Почему рай не станет адом

Для того чтобы понять откуда, такое название и к чему оно вообще, сначала нужно понять, хотя бы вкратце, довольно популярный эксперимент, проводившийся в 70-х годах и названный «Вселенная-25» или «Как рай стал адом». Далее краткое описание эксперимента:

«Американский ученый-этолог Джон Кэлхун провел ряд удивительных экспериментов в 60–70-х годах двадцатого века. В качестве подопытных Кэлхун неизменно выбирал грызунов, хотя конечной целью исследований всегда было предсказание будущего для человеческого общества. Своими исследованиями Джон Кэлхун приобрел определенную известность в 60-е годы, так как многие люди в западных странах, переживавших послевоенный бэби-бум, стали задумываться о том, как перенаселение повлияет на общественные институты и на каждого человека в частности.

Свой самый известный эксперимент, заставивший задуматься о будущем целое поколение, он провел в 1972 году совместно с Национальным институтом психического здоровья. Целью эксперимента «Вселенная-25» был анализ влияния плотности популяции на поведенческие паттерны грызунов. Кэлхун построил настоящий «рай» для мышей в условиях лаборатории. Был создан бак размерами два на два метра и высотой полтора метра, откуда подопытные не могли выбраться. Внутри бака поддерживалась постоянная комфортная для мышей температура (+20 °C), присутствовала в изобилии еда и вода, созданы многочисленные гнезда для самок. Каждую неделю бак очищался и поддерживался в постоянной чистоте, были предприняты все необходимые меры безопасности: исключалось появление в баке хищников или возникновение массовых инфекций.

Эксперимент стартовал с момента помещения внутрь бака четырех пар здоровых мышей, которым потребовалось совсем немного времени, чтобы освоиться, осознать, в какую мышиную сказку они попали, и начать ускоренно размножаться. Это была стадия экспоненциального роста численности популяции в баке в идеальных условиях, число мышей удваивалось каждые 55 дней. Начиная с 315 дня проведения эксперимента темп роста популяции значительно замедлился, теперь численность удваивалась каждые 145 дней. В этот момент в баке проживало около 600 мышей, сформировалась определенная иерархия и некая социальная жизнь. Стало физически меньше места, чем было ранее.

Появилась категория «отверженных», которых изгоняли в центр бака, они часто становились жертвами агрессии. Отличить группу «отверженных» можно было по искусанным хвостам, выдранной шерсти и следам крови на теле. Отверженные состояли, прежде всего, из молодых особей, не нашедших для себя социальной роли в мышиной иерархии. Проблема отсутствия подходящих социальных ролей была вызвана тем, что в идеальных условиях бака мыши жили долго, стареющие мыши не освобождали места для молодых грызунов. Поэтому часто агрессия была направлена на новые поколения особей, рождавшихся в баке.

Самки, готовящиеся к рождению, становились все более нервными, так как в результате роста пассивности среди самцов они становились менее защищенными от случайных атак. В итоге самки стали проявлять агрессию, часто драться, защищая потомство. Однако агрессия парадоксальным образом не была направлена только на окружающих, не меньшая агрессивность проявлялась по отношению к своим детям. Часто самки убивали своих детенышей и перебирались в верхние гнезда, становились агрессивными отшельниками и отказывались от размножения. В результате рождаемость значительно упала, а смертность молодняка достигла значительных уровней.

На следующей стадии появилась новая категории мышей, получившей название «красивые». К ним относили самцов, демонстрирующих нехарактерное для вида поведение, отказывающихся драться и бороться за самок и территорию, не проявляющих никакого желания спариваться, склонных к пассивному стилю жизни. «Красивые» только ели, пили, спали и очищали свою шкурку, избегая конфликтов и выполнения любых социальных функций. Также исследователя поразило отсутствие желания у «красивых» спариваться и размножаться, среди последней волны рождений в баке «красивые» и самки-одиночки, отказывающиеся размножаться и убегающие в верхние гнезда бака, стали большинством.

Средний возраст мыши в последней стадии существования мышиного рая составил 776 дней, что на 200 дней превышает верхнюю границу репродуктивного возраста. Смертность молодняка составила 100%, количество беременностей было незначительным, а вскоре составило 0. Вымирающие мыши практиковали гомосексуализм, девиантное и необъяснимо агрессивное поведение в условиях избытка жизненно необходимых ресурсов. Процветал каннибализм при одновременном изобилии пищи, самки отказывались воспитывать детенышей и убивали их. Мыши стремительно вымирали, на 1780 день после начала эксперимента умер последний обитатель «мышиного рая»».

Сам по себе эксперимент интересный, однако, как мне кажется выводы о том, что если людей поместить в подобный «рай», с ними будет происходить нечто подобное, не совсем верны.

