Таганка. Охота на слова

Слово в заголовке не имеет отношения ни к знаменитому району Москвы, ни к тюрьме, ни к театру, ни к популярной арестантской песне. Оно мне знакомо с тех пор, как я начал говорить. Таганку ставили на шесток только в тёплое время года, когда не надо топить печь или очаг, он у нас был огромный, как и сама печь, и вместе они занимали четверть нашей избы. На таганке варили суп, кипятили чай, разогревали молоко. А чтобы разжечь огонь, я должен был с маленькой корзиночкой пройти по улице и собрать щепочки. Особенно много их было после дождя, я приносил их домой и выкладывал на солнышко для просушки. На берегу обычно собирали срубы будущих домов, тогда щепок было очень много. А с другого края улицы можно набрать щепок, когда на сушку привозили брёвна под будущие столбы для электропроводки.

 В словаре Владимира Даля нет такого слова, но есть близкое к нему.

ТАГАН м. татарск. круглый или долгий железный обруч на ножках, под которым разводят огонь, ставя на него варево; треножник. || Крагштейн (трагштейн), железный гусек под печь верхнего жилья. Таганное варево часто продымляется. Толковый словарь живого великорусского языка

Таганка – это маленький треножник для «костра» на шестке печи.

Однажды тихим летним вечером, когда пруд словно замер, а собрались  и сидели мы на брёвнах  сруба, пели песни, читали стихи, рассказывали забавные истории, мечтали о будущем. Вот тогда кто-то из старших показал на горы, которые синели вдали,  и назвал их: Таганай, Круглица, Карабашка и Юрма. Я на них побывал уже взрослым, когда вместе с учениками участвовал в походе на вторую категорию, а готовясь к походу, я узнал, что Таганай и таганка – слова однокоренные.
В начале 70-х годов мы ходили просто на горы, вышли из автобуса в Карабаше и дошли через Юрму вдоль хребта Большой Таганай в Златоуст. В другой раз прошли через Таганай на Магнитку и Кусу. В 1991 году был образован  Национальный парк «Таганай».

Происхождение  название связывают с оронимом Таганай. Таганай с башкирского языка переводится как «подставка луны» (та;ан — «подставка, треножник» и ай — «луна»). Топонимист Г. Е. Корнилов считает, что слово «Таганай» восходит к башкирскому тыу;ан ай тау — «восходящей луны гора», «гора молодого месяца».

Для справки: Ороним (от греч. ;;;; «гора» + ;;;;; «имя, название») — собственное название любого объекта рельефа земной поверхности: как выпуклого (гора, горный хребет, холм), так и вогнутого (долина, овраг, впадина, ущелье, котлован).

Национальный парк расположен в западной части Челябинской области, в 130 км от областного центра и примыкает к границе Европы с Азией. В административном отношении это территория Златоустовского городского округа и Кусинского района. Территориальный центр парка -  город Златоуст.

Иногда на сайте «Одноклассники» я встречаю на снимках знакомые горы. Чаще всего это работы Алексея Нестеренко. Самое удивительное, что на одном из снимков я увидел дом, в котором я родился и жил до 1961 года. На другом  - дальнюю перспективу с Таганаем на дальнем плане, фотограф стоял  напротив окон моего родного дома.


Рецензии