Экскурсия

      Эта история, в которой я затрону два интересных аспекта, происходила довольно давно,  где-то в конце семидесятых, начало восьмидесятых годах,  плохо помню, но, эту экскурсию я запомнила хорошо. Так какие же два  аспекта, о которых я хотела написать это:
1-е  люди в замкнутом пространстве,  и
2-е чувства, возникающие при посещении героических мест происходивших во время Великой Отечественной  войны. Во многом это моё субъективное мнение.
Уже не помню, кто предложил поехать нам на эту экскурсию Минск-Хатынь-Брест, но мы все загорелись этой идеей  и, несмотря на то, что она была не дешевой, по тем временам, при заработной плате в 110 рублей, она стоила 60 рублей, мы решили, едем.  И впоследствии никогда об этом не пожалела.
     Экскурсия была организована на поезде, и мы тёплой своей компанией  забронировали себе купе. Мечтали, как весело и здорово мы проведём время все вместе. И, действительно, принесли с собой еды всякой вкусной, коньяку. Сначала было всё очень хорошо. Выпили, закусили, расслабились и рассказывали кто что. Так прошёл первый день.
        На второй день мы прибыли в столицу Белоруссии – Минск.
Нас посадили в автобус и повезли по городу. Я с удовольствием рассматривала из окна дома, парки,  тогда ещё строящийся огромный стадион. Затем нас повезли в новые районы города. Меня тогда удивило то, что фасадная сторона домов была чистой и опрятной, на балконах не было видно ни белья, не тазиков и прочей утвари. Оказалось, что местные власти запрещали на внешней стороне  домов захламлять лоджии и балконы, дабы не портить внешний вид улиц.  А на крышах двух домов была видна зеленая травка, что-то вроде оазиса - место отдыха жильцов.  Нам тогда говорили, что это эксперимент. Дома были не похожи друг на друга, как в Москве, и не выглядели, близнецами, которые строили тогда в крупных городах.  Правильно, это же был экспериментальный район. Не знаю, как сейчас он выглядит. Хотелось бы посмотреть.
      Затем нас привезли в Хатынь. Откровенно говоря, я надеялась увидеть нечто большее, чем увидела.  Там были построенные мемориалы, и от тех времён не осталось практически ничего.  Правда, меня тогда поразило то, что такую судьбу в Белоруссии повторили 62 деревни (если я не ошибаюсь). У  стелы, где выбиты были имена погибших, на высоком постаменте росла берёзка, и меня почему-то очень это тронуло. Она была совсем молодая, её листочки шелестели, будто стоны погибших здесь  людей, а ветви, словно протянутые руки,  умоляющие  о помощи.  Я долго стояла в каком-то забытье. Пытаясь представить, что здесь происходило. Но мало, что напоминало мне об этих ужасах. Вместо разрушенных домов и обгорелых печей, стояли на месте каждого дома имитация их с колоколами.
Представить себе сложно, что же здесь тогда творилось. Крик женщин, детей, стариков сгорающих заживо в огне.
      После посещения Хатыни нас завезли в трикотажный и обувной  магазины, а потом в  минский универмаг. Надо отметить, что товары в ту пору в Минске были очень качественные, а самое главное, что меня поразило, так это дисциплинированность покупателей.  Наше посещение было почти в конце рабочего дня, и мы галопом пронеслись по отделам универмага. Вдруг,  слышу голос: “Дорогие покупатели, заканчивайте свои покупки, мы через пятнадцать минут закрываемся”. И, действительно ровно через пятнадцать минут все уже, в том числе и я с продавцами спускалась по лестнице к выходу.
       С покупками и под  впечатлением увиденного,  мы вернулись в своё купе. И тут одна из нас начала каким-то, как мне показалось, неискренним голосом восклицать, какое же это горе и как она переживает за этих людей, которые погибли в Хатыне. Неискренним мне показалось потому, что она говорила о своих чувствах, играя на публику. Это после беготни-то по магазинам.  Мы тогда долго чего-то доказывали друг другу, и,  в конце концов, поссорились.  Над нами повисло тяжёлое молчание.  В дальнейшем мы все  начали цепляться друг к другу по всяким пустякам,  раздражались, и мирная поначалу жизнь стала всем в тягость.
Легли спать, а утром прибыли в Брест.  Нас, как и в прошлый раз посадили в автобус и повезли в город.  Совсем немного погуляв по городу, мы направились в Брестскую крепость. Экскурсовод нам постоянно рассказывал о событиях, которые происходили во время войны. Как всех людей города согнали в подвал вокзала и залили водой. Жутко было себе представить это. Брест – это город, который первым принял удар немецкой карательной армии. Шли жуткие бои. Ни  на жизнь, а на смерть.  А когда мы попали на территорию Брестской крепости, то увидели сохранившиеся до наших времён руины домов,  испещрённые пулями. На меня это произвело особое впечатление. Одно дело, когда ты слышишь об этом, и совсем другое дело, когда ты находишься непосредственно на этом месте,  и видишь всё воочию.  Эти стены, речку, куда под страхом смерти выходили наши бойцы за тем, чтобы в каске принести воды.
Прикоснуться к  живому,  теперь уже памятнику войны, дорогого стоит. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
     Меня это тронуло больше всего.  То,  что построено после руками человека в память о войне, во мне вызывает совсем иные чувства.  Я не могу сказать, что  все памятники, погибшим,  меня не трогают, просто это только воспоминание и дань нашим предкам, а не та частица уцелевшего прошлого. Да и не дай Бог сохранить то,  о чём,  воевавшие солдаты,  не могут  говорить, но и даже вспоминать не хотят. Уж слишком это болезненно. Если я обидела кого-то своими словами, пусть меня простят за это. Любая могила, где захоронены наши воины, для меня является святым местом, куда стоит, приходит с  почестью. Постоять с печалью и благодарностью  нашим солдатам, которые лежат в этих могилах.
  Так закончилась наша экскурсия, и мы направились в свой поезд,  в своё купе. В ночь наш поезд уносил нас в Москву.   
 На пятый день мы вернулись и разъехались по своим домам. А потом опять встретились, но уже на работе.  И  всё было  хорошо, как между нами и не было никаких ссор и недоразумений.
Вот так действует на людей замкнутое пространство. Правда, не всегда и не на всех, но это уже отдельная история.
      Чувства людей в отношение к памяти  прошлого  у всех     разное, и, наверное,  мне не стоило бы тогда осуждать свою  коллегу по работе за ее высказывание, но что сделано, не вернуть. Мы потом с ней не раз встречались, обнимались и мило разговаривали.               
    Только теперь я могу объяснить, что с нами происходило.  Людей с разными аспектами на жизнь,  не стоит поселять вместе на продолжительное время, а особенно в замкнутом пространстве. Образуется отрицательная энергетика, а выход её в пространство негативный.
Но если с обоюдными взглядами, то тогда реакция, во всяком случае, должна быть позитивной.


Рецензии