американская трагедия

              Пролог

" Они восстали на меня в день бедствия моего, но Господь мне был опорою"
"Он простёр руку с высоты, и взял меня,и извлёк меня из вод многих"
"Избавил меня от врага моего сильного и от ненавидящих меня , которые были сильнее меня".
" Он вывел меня на пространное место и избавил меня; Ибо Он благоволит ко мне".

Клайд, все это слова, обращённые к вам.Они приходят мне на ум здесь в беседе с вами, словно кто - то шёпотом подсказывает мне их. Я лишь рупор ,доносящий эти слова , сказанные непосредственно для вас.Спросите же совета у собственного сердца. Обратитесь из тьмы к свету. Разобьём оковы горя и уныния; разгоним тень и мрак. Вы согрешили.Господь может простить вас и простит. Покайтесь.

Из разговора Данкена Мак - Милана , священнослужителя, с утратившим веру в иллюзорную мечту , Клайдом Гриффитсом.

                Глава первая

Я не мог достучаться до авторских почерков , стилистик и направлений , с давнего - давнего времени. Я бил кулаками , крошил пальцы в кровь , ревел искалеченным зверем, но познать истинные и здравые рассуждения Теодора Драйзера не мог. Возможно я глуп, как неучтивая скотина, пробывшая без еды и воды в пустыне . Возможно серое вещество спеклось на солнышке и превратилось в омлет . Всё это возможно ! Возможно, конечно возможно! Ибо, как объяснить простую причину , терзавшую мою душу. Причина заключалась в непонятности. Неужели я настолько глуп, - спрашивал я себя, что не могу осилить " Дженни Герхардт". Почему, спаситель мой, почему работа Драйзера мне кажется откровенной попсой. На ум приходят странные сравнения, будто " Дженни" всего лишь " Доярка из Хацапетовки" - не больше.  О, муки! Господи, зачем ты возложил на меня ещё один труд автора? Ты знаешь, как тяжело мне рядом с ним находиться, но я прошёл весь путь. Я прочувствовал жизнь героя . Я понял его ошибки, хотя далось понимание с  трудом . Целый месяц я шёл к финалу в надежде узнать смысл " Американской трагедии". Много сил и энергии оставил в литературном походе, зная, что месяц скитаний не был пустым и не зримым. Увидел всё !


                Глава вторая

Изучая огромный фолиант пришёл к следующим выводам. Вспомните, старинные умы научных теорий заключали в своих эссе, что мир держится на  трёх китах. Я не понимаю древней дикости. Господи, дай мне успокоения и отними внешний раздражитель! Киты не могли держать мир никак, как такое приходило в голову учёным аборигенам ?Господь Бог создал наш мир , его он и держит, потому Вседержитель. Киты не могли держать, потому не стояли на месте. Двигались по волнам. Что же выходило? Наш зелёный шар от того большей частью в воде, потому - что его окунают в волны киты ? Бред какой - то. Всё равно ,что теория Дарвина , который утверждал, что человек произошёл от обезьяны. Абсурд! Как могли выдумать такое господа учённые?

Ох, ты! Сошёл с пути истинного. Всего лишь хотел сказать : Если древние учённые заявляли о трёх китах, то роман Драйзера делится на три книги. Первую книгу , в твёрдой памяти и здравом уме находясь, можно назвать " Первые шаги Клайда к мечте. Выход из зоны доступа родителей".

Не захотелось, видите - ли, этому юнцу жить в мире с Богом. Захотелось денешек и на одно место приключений. Иллюзии у него загорелись . Братец, братец, рождённый ползать - летать не может! Ходил бы с родителями( хорошие люди, верующие) , восхвалял бы Господа. Нет, грехов подавай . Жизнь в разврате! Ну и что ему дало? Ничего не дало. Жизнь ткнула ( извините за грубость) мордой в песок. Смотри, не ходи от батьки с маманькой, одни несчастья на твоём пути. Не послушался , бросил Бога и пошёл завоёвывать мир . Захотелось быть богатым . Сходил бы к гадалке, раскинули бы картишки Таро, увидел бы , что кроме горя ничего нет в будущем. А если бы шёл с родителем да с Господом было бы счастье!

