 2019 году на станцию "Восток" была переброшена вневедомственная охрана ФГУП "Росгосметео". Это была уникальная операция. Охрану туда перебрасывали тогда, когда Антарктида была «закрыта», в полярную зиму и жесточайшие погодные условия.

          «Антарктида не принадлежит ни одному государству, это территория науки, но уже сейчас ряд стран обозначил свою позицию: добиться допуска к богатствам, найденным российскими учеными. Естественно, нами уже наложено вето», - сообщил тогда официальный представитель России в Антарктическом союзе Андрей Кравченко. И вот уже почти полвека идёт «подковёрная» борьба между странами по дележу территории Антарктиды между странами.

          А наши учёные уже давно подсчитали, что в Мировом океане растворено миллиарды тонн различных веществ, все элементы, известные в земной коре. Только Гольфстрим переносит в секунду 3 миллиона тонн различных солей. В далеком прошлом соль получали из моря примерно так же, как и сегодня, — выпариванием. Применяя сложную технологию из морской воды мы извлекаем натрий, калий, хлор, серебро, магний, кальций, бром, литий.

          - А золото что не извлекаете, а как же тогда вы его добываете? - не удержался и прервал экскурсовода Сибирский.

          - А вот насчет золота…- скрестив руки на груди и задумавшись, произнесла Эмма, - судя по всему, в мировом океане растворено свыше 10 миллионов тонн золота и 4 миллиарда тонн урана.

          Сама природа подсказала технологию извлечения из морей и океанов полезных минералов. Она извлекает их, если так можно сказать, при помощи сорбентов: ламинарии, например, концентрируют йод и алюминий; радиолярии – стронций; моллюски – никель; омары и мидии – кобальт; осьминоги – медь; медузы – цинк, олово и свинец; голотурии – ванадий; некоторые виды оболочечников — тантал и ниобий. Япония дано уже отказалась от импорта ванадия так как стала получать его из моря, используя, асцидий. Интересно?

          Когда автобус остановился, наши герои увидели над рекой мост, а на мосту здание. С моста в реку было опущено какое-то сооружение напоминающее барьер для пропуска рыбы.
 
          - Это и есть станция по улавливанию золота из реки, которая вытекает из недр Земли. Основную реку Шваба мы для этого не используем, так как там ходят наши катера, там иногда появляются монстры, которые могут разрушить наши постройки. Там же мы добываем рыбу для питания новошвабцев, а станция будет мешать этому процессу. А кроме того наши учёные доказали что здесь на речке «Золотой» процент растворённого золота намного выше.

          Правда, время сорбентов прошло, и сейчас мы используем более простой метод – метод электролиза. Тем более что энергии у нас для этого достаточно. Эту идею, добывать золото путем электролиза, впервые предложили Брин-Кер и Грей почти сто лет назад. Они предложили пропускать морскую воду между противоположно заряженными электродами, несущими соответствующий потенциал. Но сами эту идею в практике осуществить не смогли.

          Когда группа зашла в помещение, Эмма продолжила:

          - В предложенной установке катод изготовлен из серебра или меди, а анод — из угольного или другого электродного материала. Для полноты улавливания золота, они рекомендовали катод покрывать ртутью, способствующей аккумуляции золота. Периодически золотосодержащую пленку ртути снимать с катода и обрабатывали общепринятыми методами. По утверждению этих исследователей, этот способ можно было применять для извлечения из морской воды не только золота, но также меди и серебра.

          Наши ученые доработали этот проект и стали добывать золото без использования ядовитой ртути, а для сбора золота стали использовать пластмассовые формы. Так что за два, три дня у нас форма-слиток золота готов.

          Наши туристы наблюдали, как всего два человека извлекают из воды устройство и из этого устройства вываливается слиток золота, который один из рабочих взял в руки и положил кирпичом на груду таких же слитков.

          Сибирского поразила простота извлечения золота из воды. Он, профессор, много проехал по Сибири, видел своими глазами труд золотодобытчиков, а здесь почти без всякого труда всего два человека добывают золото сотнями тонн.

          - Скажите, но ведь вы только что сказали, что в воде находятся сотни разных элементов, а почему же вы привлекаете в свои сети только золото?

          - Почему только золото. Мы здесь добывает и золото, и серебро, и платину и еще десятка два разных элемента. А почему эти разные элементы идут у нас на разные уловители, так это как на рыбалке: на червя идет окунь, на макуху – сазан, на живца – щука. Удельный вес всех металлов разный, вот и мы на разные уловители даём разное напряжение с разной частотной гребёнкой.

          Профессор всё понял. Этому человеку не надо было объяснять дальше. Он закивал головой и затерялся в общей массе туристов.

          Группа была поражена способом добычи золота и других металлов в Новой Швабии, и не только способом добычи, но и количеством этого золота, которое в Новой Швабии уже не было дорогим и редким и как строительный кирпич хранилось не в сейфах, а в кучах под сводами тоннеля.

          По пути в гостиницу в автобусе стояла мрачная, гнетущая тишина, и только супруги Шаровы о чём-то шушукались на заднем сидении автобуса


Рецензии