Во-первых, даже для самих мышей, созданная атмосфера раем не была, так как их поместили пусть и в комфортные, но не естественные условия, не предназначенные природой для мышей. Оказавшись в неестественно благоприятной среде, мыши, в конце концов, начинают вести себя неестественно.

Во-вторых, люди не есть мыши, и мыши не есть люди, поэтому эксперименты поставленные на мышах и выводы сделанные в результате, применять к людям, не стоит.

В-третьих, рай – это не то место где, достаточно воды, еды и безопасно. Хотя кто-то и назовёт это «земным раем», однако ни один человек не будет по-настоящему счастлив, даже если он сыт, одет и в безопасности – этого просто недостаточно. У человека гораздо больше внутренних потребностей, которые необходимо осуществить, для того, чтобы быть счастливым. Даже, только в соответствии с пирамидой потребностей по Маслоу, человеку кроме физиологических потребностей (еда, вода, кров, сон) и потребности в безопасности (личная безопасность, здоровье и стабильность), необходимы потребности в принадлежности (любовь, дружба, общение), потребности в признании (уважение окружающих и самооценка) и потребности в самовыражении (личное самосовершенствование и персональное развитие). Если же брать божественную концепцию рая, то Бог предполагал для человека осуществление Трёх Благословений (любовь к Богу и саморазвитие, любовь к ближнему, любовь к окружающему миру).

В-четвёртых, в данном эксперименте подразумевается, что рай – это место где есть комфортные условия, и нет лишнего напряга. Однако, это не рай, это скорее разновидность ада. Рай – это место, где люди живут по принципу Трёх Благословений. Любовь к Богу подразумевает соблюдение Его заповедей, что означает, что описанные выше отклонения от нормы в человеческом рае в принципе невозможны. Саморазвитие подразумевает единство души и тела, что означает – здоровое тело и здоровый дух. В раю это выразилось бы через спорт, всевозможные хобби, творческую деятельность. В раю ни один человек не стал бы сидеть без дела, перед телевизором, даже если бы финансов на жизнь хватало, творческая энергия заставляла бы творить, исследовать, узнавать новое. Любовь к ближнему, подразумевает обоюдную заботу друг от друге, не было бы отверженных, не было бы ненужных. Любовь к природе означала бы не только экологичный технический прогресс, но и исследование океана на Земле, исследование Солнечной Системы, исследование галактики «Млечный Путь», исследование галактики «Туманность Андромеды», исследование Вселенной и везде нужно было бы строить, создавать, придумывать и трудиться.

Получается, что эксперимент Кэлхуна, был направлен не на то, чтобы показать, что рай невозможен и нечего к нему стремиться, а на то, что люди, живущие в аду, попав в комфортные условия жизни, могут легко расслабиться и начать всё больше и больше отстаивать свои права, постепенно деградируя. Рай – это место, где все заботятся друг о друге и сообща разрешают возникающие кризисы и проблемы. А ад – это место, где каждый заботится о себе и старается выжить любой ценой. Если людей из ада поместить в комфортные условия, когда не нужно работать, не нужно беспокоиться о безопасности и других физиологических потребностях, некоторые из них действительно могут совершенно расслабиться и деградировать, что, в общем-то возможно и под чрезмерным давлением обстоятельств. Если же людей из рая поместить в комфортные условия, они найдут, чем заняться и будут сохранять здоровым тело и душу. Под давлением же обстоятельств, люди из рая, ещё больше укрепляют свои отношения с Богом и свою любовь к другим людям.

И хотя стоит с большим уважением отнестись к выводам Джона Кэлхуна, так как мы живём не в идеальном мире, и комфортные условия жизни далеко не всегда идут современному человечеству на пользу, всё же нам стоит сфокусироваться на том, чтобы постепенно становится жителями рая, как на Земле, так и на Небе.

Цитаты:

«Ад и рай в небесах», - утверждают ханджи.
Я в себя заглянул, убедился во лжи:
Ад и рай – не круги в садах мирозданья,
Ад и рай – это две половинки души».
Омар Хайям

«Для рая не нужны постники, не нужны хозяйственники, не нужны опытные и умные, не нужные искусные, не нужны священники, не нужны монахи, а нужны просто добрые люди…»
Монах Симеон Афонский


Рецензии
Очень интересные выводы. Спасибо. "А ад – это место, где каждый заботится о себе и старается выжить любой ценой" это четкое описание конечной станции нашего пути, если посмотреть по сторонам. Я согласен с Вами, что идеальные условия существования, даже без минимальных усилий для самообеспечения, приведут к полной деградации. Еще раз спасибо. Получил большое удовольствие от прочтения.

Виктор Гусев 3   25.12.2020 16:48     Заявить о нарушении
Спасибо за комментарий!

Свой Среди Своих Олег Кузьмин   28.12.2020 16:27   Заявить о нарушении