Книгу вторую посчитал лучшим трудом Драйзера . " Преступление на почве страсти" - такое название определил бы сочинению. В кратце буду излагать, а то и меня могут сократить за флуд вышестоящие инстанции. Что я буду  делать тогда? Господь не допустит, не лишит меня здравого смысла и до дней последних будет питать хлебом насущным.

Во второй книге наш юный герой подрос . Устроился по блату на завод к богатому дядюшке. Пошёл в карьерный рост. В принципе, я думаю, мог бы из него выйти человечишко, пусть ненастоящий, немного картонный, но а кто в нашем мире не подвластен обществу. Грех, да. Понятно, что Сатана создал деньги и заставил ползать христиан в грязи, но ведь Господь финансовую сторону не отменил. Так что выходит... О , господи! Не мне судить о высших материях, лучше продолжу рассказ о картонном Клайде, который хотел быть живым ( по - своему).

Встретил он девочку , вместе работали. Роберта, кажется. Соблазнил , немного поиграл в чувства и решил бросить . Ради богатенькой девочки  Сондры! Деньги, власть, и влюбился, как последний романтик. Сондра - вертихвостка со стажем ( хотя и она потом начала питать кой- какие чувства к воздыхателю) затянула паренька в свои сети. Бесстыжая! А Роберта одна осталась. Оказалось беременной ! Выхода нет, надо греховодника Клайда в папы записывать, иначе позор ей и бесчестие. Она и попыталась.


Третья книгу я бы назвал " Наказания и последствия". Пару слов скажу , а то мне намекают, что текст мой на повесть смахивает , а не на сияющий отзыв.   Заключительное повествование вполне удалось Теодору, хотя финал смазал, героев упростил, а суд вывел в шаблонность. Многие действия и поступки не совершенны, похожи на детский сад, ей Богу! Трагедия без трагедии. Не буду говорить суть третьей книги, скажу, что там много юридического вмешательства в жизнь человека . Кто прав ? Кто виноват? Решаются человеческие вопросы. И в самом финале Драйзер затрагивает природу Господа Нашего! Задаётся вопросом о силе религии ! Насколько пастор свят? Насколько священник - простой человек?

                Глава третья

Роман дался мне не легко. На мой ( скромный) взгляд в повествовании много шаблонного, надуманного. Ни чем не закреплённые факты ведут к самообману. К примеру, суд выглядел пародийным больше , чем хотел быть . Автору надо было погрузиться в юриспруденцию, поспрашивать адвокатов и прокуроров о работе.

Персонажи выглядят не живыми. Ни Клайд, никто другой. Ни за кого, моя бессмертная душа, не переживала. Не сумел Теодор внести искру жизни в свой огромный труд. А он метил создать что - то по силе не уступающее работе Достоевского . Возьмём " Преступление и наказание" и " Братья Карамазовы" . Только русские авторы пишут жизнью, а американские -  шаблонами. Не все, но многие. Потому тяжело читать Драйзера, но легко погружаться в Достоевского.

Для среднего американца , всё таки думаю, произведение нужное.Рекомендую, от всего сердца, сей труд - почитателем  Драйзера и американскому народу ( желательно подросткам) . Ибо подросткам есть над чем задуматься!
И , господин Драйзер, зачем вы сделали труд таким огромным? Это ни к чему! Понимаю детализирование ! Но это детализирование ваше не больше , чем огромный очерк рядового журналиста. Страниц триста хватило бы сполна! Всё!

                Заключение ( вместо эпилога)

И ходил пеший путник по американским городам,отбирал произведения не классические , бросал в огонь . Взирал на кружащийся пепел. Его многие  спрашивали, какие труды предавал он  огню? Много авторов было перечислено , Драйзер поминался также. В успокоении раздавал Стейнбека , широко улыбался и гордо взирал в сторону солнца.

 р.10. 04.2020. р.


Рецензии