История в лицах

Язык мой друг. Иду и ищу. И нахожу.
Вышла на прогулку чтобы только  услышать «Хей», это так приятно, как будто ты свой, ведь отвечаешь и улыбаешься в ответ. Если кто не говорит при встрече это значит и плохо знает,  что надо делать!
Вот сейчас на прогулке  у озера от бегающих, тут многие бегают, отделилась фигура и ко мне. Такая стройная блондинка с повязкой и её «Хей» мягко прозвучало с акцентом(!) Обняла, я не успела опомниться. -Я вас видела вчера -говорит. Ваше жёлтое пальто необычное, у шведов не принято выделяться, вы - туристка? Нет, - говорю, приехала по приглашению - Сегодня борщ вот варила и гуляю, заслужила.
Мы разговорились, история питерской преподавательницы по филологии потрясна своей необычностью.
- Не как у всех - сказала моя новая знакомая. Брёр, её близкий друг, одинокий профессор из столицы был её другом долгие годы, но так и не решился для союза. Она уже долго не говорила по - русски, хотя мне бы сейчас лучше английского собеседника. И вдруг начала мне рассказывать, рассказывать, почувствовала слушателя. И я открыв рот слушала эту шведскую сказку. Зачем она мне, потом мне всё равно никто не поверит!
Однажды он повёз её в этот курортный городок и познакомил с мамой  Беатой!  - Вот видите, эти красные домики как для гномов - в одном мы живём, Беата редко приезжает, она не понимает как нам можно не мчаться в Стокгольм, а тут и так хорошо и ещё  познакомились с  очень образованным пастором, мы часто пьём кофе у него в том доме, показала она на виллу, на которую я любовалась уже не первый день на своих прогулках к озеру. Два человека в Швеции это уже круг, а три и четыре это  компания, многолюдье.
-И я не понимаю как так получается, у меня уже другая еда, два раза в день сытно и достаточно. Я перестала докапываться до истин, и проявлять Slavonic emotion, эмоции славянские, изматывающие поиски корней и оценок всего, что встречается на пути. Я стала интересна самой себе, потому что Брёр заботлив и энергичен. Он сказал, что отец оставил ему и Беате хорошую финансовую подушку ( она так сказала). Он преподаёт в Университете, a я теперь не работаю, фрилансер языковой, занятой и успешный. И ещё участвую в местном клубе. Там богатые шведки очень активны.
Мы с ней посидели в кафе и вот что мы обсуждали.  Я только не спросила о будущем и детях, для этого наверное мало одной встречи, да и решено это всё, наверное. Всё тут только по правилам (читай по закону), даже будущее!
И чисто дамский набор, университетский. Чтобы вам было понятно, финны называют шведов Ruotsi — и, по одной из самых убедительных версий, отсюда происходят слова «Русь», «русский». Таким образом, это самое значительное «шведское» (на самом деле финское) заимствование в русском языке. Как по-шведски будет «стул»? Правильно - стул (пишется по - шведски « stol») - самое яркое шведское заимствование.
Я узнала, что «Mys»— это и свойство места, и всё, что проходит в уютной обстановке, мы сейчас и пребывали в этом состоянии! В Швеции говорят, например, «устроить себе пятничный мюс» — то есть провести вечер пятницы в домашней обстановке, со вкусной едой, фильмами или еще чем-то приятным, и обязательно зажечь свечи. Много свечей дома — очень характерная особенность шведского уюта. В маленьких городах и деревнях не принято вешать занавеси на окна, поэтому горящие на подоконнике свечи видно и с улицы — не заблудишься в метель.
Любовь шведов к уюту понятна и нам: это северный народ ценит тепло и чтит гостя и понимает что такое гостеприимство. В  древности отказать гостю зимой значило обречь его на гибель. О долге хозяина перед гостем говорится и в «Старшей Эдде», в которой бог Один перечисляет «правила жизни» эпохи викингов.
Однако шведы проявляют гостеприимство не совсем так, как мы: швед может специально позвать в гости даже малознакомого человека, но друзьями они не станут.
Мы договорились пойти в местный музей, поглазеть на деревянное готическое окно тринадцатого века, найденное в раскопках городка. Эффект сказки таким образом не пропадал, музей только добавил славянских предметов-экспонатов, я не ожидала здесь их увидеть. Всё было нереально, как в сказке, вместо дорогого гида( а цена рассказиков про Стокгольм доходит до 40 и даже 100 евро), но эта встреча как будто  была подготовлена, у вас так разве не бывает?


Рецензии